Данная разработка урока соответствует УМК И.Н.Пономаревой, может быть использована на уроках биологии в 11 классе при изучении темы "Генетика". Тип урока - получение новых знаний. Н ауроке решаются следующие задачи: углубить знания о закономерностях наследственности; расширить представление о взаимодействии генов;продолжить формирование навыков составления схемы скрещивания; сформировать представление о системном характере генотипа. Урок предусматривает использование презентации. В разработке подромно рассмотрено решение нескольких генетических задач.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Взаимодействие генов"»
Тема урока: «Взаимодействие генов»
класс: 11
учитель биологии МОУ СОШ № 3 Кириченко Ирина Анатольевна
используемый УМК: И.Н.Пономарева
Цель урока:
изучить основные типы взаимодействия генов.
Задачи урока:
- углубить знания о закономерностях наследственности;
- расширить представление о взаимодействии генов;
- продолжить формирование навыков составления схемы скрещивания;
- сформировать представление о системном характере генотипа.
Средства обучения: мультимедийный комплекс, презентация «Взаимодействие генов», задачи по генетике – печатный раздаточный материал, 1С: Школа: Биология. 11 класс.
Ход урока.
Проверка знаний.
Тест по теме «Законы Менделя» - 5-7 мин. (приложение 3).
Изучение нового материала.
Объяснение с использованием презентации.
1. Актуализация знаний.
Генотип – система взаимодействующих между собой генов.
Взаимодействие аллельных генов:
Полное доминирование (слайд 2)
Неполное доминирование (слайд 3)
Кодоминирование (слайд 4)
2. Вопрос к классу: Как вы думаете, возможно ли взаимодействие неаллельных генов в генотипе организма? Как оно может проявляться?
3. Изучение нового материала.
Взаимодействие неаллельных генов:
Комплиментарность (слайд 5):
доминантные или рецессивные аллели обусловливают развитие нового, отличного от родительских вариантов, признака
пример 1 – наследование окраски цветков у душистого горошка:
Дано:
А – синтез пропигмента
а – отсутствие пропигмента
В – синтез фермента для превращения пропигиента в пигмент красного цвета
b – отсутствие фермента
Решение:
Р: AАbb Х aaВВ
белые белые
G: Ab aB
F1: AaBb
красные
пример 2 – наследование формы гребня у кур (слайд 6):
А_bb – розовидный гребень
аabb – листовидный гребень
aaB_ – гороховидный гребень
A_B_ – ореховидный гребень
полимерия (слайд 7):
степень развития одного и того же признака обусловлена влиянием целого ряда генов
пример 1 – окраска семян у пшеницы:
Дано:
А1 – красная окраска
а1 – белая окраска
А2– красная окраска
а2– белая окраска
Решение:
Р: А1А1А2 А2 Х а1 а1 а2 а2
красные белые
G: A1А2 а1 а2
F1: A1 а1А2 а2
бледно-красные
Вопрос к классу: Как вы думаете, какие признаки могут наследоваться подобным образом?
(количественные признаки - молочность, яйценоскость, масса с/х животных; пигментация кожи, вес, рост человека).
Плейотропия (слайд 8):
действие одного гена влияет на развитие нескольких признаков (модифицирующее действие гена).
Пример:
Доминантная мутация у человека вызывает синдром Марфана (длительный рост конечностей, «паучьи пальцы») и дефект хрусталика.
Эпистаз (слайд 9):
аллели одного гена подавляют проявление аллелей других генов
выделяют доминантный эпистаз (действие одного доминантного гена подавляется действием другого доминантного гена) и рецессивный эпистаз (рецессивные гены в гомозиготном состоянии подавляют действие генов из другой пары аллелей).
Пример1 – наследование окраски оперения у кур: (слайд 10)
При скрещивании растений тыквы с дисковидной формой плода в потомстве было получено 240 растений с дисковидной формой плода, 154 со сферической и 26 с удлиненной. Как определяется наследование формы плода у тыквы?
Решение:
240 : 154 : 26 = 9 : 6 : 1
Решение:
Р: AаВb Х АaВb
бдисковидные дисковидные
F1: A_B_ A_bb aaB_ aabb
дисковидные сферические удлиненные
(9) (3 + 3 = 6) (1)
Тип взаимодействия генов – комплиментарность.
Задача 2.
При скрещивании чистой линии собак коричневой масти с собаками из чистой белой линии все потомство оказалось белой масти. Во втором поколении гибридов получено 236 белых, 64 черных и 20 коричневых щенков. Как можно генетически объяснить эти результаты?