Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. | Сегодня мы вместе отправимся в путешествие. Куда, вы мне сейчас скажите сами. Послушайте. (звучит фоновая музыка «Шум моря и биение волн») Сегодня к нам в гости зашел владыка морей и океанов Нептун и мы отправляемся в сад владыки морей и океанов (слайд «Дно моря с водорослями») скажите, что за растения произрастают в его садах? (Презентация) (слайд 1-2) Есть змеи стометровые, Зеленые, лиловые, Есть бурые, бордовые А капитану в море От них большое горе. Хоть капустой и прозвали, Но на грядках не сажали. Оглянуться не успел Весь забор позеленел. Как вы, думаете, о чем мы с вами будем сегодня говорить? А что вы хотели бы узнать нового? (Напишите на листочках и положите в песочные часы, а конце урока мы подведем итог) Какова тема нашего урока? Правильно, сегодня на уроке мы познакомимся с водорослями. А как?
| Ответы детей: на море, океан. Правильно! Ответы детей: водоросли Отгадывают загадки. Ответы детей о водорослях Ответы детей: Определяют и озвучивают тему урока. Заполняют рабочие листы. водоросли Изучим среду обитания Строение, численность видов водорослей, приведем примеры представителей их отделов. определим значение водорослей в природе и жизни человека. | 2 мин |
Актуализация знаний.
Первичное усвоение новых знаний | - Мы с вами говорили, что растения делятся на две большие группы – высшие и низшие растения. Водоросли – низшие растения. Почему? Чем они отличаются от остальных растений? Рассказ учителя Слушают, смотрят слайды презентации A) Среды обитания Водоросли самые древние животные на Земле. Основная масса водорослей обитает в водной среде , но встречаются так же водоросли в почве, воздухе, на снегу, на стволах деревьев, в шерсти животных, так же могут образовывать симбиоз с грибами, образуя лишайники. В водной среде они могут входить в состав планктона (фитопланктон), так и произрастать на дне водоемов. Итак, подведём итог по пункту "Среда обитания": (Слайд3-4) Б) Строение клетки водорослей. (Слайд5 ) Среди водорослей есть одноклеточные и многоклеточные растения. Водоросли произошли от различных предков. Ботаники насчитывают 30 тыс. видов водорослей – от одноклеточных организмов до гигантов длинной в десятки метров. Общие признаки водорослей: тело – талом или слоевище, не разделено на органы. По строению талом бывает одноклеточным (диатомовые, некоторые зеленые водоросли), многоклеточным (зеленые, красные, бурые водоросли). Среда жизни – вода, влажные участки на суше. Окраску обеспечивают пигменты (красящие вещества). Часто отделы водорослей называют в зависимости от окраски тела, которую обеспечивают пигменты. Пигменты находятся в хроматофорах. Их количество от одного и больше, они разнообразны по форме. Клетки водорослей по строению напоминают клетку наземных растений. Сверху покрыты клеточной оболочкой, богатой целлюлозой и пектиновыми веществами. Центр клетки - ядро. Водоросли содержат хлорофилл, содержащийся в хроматофорах различного строения - грушевидного, спиралевидного (спирогира) и т.д. Помимо хлорофилла - зеленого пигмента, в клетках водорослей могут содержаться красные и желтые пигменты. В хроматофоре может находиться пиреноид - тельце с запасными питательными веществами – в основном углеводами. Есть так же вакуоли и цитоплазма (Слайд5 ) (Слайд 5) Строение слоевища. (Слайд6 ) Тело водорослей представлено талломом и не имеет настоящих тканей, а следовательно и органов – листьев, стебля, корней. Тело некоторых водорослей напоминает тело наземных растений, с листьями и стеблем, но на самом деле это разветвления слоевища. (Слайд ) У водорослей, живущих на дне водоемов, тело крепится к субстрату ризоидами или пластинчатым диском. (Слайд ) Подведём итог по пункту "Строение водорослей" | Откройте учебники и прочитайте страница56 первый абзац отвечают К низшим растениям относят водоросли, т.к. они не имеют коней, ни стеблей, ни листьев.
Слушают, смотрят слайды презентации
Делают вывод: Водоросли могут обитать в воде, в почве, на снегу на стволах деревьев и образовывать симбиоз с грибами
Записывают основные органоиды клеток водорослей
Делают вывод: Водоросли могут быть одноклеточными и многоклеточными. В состав клетки входят: ядро, хроматофор, цитоплазма, оболочка. У некоторых представителей могут присутствовать жгутики и глазок.
| 1 мин 15 мин |
| В) Систематика водорослей (Слайд 7) Разделение водорослей на группы в основном совпадает с характером их окраски, что, в свою очередь, связано с набором пигментов, а также основано на общих особенностях строения. При таком подходе выделяется 10 групп водорослей: синезеленые, пирофитовые, золотистые, диатомовые, желто-зеленые, бурые, красные, эвгленовые, зеленые и харовые. но в школьной программе мы изучим 3 группы: зеленые, бурые, красные. (Работа учащихся в парах "Зеленые водоросли", "Бурые водоросли", "Красные водоросли" ) На каждой парте свой кейс Значение зеленых водорослей | в природе | для человека | 1. | 1. | 2. | 2. | 3. | 3. | Значение бурых водорослей | в природе | для человека | 1. | 1. | 2. | 2. | | 3. | | 4. | | 5. | | 6. | | 7. | Значение красных водорослей | в природе | для человека | 1. | 1. | 2. | 2. | | 3. | - А водоросли вредные или полезные? Г) Значение водорослей. (Слайд 11) (Заполнение схемы "Значение водорослей") Источник питательных веществ, для человека и животных, Образователи органики и кислорода в толще воды. Для получения удобрений, БАДов, Индикаторы состояния водоемов. Биотопливо Очистка водоемов. Вызывают цветение водоемов Среда обитания для других животных. |
Заполняют схему в рабочих оценочных листах Работа учащихся в парах "Зеленые водоросли", "Бурые водоросли", "Красные водоросли" Заполнение таблицы по кейсам в оценочных листах (Слайд8-10 ответы) полезные | |
7. Итог урока. Рефлексия деятельности. | Организует рефлексию деятельности учащихся: (Слайд15 ) Синквейн "Водоросли " Что? Существительное Какой? 2 прилагательных Что делает? 3 глагола Что автор думает Фраза из 4 слов? Кто? Что? Синомим Чему вы научились на уроке? Сейчас мы посмотрим ваши пожелания чему вы хотели научиться. ( Беру листочки из песочных часов и зачитываю) Выставление оценок согласно листу самооценки (слайд16) Спасибо за урок! | Проводят рефлексию своей деятельности на уроке. Водоросли Многоклеточные, одноклеточные Растут, выделяют кислород, украшают море Самые древние растения Земли Сокровищница витаминов
| 7 мин |