II Актуализация знаний и изучение нового материала (постановка проблемы и ее разрешение): Учитель: Учитель (учащиеся) Коротко вспомним историю изучения вида. Понятие вида впервые ввел в науку английский ботаник Джон Рей в XVII веке. Основополагающая работа по проблеме вида была написана шведским натуралистом и естествоиспытателем Карлом Линнеем в XVIII веке, в которой он предложил первое научное определение вида. К.Линней ввел понятие «вид» как наименьшую единицу классификации. Вспомните, как называются виды? Приведите примеры. Что означает существительное в названии вида? | | | Виды различаются морфологически, неизменны и созданы Творцом | Понятие «вид» условно, виды реально не существуют, т.к. они изменчивы, в природе нет ничего кроме особей | Вид устойчив и реален, изменяется во времени | Учащиеся устно называют фамилии ученых, взгляды которых соответствуют тезисам. Вопрос об определении организмов к одному или разным видам очень сложен и по поводу отдельных видов вызывает бурные споры в ученой среде. Для процедуры определения вида используют критерии вида. Критерии вида – это признаки, по которым один вид отличается от другого. Они же являются изолирующими механизмами, препятствующими скрещиванию, независимости, самостоятельности видов. Ситуация для решения учащимся класса. Предложены 2 растения рода бегония: бегония вечноцветущая и бегония пятнистая. Относятся ли данные растения к одному или разным видам? Свой ответ аргументируйте. По итогам решения проблемной ситуации дается определение морфологическому критерию вида. Особи одного вида сходны по строению, а разных видов отличаются. Лабораторная работа. «Морфологический критерий вида». (выполняется в парах) Раздаточный материал: фотографии – большой синицы и длиннохвостой синицы, медведя бурого и медведя белого, зайца - беляка, зайца –русака; гербарий растений – клевера красного клевера ползучего, живые растения – традесканция пурпурная, традесканция зебрина. Инструктивная карточка Цель: составить морфологическую характеристику двух видов одного рода, сравнить их и сделать вывод о причинах сходства и различий. Оборудование: живые растения, гербарные материалы, рисунки. Ход работы: 1. Сравните предложенные объекты между собой. Опишите черты их сходства. 2. Сравните предложенные объекты между собой. Опишите черты отличия их друг от друга. 3. Сделайте вывод, ответив на вопрос: «Относятся ли данные организмы к одному или разным видам?» Свой ответ аргументируйте. 4. Как можно объяснить сходство объектов? Работа в группах. Далее в ходе групповой работы учащиеся изучают 6 критериев. 1-я группа изучает морфологический критерий 2-я группа – экологический критерий 3-я группа – географический критерий 4-я группа – биохимический критерий 5-я группа - физиологический критерий 6-я группа- генетический критерий Каждая группа получает текст, иллюстрирующий один из критериев вида. (Приложение 1). Через 5 минут необходимо рассказать о сути данного критерия и о том, в чем недостаток данного критерия. По мере выступления групп классом заполняется таблица «Критерии вида». Критерии вида. Название критерия | Признаки особей по критерию | Исключение | 1. Морфологический | Сходство внешнего и внутреннего строения организмов. | Виды-двойники, половой диморфизм. Мимикрия. Альбинизм. | 2. Физиологический | Сходство всех процессов жизнедеятельности и возможность получения плодовитого потомства при скрещивании. | У разных видов сходство процессов жизнедеятельности. Наличие межвидовых гибридов. | 3. Экологический | Сходство по способам питания, местам обитания, наборам факторов внешней среды, необходимых для существования. | Экологические ниши разных видов перекрываются. | 4. Географический | Занимают определённый ареал. | Космополиты. Совпадение ареалов разных видов. | 5. Биохимический | Сходство по биохимическим параметрам – состав и структура белков, нуклеиновых кислот. | Есть очень близкие по биохимическому составу виды. | 6. Генетический | Характерный для каждого вида набор хромосом, строго определенное их число, размеры, форма. | У разных видов может быть схожие по строению хромосомы | Учащиеся делают вывод: для того, чтобы определить принадлежность особи к какому-то виду недостаточно одного критерия, необходимо учитывать совокупность всех критериев. По окончанию работы каждая группа делает сообщения об изученном критерии вида. Учитель читает отрывок. Приложение 2. Определите, о каком критерии вида идет речь. Учитель Итак, видовые критерии, по которым мы отличаем один вид другого, в совокупности обусловливают генетическую изоляцию видов, обеспечивая самостоятельность каждого вида и разнообразие в природе. Попробуйте дать определение вида исходя из критериев. Найдите определение вида в учебнике на стр.53. Учитель Из чего состоит вид? Что такое популяция? Вывод: 1.Критерии - это признаки, по которым один вид отличается от другого 2. Нет ни одного видового критерия, который можно было признать абсолютным и универсальным. 3. Вид представляет собой генетически относительно изолированную систему, что доказывает реальность существования видов в природе. 4. Популяция – структурная единица вида. IV Закрепление изученного материала Давайте обсудим и конкретизируем понятия критериев вида на конкретных примерах. Задание: на слайде появляются фразы, вам нужно проанализировать и сделать вывод об их верности, а если надо поправить Фразы: 1. Сетчатое жилкование листьев у одуванчика входит в понятие физиологического критерия (не верю) 2. Нерест рыб – сложное поведение в период размножения относится к физиологическому критерию (верю) 3. Как известно у вида Homo sapiens, хромосомный набор в соматической клетке составляет 46, в репродуктивной клетке – 23. Данное выражение относится к биохимическому критерию (не верю) 4. Влажные тропические леса являются прекрасным местом обитания для многих эпифитных растений, например орхидей. В данном случае речь идет о географическом критерии вида. (не верю) 5. Одуванчик обыкновенный обитает и в лесу, и на лугах. В данном случае речь идет об экологическом критерии. (верю) 5 правильных ответов – «отлично»; 4 правильных ответа – «хорошо»; 3 правильных ответа – «удовлетворительно»; 1,2 – «плохо» V Задание на дом, выставление оценок Параграф 10, вопросы после параграфа, термины. Индивидуально: 1) Сообщение «Правда ли, что ворон — это муж вороны?» 2) Используя литературные источники, приведите конкретные примеры географического, экологического и этологического критериев. Система выставления оценок: За каждый правильный ответ на вопрос учащиеся получают «+» -5 «+» - это оценка «5» (отлично) в журнал, 4 «+» - «4» (хорошо) и т.д. Учащиеся могут накопить плюсики по мере изучения темы и только потом получить оценку в журнал Рефлексия: Ребята, настало время подвести итоги урока. Каждый из нас в жизни достигает своих высот, на уроке мы тоже достигли пусть маленькой, но важной высоты. Ответьте, пожалуйста, на вопросы: Я хорошо усвоил, что………………… Теперь я смогу сам и научу других……………… Меня удивило, что ………………………………………. Мне пригодится в дальнейшем ………………….. |