Инициация урока | Демонстрация слайда с записью слов «естество», «испытывать». Объяснение значения слов. (слайд 1) - Предположите значение слова естествоиспытатели. - Почему это слово называется сложным? (имеет в своём составе две основы, межпредм. связь с рус.яз.) | На основании понимания значения двух исходных слов выдвигают предположения о значении слова «естествоиспытатели» | Владение механизмом эквивалентных замен. Составлять небольшие устные монологические высказывания. Грамотно оформлять высказывание. Высказывать предположения. Определять и удерживать цель учебной деятельности до получения её результата. |
Предлагает самостоятельно предположить. Как можно ещё назвать людей, которые что-то изучают. (Подводящий полилог) | Предлагают различные ответы: ученые, экспериментаторы и т.д. |
Предлагает остановиться на слове «ученые». Вопрос: А если мы присоединим к этому слову слово «естествоиспытатели», какой смысл приобретёт такое название? Поясняет, что слово естествоиспытатели дополняет слово учёные и придаёт ему более конкретный смысл. Изменили ли открытия этих учёных взгляд людей на окружающий мир? | В процессе наводящей беседы получают сочетание двух слов и записывают тему УЧЁНЫЕ-ЕСТЕСТВОИСПЫТАТЕЛИ (слайд 2) Формулируют тему урока: действительно ли эти люди были великими – узнать в ходе знакомства с их открытиями. |
Проработка содержания темы | Предлагает прочитать текст учебника на стр. 21 о шведском учёном Карле Линнее (слайд 3) и попробовать представить себе: Что было бы, если бы Карл Линней не распределил организмы по группам? (слайд 4) Организует проработку содержания через обсуждение проблемной ситуации. | Читают текст. Выдвигают предположения, приходят к мысли, что была бы путаница в знаниях и трудно было бы ориентироваться, о каком живом организме идёт речь. | Определять и удерживать цель учебной деятельности до получения её результата. Отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы. Высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы. Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение, аргументы. Оценивать приводимые доказательства и рассуждения. Воспринимать текст с учётом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для её решения. Анализировать факты. Составлять небольшие устные монологические высказывания. Грамотно оформлять высказывание. |
Но Карл Линней не смог объяснить – откуда на Земле такое разнообразие организмов. Это удалось сделать Чарльзу Дарвину – английскому естествоиспытателю. Создает проблемную ситуацию путём предположения: В последние годы стволы берёз около больших городов покрыты чёрным налётом (это последствия загрязнения воздуха копотью и дымом от работы заводов и фабрик). Бабочки берёзовой пяденицы, у которых белые крылья стали хорошо заметны на этих тёмных стволах и их начали склёвывать птицы. Есть ли шанс выжить у этих бабочек? Как бы ответил на этот вопрос Чарльз Дарвин? (слайд 5) – Посмотрите фрагмент учебного фильма о нём и выскажите своё мнение. (слайд 6) | Слушают и смотрят фрагмент учебного фильма. Формулируют простейшие гипотезы. Выслушивают и оценивают мнение друг друга. Под руководством учителя делают вывод: Выживут те, кто смог приспособиться. Один из путей – тёмные крылья (слайд 7) | Определять и удерживать цель учебной деятельности до получения её результата. Отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы. Анализировать факты. Высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы. Оценивать приводимые доказательства и рассуждения. Учиться критично относиться к своему мнению, признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его. Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение, аргументы. Составлять небольшие устные монологические высказывания. Грамотно оформлять высказывание. Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. |
| Рассказывает: (слайд 8) Суша – это твердая оболочка нашей Земли. Она представлена материками. Моря, реки и океаны – это водная оболочка нашей планеты. А воздух – это газовая оболочка Земли. То есть их три. Так утверждают учёные, которые изучают географию – землеописание. А вот ученые-биологи говорят, что земных оболочек четыре. О какой оболочке идёт речь и где она находится? Что сказал об этом русский учёный Владимир Иванович Вернадский? (слайд 9) Прочитайте текст учебника и дайте ответ на этот вопрос. | Читают текст, находят нужную информацию, формулируют ответ в соответствии с вопросом: Четвёртая оболочка Земли – биосфера. Она пронизывает все три географические оболочки. Живые организмы приспособились каждый по своему к условиям жизни, в которых они живут. (слайд 10) | Определять и удерживать цель учебной деятельности до получения её результата. Приводить аргументы. Высказывать предположения. Перефразировать мысль (владение механизмом эквивалентных замен). Воспринимать текст с учётом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для её решения. Анализировать факты. Составлять небольшие устные монологические высказывания. Грамотно оформлять высказывание. |
Задаёт вопрос: Чьё учение о живой природе подтверждают эти слова? | Ответ: Ч. Дарвина о способности живых существ приспосабливаться. |
Применение знаний в новой ситуации | Даёт задание детям: В 1906 году Теодор Рузвельт (США) создал на плато Кайбаб заповедник чернохвостых оленей. Он отдал приказ истребить всех хищников: пум, волков, рысей. Первые результаты были превосходными: численность оленей с 3000 голов в течение 15 лет возросла до 50000 голов. Однако, в последующие годы численность оленей резко сократилась. К 1940 году осталось стадо из 10000. Почему так случилось? (слайд 11) Чтобы сказал об этом Вернадский? Запишите свои мысли в виде коротких предложений в тетради (слайд 12) | Выслушивают учителя. Обдумывают. Записывают мысли в тетрадь. Читают по желанию свои предположения. | Определять и удерживать цель учебной деятельности до получения её результата. Отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы. Анализировать факты. Оценивать приводимые доказательства и рассуждения. Высказывать предположения. Перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен). Учиться критично относиться к своему мнению, признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его. Составлять небольшие устные монологические высказывания. Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. Грамотно оформлять свои мысли письменно. Оценивать ситуацию с точки зрения экологической этики. |
Осмысление цели деятельности. Подведение итогов | (слайд 13) Обращается к обучающимся: Итак, мы говорили сегодня о естествоиспытателях. Обратите внимание – как автор учебника назвал параграф, который вы читали. Почему он называет этих людей великими? Согласны ли вы с ним? Убедились ли вы в том, что люди, о которых мы сегодня говорили, совершили очень нужное и важное открытие для человечества? | Рассуждают о значении слова великий. Аргументируют своё мнение, почему можно или нельзя считать этих людей великими. Позже знакомятся со значением слова «великий», которое даётся в толковом словаре. (слайд 14) | Определять и удерживать цель учебной деятельности до получения её результата. Приводить аргументы. Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение, аргументы. Составлять небольшие устные монологические высказывания. Мотивация к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. |
Рефлексия | Предлагает детям дать импровизированное интервью: Чему бы вы поучились у этих людей? | Передают микрофон и высказываются. | Высказывать свою точку зрения. Грамотно оформлять свои мысли письменно. Составлять небольшие устные монологические высказывания. Оценивать результаты своей деятельности. Идентифицировать себя с социумом. Выражать отношение к процессу познания. Формировать собственные ценностно-смысловые жизненные установки. |
Приводит пример: Когда великому русскому химику Д.И.Менделееву говорили, что он гений, он просто отвечал: «Трудился всю жизнь – потому и гений». Что нужно сделать, по вашему мнению, чтобы стать великим? Прошу вас подойти к столу и каждому написать одно слово, которое будет ответом на этот вопрос? | Подходят и пишут свои слова. Получают коллективный портрет великого человека, выраженный в отдельных словах, записанных на фигурках головы человека. |
Домашнее задание | Выставление отметок Читать стр. 21-22. По желанию забежать вперёд и из текста на 25-26 выбрать информацию о научных заслугах Аристотеля. Информацию сформулировать кратко, выбрав самое главное и перестроив предложение и записать в тетрадь. | Перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен). Грамотно оформлять свои мысли письменно. |