kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Вид: критерии и структура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок изучения нового материала. 

Задачи: создать представление о виде как о целостной структуре живой природы; сформировать знания о критериях вида; раскрыть особенности популяционной структуры вида.

1. Представление о виде. Определения Аристотеля и К Линнея. Современное определение биологического вида как целостной структуры живой природы. Причины сохранения единства и целостности вида: процессы взаимодействия между отдельными особями и репродуктивная изоляция. 

2. Критерии вида (морфологический, генетический, физиологический, биохимический, экологический, географический) как характерные признаки и свойства, которыми одни виды отличаются от других. Взаимодополняемость критериев.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Вид: критерии и структура »

Вид: критерии и структура Урок биологии в 11 классе  Автор:  Волкова Светлана Петровна,  учитель биологии и химии,  МБОУ «Нартасская средняя  общеобразовательная школа»

Вид: критерии и структура

Урок биологии в 11 классе

Автор:

Волкова Светлана Петровна,

учитель биологии и химии,

МБОУ «Нартасская средняя

общеобразовательная школа»

Джон Рей (1627-1705)    Дал первое научное определение вида: Вид — это наиболее мелкие совокупности организмов, тождественных морфологически, тождественно размножающихся и дающих потомство, сохраняющее эти свойства.

Джон Рей (1627-1705)

Дал первое научное определение вида:

Вид — это наиболее мелкие совокупности организмов, тождественных морфологически, тождественно размножающихся и дающих потомство, сохраняющее эти свойства.

Карл Линней (1707-1778)  Признавал реальность существования видов в природе.  «Вид состоит из многих схожих особей, дающих плодовитое потомство».  К. Линней

Карл Линней (1707-1778)

Признавал реальность существования видов в природе.

«Вид состоит из многих схожих особей, дающих плодовитое потомство».

К. Линней

Жан Батист Ламарк (1744-1829 )  Отрицал реальность существования видов в природе.  Считал, что живая природа представляет собой ряды непрерывно изменяющихся особей.

Жан Батист Ламарк (1744-1829 )

Отрицал реальность существования видов в природе.

Считал, что живая природа представляет собой ряды непрерывно изменяющихся особей.

Чарлз Дарвин (1809-1882)     Считал, что виды реально существуют, но они изменяются, то есть относительно постоянны и являются результатом эволюционного развития.

Чарлз Дарвин (1809-1882)

Считал, что виды реально существуют, но они изменяются, то есть относительно постоянны и являются результатом эволюционного развития.

В современной биологии  видом  называют совокупность особей, обладающих сходными морфологическими и физиологическими признаками, способных к скрещиванию с образованием плодовитого потомства населяющих определенный ареал (область обитания), имеющих общее происхождение и сходное поведение.

В современной биологии видом называют совокупность особей, обладающих сходными морфологическими и физиологическими признаками, способных к скрещиванию с образованием плодовитого потомства населяющих определенный ареал (область обитания), имеющих общее происхождение и сходное поведение.

Внутривидовые взаимоотношения Целостность этой системе придают: процессы взаимодействия между отдельными особями:

Внутривидовые взаимоотношения

  • Целостность этой системе придают:

процессы взаимодействия между отдельными особями:

  • Самцами и самками;
  • Родителями и детьми;
  • Взаимоотношения между организмами разных поколений;
  • Особенности территориального поведения .
Внутривидовые взаимоотношения Львы: самка и самец Мандаринки: самец и самка Снегири: самка и самец

Внутривидовые взаимоотношения

Львы: самка и самец

Мандаринки: самец и самка

Снегири: самка и самец

Внутривидовые взаимоотношения

Внутривидовые взаимоотношения

Внутривидовые взаимоотношения

Внутривидовые взаимоотношения

Внутривидовые взаимоотношения Территориальное поведение самцов антилопы Разметка территории

Внутривидовые взаимоотношения

Территориальное поведение

самцов антилопы

Разметка территории

Репродуктивная изоляция

Репродуктивная изоляция

  • Вторая причина сохранения единства и целостности вида – репродуктивная изоляция , т.е. невозможность скрещивания с особями другого вида.
Примеры репродуктивной изоляции 1 – сезонная изоляция (на примере двух близких видов сосны, растущих в Калифорнии ). Сосна лучистая  Пыльца созревает и разносится ветром в феврале Сосна утонченная Пыльца созревает в апреле

Примеры репродуктивной изоляции

  • 1 – сезонная изоляция (на примере двух близких видов сосны, растущих в Калифорнии ).

Сосна лучистая

Пыльца созревает и разносится ветром в феврале

Сосна утонченная

Пыльца созревает в апреле

Примеры репродуктивной изоляции 2- этологическая (поведенческая изоляция). Токование глухарей Ритуал ухаживания павлина

Примеры репродуктивной изоляции

  • 2- этологическая (поведенческая изоляция).

Токование глухарей

Ритуал ухаживания павлина

Примеры репродуктивной изоляции 2-  морфологическая изоляция. Утка - кряква Огарь (красная утка )

Примеры репродуктивной изоляции

  • 2- морфологическая изоляция.

Утка - кряква

Огарь (красная утка )

Репродуктивная изоляция у цветковых растений

Репродуктивная изоляция у цветковых растений

  • У растений репродуктивная изоляция выражается в том, что чужеродная пыльца, попадая на рыльце пестика, не прорастает
Механизмы защиты генофонда

Механизмы защиты генофонда

Лошак и мул Лошак – гибрид жеребца и ослицы Мул – гибрид осла и кобылы

Лошак и мул

Лошак – гибрид жеребца и ослицы

Мул – гибрид осла и кобылы

Критерии вида

Критерии вида

Морфологический критерий Заключается в сходстве внешнего и внутреннего строения организмов Большой пестрый дятел Черный дятел (желна)

Морфологический критерий

  • Заключается в сходстве внешнего и внутреннего строения организмов

Большой пестрый дятел

Черный дятел (желна)

Морфологический критерий Виды-двойники, имеющие морфологические сходства: Оса Журчалка

Морфологический критерий

  • Виды-двойники, имеющие морфологические сходства:

Оса

Журчалка

Генетический критерий Полевка обыкновенная 2 n =46 Полевка восточноевропейская 2 n =54

Генетический критерий

Полевка обыкновенная

2 n =46

Полевка восточноевропейская

2 n =54

  • Каждый вид имеет определенный набор хромосом – кариотип , который отличается количеством хромосом, их формой, размерами, строением.
Физиологический критерий Отражает сходство всех процессов жизнедеятельности у особей одного вида: одинаковые способы питания, размножения, сходные реакции на внешние раздражители, одинаковые биологические ритмы (периоды спячки или миграции). У зайцев –беляков в выводе может быть по 2-7 зайчат, а у зайцев- русаков – обычно всего 1-2. Заяц-русак Заяц-беляк

Физиологический критерий

  • Отражает сходство всех процессов жизнедеятельности у особей одного вида: одинаковые способы питания, размножения, сходные реакции на внешние раздражители, одинаковые биологические ритмы (периоды спячки или миграции).
  • У зайцев –беляков в выводе может быть по 2-7 зайчат, а у зайцев- русаков – обычно всего 1-2.

Заяц-русак

Заяц-беляк

Биохимический критерий Определяется сходством или различием строения белков, химического состава клеток и тканей. Все виды смородины специфичны по составу белков, сахаров и других органических веществ. Смородина красная Смородина золотистая

Биохимический критерий

  • Определяется сходством или различием строения белков, химического состава клеток и тканей.
  • Все виды смородины специфичны по составу белков, сахаров и других органических веществ.

Смородина красная

Смородина золотистая

Экологический критерий Совокупность факторов внешней среды, в которой существует вид Лютик едкий распространен на лугах и полях, лютик ползучий в более сырых местах. Лютик едкий

Экологический критерий

  • Совокупность факторов внешней среды, в которой существует вид
  • Лютик едкий распространен на лугах и полях, лютик ползучий в более сырых местах.

Лютик едкий

Географический критерий

Географический критерий

  • Определяет область распространения, т.е. ареал вида.
  • Космополиты – виды, занимающие обширные площади и встречающиеся повсеместно (домовая мышь)
  • Эндемики – виды, обитающие на небольших территориях и не встречающиеся в других местах(сумчатые Австралии: гигантский кенгуру, виргинский опоссум, коала, сумчатый волк)
Задание К какому критерию вида относится: длинная шея у жирафа?  - морфологическому способность верблюда переносить длительное отсутствие воды благодаря запасу жира?  - физиологическому Приуроченность ареала белого медведя к Антарктике?  - географическому

Задание

К какому критерию вида относится:

  • длинная шея у жирафа?

- морфологическому

  • способность верблюда переносить длительное отсутствие воды благодаря запасу жира?

- физиологическому

  • Приуроченность ареала белого медведя к Антарктике?

- географическому

Задание К какому критерию вида относится: Способность белого медведя переносить низкую температуру окружающей среды?  -экологическому  Неспособность скрещиваться между собой двух видов черных крыс, имеющие разные наборы хромосом – 38 и 42, но идентичных по внешнему строению  - генетическому

Задание

К какому критерию вида относится:

  • Способность белого медведя переносить низкую температуру окружающей среды?

-экологическому

  • Неспособность скрещиваться между собой двух видов черных крыс, имеющие разные наборы хромосом – 38 и 42, но идентичных по внешнему строению

- генетическому

Задание К какому критерию вида относится: Особенности образа жизни вида, его положение и роль в биогеоценозе  - экологического Наличие у человека разумного четырех групп крови - биохимическому

Задание

К какому критерию вида относится:

  • Особенности образа жизни вида, его положение и роль в биогеоценозе

- экологического

  • Наличие у человека разумного четырех групп крови

- биохимическому

Популяция  – это совокупность особей одного вида, в течение достаточно длительного времени (большого числа поколений) населяющих определенную территорию внутри ареала вида, свободно скрещивающихся между собой и частично или полностью изолированных от особей других подобных совокупностей.

Популяция – это совокупность особей одного вида, в течение достаточно длительного времени (большого числа поколений) населяющих определенную территорию внутри ареала вида, свободно скрещивающихся между собой и частично или полностью изолированных от особей других подобных совокупностей.

Интернет - источники

Интернет - источники

  • http://agbina.com/
  • http://yandex.ru/images/
  • http://bygaga.com.ua/pictures/


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Вид: критерии и структура

Автор: Волкова Светлана Петровна

Дата: 21.12.2014

Номер свидетельства: 146470

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(101) "Конспект урока по биологии на тему: " Вид.Критерии вида" "
    ["seo_title"] => string(56) "konspiekt-uroka-po-biologhii-na-tiemu-vid-kritierii-vida"
    ["file_id"] => string(6) "101724"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402428882"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(58) "Урок по теме "Вид. Критерии вида""
    ["seo_title"] => string(30) "urok_po_teme_vid_kriterii_vida"
    ["file_id"] => string(6) "488191"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1543478631"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(32) "Вид, его критерии."
    ["seo_title"] => string(16) "vid_ego_kriterii"
    ["file_id"] => string(6) "525329"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1572692583"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(56) "конспект урока "Критерии вида" "
    ["seo_title"] => string(30) "konspiekt-uroka-kritierii-vida"
    ["file_id"] => string(6) "136155"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417044856"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(27) ""Критерии вида""
    ["seo_title"] => string(14) "kritierii_vida"
    ["file_id"] => string(6) "429621"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1506314841"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства