kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Вирусы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок для учащихся девятого класса. Цель урока сформировать у учащихся знания о вирусах как внеклеточной форме жизни, их строении, особенностях жизнедеятельности и размножения. Урок в форме лекции: история открытия, сходство и различия с живыми организмами, формы вирусов, классификация, эволюция вирусов.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Вирусы »

Вирусы

(урок в 9 классе).

Тема: Вирусы.

Цель урока: Сформировать знания о вирусах как неклеточной форме жизни, их строении, особенностях жизнедеятельности и размножения.

Оборудование: таблица «Вирусы».

Тип урока: урок изучения новых знаний (урок - лекция).

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Объявление темы занятий, цели.

  1. Изучение нового материала.

План лекции:

  • История открытия вирусов.

  • Сходство вирусов с живыми организмами.

  • Отличие вирусов от живых организмов.

  • Специфические черты вирусов.

  • Строение вирусной частицы.

  • Формы вирусов.

  • Классификация вирусов.

  • Жизненный цикл вируса.

  • Способы передачи вирусов.

  • Эволюция вирусов.

  1. История открытия вирусов.

1892 год – Дмитрий Иосифович Ивановский изучал болезнь табака (мозаичная болезнь). Он выжал сок из пораженных листьев, пропустил этот сок через пористый фильтр из обожженной глины. Отверстия в фильтре были меньше бактерий , бактерии не проходили, однако этот сок не утратил заразных свойств.

Д.И. Ивановский назвал болезнетворное начало «фильтрующимся вирусом». Через 7 лет микробиолог Мартин Бейеринк ввёл этот термин в научный обиход.

От латинского «вирус» - яд. А вирус табачной мозаики сейчас один из самых изученных (ВТМ).

Вирусы входят в царство Vira.

  1. Сходство вирусов с живыми организмами.

  • Способность к размножению.

  • Наследственность.

  • Изменчивость.

  • Характерна приспособляемость к меняющимся условиям окружающей среды.

  • Экологическая ниша в природе.

  1. Отличие вирусов от живых организмов.

  • Во внешней среде имеют форму кристаллов, не проявляя никаких свойств живого.

  • Не потребляют пищу.

  • Не вырабатывают энергию.

  • Не растут.

  • Нет обмена веществ.

  • Имеют неклеточное строение.

  1. Специфические черты вирусов.

  • Очень маленькие размеры.

  • Простота организации (нуклеиновая кислота + белки).

  • Занимают пограничное положение между неживой и живой материей.

  • Высокая скорость размножения.

  • Носитель наследственной информации или ДНК, или РНК.

  • Отсутствие рибосом.

  1. Строение вирусной частицы.

В клетке хозяина находятся в виде молекул нуклеиновой кислоты. В свободном состоянии – в форме вириона.

Вирион – свободноживущая форма вируса, которая состоит из молекулы нуклеокислоты и окружающей её оболочки (капсида), образованного из большого числа белковых молекул.

Строение ВТМ – стр.38 рис.16.

  1. Формы вирусов.

  • Палочковидные (ВТМ).

  • Пулевидные (вирус бешенства).

  • Сферические (полиомиелит, ВИЧ).

  • Нитевидные (филовирусы).

  • В виде многогранников.

  1. Классификация вирусов.

- Вирусы с оболочкой:

1. ДНК – двунитевые.

2. РНК – однонитевые.

- Вирусы без оболочки:

1. ДНК – содержащие

А) двунитевые.

Б) однонитевые.

2. РНК – содержащие

А) двунитевые.

Б) однонитевые.

8. Жизненный цикл вируса.

  • Внеклеточная или покоящаяся фаза (вирусные частицы или вирионы).

  • Внутриклеточная фаза (размножающаяся).

9.Способы передачи вирусов.

А) в клетках животных мембрана способна к пиноцитозу и фагоцитозу. Поэтому вирусы заглатываются вместе с питательными веществами.

Б) вирус бешенства путешествует по контактам, так как нервные клетки соединены друг с другом путём отростков.

В) вирус гриппа разжижает защитную слизь в дыхательных путях – отсюда насморк.

10.Эволюция вирусов.

Вирусы появились вместе и рядом с клеточной жизнью.

Эволюция вирусов полна загадок и парадоксов, которые могут поставить в тупик даже самого смелого фантаста.

  1. Закрепление изученного материала.

Ответьте на вопросы 1 3 , стр. 29 учебника.

  1. Домашнее задание: § 1.9, подготовиться к контрольной работе по теме «Молекулярный уровень жизни».














Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Вирусы

Автор: Мельник Надежда Викторовна

Дата: 09.11.2014

Номер свидетельства: 128482

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(91) "Конспект урока биологии в 11 классе по теме Вирусы "
    ["seo_title"] => string(55) "konspiekt-uroka-biologhii-v-11-klassie-po-tiemie-virusy"
    ["file_id"] => string(6) "224628"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1438973363"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(116) "Разработка урока "Компьютерные вирусы, антивирусы, архиваторы" "
    ["seo_title"] => string(62) "razrabotka-uroka-komp-iutiernyie-virusy-antivirusy-arkhivatory"
    ["file_id"] => string(6) "159153"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421854438"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(62) "Конспект урока  биологии "Вирусы". "
    ["seo_title"] => string(32) "konspiekt-uroka-biologhii-virusy"
    ["file_id"] => string(6) "216515"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1433016779"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(112) ".                                      Вирусы.  Кто они - вещества или существа? "
    ["seo_title"] => string(45) "virusy-kto-oni-vieshchiestva-ili-sushchiestva"
    ["file_id"] => string(6) "221135"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1435062647"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(108) "Урок по биологии 10 класс " Вирусы - неклеточные формы жизни" "
    ["seo_title"] => string(62) "urok-po-biologhii-10-klass-virusy-nieklietochnyie-formy-zhizni"
    ["file_id"] => string(6) "153605"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421052963"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства