Это методическая разработка урока "Вегетативное размножение комнатных растений", данная тема изучается в 6 классе по программе Пономаревой. Детям предлогается рассмотреть сначала виды вегетативного размножения, а затем в ходе лабораторной работы провести самостоятельное размножение растений с помощью черенков, соблюдая все правила посадки растений. При выполнении этой работы у детей формируется любовь к природе и бережное отношеение к живому.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Оборудование: различные комнатные растения, горшки с землей, сосуд с водой, шпатели, ножницы, тетради, письменные принадлежности, таблицы, пластиковые контейнеры разных объемов.
1.Организационный момент -1 минута.
Здравствуйте, Ребята кто дежурный на уроке?
Ребята давайте откроем тетради и запишем тему сегодняшнего занятия. (Тема «Вегетативное размножение комнатных растений», Цель - изучить способы вегетативного размножения комнатных растений и научиться применять полученные знания на практике. Оборудование.)
Для того, что бы приступить к рассмотрению бесполого и полового размножения нам необходимо вспомнить элементарные понятия.
2.Актуализация знаний.
Давайте вспомним словарные слова которые нам понадобятся на уроке:
Бесполое размножение
Вегетативное размножение
Размножение спорами
Половое размножение
Теперь давайте ответим на вопросы.
Какие органы вы знаете у растений (вегетативные игенеративные)?
Какие органы являются генеративными (цветок, плоды,семена)? Какова их основная функция? (их основная функция –размножение).
А какие органы относятся к вегетативным (Корень, стебель, лист)? Какова их основная функция? (является обеспечение растения водой,органическими и минеральными веществами).
Но мы знаем, что кроме основных функций вегетативные органы выполняют иногда и другие, не основные функции. Приведите примеры растений, которые выполняют дополнительные функции (Например, видоизмененный корень моркови выполняет запасающую функцию. Запасающую функцию выполняют клубни георгина, видоизмененный стебель картофеля).
Ребята и последний вопрос очень важный для нас. Каково значение вегетативного размножения?
3.Изучение нового материала.
Мы с вами сегодня работаем по группам на уроке. Каждой группа поучаствует в размножении комнатных растений.
Ребята мы только вспомнили, что такое вегетативное размножение и что оно осуществляется частью растения. (лист, черенком листа, побег, корневище, листовая розетка).
Ребята у меня на столе стоят цветы это гибискус китайский, хлорофитум хохлатый, сансивьера, узумбарская фиалка. И посмотрите на презентацию.
Ребята у вас на столе гибискус китайский (покажите пожалуйста), фиалка узумбарская, хлорофитум хохлатый, сансивьера. Как вы думаете, какой способ размножения у этих растений? (размножение побеговыми черенками, листовой пластинкой, листовой розеткой, частью листа). Докажите и обоснуйте ответ.
Записываем в тетради.
Лабораторная работа №7
Тема: Вегетативное размножение комнатных растений.
Оборудование: контейнеры с землей, пластиковые контейнеры, стакан с водой, ножницы.
Растения – гибискус китайский, узумбарская фиалка, хлорофитум хохлатый, сансивьера.
Ход работы:
Взять листовую пластинку фиалки и посадить в грунт, для этого в контейнер с землей сделать отверстие и воткнуть черенок в землю, затем покрыть стаканом. полить
Повторить такие же процессы с другими черенками.
Заполнить таблицу.
Сделать вывод.
№
Растение
Орган размножения
Появление первых корней
Время посадки
Сейчас мы с вами проведем процесс размножения комнатных растений.
Начнем мы с размножения листовым черенком. Давайте вспомним из чего состоит лист. (черешок и листоваяпластинка).
Таблица «Строение листа»
Теперь давайте проведем посадку будущих молодых растений.
Проведя опыт заполним таблицу. Нужно сказать, что сегодняшняя лабораторная это длительный эксперимент за которым мы будем наблюдать в течении длительного времени.
Давайте рассмотрим какие виды размножения вегетативным способом есть еще. У вас на столе лежит памятка «Вегетативное размножение комнатныхрастений» внимательно прочтите содержание памятки. Какие еще виды размножения вы встретили? (Размножение луковицами, корневищами, делением куста).
Ребята давайте сделаем вывод. Перечислите этапы посадки комнатных растений. То, что вы перечислили теперь запишите в тетрадь.
Вывод учителя- эти полученные практические знания и памятка помогут вам вырастить любое комнатное растение.
Способ искусственного вегетативного размножения комнатных растений.
Краткое описание способа
Примеры растений.
Размножение побеговыми черенками
от взрослого растения отрезаются черенок с 3-4 листьями или почками. Черенки ставят в емкость с водой или высаживают во влажную почву. Через некоторое время на черенках образуются придаточные корни.
Традесканция, герань, гибискус, абутилон, фикус
Размножение листовыми черенками
отрезанные листья или части листовых пластинок высаживают во влажную почву. Через некоторое время на них появляются придаточные почки и придаточные корни.
У луковичных растений из почек, находящихся в пазухах чешуй старой луковицы, образуются молодые луковицы – детки. При пересадке их осторожно отделяют от старой луковицы и высаживают в горшок.
кливия оранжевая, гиппеаструм, зефирантес.
Размножение корневищами
Освобождают корневище от земли и разрезают ножом на части, так чтобы бала на каждом хотя бы одна почка или корень и побег.
сансевьера, циперус
Размножение усами
Укоренившийся ус отрезают от растения и оно начинает жить самостоятельно.
хлорофитум.
Делением куста
циперус, папоротник.
4. Закрепление знаний.
1) Расскажите, какие виды вегетативного размножения вы знаете?