kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Влияние наркотиков на поведение человека

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работа сформирует представление о наркотиках, наркомании, губительном влиянии наркотиков на организм человека.

Просмотр содержимого документа
«Влияние наркотиков на поведение человека»

Цель.

Образовательная: Сформировать представление о наркотиках, наркомании, губительном влиянии наркотиков на организм человека. Показать истоки и причины распространенности потребления наркотиков и обсудить меры борьбы с этим явлением. Познакомить учащихся с действием наркотических веществ на сознание и организм человека и о механизмах развития зависимости, последствиям, к которым она приводит.

Развивающая: выработать умение психологически противодействовать  психоактивным веществам. Формировать умения работать на общий результат, аргументировано давать ответы на проблемные вопросы, решать задачи; Заложить основу для роста самосознания и самооценки учащихся через работу в группах при ответах на проблемные вопросы.

Воспитательная: Продолжить формировать понятие о здоровом образе жизни. Формировать отрицательное отношение к наркотикам.

Тип урока: изучение нового материала.

Форма проведения: рассказ, беседа, сообщения учащихся, работа в группах, тренинги, демонстрация видео.

Оборудование: проектор, ноутбук, презентация «Влияние наркотиков на поведение человека»

ХОД УРОКА

І. Организационный этап

ІІ. Актуализация опорных знаний учащихся

Великий русский физиолог И.П.Павлов говорил: «Никогда не переходи к изучению нового, не усвоив предыдущего». Поэтому мы очень кратко вначале повторим изученный материал.

- что такое высшая нервная деятельность?

- в чём заключается отличие человека от животных?

- что такое поведение?

- чем определяется поведение человека?(Поведение человека определяется высшей нервной деятельностью (ВНД).


ІІІ. Мотивация учебной деятельности


Учитель. ...Истощенное, с исколотыми венами тело. Отрешенный взгляд ничего не выражающих глаз. Бессвязная речь, ответы невпопад на, казалось бы, самые обычные вопросы. А главное, полное безразличие к происходящему вокруг, отсутствие интереса к жизни... И все это в 14—16 лет! Да, страш­ная картина, название которой — наркомания.

Проблемы наркомании – страшное испытание для человечества, кошмарное порождение современного мира. Что же такое наркомания? «Narke» на древнегреческом означает «ступор» - неподвижность, беспамятство (помрачение сознания).

В чём же вред наркомании? Чем же она страшна?

IV. Изучение нового материала

1. Оценка уровня информированности.

Учитель задает несколько вопросов уточняющих уровень информированности участников проблемой наркомании.

  1. Существует ли проблема наркомании в нашем обществе?

  2. Сталкивались ли с этой проблемой вы или ваши близкие?

  3. Что вы чувствовали, когда сталкивались с этой проблемой?

  4. Насколько опасна проблема наркомании среди молодежи?

  5. Как проблема наркомании может повлиять на будущее Земли?

  6. Знаете ли вы тех людей, которые погибли от наркотиков?

Учитель. На сегодняшний день наркомания поразила все страны мира.

Общее число употребляющих наркотики превышает уже 200 млн. человек.

 По статистике около 80 тысяч человек в год пробуют наркотики, 30 тысяч из них погибают.

Из них моложе 15 лет - 2,9%, 15-19 лет – 10,3%, 20-24 лет – 22,4% и 25-34 лет – 48,9%.

Что бы вы убедились как быстро распространяется наркомания проведем с вами игру-активатор «Пирамида».

Учитель - Я выберу одного из вас. Он выйдет на середину и пригласит к себе двух других. Те двое выберут каждый себе еще по двое игроков и т.д. Таким образом, каждый приглашенный должен пригласить к себе еще по два человека. Игра заканчивается, когда не остается никого, кто еще сидит на своем месте.

Ребята выстраиваются в «пирамиду».

Учитель - Посмотрите, как мало времени вам потребовалось, чтобы поднять всех присутствующих со своих мест! Вот с такой же скоростью, словно эпидемия, распространяется и наркомания. Каждый человек знает, какое страшное горе приносят наркотики. Но почему же наркоманов становится все больше и больше? Почему возникает эта зависимость?

2. Понятие наркотиков, наркомании

Игра “Ассоциации”.

Дается задание: “Назовите 2-3 слова, которые приходят вам на ум, когда вы слышите – “наркотики”, “наркомания”, “зависимость”.

После чего участники по кругу говорят ассоциации, а учитель контролирует, чтобы варианты не повторялись. В результате обсуждения учитель суммирует предложенные ассоциации.

НАРКОМАНИЯ – заболевание, которое выражается в физической и психической зависимости от наркотиков, непреодолимом влечении к ним, что постепенно приводит организм к физическому и психическому истощению. Запишите это определение в тетрадь

На слайде появляется слово – БЕЛАЯ СМЕРТЬ.

НАРКОТИКИ – химические вещества растительного (встречаются в природе либо выделяют из растений) или синтетического происхождения(производятся искусственно), способные вызывать изменения психического состояния, употребление которых приводит к зависимости.

О каких наркотиках вы слышали (опиум, героин, кокаин, амфетамины, экстази).

Классификация наркотиков(международная классификация)

Запрещенные психотропные психоактивные вещества

вещества табак

наркотики алкоголь

летучие вещества

Классификация(по происхождению)

Природные

Конопля

Марихуана

Гашиш 

Синтетические эмпатогены (экстази),

опиаты, амфетамины, транквилизаторы,

снотворные, ингалянты

Новые синтетические

спайсы

соли

Слово учителя: Наркомания – это слово, которое ассоциируется у нас с самыми низменными чертами рода человеческого, с преступлениями, извращением, моральным падением, это определение ужасно в своем проявлении состояния души и тела человека, который не сумел жить в современном мире.

Как же появилась наркомания?- сообщения учащихся

1-ученик. Предыстория наркомании.

Человечество употребляет наркотики издревле в разных целях: в лечебных - для снятия болей, для восстановления сил, как снотворное, в культурных обрядах; как одурманивающее средство. Люди каменного века знали опиум, гашиш, кокаин и использовали их для поднятия боевого духа при подготовке к сражению, в религиозных обрядах. О наркотиках узнавали в ходе войн и в процессе расширения торговых сообщений. В результате «крестовых походов» и экспедиции Марко Поло, Европа узнала опиум и гашиш. А с расширением связей с коренным населением Америки пришли кока и табак. В 1803 г. немецкий фармацевт Зертурнер научился выделять из опия морфин. В 1898г. немец Генрих Дрезер открыл новый препарат сильнее морфина. Этот препарат был настолько силен, что его воспринимали как препарат с героическими возможностями и назвали героин. Морфин и героин сначала использовали в лечебных целях, но потом они ушли в народ. Зигмунд Фрейд считал, что кокаин может применяться как обезболивающие, для лечения депрессии, астмы, неврозов, сифилиса. Он положил начало кокаиновой эпидемии 80х годов XIX века.

Ученик 2. Наркотики на Руси известны с дохристианских времён: мхи, ягоды, грибы. С принятием христианства, за употреблением различных наркотических веществ природного происхождения пристально следили. Но всё изменилось со времён Петра I, который во многом подражал Европе, и с этого времени перестали следить строго, как это было раньше. Конопля и масличный мак издавна выращивались в России, но использовали для волокна пеньки (конопля). Конопляное масло использовали в готовке, жмых как корм для скота. А некоторые сорта конопли, использовались, как декоративное растение. Все основные наркотики хлынули с развитием транспортных связей, торговли. В СССР впервые ситуация со злоупотреблениями наркотиками обострилась в 20е годы, однако тогда проблему удалось ликвидировать. Второй подъем - 60е годы и продолжается до сих пор, оказывая серьезное влияние на экономику, политику, правопорядок, здоровье нации.

Ученик 3. Истинная причина злоупотребления наркотиков и психотропных веществ является невозможность обществом на данном этапе его развития удовлетворять все основные потребности индивида. Еще ни одно государство вне зависимости от уровня его развития, совершенства демократических институтов не победили в войне с наркотиками. Так же видно, что злоупотребление наркотиков обостряется во время экономических кризисов и социальной нестабильности. Так в период с 1985 по 1995 г. на постсоветском пространстве количество наркоманов увеличилось в 5 раз.

Причины наркомании:

психологические (гиперопека в семье, равнодушие близких, чрезмерная застенчивость, душевная травма и др.),

социальные (безработица, нищета, плохие условия жизни и др.),

физические (наследственность, заболевания, при которых больному снимали боль наркотиком).

Группа риска или будущие наркоманы.

Вопрос учащимся: Какие причины, на ваш взгляд, толкают подростка на употребление наркотиков?

Игра ассоциация. 

Мозговой штурм

«Почему люди употребляют наркотики?

Возможные ответы учащихся. Учитель записывает на доске.

Причины: Последствия:

  • За компанию Смерть от передозировки

  • Модно Потеря уважения окружающих

  • Назло родителям Гепатиты и СПИД

  • Чтобы испытать новые ощущения Конфликты с родителями

  • От нечего делать

  • Из любопытства

- Как развивается наркомания?

Показ социального ролика «Наркомания».

Этапы развития наркомании

Первый этап - первая проба наркотика.

Первая проба имеет огромное психологическое значение: в сознании подростка снимается защитный психологический барьер, табу, до определенного времени запрещавшее одурманивание. На этом этапе может сформироваться представление о безопасности наркотизации. 
Второй этап – ощущение эйфорического эффекта.

На этом этапе у молодого человека в полной мере формируется представление о «положительной» стороне наркотизации, возможности при помощи наркотических веществ получать «бесплатное удовольствие». 
Третий этап - появление психической зависимости.

В момент отсутствия одурманивающего вещества он начинает испытывать чувство беспокойства, тревоги, раздражительности. Подросток стремится использовать наркотическое вещество уже не столько ради эйфории, сколько ради того, чтобы снять неприятные ощущения, избавиться от негативных переживаний. 
Четвертый этап - формирование физической зависимости

Ее наиболее характерный признак - симптоматика абстиненции («ломки») при длительном отсутствии потребления наркогенного вещества. 

Что такое зависимость?

Учитель. Чтобы лучше понять, что такое зависимость давайте выполним упражнение «Марионетки»(учитель приглашает учащихся по их желанию, без принуждения)

Упражнение «Марионетки»

Инструкция для участников  упражнения «Марионетка». В пятёрке один человек будет играть роль куклы (марионетки) и четыре – кукловодов. Для управления куклой необходимо привязать заранее приготовленные верёвки по одной к каждой руке и ноге. Один из кукловодов управляет левой рукой с помощью верёвки, второй – правой рукой, третий – левой ногой и четвёртый – правой. Кроме того, марионетке завязывают глаза, а кукловодам запрещается разговаривать. Кукловоды могут по своему желанию управлять куклой, им необходимо провести её из одного конца аудитории в другой.

 !!!!! Кукла ничего не может делать самостоятельно, она лишь стоит на одном месте, а в остальном – подчиняется своим кукловодам.

После выполнения упражнения обсуждение упражнения***

Учитель задает вопросы:

  • Что вы чувствовали в роли куклы?

  • Понравилось ли вам в этой роли?

  • Что хотелось изменить, сделать?

  • Как связан опыт, полученный в данном упражнении с реальной жизнью?

  •  Как себя чувствует человек, когда он лишен возможности самостоятельно принимать решения, когда им управляют другие?

Вывод: когда ты не самостоятелен, не можешь распоряжаться собой это неприятно.

1: перечислите чувства, которые вызывает понятие «зависимость»(особенно обращается внимание на негативные ассоциации (страх, тревога).

Задание 2: как, по вашему мнению, выглядит зависимый человек, как складывается его семейная жизнь и карьера, каковы его жизненные перспективы?

Зависимость - это особенность характера, поведение человека, которая настолько укореняется в жизни человека, что становится незаметной.

Какие же последствия наркомании? Послушаем несколько историй.

1учащийся.

Тем вечером Костику стало плохо - он упал и потерял сознание. Все застыли в недоумении и никто не знал, что делать. В это время Юлька поднималась по лестнице. Увидев, что Косте плохо, она без слов протолкнулась к нему, достала платок и начала делать искусственней дыхание. "Раз, два, три, четыре… пульса нет… Раз, два, три, четыре". А все стояли и смотрели испуганными глазами. Вдруг Костя закашлял, открыл глаза. И только теперь кто-то

догадался вызвать скорую. Утром на Юлиной парте лежала белая роза и открытка с извинениями, где подписался весь класс.

2 учащийся.

Я не помню, при каких обстоятельствах я попробовал наркотик в первый раз, так как из-за героина многое в моей памяти стёрто. Но часто, особенно когда ложишься спать и закрываешь глаза, какие-то куски из жизни всплывают в памяти: когда в состоянии ломки ты вырываешь у какой-нибудь женщины сумку в подъезде, когда бьёшь стекло у машины и вырываешь магнитолу, когда снимаешь у какого-то парнишки куртку, когда плюёшь на мать, отца, близких, родных, когда чувствуешь, что ты одержим некоей силой, которая командует тобой и рабом которой ты стал.

Я помню, что первым моим наркотиком был план (анаша, продукты конопли). Я

учился в школе в классе 9-ом. Тогда годик я просмеялся (так сказывался на мне эффект плана - весёлость и смех) и уехал на каникулы. Когда я вернулся, то оказалось, что все мои друзья, с кем я рос и учился, уже нюхали героин.

Я долго отказывался садиться на героин и уговаривал друзей взять лучше планьчика

покурить, но когда мой лучший друг сказал мне: "Я уже не могу уснуть.", я всё понял и мне стало страшно. Но всё-таки к зиме чувство любопытства побороло мой страх и я понюхал полоску порошка цвета "какао". Это был низкосортный героин.

Через несколько месяцев я тоже уже не мог спать. Сладкое угощение и деньги

закончились, а героина надо было всё больше и больше. Начался новый и самый страшный этап в моей жизни.

Мы начали вымогать деньги у лиц побогаче, послабже и разинь. Так постепенно у нас

организовалась группа из 8-10 человек - подростков. Мы оккупировали свой микрорайон. И у меня появилось стремление не только к героину, так как я ещё не кололся и мог ещё себя немного контролировать, но и к дорогим дискотекам, барам, ресторанам, девочкам, машинам и т. д.

Этот греховный образ жизни привёл меня, наконец-то, к тому, что я начал колоться

героином и полетел в....бездну ада.

Я всё больше и больше завязал в наркотиках. Они мне были нужны как воздух, как

вода, чтобы жить. Я потерял всё: деньги, друзей, доверие, родителей и, кажется, голову. Всё произошло так быстро, что я даже и не заметил, как я остался один.


Показ фильма «Спайс убивает», «Последствия приема наркотиков»


Продолжаем составление схемы причины употребление наркотиков и их последствия»

Обращаем внимание на биологические последствия наркомании(демонстрация презентации)

Учитель. Задумайтесь: Стоит ли пробовать наркотик за компанию, чтобы умереть от передозировки, стоит ли пробовать наркотик потому, что это модно, чтобы заразиться СПИДом и .т. далее, по схеме на доске.

Обсуждение истории.

"После 9 класса я пошел учиться в колледж. Там я познакомился с ребятами, которые употребляли "травку". Мне несколько раз предлагали попробовать, но я отказался.

В тот период у меня были неприятности, я поругался с преподавателем, да и дома я стал, ссорится с родителями. Через год, я ушел из этого колледжа и поступил в другой колледж. Но неприятности возникали одна за другой. Подрался со своими сокурсниками. Открыли дело. Отец жестоко избил меня.

Единственные люди, сочувствовавшие мне, были мои друзья по первому колледжу. С ними я мог поговорить спокойно и излить свою горечь и обиду. Ребята успокаивали меня, говорили, что все это ерунда, забудется. Предложили попробовать "травку". Я согласился.

Происходит обсуждение истории. Как вы думаете в чем ошибка этого мальчика?

Игра "Отказ".

Цель: дать возможность участникам овладеть навыками уверенного поведения, аргументационного отказа в ситуации выбора.

Работа проводится в микрогруппах, каждой из которых предлагается одна из ситуаций:

  • Одноклассник (сосед, лидер двора) просит разрешения приготовить наркотик у тебя дома.

  • Одноклассник (сосед, лидер двора) предлагает попробовать наркотик "за компанию".

  • Одноклассник (сосед, лидер двора) просит достать для него наркотик.

  • Одноклассник приглашает: «Пойдём со мной в гости. Ребята обещали принести наркотики. В жизни надо попробовать все. Не упрямься».

Задание подгруппам: придумать как можно больше аргументов для отказа в этой ситуации. После этого каждая подгруппа "проигрывает" свою ситуацию перед остальными участниками. Один играет роль - "уговаривающего, другой - "отказывающегося". Учитель предлагает использовать в каждой ситуации три стиля отказа: уверенный, агрессивный, неуверенный.

Учитель:

 Как вы думаете, что нужно для того, чтобы уметь противостоять давлению, уметь отстаивать свою точку зрения? Какими качествами должен обладать человек? Давайте составим список этих качеств.

Предложения учеников

·    целеустремленность;

·    уверенность в себе;

·    чувство собственного достоинства;

·    самостоятельность;

·    настойчивость;

·    находчивость;

·    упрямство;

·    смелость;

·    независимость;

·    сила воли.

V. Закрепление и систематизация полученных знаний

Упражнение "Миф или реальность?»

На экране высвечиваются вопросы, имеющие отношение к употреблению наркотиков:

1. Марихуана не вызывает зависимости.

2.Если употреблять наркотики в меру, то никогда не станешь наркоманом.

3. После начала употребления наркотиков человек в среднем живет 5—10 лет.

4. Употребление наркотиков тесно связано с риском за­ражения гепатитом и ВИЧ-инфекцией.

5. Употребление наркотиков никогда не бывает без пра­вонарушения.

6. "Ломок" наркомана не существует. Это просто один из методов запугивания молодых людей.

7. Наркоман ради дозы способен предать родных, друзей.

8. Легкие наркотики безвредны.

9. Наркомания - это болезнь.

10. Прекратить употреблять наркотики можно в любой момент.

11. Наркотики повышают творческий потенциал.

12. Прекратить употреблять наркотики можно в любой момент.

13.Наркомания излечима.

14.Наркоман может умереть от передозировки.

15.Продажа наркотиков не преследуется законом.

Учащиеся самостоятельно отвечают.

VІ. Домашнее задание Написать эссе

«Я не употребляю наркотики, потому что…. «

VІІ. Итог урока

Мы рассмотрели проблему наркомании, от которой никто не застрахован. Но один человек  не  справится с  серьезными болезнями, а вмести  мы сила, вместе мы все  преодолеем. Я попрошу вас встать, взяться  за руки и громко сказать наркотикам: «Нет».


























Вред наркотиков

Слайд №13

1. Для здоровья (собственного и потомства).

2. Расходы общества на лечение, правоохранительные органы, тюрьмы и т.д.

Слайд №14

3.Снижение производительности труда и ухудшение экономики (аварии, прогулы, простои, травматизм).

Слайд №15

4. Преступления и другие правонарушения.

5. Ухудшение отношений между людьми.

Последствия употребления ПАВ и наркотиков:

Слайд №16-19

   огромный риск заражения СПИДом и гепатитом из-за исполь­зования общих шприцев;

   поражения печени из-за низкого качества наркотиков: в них остается уксусный ангидрид, который используется при при­готовлении;

   сильное снижение иммунитета и, как следствие, подвержен­ность инфекционным заболеваниям,  заболевание вен,  разрушение зубов из-за нарушения кальциевого обмена;

   снижение уровня интеллекта;

   очень велика опасность передозировки с тяжелыми послед­ствиями, вплоть до смерти.

Социальные последствия:

разрушение социальных связей, потеря семьи, друзей, деградация личности, ослабление воли, потеря свободы и полное подчинение наркотику.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Влияние наркотиков на поведение человека

Автор: Любченко Людмила Яковлевна

Дата: 27.07.2016

Номер свидетельства: 338148

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(93) "Вредные привычки и их влияние на здоровье человека"
    ["seo_title"] => string(60) "vriednyie_privychki_i_ikh_vliianiie_na_zdorov_ie_chielovieka"
    ["file_id"] => string(6) "411935"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1493242970"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "Классный час «Влияние наркотиков на здоровье и психику человека»"
    ["seo_title"] => string(61) "klassnyichasvliianiienarkotikovnazdorovieipsikhikuchielovieka"
    ["file_id"] => string(6) "271092"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1451373907"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(78) "Вредные привычки  и их влияние на здоровье."
    ["seo_title"] => string(41) "vriednyieprivychkiiikhvliianiienazdorovie"
    ["file_id"] => string(6) "269603"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1450872209"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(159) "Мероприятие в форме погружения  в рамках недели биологии в школе. Наркотики – это БЕДА!"
    ["seo_title"] => string(85) "mieropriiatiievformiepoghruzhieniiavramkakhniedielibiologhiivshkolienarkotikietobieda"
    ["file_id"] => string(6) "265006"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1449825017"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) "Открытое занятие на тему"Страшное слово-"НАРКОТИК""
    ["seo_title"] => string(50) "otkrytoe_zaniatie_na_temu_strashnoe_slovo_narkotik"
    ["file_id"] => string(6) "489626"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1544292877"
  }
}

ПОЛУЧИТЕ БЕСПЛАТНО!!!
Личный сайт учителя
Получите в подарок сайт учителя


Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства