Тема урока Вегетативное размножение его виды и биологическая роль в природе
Тип урока: комбинированный.
Цели урока:
· изучить способы вегетативного размножения цветковых растений и научиться применять полученные знания на практике;
· показать возможность применения информационно-коммуникационных технологий на уроке биологии.
Образовательные задачи:
· раскрыть значение понятий: выводковые почки, дочерние розетки, черенки и их виды, отводки, корневые отпрыски, прививка почкой (окулировка), привой, подвой;
· охарактеризовать значение прививки в садоводстве;
· рассмотреть особенности вегетативного размножения комнатных растений.
Развивающие задачи:
· развитие общеучебных и коммуникативных умений и навыков (сравнение, анализ, обобщение), навыков работы с современным компьютерным оборудованием, с электронными источниками информации;
· формирование практических умений по осуществлению вегетативного размножения комнатных растений.
Воспитательная направленность урока:
· осуществление экологического, трудового воспитания;
· воспитание уважения к мнению окружающих людей.
Формы организации обучения: фронтальная, групповая практическая работа, индивидуальная
Оборудование и материалы к уроку:
– для учителя: ПК, мультимедийный проектор, интерактивная доска (экран), учебник, презентация
– для учащихся: учебник, оборудование для практической работы, посадочный материал, горшки, ящички с землей, лейка, перчатки.
Ход урока:
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
Добрый день дорогие ребята!
Сегодня мы продолжаем с вами говорить о размножении растений.
1 Беседа
-Что вы понимаете под размножением? (Воспроизведение себе подобных)
-С каким видом размножения мы познакомились на предыдущих уроках? (Генеративным)
- Генеративное размножение относится к половому размножению, почему? (Потому что происходит с участием половых клеток)
- Какие органы растения осуществляют генеративное размножение? (Цветок, плод, семя.)
2 «Веселая карусель»
У учащихся на столах карточки с 6 вопросами. Им предлагается выбрать ученика из класса, кому они адресовали бы этот вопрос.
Какой орган укрепляет растение в почве, помогает получить воду и минеральные вещества?
Назовите основной надземный орган высших растений.
Часть организма, имеющая определенное строение и выполняющая определные функции.
Видоизмененный подземный побег
Назовите орган растения в котором под действием света из углекислого газа и воды образуется крахмал
Зачаток побега называют ….
- Посмотрите следующий слайд
Проанализируйте сказанное и попытайтесь ответить на вопрос: Как размножают черные тюльпаны? (Не все растения размножаются генеративно, возможно с помощью других органов)
III. Изучение нового материала
Каким образом можно осуществить этот тип размножения мы изучим на сегодняшнем уроке
Вот способы размножения они достаточно разнообразны. Результат этого разнообразия представлен в таблице (Слайд 6), а более подробное описание далее (Слайды 7-16)
С некоторыми способами вегетативного размножения мы познакомимся, выполнив практическую работу.
Для ее выполнения, ребята, мы разделимся на 4 группы (Слайд 4).
Каждая группа для работы выбирает комплект и выполняет работу по инструктивной карте (Приложение 1).
После выполнения работы участники расскажут об итогах работы: назовут растения и орган, с помощью которого удалось осуществить размножение.
Напоминаю вам о технике безопасности в ходе выполнения работы (Приложение 2)
IV Физкультминутка
( музыкальное сопровождение «Смуглянка»)
Сейчас мы с вами немного отдохнем, проведя физкультминутку. Но выполняя физические упражнения, будем ещё думать о жизненных формах растения. По названию растения определить его жизненную форму (подорожник, береза, смородина, тополь, тюльпан, шиповник, одуванчик, клен, крыжовник, клубника, дуб) .
- Трава – присесть.
- Кустарник – повороты туловища влево и вправо.
- Дерево – стоя поднять руки вверх.
V. Закрепление
Итак, ребята, давайте подведем итог. На столе лежат картинки с изображением растений.
Назовите растение, и расскажите, с помощью какого органа можно осуществить размножение растения
- Какие это органы по выполняемым функциям? (Вегетативные)
- Как называется размножение, которое осуществляется с помощью вегетативных органов (Вегетативным)
- Обращаю ваше внимание, ребята, что вегетативное размножение относится к бесполому типу размножение, а значит осуществляется …( без участия половых клеток)
VI. Итог урока
Итак, сегодня мы с вами, ребята, познакомились с другим видом размножения растений вегетативным и сделали вывод о том, что оно относится к бесполому размножению.
Каким же образом осуществляется вегетативное размножение? (С помощью вегетативных органов: корня, стебля и листа) В листах самооценки поставьте ту оценку, на которую, по вашему мнению, вы работали.
Хорошо.
VII. Домашнее задание Ребята получившие на уроке:
«5» - составьте по сегодняшней теме кроссворд;
«4» - §29 читать,
«3» - §29 читать, рабочая тетрадь№ 1 стр. 35 письменно
Творческое задание Ребята скажите, как вы относитесь к подаркам, какие чувства вы испытываете, когда вам дарят подарки?
Хотели бы вы, чтобы такие же чувства испытали ваше близкие люди: мамы, бабушки, педагоги?
Вот тогда наше творческое домашнее задание будет заключаться в следующем: Вам необходимо дома, изучив «Путеводитель по вегетативному размножению», подобрать растение которое вы бы хотели сами размножить и подарить своим мамам, бабушкам и педагогам в праздник 8 Марта.
VIII Рефлексия: «Дерево творчества»
(музыкальное сопровождение «Как прекрасен этот мир»)
Спасибо вам за работу на уроке. Вы такие молодцы, мне было очень приятно с вами работать. А теперь оцените, насколько интересен был сегодня урок, разместите на «Дереве творчества» цветы, плоды, листья.
- Плоды – урок прошел полезно, плодотворно.
- Цветок – урок хороший.
- Зеленый листик – иногда на уроке мне было не интересно.
- Желтый листик – «пропащий урок», неудовлетворенность.