Ход урока. Организация класса. (1 мин) Приветствие класса. Здравствуйте, ребята и члены жюри. Меня зовут Михаил Сергеевич. Сегодня урок биологии у вас проведу я. Я приехал из г. Жиздра Калужской области и очень рад, что веду урок в вашей школе. У нас сегодня с вами необычный урок. Во-первых, мы сегодня не будем писать в тетрадях. Обрадовались? Скажу вам, по секрету, я тоже не любил писать в тетради. Так, что можете сложить тетрадки и отложить. А книги вы любите читать? Вижу не все. А тут у нас с вами мнение расходится. Книги читать надо и я очень любил читать и до сих пор люблю. Вместо тетради у нас с вами будут информационные карты, которые вы найдете у себя на столе. А дальше самое интересное. Оценки вы сегодня будете ставить сами себе, и не в конце урока, а прямо сейчас. Поставьте оценку в инструкционной карте ту, которую вы хотели бы сегодня получить. А в конце урока мы с вами посмотрим, достигли вы своей цели или нет. Оценка в начале урока___________ Актуализация знаний. (5 мин) На прошлом уроке вы начали знакомство с ВНД человека, выяснили, что ВНД играет важнейшую роль в жизни человека. Ответьте мне на вопрос: - Что обозначает ВНД? (ответ: функции мозга, которые связаны с внутренним миром человека, его психикой). ВНД связана с корой больших полушарий, образованной серым веществом мозга. Какие процессы ВНД мы изучили на прошлом уроке? (речь, сознание, память, мышление) Сегодня на уроке мы продолжим изучать процессы ВНД. Посмотрите на слайд, и опишите одним словом изображенный процесс? Задавать наводящие вопросы это процесс ВНД, необходим при преодоление трудностей, и т.д. (Слайд 2,3,4) Значит, на уроке мы с вами должны изучить такие процессы ВНД, как воля, эмоции, внимание. (Слайд 5,6) Что мы с вами должны будем сегодня сделать? Какова цель сегодняшнего урока? А зачем? Может мы с вами и без этих знаний хорошо проживем? (знать себя, природу своих эмоций, мы живём в мире который состоит из эмоций, тренировать силу воли, внимание нам необходимо на уроках на дороге, при обращении сбытовыми приборами и др.) Изучение нового материала. (25 мин) А сейчас давайте с вами представим, что вы не просто ученики замечательной школы, а сотрудники Научного исследовательского института и вы получили распределение лабораторий. Когда вы заходили в класс, вы вытянули номер лаборатории и заняли свое место. В лабораториях есть еще и должности. У вас маленькие таблички, на которых написаны возможные должности: заведующий лабораторией, докладчик, содокладчик. Я вам даю 15 с, чтобы вы быстро решили, кто из вас будет кто. А в каких же лабораториях вы будете работать? Что это за лаборатории №1,2,3. Снимите листы, и прочитайте, в каких лабораториях вы будете работать. Ваше оборудование: инструкционная карта, учебник и вы сами. Приступаем к исследованию. У каждого на столе лежит табличка зеленого цвета, если у вас возникают вопросы, то вы поднимаете ее. На проведение исследования вам отводится 5-7 минут. I лаборатория «Воля» 1 Задание. Напишите определение «воля», пользуясь текстом учебника с.288 первый абзац. Воля это - сознательная саморегуляция поведения, обеспечивающая преодоление трудностей на пути к достижению цели. 2 Задание. Самостоятельно заполните схему «Функции волевых действий», пользуясь учебником с.288 первый абзац. «Функции волевых действий» Функции Тормозная Побудительная Способность удерживать себя от нежелательных поступков Заставляет бороться с препятствиями на пути к достижению цели и преодолевать их Учащиеся само 3 Задание. Самостоятельно заполните схему «Этапы волевого акта», пользуясь учебником с.288-290 третий абзац. Осуществление действий Выбор средства для достижения цели Борьба побуждений Выбор цели 4 Задание. Пользуясь текстом учебника с.289 шестой абзац, дать определение следующим понятиям: Внушаемость это – автоматическое действие, отсутствие самостоятельности, пассивное следование за лидером. Негативизм это - автоматическое действие наперекор лидеру, вследствие недостаточно развитой воли. 5 Задание. Попробуйте назвать внутренние препятствия, которые необходимо преодолевать для достижения поставленной цели? (усталость, желание развлечься, страх, стыд, инертность, просто лень, терпение и т.д.) Что выполняет важнейшую роль в преодолении затруднений на пути к достижению цели? (Осознание ее значимости). 6 Задание. Приготовьте краткий рассказ по теме для обмена информацией. II лаборатория «Эмоции» 1 Задание. Напишите определение, пользуясь текстом учебника с.289 шестой абзац. Эмоции это - переживания, в которых проявляется отношение людей к окружающему миру и к самим себе. 2 Задание. Напишите определение, пользуясь текстом учебника с.289 седьмой, восьмой абзац и с. 290 шестой абзац. Приведите примеры эмоциональных реакций, эмоционального состояния и эмоционального отношения. Составите краткий рассказ. Эмоциональные реакции - проявление эмоций (плач, смех). Эмоциональное состояние - настроение человека (радость печаль грусть). Эмоциональное отношение - чувства (любовь, дружба, вражда, ревность, зависть). 3 Задание. Напишите определение аффекта, пользуясь текстом учебника, с.289 последний абзац. Приведите пример состояния аффекта. Аффект это – бурная эмоциональная вспышка и потеря над собой волевого контроля. Пример: убийство царём Иваном Грозным своего сына. 4 Задание. Напишите определение, пользуясь текстом учебника с.290 второй абзац. Какой учёный ввел понятие стресс? К чему приводит стресс? Стресс — переход на интенсивный режим деятельности. Включает состояние тревоги, устойчивой деятельности, истощения сил организма. Ввел понятие стресс Ганс Селье. Стресс приводит к утомлению, ухудшению самочувствия, неврозу, гипертонии, другим заболеваниям. 5 Задание. - Охарактеризуйте эмоции, изображенные на рисунке. 6 Задание. Приготовьте краткий рассказ по теме для обмена информацией. III группа «Внимание» 1 Задание. Напишите определение внимание, пользуясь текстом учебника с.291 первый абзац. Как внимание изменяет облик и движения человека? Каковы физиологические основы внимания? Внимание – это направленность и сосредоточенность сознания на важных для нас предметах и явлениях. При очень напряженном внимании у человека возникают движения приспособительного характера. Он прислушивается, всматривается. Физиологические основы внимания - это ориентировочный рефлекс. 2 Задание. Пользуясь текстом учебника с.291 пятый абзац, заполните схему «Виды внимания». Приведите пример каждого вида. 3 Задание. Пользуясь текстом учебника с.291 последний абзац, напишите свойства внимания, приведите примеры. Свойства внимания: 1. Устойчивость 2. Колебание 4 Задание. Пользуясь текстом учебника с.292 первый абзац, напишите определение слову рассеянность, напишите причины рассеянности, приготовьте краткое пояснение о причинах рассеянности. Рассеянность - это невнимательность человека. Причины рассеянности: 1.Слабость произвольного внимания. 2.Излишняя концентрация внимания. 5 Задание. Предложите жизненные ситуации где вам может потребоваться повышенная концентрация внимания. Предложите профессии где требуется повышенное внимание. Ситуации: За рулём, при переходе улицы, на экзамене, при подписании договора, при обращении с бытовой техникой. Профессии: Авиадиспетчер, хирург, водитель, инженер, банковский служащий, продавец кассир. 6 Задание. Приготовьте краткий рассказ по теме для обмена информацией. Время исследований подошло к концу. Я прошу во всех лабораториях прекратить работу. Первым с докладом выходит лаборатория «Воля». Все мы будем внимательно слушать, и задавать вопросы. Вторым с докладом будет выступать лаборатория «Эмоции» и третьим «Внимание». Выполните лабораторную работу на с. 293-294 учебника. (7 минут) Поскольку мы с вами работаем в научного исследовательском институте давайте проведем исследование. Объектом исследования будете вы сами, предметом исследование станет ваше внимание. На столах учеников разложения листы с Л.Р., они читают пояснение и ход работы, учитель демонстрирует макет усечённой пирамиды. После этого приступают к выполнению, результаты записываются в таблицу (она заранее отпечатана). В конце делают вывод, обсуждают результаты. Лабораторная работа “Измерение числа колебаний образа усечённой пирамиды в различных условиях” Цели: ХОД РАБОТЫ. 1. Заполнить таблицу. Условие внимания | Число колебаний внимания | за 30 секунд | за 1 минуту | 1. Непроизвольное внимание (без установки) | | | 2. Произвольное внимание (с установкой сохранять создавшийся образ) | | | 3. Произвольное внимание при активной работе с объектом | | | 2. Обсуждение результатов. Ответьте на вопросы: 1) При каком внимании наблюдается наибольшее число колебаний внимания? 2) Результаты второго эксперимента “Удержание образа при произвольном внимании” Если фигура исчезала не более 11 раз – повышенное устойчивое внимание; 12–20 – нормальная устойчивость внимания; более 20 раз – недостаточная устойчивость внимания. 3) Как можно уменьшить число колебаний внимания? Величину колебаний внимания можно уменьшить волевым усилием. Поэтому для развития устойчивого внимания надо: 4) Можно ли повысить устойчивость внимания? Можно при активной работе с объектом. Вот почему при объяснении учителя полезно мысленно забегать вперёд, сравнивать услышанные сведения с теми, которые известны всем, не пассивно слушать объяснения, а активно осмысливать услышанное. Полезно тренировать себя в быстром переключении внимания с одного объекта на другой. Игровые автоматы в этом отношении могут быть использованы как хорошие тренажёры. Вывод: Поддерживать внимание с наименьшими усилиями можно. На уроке необходимо соблюдать правильный режим работы; активно участвовать в восприятии изучаемого материала и воспитывать внимание, тогда и результат обучения будет хорошим. IV. Закрепление знаний. (8 мин) Кубик Блума. Скажите ребята вы в детстве любили играть в кубики.(да, нет) Давайте с вами поиграем в такой кубик на гранях у него написаны начала вопросов Назови. Почему. Объясни. Предложи. Придумай. Поделись.. Вы покидываете кубик вам выпадет начало вопроса а я задаю соответствующий вопрос по нашей теме, если вы не отвечаете помогает команда или другая команда. Почему при большой концентрации внимания человек не замечает ничего вокруг? Почему важно воспитывать в себе силу воли? Почему внушаемость и негативизм одинаково нежелательны для личности? Почему стресс опасен для здоровья? Почему стресс в современном мире так распространён? Объясни что такое эмоциональная реакция? Объясни что такое эмоциональное состояние? Объясни что такое эмоциональное отношение? Объясни что такое стресс? Объясни что такое внимание, воля, эмоции? Назови функции волевых действий? Назови этапы волевого акта? Назови виды внимания. Назови, какой учёный ввел понятие стресс? Назови, к чему приводит стресс? Предложи, как меньше подвергаться воздействию стресса? Предложи свой пример состояния аффекта человека? Предложи, как воспитать силу воли? Предложил, как преодолеть стресс? Предложил, как тренировать внимание? Придумай ситуацию, в которой тебе понадобятся знания о воле? Придумай ситуацию, в которой тебе понадобятся знания об эмоциях? Придумай ситуацию, в которой тебе понадобятся знания о внимании? Придумай, что будет, если исчезнет у человека воля? Придумай, что будет, если исчезнут у человека эмоции? Придумай, что будет, если исчезнет у человека внимание? Поделись, какие вопросы вызвали у тебя затруднения? Поделись с нами, какие эмоции ты испытываешь в данный момент? Поделись с нами, ты будешь тренировать силу воли или тебя все устраивает? Поделись Вы сами себе оценку поставили? Поставили. А теперь, поставьте себе оценку в конце урока, в зависимости от того, как вы работали. В конце урока отдайте инструкционные карты своему учителю, и ваш учитель поставит вам оценки. V. Домашнее задание. (1 мин) Слайд 21 Оценка «5»- выучить стр. 288 – 292, в рабочей тетради выполнить задания №246, 247, 248. Придумайте упражнения для тренировки силы воли или внимания. Оценка «4»- выучить стр. 288 – 292, в рабочей тетради выполнить задания №246, 247, 248. Оценка «3»- выучить стр. 288 – 292. Индивидуальное творческое задание: подготовить сообщение о советском ученом (на выбор): Выготский Лев Семенович Леонтьев Алексей Николаевич Лурия Александр Романович VI. Рефлексия. (5 мин) Слайд 22 Вывод: мы изучили такие процессы ВНД, как воля, эмоции, внимание. На всякий случай. Ваше мнение: 1) Три ученика одного класса обладают одинаковыми способностями в обучении, но имеют различные волевые черты характера: один нерешительный, другой ненастойчивый, третий невыдержанный. Какие трудности в жизни ожидают этих учеников и можно ли их избежать? 2) В старой медицинской литературе приводится поучительная легенда о холере. Холера в образе женщины обещала повстречавшему ей путнику истребить в одном городе определённое число людей. Погибло во много раз больше. Её упрекали в том, что она не сдержала слово. На это холера отвечала: “Все умершие сверх названного числа погибли не от меня, а от страха”. Выделите и объясните в легенде истину. 3) Герой гоголевской повести “Шинель” Акакий Акакиевич так был влюблён в своё дело, что даже на досуге видел перед собой ровные строчки и любимые буквы. Он отличался большой рассеянностью. Объясните, какова её причина. 4) Если человек отказывается от алкоголя, курения, наркотиков – это проявление его воли? |