kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Взаимодействие генов"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка урока соответствует УМК И.Н.Пономаревой, может быть использована на уроках биологии в 11  классе при изучении темы "Генетика".  Тип урока - получение новых знаний. Н ауроке решаются следующие задачи: углубить знания о закономерностях наследственности; расширить представление о взаимодействии генов;продолжить формирование навыков составления схемы скрещивания; сформировать представление о системном характере генотипа. Урок предусматривает использование презентации. В разработке подромно рассмотрено решение нескольких генетических задач.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Взаимодействие генов"»

Тема урока: «Взаимодействие генов»

класс: 11

учитель биологии МОУ СОШ № 3 Кириченко Ирина Анатольевна

используемый УМК: И.Н.Пономарева

Цель урока:

изучить основные типы взаимодействия генов.

Задачи урока:

- углубить знания о закономерностях наследственности;

- расширить представление о взаимодействии генов;

- продолжить формирование навыков составления схемы скрещивания;

- сформировать представление о системном характере генотипа.

Средства обучения: мультимедийный комплекс, презентация «Взаимодействие генов», задачи по генетике – печатный раздаточный материал, 1С: Школа: Биология. 11 класс.

Ход урока.

  1. Проверка знаний.

Тест по теме «Законы Менделя» - 5-7 мин. (приложение 3).

  1. Изучение нового материала.

Объяснение с использованием презентации.

1. Актуализация знаний.

Генотип – система взаимодействующих между собой генов.

Взаимодействие аллельных генов:

  • Полное доминирование (слайд 2)

  • Неполное доминирование (слайд 3)

  • Кодоминирование (слайд 4)

2. Вопрос  к классу: Как вы думаете, возможно ли взаимодействие неаллельных генов в генотипе организма? Как оно может проявляться?

3. Изучение нового материала.

Взаимодействие неаллельных генов:

  • Комплиментарность (слайд 5):

    • доминантные или рецессивные аллели обусловливают развитие нового, отличного от родительских вариантов, признака

пример 1 – наследование окраски цветков у душистого горошка:

Дано:

А – синтез пропигмента

а – отсутствие пропигмента

В – синтез фермента для превращения пропигиента в пигмент красного цвета

b – отсутствие фермента

Решение:

Р: AАbb Х aaВВ

белые белые

G: Ab aB

F1: AaBb

красные


пример 2 – наследование формы гребня у кур (слайд 6):

А_bb – розовидный гребень

аabb – листовидный гребень

aaB_ – гороховидный гребень

A_B_ – ореховидный гребень

  • полимерия (слайд 7):

    • степень развития одного и того же признака обусловлена влиянием целого ряда генов

пример 1 – окраска семян у пшеницы:

Дано:

А1 – красная окраска

а1 – белая окраска

А2– красная окраска

а2– белая окраска


Решение:

Р: А1А1А2 А2 Х а1 а1 а2 а2

красные белые

G: A1А2 а1 а2

F1: A1 а1А2 а2

бледно-красные

Вопрос  к классу: Как вы думаете, какие признаки могут наследоваться подобным образом?

(количественные признаки - молочность, яйценоскость, масса с/х животных; пигментация кожи, вес, рост человека).

  • Плейотропия (слайд 8):

    • действие одного гена влияет на развитие нескольких признаков (модифицирующее действие гена).

Пример:

Доминантная мутация у человека вызывает синдром Марфана (длительный рост конечностей, «паучьи пальцы») и дефект хрусталика.

  • Эпистаз (слайд 9):

    • аллели одного гена подавляют проявление аллелей других генов

выделяют доминантный эпистаз (действие одного доминантного гена подавляется действием другого доминантного гена) и рецессивный эпистаз (рецессивные гены в гомозиготном состоянии подавляют действие генов из другой пары аллелей).

Пример1 – наследование окраски оперения у кур: (слайд 10)

Дано:

С – наличие пигмента

с – отсутствие пигмента

I – супрессор (ингибитор)

i – не является подавителем

Решение:

Р: CCII х ccii

белые белые

F1: CcIi

белые

F2: 9 С_I_; 3 c_I_ ; 1 c_i_ (белые); 3 C_i_ (окрашенные)

соотношение 13 : 3

III. Закрепление усвоения нового материала.

Решение задач (приложение 2).

Задача 1.

При скрещивании растений тыквы с дисковидной формой плода в потомстве было получено 240 растений с дисковидной формой плода, 154 со сферической и 26 с удлиненной. Как определяется наследование формы плода у тыквы?

Решение:

240 : 154 : 26 = 9 : 6 : 1

Решение:

Р: AаВb Х АaВb

бдисковидные дисковидные

F1: A_B_ A_bb aaB_ aabb

дисковидные сферические удлиненные

(9) (3 + 3 = 6) (1)

Тип взаимодействия генов – комплиментарность.


Задача 2.

При скрещивании чистой линии собак коричневой масти с собаками из чистой белой линии все потомство оказалось белой масти. Во втором поколении гибридов получено 236 белых, 64 черных и 20 коричневых щенков. Как можно генетически объяснить эти результаты?

Решение:

236 : 64 : 20 = 12 : 3 : 1

Тип взаимодействия генов – эпистаз.

С – черная окраска

с – коричневая окраска

I – супрессор (ингибитор)

i – не является подавителем

Р: CCII х ccii

белые коричневые

F1: CcIi

белые

F2: 9 С_I_; 3 c_I_ (белые); 3 C_i_ (черные); 1 c_i_ (коричневые)

  1. Домашнее задание. Стр. 48 - 52 (учебник Н.И. Пономаревой), вопрос 1 – 3, стр. 52, задача: Гибриды норок с коричневой окраской меха при скрещивании между собой дали 28 серых, 92 коричневых, 10 кремовых и 32 бежевых потомков. Каковы возможные фенотипы и генотипы исходных пород норок?

Источники информации.

1. Пономарева Н.И., Корнилова О.А., Лощилина Т.Е. Биология 11 класс.- М.: Вентана-Граф, 2007.

2. Общая биология. Программы 10 – 11 кл. под редакцией Пономаревой Н.И. - М.: Вентана-Граф, 2007.

3. Лемеза Н., Камлюк Л., Лисов Н. Биология в экзаменационных вопросах и ответах. – М.: Айрис-Пресс, 2003.

4. Каменский А.А. Биология. Пособие для подготовки к ЕГЭ. – М.: Экзамен, 2007.

5. Интернет – ресурсы:
http://www.college.ru/biology/
http://ru.wikipedia.org






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
"Взаимодействие генов"

Автор: Кириченко Ирина Анатольевна

Дата: 11.01.2016

Номер свидетельства: 275050

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(50) "Типы взаимодействия генов. "
    ["seo_title"] => string(29) "tipy-vzaimodieistviia-ghienov"
    ["file_id"] => string(6) "215586"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1432733433"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "Конспект урока по биологии на тему: Взаимодействие генов"
    ["seo_title"] => string(55) "konspiekturokapobiologhiinatiemuvzaimodieistviieghienov"
    ["file_id"] => string(6) "311797"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1459255546"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "Карточка-задание по теме «Взаимодействие генов», 10 класс"
    ["seo_title"] => string(55) "kartochka_zadanie_po_teme_vzaimodeistvie_genov_10_klass"
    ["file_id"] => string(6) "534779"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1578480958"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(198) "Конспект урока из цикла уроков по генетике "Взаимодействие генотипа и среды. Модификационная изменчивость.""
    ["seo_title"] => string(117) "konspiekt-uroka-iz-tsikla-urokov-po-ghienietikie-vzaimodieistviie-ghienotipa-i-sriedy-modifikatsionnaia-izmienchivost"
    ["file_id"] => string(6) "324543"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1462515024"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(73) "Конспект урока : " Взаимодействие генов" "
    ["seo_title"] => string(40) "konspiekt-uroka-vzaimodieistviie-ghienov"
    ["file_id"] => string(6) "102492"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402509045"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства