kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по биологии на тему: Взаимодействие генов

Нажмите, чтобы узнать подробности

Биология 10 класс                                                                                                    

Урок № 45 – 10

 

Тема: Взаимодействие генов

 

Учебно-воспитательные задачи:

  • Сформировать знания учащихся об особенностях взаимодействия генов,
  • Развивать системно-логическое мышление, умение сравнивать, анализировать.
  • Воспитывать взаимоуважение, самоконтроль.

 

Цель: добиться осмысленного понимания терминов эпистаз, полимерия;

Оборудование: интерактивная доска

Тип урока: комбинированный

Методы работы: сравнительно – аналитические

Ход работы:

 

I.Организационный момент:

- организация учащихся;

- психологический настрой.

 

II.Актуализация знаний:

- Какое значение имеют генетические карты?

- Генетические карты каких организмов составлены на данный момент?

- Чем объясняется теоретическое и практическое значение построения генетических карт организмов?

 

      III. Изучение новой темы:

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по биологии на тему: Взаимодействие генов»

Биология 10 класс

Урок № 45 – 10


Тема: Взаимодействие генов


Учебно-воспитательные задачи:

  • Сформировать знания учащихся об особенностях взаимодействия генов,

  • Развивать системно-логическое мышление, умение сравнивать, анализировать.

  • Воспитывать взаимоуважение, самоконтроль.


Цель: добиться осмысленного понимания терминов эпистаз, полимерия;

Оборудование: интерактивная доска

Тип урока: комбинированный

Методы работы: сравнительно – аналитические

Ход работы:


  1. Организационный момент:

- организация учащихся;

- психологический настрой.


  1. Актуализация знаний:

- Какое значение имеют генетические карты?

- Генетические карты каких организмов составлены на данный момент?

- Чем объясняется теоретическое и практическое значение построения генетических карт организмов?


III. Изучение новой темы:


Теория, рассматривающая генотип как целостную систему, основана на двух постулатах:

1. Один ген влияет на формирование нескольких признаков.

2. Каждый признак организма развивается в результате взаимодействия многих генов.

Влияние одного гена на развитие двух и большего числа признаков называется множественным, или плейотропным, действием, а само явление получило название плейотропии (от греческого pleistos - множественный, наибольший). Биохимическая природа плейотропного действия гена выяснена довольно хорошо. Один белок-фермент, образующийся под контролем одного гена, определяет развитие не только данного признака, но и воздействует на вторичные реакции биосинтеза различных других признаков и свойств, вызывая их изменения.

Плейотропия широко распространена: большинство генов у всех организмов обладают множественным действием. Это явление впервые было обнаружено Г. Менделем. Он обнаружил, что у растения с кукурузными цветками одновременно всегда имелись красные пятна в пазухах листьев, а семенная кожура была серого или бурого цвета. Эти три признака определялись действием одного гена. Недавно было установлено, что многим индуцированным мутациям гороха свойственна высокая степень плейотропии, проявляющаяся в изменении до десяти и более признаков. Н. И. Вавилов и О. В. Якушкина, изучая наследование некоторых признаков у персидской пшеницы, выяснили, что доминантный ген черной окраски колоса одновременно вызывает опущение колосковых чешуй.

  1. Демонстрация:

В генотипе человека известны гены, обладающие плейотропным действием. Например, известен ген, вызывающий характерную картину синдрома марфана. Такие люди отличаются длительным ростом конечностей, особенно ног и пальцев рук (паучьи пальцы). К тому же этот ген вызывает дефект в хрусталике глаза.

  1. Работа с учебником:

Другим примером плейотропности гена у человека может послужить мутация серповидноклеточности. В этом случае мутация нормального аллеля ведет к изменению в молекулярной структуре белка гемоглобина. В результате мутированные эритроциты теряют способность к транспорту кислорода и вместо нормальной, круглой, приобретают серповидную форму. У людей, гомозиготных по этому признаку, развивается острая анемия, как правило, люди гибнут при рождении. Люди, гетерозиготные по этому аллелю, часто проявляют серповидноклеточность без нарушения транспорта кислорода и при этом обладают повышенной устойчивостью против малярийных комаров. В результате складывается парадоксальная ситуация, в которой ген летален у человека в гомозиготном состоянии, тем не менее он получает широкое распространение. Причиной служит то, что гетерозиготные люди меньше заболевают тропической малярией. В этом случае увеличение идет на гетерозигот, число которых в популяциях больше, чем людей, гомозиготных по этой мутации. Это явление было обнаружено в Средиземноморье и в некоторых других районах.

Под взаимодействием генов понимается не непосредственное воздействие одного гена на другой (одного участка молекулы ДНК на другой участок). В действительности взаимодействие генов имеет биохимическую природу. Оно основано на взаимодействии синтезируемых под контролем генов генетических продуктов (РНК, затем белков). Белки могут вступать друг с другом в различные реакции: одни белки подавляют действие других белков или, наоборот, дополняют действие друг друга, могут вызывать различные мутации генов, вследствие чего ген кодирует белок в измененной форме. Все эти взаимодействия между белками, синтезируемым под контролем генов, приводят к формированию организмов, обладающих определенным набором признаков.

  1. Объяснение схемы:

взаимодействия генов

аллельное неаллельное


Аллельным называют взаимодействие между аллельными генами, неаллельным - между неаллельными, т. е. между генами, локализованными в разных аллелях.

АЛЛЕЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

Различают три вида неаллельного взаимодействия: доминирование, неполное доминирование и кодоминирование.

Доминирование - простейшая форма взаимодействия - была открыта еще Менделем. При доминировании доминантный ген полностью подавляет проявление рецессивного гена. Например, при скрещивании растений гороха с круглыми АА и морщинистыми аа образуются только круглые семена в первом поколении, во втором происходит расщепление в соотношении 3 круглых на 1 морщинистый.

  1. Решение задач на моногибридное скрещивание;

НЕПОЛНОЕ ДОМИНИРОВАНИЕ

При этом типе взаимодействия генов доминирование носит промежуточный характер. Например, при скрещивании красноцветковых растений: А белоцветковых и а львиного зева в первом поколении у гибридов Аа розовая окраска. Во втором происходит расщепление; 1 красноцветковые к 2 розовоцветковым и к 1 белоцветковому.

Неполное доминирование объясняется тем, что один ген из аллельной пары не обеспечивает достаточного для нормального проявления его признака белкового продукта. При этой форме взаимодействия генов все гомозиготы и гетерозиготы сильно отличаются друг от друга по фенотипу.

VIII. Решение задач на неполное доминирование;

КОДОМИНИРОВАНИЕ

Кодоминированием называют проявление в гетерозиготном состоянии признаков, обусловленных действием обоих аллелей, т. е. каждый из аллельных генов кодирует определенный белок, а в гетерозиготном состоянии проявляются оба.

По типу кодоминирования у человека наследуются группы крови. Так, аллели Ia и Ibкодоминанты. У гетерозигот Ia Ib присутствуют оба генных продукта. Аллели Ia Ib доминируют над рецессивной аллелью I. Поэтому у человека система АВО определяет 4 группы крови: A- Ia Ib или IaI0, B-IbIb или IbI0, AB- Ia Ib но группа 0 - i0i0.

НЕАЛЛЕЛЬНЫЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Взаимодействие неаллельных генов проявляется в четырех основных формах: комплементарности, эпистазе, полимерии и модифицирующем действии генов.

2.1. КОМПЛЕМЕНТАРНОЕ ДЕЙСТВИЕ ГЕНОВ

Комплементарное (дополнительное) действие наблюдается в случаях, когда неаллельные гены раздельно не проявляют своего действия, но при одновременном присутствии в генотипе обусловливают развитие нового фенотипического признака.

В некоторых случаях при соединении дополнительных генов в генотипе возникают признаки, свойственные диким формам.

Комплементарное действие наиболее четко проявляется, когда скрещиваются две белые формы некоторых животных (кур) или растений (душистого горошка, белого клевера), а в потомстве появляются окрашенные формы.

ЭПИСТАТИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

Эпистазом называют подавление (ингибирование) действия одной аллельной пары генов геном другой, неаллельной пары. Ген-подавитель действует на подавляемый ген по принципу, близкому к доминантности, - рецессивности. Разница состоит в том, что эти гены не являются аллельными, т. е. занимают различные локусы в гомологичных или негомологичных хромосомах. Различают доминантный и рецессивный эпистаз. Если обычное аллельное доминирование можно представить в виде формулы А « а, то явление эпистаза выразится формулой А « В (доминантный эпистаз) или а « В (рецессивный эпистаз), когда доминантный или рецессивный ген не допускает проявления другой аллельной пары. Гены, подавляющие действие других, неаллельных им генов, называются эпистатичными, а подавляемые - гипостатичными. Эпистатическое взаимодействие генов по своему характеру противоположно комплементарному взаимодействию. При эпистазе фермент, образующийся под контролем одного гена, полностью подавляет или нейтрализует действие фермента, контролируемого другим геном.

IX. Рефлексия: - решение задач учебника стр. 176;

- рассмотреть рис.118 стр. 174 – объяснить различия в форме

гребня у курей;

X. Итоги урока: - подведение итогов;

- выставление оценок.

XI. Домашнее задание: § 44 читать.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Конспект урока по биологии на тему: Взаимодействие генов

Автор: Бакирова Ирина Валерьевна

Дата: 29.03.2016

Номер свидетельства: 311797

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(201) "конспект урока биологии Тема:Строение клетки:клеточная мембрана, ядро,цитоплазма, клеточный центр, рибосомы. "
    ["seo_title"] => string(120) "konspiekt-uroka-biologhii-tiema-stroieniie-klietki-klietochnaia-miembrana-iadro-tsitoplazma-klietochnyi-tsientr-ribosomy"
    ["file_id"] => string(6) "236694"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1444140936"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(91) "Конспект урока биологии в 11 классе по теме Вирусы "
    ["seo_title"] => string(55) "konspiekt-uroka-biologhii-v-11-klassie-po-tiemie-virusy"
    ["file_id"] => string(6) "224628"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1438973363"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(193) "урок по биологии 9 класс "Влияние условий среды на качественные и количественные признаки. Норма реакции" "
    ["seo_title"] => string(116) "urok-po-biologhii-9-klass-vliianiie-uslovii-sriedy-na-kachiestviennyie-i-kolichiestviennyie-priznaki-norma-rieaktsii"
    ["file_id"] => string(6) "139793"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417794797"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства