Я считаю, что моя работа актуальна именно сегодня, когда наука развивается чрезвычайно стремительно, принося человечеству не всегда только пользу.
Эта проблема не является для меня праздной. Я живу в 100 км-й зоне от Балаковской АЭС. В нашей местности довольно часто люди умирают от раковых заболеваний. В тоже время я знаю, что Балаковской АЭС обеспечивает электроэнергией всю Саратовскую область. Но не слишком ли высокую цену платим мы за пользование электроэнергией? Или причина раковых заболеваний не только в этом? А может можно отказаться от атомной энергии?
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Влияние радиации на организм человека »
исследовательская проектная работа по теме:
«Влияние радиации на человека»
учитель биологии – Пузакова С.А.
Оглавление: 2
Введение 2-3
Глава 1. Теоретические сведения 5-8
1.1. Виды радиации 5-6
1.2. Влияние атомной энергетики 6
1.3. Может ли атомная энергетика быть безопасной? 6-7
1.4. Ядерная эпоха планеты 7-8
Глава 2. Мои исследования 9-10
2.1. Влияние радиации на зрение 9
2.2. Влияние радиации на кожу 10
2.3. Анализ социологического опроса 10 Мониторинг радиационной обстановке на метеостанции 10
2.5. Опрос ликвидаторов 13
Заключение 10
Вывод 11
Использованные ресурсы 11
Приложение 12-14
Введение
Я считаю, что моя работа актуальна именно сегодня, когда наука развивается чрезвычайно стремительно, принося человечеству не всегда только пользу.
Эта проблема не является для меня праздной. Я живу в 100 км-й зоне от Балаковской АЭС. В нашей местности довольно часто люди умирают от раковых заболеваний. В тоже время я знаю, что Балаковской АЭС обеспечивает электроэнергией всю Саратовскую область. Но не слишком ли высокую цену платим мы за пользование электроэнергией? Или причина раковых заболеваний не только в этом? А может можно отказаться от атомной энергии?
Меня заинтересовало, а может Балаковская АЭС выделять радиацию, радиоактивное загрязнение, и как оно влияет на здоровье человека после встречи с председателем совета чернобыльцев ликвидаторов - Водовсковым Виктором Дмитриевичем. В 1957 году он работал на объединении Маяк в Челябинской области ( при ядерном взрыве), у него много проблем со здоровьем ( в Марксе 24 ликвидатора аварии на ЧАЭ) .
В нашей школе работал плотник Холошенко Владимир Андреевич, который был ликвидатором аварии на Чернобыльской АЭС и много рассказывал в каких условиях пришлось работать (приложение 3) .
Я посетил метеостанцию города Маркса и узнал, что в нашем городе в 2011 году был выброс и максимальная доза достигла 17 мкр\час (когда нормативная максимальная допустима доза 23 мкр\час, а раньше она была 19). У меня возник вопрос за счет чего это возникло?
Изучив литературу я пришел к выводу что в РФ функционируют 10 АЭС. В то же самое время в высокоразвитых европейских странах количество АЭС мало и с каждым годом их количество сокращается.
Мне захотелось узнать: а что такое радиация? Какая она бывает.
Основополагающий вопрос:
Как радиация (излучение) влияют на здоровье человека?
Проблемный вопрос
Какие последствия влияния радиации на организм человека?
Поэтому я выдвинул гипотезу — я предполагаю, что у меня и моих близких могут быть проблемы со здоровьем, так как мы живем в зоне атомной станции.
Цель: расширить и углубить знания об экологической безопасности радиации.
Задачи:
1.Изучить научную литературу о радиации.
2.Сделать анализ работы Балаковской АЭС.
2. Воспитать ответственное отношение к здоровью своего организма 3. Выяснить какие изменения происходят в организме человека от радиации;
4.
Объект исследования: человек и окружающая среда
Предмет исследования: радиация
Проблема: Насколько опасна радиация?
Значимость и прикладная ценность работы:научить школьников бережно относиться к окружающей нас природе, и своему здоровью.
Ожидаемый результат:
- узнаю, что такое радиация
- какие виды бывают
- как она влияет на организм человека;
Глава 1. Теоретические сведения
1.1 Виды радиации
Изучив различные источники информации, я узнал, что радиация ( от латинского) - это излучение. В природе существует много видов излучений, я рассматриваю излучение, которое может оказывать вредное действие на человека.
Источники ионизирующего излучения бывают: естественные (космическое и природное излучения), искусственные и техногенно-усиленные (образуются за счет ядерных взрывов, радиоактивных аварий, развитии атомной промышленности и медицины).
Главный естественный источник ультрафиолетовой радиации является Солнце. Ультрафиолетовая радиация поглощается верхними слоями тканей растений, кожи человека и животных, вызывая химические реакции. Малые дозы оказывают благотворное действие на организм - улучшают иммунитет, способствуют образованию витамина D и «гормона бодрости». Ультрафиолетовая радиация влияет на человека и отрицательно:полученная за короткое время вызывает солнечный ожог, долгосрочная приводит к развитию рака кожи. С повышением уровня ультрафиолетовой радиации наблюдается рост заболеваемости плоскоклеточным раком и меланомой кожи. При обнаружении плоскоклеточного рака кожи человека, в гене обнаруживаются мутации. Плоскоклеточным раком и меланомой чаще болеют люди, работающие на открытом воздухе, население с белым цветом кожи голубоглазые и сероглазые блондины и рыжеволосые, склонные к появлению веснушек и подвергающихся воздействию солнечных лучей. Для профилактики злокачественных опухолей кожи рекомендовано избегать длительного нахождения под солнцем, особенно между 11 и 15 часами, когда активность наиболее опасного спектра солнечных лучей наиболее высока.
Защитную функцию от губительного действия ультрафиолетовой радиации на живые организмы выполняет озоновый слой. Уменьшение толщины озонового слоя всего на 1% приведёт к слепоте еще 100 тысяч человек. Как жедействует ультрафиолетовая радиация на глаза? Она вызывает катаракту, светобоязнь, слезотечение, боль, резь в глазах, отечность, покраснение роговицы, конъюнктивы .
Репродуктивные органы также отличаются повышенной чувствительностью к облучению. Однократное облучение при дозе всего лишь в 0,1 Гр приводит к временной стерильности, а дозы свыше двух грэев могут сказаться на способности к деторождению.
Смертность от злокачественных новообразований в мире -13%, в России – 14.6%, в Саратовской области -12.4% и с каждым годом цифра растет.
Я выяснил, какие последствия могут быть при влиянием радиации, это: мутации (приложение 4), раковые заболевания (щитовидной железы, лейкоз, молочной железы, легкого, желудка, кишечника), наследственные нарушения, слабоумие.
Так как человек получает дозы ионизирующего излучения? Оказывается, много есть источников, это:
космическое излучение (14%),
радиоактивность почвы и строительных материалов(19%),
радиоактивные газы(37%),
радиоактивные вещества попадают с пищей(17%),
медицинские процедуры(11,5%),
другие источники (транспорт, ядерная промышленность) (1,5%)
Большое количество радиации мы получаем из внешней среды. Рассмотрим конкретнее.
1.2. Влияние атомной энергетики
В 2014 году исполнится 60 лет со дня работы первой в мире АЭС (город Обнинск). Без атомной энергетики мы не представляем жизнь сегодня. Это и дешевая электроэнергия, АЭС не зависят от источников топлива, не потребляют кислород, но они дороги: необходимо много степеней зашиты, много времени требуется на строительства безопасного объекта, требуются квалифицированные работники, использование новейших приборов и техники.
Возникают проблемы в здоровье в связи с их эксплуатацией, это ухудшение медико-демографической ситуации; значительный рост онкопатологий; нарушения иммунитета у детей, злокачественные новообразования; сокращение продолжительности жизни; генетические последствия .
Балаковская АЭС. Одна из крупнейших АЭС в России. Построена она по самым современным проектам, надежно работающим во всем мире с 1987 года. Предприятие производит самую дешевую электроэнергию в Российской Федерации, и обеспечивает ею десять областей и автономных республик. По итогам 2012 и 2013 годов Балаковская АЭС была признана "Лучшей станцией России». Посещая областную конференцию по безопасности атомной энергетики, я выяснил, что Балаковская АЭС самая надежная по безопасности, так как имеет 18 степеней защиты.
1.3. Может ли атомная энергетика быть безопасной?
Всего с момента начала эксплуатации АЭС в 14 странах мира произошло более 150 инцидентов и аварий различной степени сложности.
26 апреля 1986 года на Чернобыльской АЭС раздались два взрыва они повлекли за собой страшные последствия.
У жителей Чернобыля отмечено превышение показателей болезни эндокринной системы и нарушения обмена веществ, болезни крови и кроветворных органов, врожденные аномалии, частые психические расстройства и болезни системы кровообращения .
Согласно законам генетики последствия чернобыльской аварии проявятся в третьем поколении, начнут рождаться внуки тех кто подвергся радиации с проблемами здоровья ( т.е. у нас): нарушение половых функций (не нахождение яичек у мальчиков - это сейчас уже распространено), зарастание анального отверстия, проблемы со зрение и слухом, приводит к мутации.
На данный момент авария на АЭС «Фокусима» по мощности сравнивают с аварией на Чернобыльской АЭС.
Я оказался тоже свидетелем катастрофы на АЭС - два года назад, 11 марта 2011 года, после сильнейшего землетрясения и цунами, произошедших в Японии, на АЭС «Фукусима-1» произошла авария. Работающие реакторы были отключены, но вышла из строя система охлаждения реакторов на энергоблоках. Произошло расплавление активных зон этих реакторов.
Радиоактивные вещества были обнаружены в питьевой воде и продуктах питания Японии. Многие страны, в том числе и Россия, запретили ввоз японских продуктов и «фонящих» радиоактивных машин.
Ликвидация последствий: согласно одобренному правительством Японии плану, полная ликвидация последствий аварии на АЭС «Фукусима-1» займёт приблизительно 30–40 лет. Впервые после Чернобыльской аварии атомной энергетике был нанесён серьёзный удар. Мировое сообщество вновь задумалось о том, может ли атомная энергетика быть безопасной. Многие страны заморозили свои проекты в этой отрасли, а Германия и вовсе заявила, что к 2022 году отключит последнюю АЭС и будет развивать альтернативные источники электроэнергии. И сегодня безопасность моей семьи находится под угрозой, так как жидкие отходы попадают в море и океан, заражая морских обитателей, которых мы едим. В нашей области в воде недостаточно йода, который нам необходим для процесса обмена веществ, этот недостаток мы восполняем морепродуктами. Моя семья исключила морепродукты из рациона, потому, что боимся получить дозу облучения из них.
1.4 . Ядерная эпоха планеты
В мире от ядерных взрывов уже пострадало около 15 млн. человек. Академик А.Д.Сахаров утверждал, что взрыв бомбы в 1 мегатонну лишает жизни 10 000 человек.
В 1963 году в Москве был подписан "Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой". Договор был подписан правительствами 120 государств. После 1963 года на всех полигонах мира было произведено более 1500 ядерных взрывов или почти в три раза больше, чем до подписания договора.
Кыштымская трагедия. Водовсков В.Д. служил в армии на ПО «Маяк» - место, где произошла первая крупная ядерная катастрофа (27 сентября 1957 года). Предприятие изготавливало начинку для первой атомной бомбы. К 1957 году измерительные приборы пришли в негодность , «банка» с отходами взорвалась (охладительная система отказала). Взрыв все содержимое емкости с отходами выбросил в окружающую среду. Мощность взрыва, подобного взрыву порохового заряда. В воздух было выброшено около 20 миллионов кюри радиоактивных веществ. Для нашего регионов чрезвычайно актуальна проблема хранения радиоактивных отходов химических комбинатов, перерабатывающих огромные массы радиоактивных веществ при производстве урана и приводящих к скоплению на поверхности значительных количеств отработанной руды ( Удмуртская республика, Челябинская, Томская, Кировская, Новосибирская область, Красноярский край и некоторые другие субъекты РФ ).
Оказывается большое количество радиации, мы получаем от переработки ядерного топлива.
Мои исследования
2.1 Влияние радиации на зрение (Приложение1).
Я посетил поликлинику №1, где выяснил, что с каждым годом количество людей с катарактой увеличивается, а близорукость уменьшается.
Вывод: при уменьшении озонового слоя происходит облучение, которое приводит к катаракте.
2.2 Влияние радиации на кожу (Приложение 2).
По данным врачей поликлиники №1 с каждым годом возрастает количество больных с раком кожи, раком крови и меланомой.
Вывод: нужно избегать длительного нахождения под солнцем, меньше загорать, следить за количеством родинок, проверяться у врачей (онколога) для профилактики раз в год.
2.3. Анализ социологического опроса
По результатам опроса проведенного среди учащихся 5—8 классов нашей школы выяснилось: что 10% школьников не знают, что такое радиация; 50% не знают об источниках радиоактивного излучения; 50% не знают причины радиационного заражения местности; 23% не знают об экологических катастрофах, связанных с радиацией; 90% не знают, какова радиационная обстановка в нашей местности.
Все опрошенные хотели бы быть уверенными в собственной радиационной безопасности.
Вывод: необходимо повысить уровень знаний учеников по этой теме.
2.4. Мониторинг радиационной обстановке на метеостанции
В ходе измерения уровня радиации на метеостанции города Марксе, я узнал, что средний радиационный фон: 12.01.2014г. (выходной день) — составил 13 мкР/ч, а 15.01.2014г г. (рабочий день) — 15 мкР/ч, что соответствует допустимым санитарным нормам (до 23 мкр/ч). Хотя наблюдался радиационный фон - 17мкр/ч.
13.04.14г. уровень радиации изменялся в течение 10 минут в помещении от 12 до 14 мкр/ч. Причины изменения радиации работники метеостанции нам не объяснили.
Вывод: радиационный фон постоянно меняется.
2.5. Опрос ликвидаторов : Холошенко В. А. и Водовскова В.Д.(Приложение 3)
Какое время вы были в заражённой зоне?
Какие средства защиты были на вас?
Есть ли у вас дети?
Последствия для здоровья.
Как помогает государство?
Выяснилось, что средства защиты были минимальные, это лепесток на лицо и белая одежда. У них есть проблемы со здоровьем: памяти нет, кости ( руки, ноги ), головные боли, сосуды, кости (болят ноги, голова, немеют руки
Вывод:
1. Уровень радиации в точках измерения составил от 13 до 17 мкр/ч. В рабочий день радиационный фон в Марксе несколько выше, чем в выходные дни, но не выходит за рамки допустимых санитарных норм. В промышленных районах города уровень радиации немного выше, чем в спальных, но также не превышает допустимые нормы и не оказывает существенное влияние на средний радиационный фон.
2. Исследование показало, что наиболее важными составляющими радиационной безопасности являются:
1) уровни осведомленности населения и готовности действовать в условиях радиационной опасности;
3) система радиационного контроля, оповещения и ликвидации последствий аварии.
Результаты моего исследования показали, что большая часть опрошенных школьников имеет низкий уровень знаний в вопросах радиации, но все опрошенные хотели бы быть уверенными в собственной радиационной безопасности.
В ходе исследования выяснилось, что, несмотря на близость радиационно-опасных объектов, радиационный фон в городе соответствует санитарным нормам и не угрожает здоровью и жизни населения.
Хочется пожелать, чтобы на всех радиационно-опасных объектах постоянно обновлялось оборудование, четко работали системы защиты и оповещения, и чтобы население каждодневно извещалось о состоянии радиационного фона через СМИ, для уверенности в своей безопасности.
Заключение.
В своей работе я доказал безопасность Балаковской АЭС, но процессы природы непредсказуемы. Я думаю что Японцы на Фокусиме тоже не думали о тех проблемах которые возникают при авариях на АЭС. А кто от них застрахован? Время ликвидаторов Чернобыля прошло, они не были защищены от радиации. Хочется надеется что нас не ждёт трагедии Чернобыля и Фокусимы.
Список использованной литературы.
1. Рянжин С. В. « Экологический букварь» Санкт- Петербург 1994;
2. Криксунов Е. А. « Экология» Дрофа 1999;
3. Швец И. М. « Биосфера и человечество» Вентана – Граф 2004;
4. Ашихмина Т. А. « Школьный экологический мониторинг» 1999;
5. Сивоглазов В. И. « Программа элективных курсов» М.2006;
6. Хабарова Е. И. « Экология в таблицах» Дрофа 2001;
7. Зимон А. Д. « Радиоактивное загрязнение» М. 2001;
8. « Экология» Современный гуманитарный университет М.2003;