Класс: | 6 урок 12 |
Тема урока: | " Внешнее и внутреннее строение корня как вегетативного органа растения |
Цель урока : | познакомить учащихся с разнообразием корней и типами корневых систем; прививать практические навыки по их распознаванию и определению; рассказать о клеточном строении корня: изучить зоны корня, их особенности строения в связи с выполняемой функцией. |
Задачи урока: | Учебный аспект: в конце урока учащиеся формулируют новые понятия – корневая система, главный корень, боковые корни, придаточные корни, мочковатая и стержневая корневая системы, корневой чехлик, корневые волоски, верхушка корня; разъясняют особенности строения и функции корня, строение и образование корневых систем; Развивающий аспект: в конце урока учащиеся умеют разъяснять особенности строения корня и корневых систем; сравнивают строение и развитие стержневой и мочковатой корневых систем; развивают навыки работы с биологическими терминами, учебником и практические умения по распознаванию и определению корней и корневых систем; объясняют новые понятия, анализируют результаты своей деятельности и делают выводы; развивают творческое мышление и монологическую речь; Воспитательный аспект: учащиеся демонстрируют навыки самоорганизации, самоанализа и взаимопомощи; осуществляют сотрудничество в ходе практической работы по изучению стержневых и мочковатых корневых систем; учащиеся проявляют интерес к учебному материалу; убеждаются в необходимости бережного отношения к зелёным растениям, к природе. |
Ожидаемый результат) | проявлять учебно-познавательный интерес к биологической науке; развивать эстетические чувства, развивать умение видеть связи живых существ в сообществах и воспитание бережного отношения ко всему живому. изучить внутреннее и внешнее строение корня, знать основные правила работы на уроке. Сформулировать понятие о зонах корня, выявить особенности строения клеток различных зон корня в связи с выполняемой функцией. уметь организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе. Высказывать суждения, подтверждая их фактами. |
Используемые виды оценивания: | Самоконтроль, взаимоконтроль, контроль. |
Структура урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1. Орг. момент-2 мин. | Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку ( наличие учебника, рабочей тетради, гербария) | Слушают учителя, показывают готовность к уроку. |
2. Актуализация знаний, создание проблемной ситуации- 5 мин. | Мы начнем наш урок с того, что _____ прочитает нам стихотворение. Вы внимательно слушайте, т.к. я буду задавать вам вопросы. - Почему качаются растения, осыпаются и вянут цветы? Поставьте учебную задачу Вставьте пропущенные слова в текст: Ответы: генеративный, семя, семявход, рубчик, зародышевый стебелек, почечка, листья, образовательной, эндосперм). Семя - … орган растения. … служит для размножения и распространения растений. Отверстие, через которое в семя проникает вода и воздух называется …. След от места прикрепления семени к стенке плода называется ... . Корень будущего растения развивается из … ..., а стебель – из …. … . На верхушке зародышевого стебелька можно разглядеть …. Иногда на ней можно разглядеть зачаточные …. Почечка представлена … тканью. В семенах некоторых растений присутствует особая запасающая ткань …. | 1. Чтение стихотворения (ученик) Мы в букет собрали маки жаркие, Много незабудок голубых. А потом цветов нам стало жалко, Снова в землю посадили их. Только ничего не получается: От любого ветерка качаются! 2. Дети слушают и отвечают на проблемный вопрос, проявляют интерес к теме урока. 3. Формулируют тему урока, ставят учебную задачу: доказать, что корень- один из главных вегетативных органов растения. 4. Записывают в рабочую тетрадь число и тему урока. |
3. Поиск новой информации- 7 мин. | Сейчас вы посмотрите видеоролик и должны будите ответить на вопросы: - Из какой части зародыша развивается корень? - Какие виды корней существуют, какую корневую систему они образуют? (записаны на доске) Давайте ещё раз проговорим новые понятия (термины на доске) Дает задание: найти определения видам корней в учебнике (стр. 51) (обращает учеников к рабочей тетради стр.17 задание 1) | Отвечают на поставленный вопрос с опорой на видеоролик. Отвечают на вопрос учителя после просмотра видеоролика. Работают с учебником над видами корней, типами корневых систем, используя полученные знания из видеоролика и учебника. Читают определения в учебнике. Подписывают в рабочей тетради виды корней, типы корневых систем: главный корень- развивается из зародышевого корешка семени; придаточные корни- развиваются от стебля. Образуют мочковатую корневую систему. Боковые корни- отрастают от главного корня и придаточных корней, образуют стержневую корневую систему. |
4. Включение нового знания в систему знаний- 2 мин. | Вопрос: Почему увеличивается урожай при окучивании картофеля и томатов? Итог: КОРЕНЬ- один из главных органов растения. | Ответ: образуются придаточные корни, улучшается корневое питание растения и, следовательно, повышается урожайность, что доказывает важность корня как вегетативного органа растения. |
5. Лабораторная работа с гербарием-7 мин. | Дает задание: - определить типы корневых систем у предложенных растений (4 растения) (инструкции выданы учащимся). Проводят проверку выполненной лабораторной работы (фронтальная работа) - Вопрос к уч-ся: у кого возникли трудности при выполнении лабораторной работы? -Какие? - Кто допустил ошибку? При необходимости конкретизирует отличие стержневой и мочковатой корневых систем. | Называют растения с мочковатой и стержневой корневой системами. При необходимости (в случае ошибок) конкретизируют отличие стержневой и мочковатой корневых систем. |
6. Практическое применение новых знаний- 2 мин. | Учитель делает вывод, что знания о типах корневых систем пригодятся учащимся при изучении дальнейшего материала: определении принадлежности растений к классу однодольных и двудольных растений. | Слушают учителя. |
7. Физминутка-2 мин. | | Выполнение упражнений. |
8. Изучение внутреннего строения корня-7 мин. | Демонстрация наперстка, как модель корневого чехлика Вывод: корневой чехлик – «живой наперсток» Контроль за заполнением таблицы Проверка по шаблону ( на слайде ) Вопросы: - какие ткани выделяют в корне и какую функцию они выполняют? - покажите взаимосвязь строения и функции ткани Подводит вывод данному этапу урока, подчеркивает взаимосвязь строения и функции тканей и главное – значимость корня, как органа, питающего растение. | Смотрят видеоролик, получают информацию и с помощью учебника заполняют таблицу «Зоны корня» в рабочей тетради. Отвечают на вопрос учителя о значении корневого чехлика. Зоны корня | Особенности строения, вид ткани | Функции | Зона деления | Клетки мелкие с тонкими оболочками, Образовательная ткань | Деление клеток | Зона роста | Клетки вытянутые, увеличены в размере, образовательная ткань | Рост клеток | Зона всасывания | Корневые волоски, покровная ткань | Поглощение воды и минеральных солей | Зона проведения | Трубки и сосуды, проводящая ткань | Проведение к стеблю воды и минеральных солей | |
9. Самостоятельная работа- 3 мин | Тестирование ( 8 вопросов): Закончи предложение 1 -все корни растения составляют его…; 2 -на главном корне и придаточных корнях развиваются...корни; 3 -на стеблевом черенке тополя, поставленном в воду, развиваются...корни; 4 - в корневой системе одуванчика хорошо выражен...корень; 5 - кончик корня покрыт…; 6 - корневая система пшеницы называется...; 7 - зона...клетки мелкие с тонкими оболочками; 8 -проводит к стеблю воду и минеральные соли зона...; | Выполняют задание, проверяют ответы по ключу: 1 – Корневую систему 2 – боковые 3 – придаточные 4 – главный 5 – корневым чехликом 6 – мочковатая 7 – деления 8 - проведения |
10. Итог урока-3 мин | Постановка вопросов: На каком этапе урока у вас возникли затруднения? Почему? Какие новые задания вы получили на уроке, для чего нужны полученные знания? Делает акцент на то, что, Корень – один из главных органов растения Оценивает деятельность учащихся на уроке. | Отвечают на вопросы учителя: знания о внешнем и внутреннем строении корня, агротехнические особенности выращивания овощных культур, н-р: картофеля, главное - говорят о значении корня (уходят с урока с знаниями о значении корня как одного из главных органов растения) |
11. Дом. задание-5 мин | Дает дом. задание : П.13 повторить п.9. Творческое задание: что такое пикировка, зачем ее применяют в сельском хозяйстве? | Записывают домашнее задание в дневник. |