Урок для учащихся девятого класса. Цель урока сформировать у учащихся знания о вирусах как внеклеточной форме жизни, их строении, особенностях жизнедеятельности и размножения. Урок в форме лекции: история открытия, сходство и различия с живыми организмами, формы вирусов, классификация, эволюция вирусов.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Цель урока: Сформировать знания о вирусах как неклеточной форме жизни, их строении, особенностях жизнедеятельности и размножения.
Оборудование: таблица «Вирусы».
Тип урока: урок изучения новых знаний (урок - лекция).
Ход урока:
Организационный момент.
Объявление темы занятий, цели.
Изучение нового материала.
План лекции:
История открытия вирусов.
Сходство вирусов с живыми организмами.
Отличие вирусов от живых организмов.
Специфические черты вирусов.
Строение вирусной частицы.
Формы вирусов.
Классификация вирусов.
Жизненный цикл вируса.
Способы передачи вирусов.
Эволюция вирусов.
История открытия вирусов.
1892 год – Дмитрий Иосифович Ивановский изучал болезнь табака (мозаичная болезнь). Он выжал сок из пораженных листьев, пропустил этот сок через пористый фильтр из обожженной глины. Отверстия в фильтре были меньше бактерий , бактерии не проходили, однако этот сок не утратил заразных свойств.
Д.И. Ивановский назвал болезнетворное начало «фильтрующимся вирусом». Через 7 лет микробиолог Мартин Бейеринк ввёл этот термин в научный обиход.
От латинского «вирус» - яд. А вирус табачной мозаики сейчас один из самых изученных (ВТМ).
Вирусы входят в царство Vira.
Сходство вирусов с живыми организмами.
Способность к размножению.
Наследственность.
Изменчивость.
Характерна приспособляемость к меняющимся условиям окружающей среды.
Экологическая ниша в природе.
Отличие вирусов от живых организмов.
Во внешней среде имеют форму кристаллов, не проявляя никаких свойств живого.
Не потребляют пищу.
Не вырабатывают энергию.
Не растут.
Нет обмена веществ.
Имеют неклеточное строение.
Специфические черты вирусов.
Очень маленькие размеры.
Простота организации (нуклеиновая кислота + белки).
Занимают пограничное положение между неживой и живой материей.
Высокая скорость размножения.
Носитель наследственной информации или ДНК, или РНК.
Отсутствие рибосом.
Строение вирусной частицы.
В клетке хозяина находятся в виде молекул нуклеиновой кислоты. В свободном состоянии – в форме вириона.
Вирион – свободноживущая форма вируса, которая состоит из молекулы нуклеокислоты и окружающей её оболочки (капсида), образованного из большого числа белковых молекул.
Строение ВТМ – стр.38 рис.16.
Формы вирусов.
Палочковидные (ВТМ).
Пулевидные (вирус бешенства).
Сферические (полиомиелит, ВИЧ).
Нитевидные (филовирусы).
В виде многогранников.
Классификация вирусов.
- Вирусы с оболочкой:
1. ДНК – двунитевые.
2. РНК – однонитевые.
- Вирусы без оболочки:
1. ДНК – содержащие
А) двунитевые.
Б) однонитевые.
2. РНК – содержащие
А) двунитевые.
Б) однонитевые.
8. Жизненный цикл вируса.
Внеклеточная или покоящаяся фаза (вирусные частицы или вирионы).
Внутриклеточная фаза (размножающаяся).
9.Способы передачи вирусов.
А) в клетках животных мембрана способна к пиноцитозу и фагоцитозу. Поэтому вирусы заглатываются вместе с питательными веществами.
Б) вирус бешенства путешествует по контактам, так как нервные клетки соединены друг с другом путём отростков.