Просмотр содержимого документа
«Внешнее и внутреннее строение корня как вегетативного органа растения.»
Автор: Ружинская Елена Михайловна
Название учреждения: КГУ «Комплекс Предгорненская средняя школа – детский сад»
Должность: учитель биологии
Предметное направление: биология
Квалификационная категория: вторая
Тема: Внешнее и внутреннее строение корня как вегетативного органа растения.
Класс: 6 класс
Форма проведения: урок изучения нового материала.
Год проведения: 2016 г.
Цель урока: создать необходимые условия для качественного усвоения ЗУН по изучаемой теме.
Задачи:
1.Образовательные:
Сформировать представление о видах корней и типах корневых систем, дать понятие «зоны корня»;
2.Развивающие: развивать умения характеризовать типы корневых систем, определять корневые системы у растений; продолжать развивать навыки самостоятельной работы при выполнении заданий.
3.Воспитывающая: воспитывать дисциплинированность, бережное отношение к природе.
индивидуальные задания для каждого учащегося – карточки.
Рабочий лист
презентация к уроку
Методическая литература:
Учебник биологии 6 класс
Ход урока:
Организационный момент. Проверка готовности к уроку, проверка присутствующих.
Психологический настрой.
Здравствуйте ребята! Я рада приветствовать Вас на нашем уроке. У меня замечательное настроение! Мне бы хотелось поделится своей улыбкой с вами! Ребята посмотрите на своего соседа по парте и улыбнитесь, скажите слово-пожелание.
Актуализация ЗУН по прошлой теме (проверка домашнего задания)
Задания для успевающих учащихся:
1.Карточка- задание.
Сравните части семени и проростка. Покажите стрелками на схеме, из каких частей семени развились соответствующие части проростка. Сделайте вывод.
Задание для слабоуспевающих
Подпиши рисунок и назови какое это растение двудольное или однодольное.
Задания для успевающих учащихся:
(организуется взаимопроверка)
Мотивация.
Ребята, чтобы определить тему нашего сегодняшнего урока я предлагаю вам отгадать ребус:
Формулировка темы урока (учениками).
Внешнее и внутреннее строение корня.
Учитель: верно ребята, я немного подкорректирую тему нашего урока:
«Внешнее и внутреннее строение корня как вегетативного органа растения».
Записываем тему нашего урока в рабочий лист.
Целеполагание (постановка целей и задач урока самими учениками).
Ребята, что бы быть успешными сегодня на уроке, давайте попробуем составить критерии успешности. (предложенные критерии записываем в рабочий лист). Зачитываем.
А сейчас я предлагаю вам сравнить ваши критерии успешности с моими на слайде, если у вас чего-то не хватает-добавьте.
Критерии успешности:
Я знаю, как расположены различные виды корней;
Знаю зоны корня и их функции;
Я умею сравнивать типы корневых систем, выявлять черты сходства и различия между ними;
Я умею делать выводы о значении корня в жизни растения.
Я могу привести примеры растений, имеющие различные корневые системы.
Я могу правильно использовать биологическую терминологию данной темы.
5) Решение учебных задач.
Ребята перед вами корзина «Идей», давайте заполним ее вашими знаниями о корне.
Молодцы, ребята, вы много знаете о корне. Сегодня на уроке мы расширим ваши знания об этом важном для растения органе.
Учитель. Ребята,как вы думаете почему растение не может жить без корня?
(Ученики высказывают свои соображения.)
Когда дует сильный ветер, попробуйте удержать за ручку зонтик. Трудно! Какая же сила нужна, чтобы дуб или липу с толстыми стволами и ветвями удержать на месте при ветре или урагане?. Сила могучего великана! Этой силой обладают корни. Словно стальные канаты натянуты они во все стороны и держат растение. Корни очень крепки. Попытайтесь разорвать тонкий корешок. Нелегко это сделать! А ведь корней у каждого растения очень много и они идут далеко вглубь и вширь.
Корень – один из вегетативных органов растения. В течение жизни у растения формируется много корней.
Какие функции выполняет корень? (выслушиваются мнения детей)
Давайте запишем основные функции в рабочий лист:
Поглощают воду и полезные вещества из почвы.
Закрепляют и удерживают растения в почве.
Ребята, я предлагаю рассмотреть корни на таблице. Ответьте мне на вопрос: Чем отличаются эти корни? (мнения ребят) . в рабочем листе на рисунке подпишите типы корней, а так же определите тип происхождения и развития этих корней. Для работы используйте п.12
Промежуточная рефлексия
-какие типы корней, вы увидели?
-откуда растет главный корень? Боковой? Придаточный?
Корневая система- это совокупность всех корней одного растения. Посмотрите на слайд, на нем изображены рисунки с типами корневых систем, скажите, чем они отличаются? На рабочем листе заполните предложенную схему.
корневая система
Просмотр видео «типы корневых систем»
Рефлексия.
Далее мы рассмотрим повнимательней молодой неповрежденный корень проростка фасоли.
Если мы проращиваем семена в банке, то молодой корень проростка будет белым. Самый нижний участок корня темнее остальной части. Оказывается, кончик корня одет в «колпачок». Это – корневой чехлик. Как вы считаете, для чего корню необходим корневой чехлик? Верно ребята, для защиты от повреждений.
Во внутреннем строении корня выделяют зоны. Сейчас вы поработаете в паре и самостоятельно, заполните предложенную мной таблицу пользуясь параграфом учебника № 13.
Зона корня
Особенности
Функции
Рефлексия.
7.Контроль.
Работа по карточкам.
1 вариант.
Решите, правильно или неправильно то или иное утверждение. Выпишите номера правильных утверждений.
1. У одуванчика корневая система стержневая.
2. Главный корень развивается из корешка зародыша.
3. У лука, тюльпана хорошо заметен главный корень.
4. У пшеницы корневая система мочковатая.
Закончите предложения.
1. Через корень растение получает из почвы … и ….
2. Если главный корень не развивается или не отличается от многочисленных других корней, то корневая система называется….
3. Все корни растения составляют его ….
4. На главном корне и придаточных корнях развиваются … корни.