kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок по биологии по теме: "Внешнее и внутреннее строение корня как вегетативного органа растения"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: рассмотреть строение и функции корня, как важного вегетативного органа растения.

Задачи урока:

1.обучения: в конце урока учащиеся формулируют новые понятия – корневая система, главный корень, боковые корни, придаточные корни, мочковатая и стержневая корневая системы, корневой чехлик, корневые волоски, верхушка корня; разъясняют особенности строения и функции корня, строение и образование корневых систем;

2.развития: в конце урока учащиеся умеют разъяснять особенности строения корня и корневых систем; сравнивают строение и развитие стержневой и мочковатой корневых систем; развивают навыки работы с биологическими терминами, учебником и практические умения по распознаванию и определению корней и корневых систем; объясняют новые понятия, анализируют результаты своей деятельности и делают выводы; развивают творческое мышление и монологическую речь;

3.воспитания: учащиеся демонстрируют навыки самоорганизации, самоанализа и взаимопомощи; осуществляют сотрудничество в ходе практической работы по изучению стержневых и мочковатых корневых систем; учащиеся проявляют интерес к учебному материалу; убеждаются в необходимости бережного отношения к зелёным растениям, к природе.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока - Алейникова Е.В.»

Титульный лист:

  • Автор: Алейникова Елена Виниаминовна

  • Название учреждения образования в соответствии с актом государственной регистрации: КГУ «Первомайская средняя школа»

  • Должность: учитель

  • Предметное направление: биология

  • Квалификационная категория: первая

  • Тема: Внешнее и внутреннее строение корня как вегетативного органа растения

  • Класс: 6

  • Форма проведения: стандартный урок

  • Год проведения: 2016

























Тема урока: Внешнее и внутреннее строение корня как вегетативного органа растения

Цель урока: рассмотреть строение и функции корня, как важного вегетативного органа растения.

Задачи урока:

  1. обучения: в конце урока учащиеся формулируют новые понятия – корневая система, главный корень, боковые корни, придаточные корни, мочковатая и стержневая корневая системы, корневой чехлик, корневые волоски, верхушка корня; разъясняют особенности строения и функции корня, строение и образование корневых систем;

  2. развития: в конце урока учащиеся умеют разъяснять особенности строения корня и корневых систем; сравнивают строение и развитие стержневой и мочковатой корневых систем; развивают навыки работы с биологическими терминами, учебником и практические умения по распознаванию и определению корней и корневых систем; объясняют новые понятия, анализируют результаты своей деятельности и делают выводы; развивают творческое мышление и монологическую речь;

  3. воспитания: учащиеся демонстрируют навыки самоорганизации, самоанализа и взаимопомощи; осуществляют сотрудничество в ходе практической работы по изучению стержневых и мочковатых корневых систем; учащиеся проявляют интерес к учебному материалу; убеждаются в необходимости бережного отношения к зелёным растениям, к природе.

Тип урока: комбинированный

Вид урока: стандартный с элементами критического мышления

Методы: фронтальная беседа, устный опрос, самостоятельная работа, дифференцированные тестовые задания, работа в группах, лабораторная работа.

Оборудование: рабочая тетрадь, компьютер, проектор, слайдовая презентация PP, гербарные экземпляры растений со стержневой и мочковатой корневой системой; лупы, черенки растений с корнями, проростки фасоли, гороха пшеницы.


Структура урока:

  1. Организационный момент

  2. Проверка знаний по изученной теме «Семя»

  3. Изучение новой темы.

  4. Закрепление

  5. Оценка результатов урока.

  6. Рефлексия.


Ход урока:

  1. Организационный момент

  1. Приветствие.

  2. Подготовка класса к уроку.

  3. Психологический настрой «Дерево достижений». Цель – создание психологически комфортного климата на уроке, снятие напряжения.

Педагог. Здравствуйте ребята! Я рада вас видеть. Все ли готовы к уроку? Тогда, вперёд за знаниями. Обратите внимание на наше одинокое дерево. У каждого из вас на столе есть листочки разного цвета. Я попрошу вас взять один из них (любого цвета) и помочь нашему дереву покрыться разноцветной листвой.

Тех, кто выбрал зеленый лист, ожидает успех на сегодняшнем занятии.

Оранжевый — желают общаться.

Желтый — проявят активность.

Розовый — будут настойчивы.

Помните, что красота дерева зависит от вас, ваших стремлений и ожиданий.

Я рада видеть ваши лица и думаю, что этот день всем Вам принесет радость, удачу, успех.

2. Проверка знаний по изученной теме «Семя»

1) Фронтальная беседа по вопросам:

  • Какое растение называют однодольным?

  • Какое растение называют двудольным?

  • Какое строение имеет семя однодольных растений?

  • Какое строение имеет семя двудольных растений?

2) Открытый тест (закончить предложение) (взаимопроверка).

1. В семядолях семени фасоли находится _____________________

2. Зародыш семени фасоли состоит из ___________________________________

3. Семенная кожура выполняет _____________________________ роль.

4. Зародыш семени фасоли крупнее зародыша зерновки пшеницы потому, что _____________

5. Семена растений класса _______________ имеют две семядоли

6. След от места прикрепления семени к стенке плода называется ___________

7. Семя является зачатком нового растения потому, что __________________

3) Задача на развитие познавательного и практического интереса: “Из одного зерна озимой мягкой пшеницы может вырасти пять колосьев. Допустим, в колосе 50 зерен. Предположим также, что все зерна всхожие. Высчитайте, сколько зерен получилось бы от одного зерна от посева в первом году; во втором; в третьем; в четвертом”. (Ответ: первый урожай – 250; второй – 62 500; третий – 15 625 000; четвертый – 3 906 250 000 зерен.)

3. Изучение новой темы

1) Актуализация знаний, этап целеполагания

Педагог: Мы продолжим изучение строения растений. А для начала вспомните, какая часть зародыша семени первой появляется при прорастании семени? Да, действительно, первым прорастает корешок семени. Так о чем мы сегодня узнаем на уроке? Сегодня мы с вами поговорим о том, какие функции выполняют корни, какие виды корней и типы корневых систем существуют.

Учитель зачитывает отрывок из басни И.Крылова “Свинья под дубом”:

«Свинья под дубом вековым

Наелась желудей досыта, до отвала;

Наевшись, выспалась под ним;

Потом, глаза продравши, встала

И рылом подрывать у дуба корни стала.

Ведь это дереву вредит...»

Отвечая на эти вопросы, учащиеся делают вывод о значении корня и его функциях. Вывод записывают в тетрадях:

Функции корня:

- закрепляет и удерживает в вертикальном положении растение (пример с зонтиком);

- питает растение, всасывает воду и минеральные вещества;

- откладывание и накопление питательных веществ;

- вегетативное размножение.

2) Работа в группах

2.1. Деление на группы происходит согласно Стратегии «Зверята»

Педагог: Продолжим работу по изучению темы в группах. Для этого я попрошу вас взять часть рисунка с вашего стола и найти одноклассников, с которыми вы объединяетесь в группу.

Учащиеся объединяются в группы:

котята – типы корней

лисята – корневые системы

зайчата – зоны корня

Задание: Прочитайте параграф. Выделите главное по вашей теме. Обсудите в группе. Предоставьте изученный материал наглядно в виде кластера в ваших тетрадях.

2.2. Деление на группы происходит согласно Стратегии «ЖИГСО»

Педагог: Продолжим работу по изучению темы в группах. Сейчас я вас рассчитаю, а вы запомните ваш номер. Теперь все первые номера садятся за первый стол, вторые номера – за второй, третьи номера – за третий.

Задание 1: Объясните материал, который прочитали, членам группы.

Задание 2: Составьте 2 вопроса по изученному материалу. Задайте по одному из них членам других групп. Оцените ответы учащихся.

3) Лабораторная работа «Типы корневых систем». Учащиеся в парах выполняют лабораторную работу согласно алгоритму в презентации, используя гербарии  растений и проростки на столах.

4) Физминутка

3. Закрепление

3.1. Игра «Ты мне, я – тебе» Учитель бросает мяч одному из учеников и задает вопрос, тот ответив на вопрос, кидает мяч другому и задает свой вопрос. Если кто-нибудь затрудняется – отвечает сосед по парте. 

3.2. Самостоятельная работа

1 вариант.

    1. Самостоятельная работа «Верно – не верно». Решите, верное или неверное, то или иное утверждение. Выпишите номера правильных утверждений.

1. У одуванчика корневая система стержневая.

2. Главный корень развивается из корешка зародыша.

3. У лука, тюльпана хорошо заметен главный корень.

4. У пшеницы корневая система мочковатая.

2) Закончите предложения.

1. Через корень растение получает из почвы … и ….

2. Если главный корень не развивается или не отличается от многочисленных других корней, то корневая система называется….

3. Все корни растения составляют его ….

4. На главном корне и придаточных корнях развиваются … корни.

5. Зоны корня ….

2 вариант.

  1. Самостоятельная работа «Верно – не верно». Решите, верное или неверное, то или иное утверждение. Выпишите номера правильных утверждений.

1. Боковые корни развиваются на нижней части стебля.

2. У одуванчика корневая система стержневая.

3. Придаточные корни образуются только на главном корне.

4. Главный корень хорошо заметен в корневой системе фасоли.

2) Закончите предложения.

1. В корневой системе одуванчика хорошо выражен … корень.

2. Корневая система пшеницы называется….

3. Боковые корни развиваются как на … корне, так и на … корнях.

4. Главный корень развивается из…

5. Зоны корня ….

Самопроверка. Самооценка.

  1. Оценка результатов урока.

Выставляются оценки по результатам урока

5. Рефлексия.

Мы в букет собрали маки жаркие,

Много незабудок голубых.

А потом цветов нам стало жалко,

Снова в землю посадили их.

Только ничего не получается:

От любого ветерка качаются!

Почему осыпались и вянут?

Без корней расти и жить не станут!

Как ни тонок, неприметен

Под землёю корешок,

Но не может жить на свете

Без него любой цветок!

Вот какое значение имеет корень – один из главных вегетативных органов растения!

Ребята, хотелось бы отметить вас всех за старание, проявленное на уроке и узнать ваше мнение об уроке. Перед вами чистые листы бумаги, пожалуйста, напишите на них:

!!! - если вам на уроке было всё понятно и интересно;

?! - если вам не всё было понятно, но интересно;

??? - если вам всё было непонятно и не интересно.

Какое сейчас у вас настроение? Я очень рада за вас. Спасибо за урок!



Домашнее задание: разгадать кроссворд:

1. Совокупность всех корней одного растения.

2. Запасающие корни: главный корень утолщается, становится сочным, в нём накапливаются питательные вещества (морковь, свекла).

3. Запасающие корни, в которых питательные вещества откладываются в придаточных корнях, образуя утолщения (георгин, ночная фиалка).

4. Корневая система, образующаяся при слабом росте или отмирании главного корня и развитии придаточных корней, одинаковых по длине и толщине (пшеница, рожь, подорожник).

5. Он происходит за счёт деления клеток кончика корня, где находится образовательная ткань.

6. Корни, образующиеся на главном корне и разрастающиеся в разные стороны.

7. По ним передвигаются вода и минеральные соли от корней к листьям.

8. Процесс, происходящий в проводящих сосудах корней, обеспечивающий снабжение водой надземных органов растения.

9. Корневая система, образующаяся при развитии главного корня, имеющего вид стержня и дающего основу для всей корневой системы растения.

10. Корни, образующиеся на нижней части стебля, ветвятся, дают мочковатую корневую систему (кукуруза).

11. Корни, развивающиеся на подземных боковых корнях, растущие вверх поднимаясь над поверхностью почвы, и снабжают подземные корни воздухом.

12. Многослойный конусовидный колпачок из живых паренхимных клеток.

13. Нежные тонкие выросты наружных клеток корня, поглощающие из почвы воду с растворёнными в ней минеральными веществами.

14. Верхний плодородный слой земли, являющийся самостоятельным природным телом.




9


Просмотр содержимого презентации
«biouroki_lab_05»

Строение стержневой и мочковатой корневых систем

Строение стержневой и мочковатой корневых систем

Корень корне Корень

Корень

корне

Корень

Что делать. Сколько корней появляется в начале развития проростка гороха? Как в дальнейшем идёт формирование корневой системы гороха?

Что делать.

Сколько корней появляется в начале развития проростка гороха?

Как в дальнейшем идёт формирование корневой системы гороха?

Что делать. Стержневая. ?

Что делать.

Стержневая.

?

Что делать. Сколько корней появляется в начале развития корневой системы проростка пшеницы? Как в дальнейшем идёт формирование корневой системы пшеницы? Чем отличается развитие корневой системы пшеницы от развития корневой системы гороха?

Что делать.

Сколько корней появляется в начале развития корневой системы проростка пшеницы?

Как в дальнейшем идёт формирование корневой системы пшеницы?

Чем отличается развитие корневой системы пшеницы от развития корневой системы гороха?

Что делать. Все корни приблизительно одинаковые. ? Мочковатая. ?

Что делать.

Все корни приблизительно одинаковые.

?

Мочковатая.

?

Подготовить к отчёту. Подумать над вопросом.

Подготовить к отчёту.

Подумать над вопросом.

Просмотр содержимого презентации
«Презентация»

Открытый тест:  1. В семядолях семени фасоли находится _____________________  2. Зародыш семени фасоли состоит из ___________________________________  3. Семенная кожура выполняет ____________ роль.  4. Зародыш семени фасоли крупнее зародыша зерновки пшеницы потому, что _____________  5. Семена растений класса _______________ имеют две семядоли  6. След от места прикрепления семени к стенке плода называется ___________  7. Семя является зачатком нового растения потому, что __________________

Открытый тест: 1. В семядолях семени фасоли находится _____________________ 2. Зародыш семени фасоли состоит из ___________________________________ 3. Семенная кожура выполняет ____________ роль. 4. Зародыш семени фасоли крупнее зародыша зерновки пшеницы потому, что _____________ 5. Семена растений класса _______________ имеют две семядоли 6. След от места прикрепления семени к стенке плода называется ___________ 7. Семя является зачатком нового растения потому, что __________________

Ответы на открытый тест:   1. В семядолях семени фасоли находится питательные вещества   2. Зародыш семени фасоли состоит из двух семядолей, корешка,стебелька и почечки.   3. Семенная кожура выполняет защитную роль.   4. Зародыш семени фасоли крупнее зародыша зерновки пшеницы потому, что пшеница - в зародыше 1 семядоля, у фасоли - две.   5. Семена растений класса двудольные имеют две семядоли   6. След от места прикрепления семени к стенке плода называется рубчик   7. Семя является зачатком нового растения потому, что оно зачаточное растение

Ответы на открытый тест: 1. В семядолях семени фасоли находится питательные вещества 2. Зародыш семени фасоли состоит из двух семядолей, корешка,стебелька и почечки. 3. Семенная кожура выполняет защитную роль. 4. Зародыш семени фасоли крупнее зародыша зерновки пшеницы потому, что пшеница - в зародыше 1 семядоля, у фасоли - две. 5. Семена растений класса двудольные имеют две семядоли 6. След от места прикрепления семени к стенке плода называется рубчик 7. Семя является зачатком нового растения потому, что оно зачаточное растение

Задача на развитие познавательного и практического интереса:  “Из одного зерна озимой мягкой пшеницы может вырасти пять колосьев. Допустим, в колосе 50 зерен. Предположим также, что все зерна всхожие. Высчитайте, сколько зерен получилось бы от одного зерна от посева в первом году; во втором; в третьем; в четвертом”.  (Ответ: первый урожай – 250; второй – 62 500; третий – 15 625 000; четвертый – 3 906 250 000 зерен.)

Задача на развитие познавательного и практического интереса: “Из одного зерна озимой мягкой пшеницы может вырасти пять колосьев. Допустим, в колосе 50 зерен. Предположим также, что все зерна всхожие. Высчитайте, сколько зерен получилось бы от одного зерна от посева в первом году; во втором; в третьем; в четвертом”.

(Ответ: первый урожай – 250; второй – 62 500; третий – 15 625 000; четвертый – 3 906 250 000 зерен.)

«Свинья под дубом вековым  Наелась желудей досыта, до отвала;  Наевшись, выспалась под ним;  Потом, глаза продравши, встала  И рылом подрывать у дуба корни стала.  Ведь это дереву вредит...»

«Свинья под дубом вековым Наелась желудей досыта, до отвала; Наевшись, выспалась под ним; Потом, глаза продравши, встала И рылом подрывать у дуба корни стала. Ведь это дереву вредит...»

Тема урока: Внешнее и внутреннее строение корня как вегетативного органа растения

Тема урока: Внешнее и внутреннее строение корня как вегетативного органа растения

Цель урока: рассмотреть строение и функции корня, как важного вегетативного органа растения.

Цель урока: рассмотреть строение и функции корня, как важного вегетативного органа растения.

Функции корня: - закрепляет и удерживает в вертикальном положении растение (пример с зонтиком); - питает растение, всасывает воду и минеральные вещества; - откладывание и накопление питательных веществ; - вегетативное размножение.

Функции корня:

- закрепляет и удерживает в вертикальном положении растение (пример с зонтиком);

- питает растение, всасывает воду и минеральные вещества;

- откладывание и накопление питательных веществ;

- вегетативное размножение.

Лабораторная работа

Лабораторная работа

Функции корня: - закрепляет и удерживает в вертикальном положении растение (пример с зонтиком); - питает растение, всасывает воду и минеральные вещества; - откладывание и накопление питательных веществ; - вегетативное размножение.

Функции корня:

- закрепляет и удерживает в вертикальном положении растение (пример с зонтиком);

- питает растение, всасывает воду и минеральные вещества;

- откладывание и накопление питательных веществ;

- вегетативное размножение.

Мы в букет собрали маки жаркие, Много незабудок голубых. А потом цветов нам стало жалко, Снова в землю посадили их. Только ничего не получается: От любого ветерка качаются! Почему осыпались и вянут? Без корней расти и жить не станут! Как ни тонок, неприметен Под землёю корешок, Но не может жить на свете Без него любой цветок!

Мы в букет собрали маки жаркие,

Много незабудок голубых.

А потом цветов нам стало жалко,

Снова в землю посадили их.

Только ничего не получается:

От любого ветерка качаются!

Почему осыпались и вянут?

Без корней расти и жить не станут!

Как ни тонок, неприметен

Под землёю корешок,

Но не может жить на свете

Без него любой цветок!

Спасибо за урок!

Спасибо за урок!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Алейникова Елена Виниаминовна

Дата: 31.10.2016

Номер свидетельства: 353768

Похожие файлы

object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(175) "Методическая разработка урока по биологии на тему "Органы цветковых растений. Корень". 6-й класс "
    ["seo_title"] => string(103) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-po-biologhii-na-tiemu-orghany-tsvietkovykh-rastienii-korien-6-i-klass"
    ["file_id"] => string(6) "141056"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418052575"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(85) "тематическое планирование по биологии 6 класс "
    ["seo_title"] => string(51) "tiematichieskoie-planirovaniie-po-biologhii-6-klass"
    ["file_id"] => string(6) "137467"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1417356480"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства