kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Великие естествоиспытатели

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок поможет в создании условий для личностного развития обучающихся, познакомиться с примерами развития представлений человека об окружающей природе; вкладом некоторых ученых в развитие этих представлений.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Великие естествоиспытатели»


Технологическая карта урока биологии «Великие естествоиспытатели»

( 5 класс)

Аннотация к уроку.

Структура урока соответствует уроку изучения нового материала: организация взаимодействия элементов урока для усвоения блока учебной информации. Деятельностный подход реализуется на основе организованной эвристической беседы проблемного содержания. Вспомогательные методы и приёмы: визуализация при помощи компьютерных слайдов, анализ научного текста, семантический анализ слов, выдвижение гипотез, моделирование ситуации.

Продолжение развития личностных УУД в комплексе реализуется через приоритетные задачи урока, решение которых диагностируется по ходу образовательного процесса (прозрачность хода образовательной деятельности) и по окончании урока

Цель урока: создание условий для личностного развития обучающихся

Задачи урока:

- познакомиться с примерами развития представлений человека об окружающей природе; вкладом некоторых ученых в развитие этих представлений;

- учиться находить причинно-следственную связь между строением живого организма и средой его обитания;

- учиться строить, выдвигать и формулировать простейшие гипотезы;

- учиться находить главную мысль в тексте естественнонаучного содержания;

- учиться использовать фантазию и воображение для выполнения учебных действий, решения учебной задачи;

- постепенно вытраивать собственное научное мировоззрение;

- учиться строить общение, аргументировать свое мнение.

В начале урока, перед изучением нового материала: беседа по итогам практической работы

УУД: Анализировать собственную работу, находить ошибки, устанавливать их причины;

Оценивать уровень владения тем или иным учебным действием (отвечать на вопрос «что я не знаю и не умею?»)

ЭТАПЫ УРОКА

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

Инициация урока

Демонстрация слайда с записью слов «естество», «испытывать». Объяснение значения слов. (слайд 1)

- Предположите значение слова естествоиспытатели.

- Почему это слово называется сложным? (имеет в своём составе две основы, межпредм. связь с рус.яз.)

На основании понимания значения двух исходных слов выдвигают предположения о значении слова «естествоиспытатели»

Владение механизмом эквивалентных замен.

Составлять небольшие устные монологические высказывания.

Грамотно оформлять высказывание.

Высказывать предположения.

Определять и удерживать цель учебной деятельности до получения её результата.


Предлагает самостоятельно предположить. Как можно ещё назвать людей, которые что-то изучают. (Подводящий полилог)

Предлагают различные ответы: ученые, экспериментаторы и т.д.

Предлагает остановиться на слове «ученые». Вопрос: А если мы присоединим к этому слову слово «естествоиспытатели», какой смысл приобретёт такое название?

Поясняет, что слово естествоиспытатели дополняет слово учёные и придаёт ему более конкретный смысл.

Изменили ли открытия этих учёных взгляд людей на окружающий мир?

В процессе наводящей беседы получают сочетание двух слов и записывают тему

УЧЁНЫЕ-ЕСТЕСТВОИСПЫТАТЕЛИ

(слайд 2)

Формулируют тему урока: действительно ли эти люди были великими – узнать в ходе знакомства с их открытиями.

Проработка содержания темы

Предлагает прочитать текст учебника на стр. 21 о шведском учёном Карле Линнее (слайд 3) и попробовать представить себе: Что было бы, если бы Карл Линней не распределил организмы по группам? (слайд 4)

Организует проработку содержания через обсуждение проблемной ситуации.

Читают текст.

Выдвигают предположения, приходят к мысли, что была бы путаница в знаниях и трудно было бы ориентироваться, о каком живом организме идёт речь.

Определять и удерживать цель учебной деятельности до получения её результата.

Отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы. Высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы.

Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение, аргументы. Оценивать приводимые доказательства и рассуждения.

Воспринимать текст с учётом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для её решения.

Анализировать факты.

Составлять небольшие устные монологические высказывания.

Грамотно оформлять высказывание.

Но Карл Линней не смог объяснить – откуда на Земле такое разнообразие организмов. Это удалось сделать Чарльзу Дарвину – английскому естествоиспытателю.

Создает проблемную ситуацию путём предположения:

В последние годы стволы берёз около больших городов покрыты чёрным налётом (это последствия загрязнения воздуха копотью и дымом от работы заводов и фабрик). Бабочки берёзовой пяденицы, у которых белые крылья стали хорошо заметны на этих тёмных стволах и их начали склёвывать птицы. Есть ли шанс выжить у этих бабочек?

Как бы ответил на этот вопрос Чарльз Дарвин? (слайд 5) – Посмотрите фрагмент учебного фильма о нём и выскажите своё мнение. (слайд 6)







Слушают и смотрят фрагмент учебного фильма. Формулируют простейшие гипотезы. Выслушивают и оценивают мнение друг друга.

Под руководством учителя делают вывод: Выживут те, кто смог приспособиться. Один из путей – тёмные крылья

(слайд 7)

Определять и удерживать цель учебной деятельности до получения её результата.

Отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы. Анализировать факты. Высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы. Оценивать приводимые доказательства и рассуждения.

Учиться критично относиться к своему мнению, признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его. Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение, аргументы.

Составлять небольшие устные монологические высказывания.

Грамотно оформлять высказывание.

Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.


Рассказывает: (слайд 8) Суша – это твердая оболочка нашей Земли. Она представлена материками. Моря, реки и океаны – это водная оболочка нашей планеты. А воздух – это газовая оболочка Земли. То есть их три. Так утверждают учёные, которые изучают географию – землеописание. А вот ученые-биологи говорят, что земных оболочек четыре. О какой оболочке идёт речь и где она находится? Что сказал об этом русский учёный Владимир Иванович Вернадский? (слайд 9)

Прочитайте текст учебника и дайте ответ на этот вопрос.

Читают текст, находят нужную информацию, формулируют ответ в соответствии с вопросом: Четвёртая оболочка Земли – биосфера. Она пронизывает все три географические оболочки. Живые организмы приспособились каждый по своему к условиям жизни, в которых они живут.

(слайд 10)

Определять и удерживать цель учебной деятельности до получения её результата.

Приводить аргументы. Высказывать предположения.

Перефразировать мысль (владение механизмом эквивалентных замен).

Воспринимать текст с учётом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для её решения.

Анализировать факты.

Составлять небольшие устные монологические высказывания.

Грамотно оформлять высказывание.

Задаёт вопрос: Чьё учение о живой природе подтверждают эти слова?

Ответ: Ч. Дарвина о способности живых существ приспосабливаться.

Применение знаний в новой ситуации

Даёт задание детям:

В 1906 году Теодор Рузвельт (США) создал на плато Кайбаб заповедник чернохвостых оленей. Он отдал приказ истребить всех хищников: пум, волков, рысей. Первые результаты были превосходными: численность оленей с 3000 голов в течение 15 лет возросла до 50000 голов. Однако, в последующие годы численность оленей резко сократилась. К 1940 году осталось стадо из 10000.

Почему так случилось? (слайд 11)

Чтобы сказал об этом Вернадский? Запишите свои мысли в виде коротких предложений в тетради

(слайд 12)

Выслушивают учителя. Обдумывают. Записывают мысли в тетрадь. Читают по желанию свои предположения.

Определять и удерживать цель учебной деятельности до получения её результата.

Отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы. Анализировать факты. Оценивать приводимые доказательства и рассуждения. Высказывать предположения.

Перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен).

Учиться критично относиться к своему мнению, признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его. Составлять небольшие устные монологические высказывания. Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. Грамотно оформлять свои мысли письменно.

Оценивать ситуацию с точки зрения экологической этики.

Осмысление цели деятельности. Подведение итогов

(слайд 13) Обращается к обучающимся: Итак, мы говорили сегодня о естествоиспытателях. Обратите внимание – как автор учебника назвал параграф, который вы читали. Почему он называет этих людей великими? Согласны ли вы с ним?

Убедились ли вы в том, что люди, о которых мы сегодня говорили, совершили очень нужное и важное открытие для человечества?

Рассуждают о значении слова великий. Аргументируют своё мнение, почему можно или нельзя считать этих людей великими.

Позже знакомятся со значением слова «великий», которое даётся в толковом словаре. (слайд 14)

Определять и удерживать цель учебной деятельности до получения её результата.

Приводить аргументы. Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение, аргументы. Составлять небольшие устные монологические высказывания. Мотивация к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Рефлексия

Предлагает детям дать импровизированное интервью: Чему бы вы поучились у этих людей?

Передают микрофон и высказываются.

Высказывать свою точку зрения.

Грамотно оформлять свои мысли письменно. Составлять небольшие устные монологические высказывания. Оценивать результаты своей деятельности. Идентифицировать себя с социумом.

Выражать отношение к процессу познания. Формировать собственные ценностно-смысловые жизненные установки.

Приводит пример: Когда великому русскому химику Д.И.Менделееву говорили, что он гений, он просто отвечал: «Трудился всю жизнь – потому и гений». Что нужно сделать, по вашему мнению, чтобы стать великим? Прошу вас подойти к столу и каждому написать одно слово, которое будет ответом на этот вопрос?

Подходят и пишут свои слова. Получают коллективный портрет великого человека, выраженный в отдельных словах, записанных на фигурках головы человека.

Домашнее задание

Выставление отметок

Читать стр. 21-22. По желанию забежать вперёд и из текста на 25-26 выбрать информацию о научных заслугах Аристотеля. Информацию сформулировать кратко, выбрав самое главное и перестроив предложение и записать в тетрадь.

Перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен). Грамотно оформлять свои мысли письменно.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Великие естествоиспытатели

Автор: Тумасова Елена Геворкевна

Дата: 25.09.2016

Номер свидетельства: 345673

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(149) "Василий Васильевич Докучаев-великий естествоиспытатель, гордость Земли русской "
    ["seo_title"] => string(85) "vasilii-vasil-ievich-dokuchaiev-vielikii-iestiestvoispytatiel-ghordost-ziemli-russkoi"
    ["file_id"] => string(6) "121112"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1413889874"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(124) "Урок биологии в 5 классе (ФГОС) на тему "Великие естествоиспытатели". "
    ["seo_title"] => string(72) "urok-biologhii-v-5-klassie-fgos-na-tiemu-vielikiie-iestiestvoispytatieli"
    ["file_id"] => string(6) "175452"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424271752"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "Великие естествоиспытатели. Урок биологии в 5 классе"
    ["seo_title"] => string(58) "vielikiie_iestiestvoispytatieli_urok_biologhii_v_5_klassie"
    ["file_id"] => string(6) "461375"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1520781344"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(160) "Рабочая программа по биологии 5 класс (ФГОС). УМК "Живой организм" А.А. Плешаков,Н.И. Сонин "
    ["seo_title"] => string(92) "rabochaia-proghramma-po-biologhii-5-klass-fgos-umk-zhivoi-orghanizm-a-a-plieshakov-n-i-sonin"
    ["file_id"] => string(6) "216587"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1433070410"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(95) "Конспект урока по химии в 9 классе "Великий углерод". "
    ["seo_title"] => string(56) "konspiekt-uroka-po-khimii-v-9-klassie-vielikii-ughlierod"
    ["file_id"] => string(6) "213474"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1432059494"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства