Урок биологии в 6 классе по теме "Вегетативное размножение цветковых растений"
Цель урока:
изучить способы вегетативного размножения цветковых растений и научиться применять полученные знания на практике;
Образовательные задачи: 1) раскрытие значение понятий: черенки и их виды, отводки, корневые отпрыски, прививка почкой (окулировка), привой, подвой, выводковые почки, дочерние розетки, 2)рассмотреть особенности вегетативного размножения комнатных растений.
Развивающие задачи: формирование практических умений по осуществлению вегетативного размножения комнатных растений.
Воспитательные задачи: осуществление экологического, трудового воспитания;
Оборудование:
ПК, презентация «Вегетативное размножение растений»,
таблица «Вегетативное размножение растений»,
различные комнатные растения (традесканция, фиалка, каланхоэ),
клубни, луковицы,
цветочные горшочки с почвой,
сосуд с водой,
ножницы,
резиновые перчатки (для выполнения практических заданий),
учебники, тетради,
Ход урока
I. Организационный момент.
Приветствие, отметка отсутствующих.
II. Проверка знаний. ( Индивидуальный опрос) (Слайд 3) .
На какие две группы можно разделить все органы цветковых растений в зависимости от основных выполняемых ими функций? (На вегетативные и генеративные.)
Какие органы являются генеративными? (Цветы, плоды и семена.)
Какова их основная функция? (Размножение.)
А какие органы являются вегетативными? (Корень, стебель, лист.)
Какова их основная функция? (Обеспечение растения водой, органическими и минеральными веществами.
III. Изучение нового материала.
Проблемный вопрос: почему растения, для которых характерен в основном неподвижный образ жизни, широко распространены по земному шару?
Актуализация знаний
Что характерно для всех живых организмов? (Размножение, т.е. способность воспроизводить себе подобных - важнейшее свойство всех живых организмов.)
Растения расселяются, занимают новые территории благодаря размножению; благодаря этому на Земле существуют миллионы лет растения, животные, грибы, хотя каждый организм живет ограниченное время.
А какие существуют способы размножения растений?
(Семенами – половое, вегетативными органами - бесполое).
Сегодня мы будем изучать бесполое размножение, и тема урока: “Вегетативное размножение цветковых растений”. (Слайд 1) Открываем тетради, записываем число и тему урока.
Формулировка цели урока.
Способы вегетативного размножения цветковых растений.
(Объяснение учителя новой темы.)
Вегетативное размножение заключается в образовании новых особей из вегетативных органов. Имеет большое теоретическое и практическое значение. Широко распространено у дикорастущих растений, а также используется в сельском хозяйстве. В основе лежит регенерация, т.е. способность растений восстанавливать весь организм из какой-либо части. Вегетативное размножение можно подразделить на естественное (происходящее в природе без вмешательства человека) (Слайд 4) и искусственное, применяемое в практике растениеводства с использованием всех видов естественного вегетативного размножения, а так же особого приема – прививки (сращивания части размножаемого растения с соответствующим подвоем) (Слайд 5).
Естественное вегетативное размножение
Побегами, отделенными
от материнского растения: Надземными Корневищами: Луковицами:
ряска, элодея, традесканция ползучими пырей, хвощ, лук, тюльпаны,
ива побегами полевой, нарцисс, лилия
Клубнями: ( усики, иван-чай
Отводками: картофель, плети)
пихта георгины. земляника,
костяника Зимующими почками:
Корневая поросль: пузырчатка, рдест,
тополь, осина, резак
Выводками почками: сирень, ежевика,
тонконог, очиток, кам- хрен.
неломка, каланхоэ (жи-
вороджение)
ИСКУССТЕННОЕ ВЕГЕТАТИВНОЕ РАЗМНОЖЕНИЕ
Клубнями: Луковицами: Делением Порослью: Отводками:
картофель лук, чеснок, куста: деревья и крыжовник,
лилии, нарциссы, флоксы кустарники, виноград,
амариллисы маргаритки, образующие шелковица,
пионы. корневую азалии.
поросль
ЧЕРЕНКАМИ
ПРИВИВКА
Стеблевыми: Корневыми: Листовыми:
виноград, малина, лимон,
смородина, вишня, бегония, Глазком Прививка в
розы, кры- слива, глоксиния, расщеп
жовник рябина фиалка узум- Прививка Копулировка
барская сближением
Далее мы познакомимся с тем, какими способами осуществляют вегетативное размножение цветковых растений.
В тетрадях начертите таблицу из трёх колонок: способ размножения, примеры растений, рисунок. Её заполнение мы начнём на уроке, а закончите вы дома.
Вегетативное размножение растений
Способ размножения | Примеры растений | Рисунок |
| | |
Способы вегетативного размножения цветковых растений:
1) клубнями
2) корневыми черенками;
3) корневыми отпрысками;
4) стеблевыми черенками;
5) отводками;
6) прививка почкой (окулировка) и т.д.
По ходу рассказа учителя:
внимание учащихся акцентируется на основных понятиях: черенки и их виды, отводки, корневые отпрыски, прививка почкой (окулировка), привой, подвой (используется презентация);
рассматривание иллюстраций в учебнике;
учащиеся в тетрадях заполняют первые две графы таблицы (необходимые рисунки в третьей графе учащиеся выполняют дома).
Сообщение учителя:
“Размножение отводками” (Слайд 6).
Многие растения укореняются при контакте стебля с почвой, т.е. размножаются отводками. Один из побегов пришпиливают и присыпают в средней части почвой. Лучшее время для отводков – начало периода активного роста. Таким способом размножают традесканции, плющ.
“Прививка почкой (окулировка)” (Слайды 7 и 8).
Следующий способ размножения является достаточно сложным и может быть выполнен при наличии необходимых навыков. Без него не обходится ни один садовод, поэтому следите за тем, в каком порядке проводятся действия и запоминайте названия.
Вегетативное размножение комнатных растений .
Сообщение учителя.
Комнатные растения растут в каждом классе и у многих дома. Как же их размножают?
/Презентация с использованием материалов научно – исследовательской работы по экологии ученицы 9 класса Семеновой Виктории. 2014г./
Знание способов вегетативного размножения растений имеет большое значение в комнатном цветоводстве.
Каланхое (бриофиллум) размножается выводковыми почками. (Слайд 9). Они опадают с листьев, быстро укореняются, и вскоре вырастают дочерние растения.
Специальные приспособления для вегетативного размножения имеются у некоторых видов кактусов – это боковые побеги – “детки”. Иногда уже в раннем возрасте они бывают снабжены зачаточными корешками.
Комнатное растение циперус размножают делением взрослого растения на части. Взрослое растение острым ножом делят на несколько частей и каждую из них сразу сажают в отдельный горшочек. Но для этого растения существует ещё один интересный способ размножения: верхушку побега можно наклонить и опустить в стакан с водой. Через две недели растение готово к посадке в почву!
Комнатное растение хлорофитум размножается посадкой дочерних розеток, которые образуются на горизонтальных побегах, легко приживаются и быстро начинают расти как самостоятельные растения. (Слайд 10).
Многие растения укореняются при контакте стебля с почвой, т.е. размножаются отводками. Один из побегов пришпиливают и присыпают в средней части почвой. Лучшее время для отводков – начало периода активного роста. Таким способом размножают традесканции, плющ.
Один из самых распространённых способов размножения комнатных растений–черенкование. Чаще всего используют стеблевые или листовые черенки в зависимости от вида растения. (Слайды 11 и 12). Корневыми черенками комнатные растения практически не размножают. При размножении стеблевыми черенками можно использовать верхушечный черенок, тогда будет расти верхушечная почка. Но если черенок без верхушки, то он должен содержать хотя бы один узел (из междоузлия не вырастет новый побег). Черенок должен быть здоровым, без посторонних пятен, повреждений.
Черенки одних растений можно просто поставить в воду и подождать, когда появятся корни, а потом пересадить в землю. К таким растениям относятся фикусы, традесканции. Черенки других растений укореняются сложнее. Это, например, комнатные розы. Для их укоренения лучше использовать смесь песка и торфа.
Стеблевыми черенками размножаются также алоэ (столетник), монстера, толстянка (денежное дерево). Так размножается и комнатная лиана хойя. При этом на каждом заготовленном черенке должно быть не менее двух пар листьев. Срезать необходимо ниже узла, так как корни появляются на междоузлиях. Укореняется в воде и в смеси песка и торфа.
Другой разновидностью черенков являются листовые. Для листового черенка важно правильно определить его возраст. Если лист ещё совсем молодой, то все его силы уйдут на то, чтобы закончить рост. Если слишком старый, то может легко увянуть.
Листовыми черенками легко размножается популярное комнатное растение сентполия (узумбарская фиалка). Весной или летом срезают лист с черешком длиной 2-3 см и помещают в воду или сразу в почву (при этом заглубляют на одну треть листовой пластинки). Через некоторое время вырастают миниатюрные розетки с листочками.
Листовыми черенками можно размножать бегонии, глоксинии, а также сансевиерию (щучий хвост). Лист сансевиерии разрезают поперёк на несколько частей (длиной 5-7 см) и сажают с наклоном в слегка влажный речной песок или специальную смесь, поддерживая температуру воздуха 20-22 градуса..
Размножение растений с помощью видоизмененных побегов: клубней, луковиц и корневищ. (Слайды 13,14,15).
Таким образом, знание особенностей вегетативного размножения растений позволит нам украсить свой дом, класс, школу разнообразными комнатными растениями, создать уют и улучшить экологическую обстановку.
IV. Закрепление (выполнение практических заданий по инструкции в параграфе 34).
Сообщение учителя.
Задание следующее: осуществите вегетативное размножение предложенных комнатных растений
Инструктаж по технике безопасности перед выполнением практического задания.
Комнатные растения растут в каждом классе и у многих дома. Как же их размножают?
Знание способов вегетативного размножения растений имеет большое значение в комнатном цветоводстве.
/Презентация с использованием материалов научно – исследовательской работы по экологии ученицы 9 класса Семеновой Виктории. 2014г./ (Слайды 16 - 19).
.Для выполнения задания к специально подготовленному столу вызвать нескольких учащихся (по количеству представленных комнатных растений). Используя необходимое оборудование, ребята осуществляют размножение растений и называют используемый способ.
V. Подведение итогов урока.
У цветковых растений имеются специфические органы размножения (генеративные), то для чего же нужно вегетативное размножение?
(Ответы учащихся. Учитель подводит итог, систематизирует ответы учеников.)
При помощи вегетативного размножения многие растения способны быстро расселяться, захватывая новые территории, так как полученные вегетативно молодые растения обычно гораздо крупнее и сильнее проростков, образовавшихся из семян. Кроме того, при неблагоприятных условиях может быть затруднено образование цветков и плодов, а также вызревание семян.
VI. Домашнее задание.
Прочитать 33, 34 параграфы, знать основные термины.
Завершить заполнение таблицы.