kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок по биологии "Формы естественного отбора" 9 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Формы естественного отбора

Цели: Способствовать формированию знаний у учащихся о формах естественного отбора

Задачи: 

обучение основным формам естественного отбора

  • развитие внимания, памяти, логического мышления
  • воспитание  рационального отношения к природе

Оснащение урока:  компьютер, экран, мультимедийный  проектор, доска, презентация по теме «Формы естественного отбора»раздаточный материал

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок по биологии "Формы естественного отбора" 9 класс»


Тема: Формы естественного отбора

Цели: Способствовать формированию знаний у учащихся о формах естественного отбора

Задачи:

  • обучение основным формам естественного отбора

  • развитие внимания, памяти, логического мышления

  • воспитание рационального отношения к природе

Оснащение урока: компьютер, экран, мультимедийный проектор, доска, презентация по теме «Формы естественного отбора», раздаточный материал

Ход урока

I. Орг. момент

Приветствие, перекличка, проверка готовности к уроку, сообщение темы и целей урока, психологический настрой - просмотр видеоролика, перегруппировка

Лист самооценки и взаимооценки знаний

Ф.И. учащегося____________________


Задание

отметка

1

Мозговой штурм


2

Определение форм борьбы за существование


3

Цифровой код


4

Создание проекта


5

Защита проекта


5

Вопросы по проекту


6

Заполнение таблицы


7

Итоговая отметка учителя


II. Проверка знаний

Задание 1. Мозговой штурм - учащиеся задают друг другу вопросы по пройденным темам данного раздела

Примерные вопросы

  • Необратимое историческое развитие живого от древнейших до современных и будущих форм жизни – эволюция.

  • Древнегреческий философ, считавший, что живое произошло от неживого - Эмпедокл

  • Древнегреческий мыслитель, впервые расположивший животных в порядке усложнения - Аристотель

  • Метафизическое мировоззрение о постоянстве, неизменности и изначальной целесообразности природы – креационизм.

  • Шведский ученый, который ввел в биологию бинарную номенклатуру – Карл Линней

  • Французский естествоиспытатель, который впервые ввел понятие «биология» Ж.Б. Ламарк

  • Мировоззрение об изменении организмов в связи с изменениями условий окружающей среды – трансформизм.

  • Книга «Происхождение видов путем естественного отбора» Ч. Дарвина была опубликована в 1859 году.

  • Шведский ученый, который ввел впервые понятие «вид» – Карл Линней.

  • Книга «Происхождение человека и половой отбор» Ч. Дарвина была опубликована в 1871 году.

  • Книга «Изменение домашних животных и культурных растений» Ч. Дарвина была опубликована в 1868 году.

  • Органы, имеющие сходное строение и общность происхождения – гомологичные.

  • Примеры гомологичных органов – жабры рыбы и рака, конечности крота и медведки, крылья птицы, бабочки, летучей мыши.

  • Органы, выполняющие одинаковые функции, но имеющие разное строение и происхождение – аналогичные.

  • Органы, утратившие свою первоначальную функцию, но сохраняющиеся у особей данного вида в зачаточном состоянии - рудименты.

  • Примеры рудиментов – копчиковая кость, зачаточные ушные мышцы, аппендикс, третье веко (человек), остатки тазовых костей (кит).

  • Появление признаков, характерных для далекого предка, но в норме не встречающихся у современных форм - атавизмы.

  • Примеры атавизмов у человека – хвостатость, многососковость, волосатость.

  • Наука, изучающая зародышевое развитие организма – эмбриология.

  • Наука, изучающая ископаемые остатки вымерших организмов – палеонтология.

  • Первоптица – археоптерикс.

  • Совокупность особей, сходных по строению, имеющих общее происхождение, населяющих, определенную территорию, свободно скрещивающихся между собой и дающих плодовитое потомство - вид.

  • Критерии вида - морфологический, физиологический, биохимический, генетический, эколого-географический.

  • Совокупность особей данного вида, которая длительное время существует на определенном участке ареала и способна к свободному скрещиванию – популяция.

  • Совокупность генов в популяции – генофонд.

  • Формы борьбы за существование – внутривидовая, межвидовая, с неблагоприятными условиями среды.

Актуализация знаний – о каком виде борьбы за существование идет речь?

1. И меж растений царствует война.
Деревья, травы – вверх растут задорно,
За свет и воздух борются упорно
А корни их, в земле неся, свой труд,
За почву и за влажность спор ведут. (Внутривидовая борьба)

Эразм Дарвин

2. Охотнице сове средь ночи темной
Не жаль певца любви и неги томной,
А соловей съедает светляка
Не посмотрев на прелесть огонька,
Светляк же – ночи светоч оживленный
Вползая вверх, цветок съедает томный (межвидовая борьба) 

 Эразм Дарвин

3. Злой овод в теле лошади, быка,
Оленя, поселяет червяка
Червь роется, грызет под теплой кожей
И выросши на свет выходит божий. (межвидовая борьба) 

Эразм Дарвин

Задание 2. Групповая работа – определение формы борьбы за существование

Определить, к какой форме борьбы за существование относятся эти примеры:

  1. Глухоземье. Много снега, лют и задирист мороз. Голодно лисице в нашем лесу, но она ходит, ищет, перебегает с разбросанных по болоту клюквенных подушек, находит спрятавшихся грызунов. (Межвидовая борьба)

  2. Орел бьет сокола, а сокол бьет гусей,

Страшатся щуки крокодила,
От тигра гибнет волк, а кошка ест мышей.
Всегда имеет верх над слабостью сила. (Межвидовая борьба)

  1. Отбором давно забракован.

Ногам не сносить головы!
Живите, сильнейшие братья,
А мне не уйти от судьбы. (Хищник- жертва, межвидовая).

  1. В хвойном лесу высокие деревья подавляют рост низких растений. (Внутривидовая).

  2. Серая крыса, более сильная и агрессивная, вытесняет черную, которая теперь встречается лишь в лесных районах или пустыни. (Межвидовая).

  3. Чайки, синицы, буревестники убивают птенцов при их большом количестве. (Внутривидовая).

  4. В Австралии обыкновенная пчела вытеснила маленькую туземную пчелку, не имеющую жала.

(Межвидовая).

  1. Пингвины помогают друг другу высиживать и выкармливать птенцов. (Внутривидовая).

  2. Аскариды - паразиты человека, заразиха и повилика - паразиты растений. (Межвидовая).

  3. Зимой в любом из городских парков голуби отгоняют от брошенных на снег крупы и крошек воробьев. (Межвидовая).

  4. Ограничение участка обитания системой меток

-кошачьи и медвежьи обдирают кору (точат когти);

- у приматов пахучие подмышечные железы;

- собаки метят территорию мочой.

- пение птиц - сигнал занятости территории. (Внутривидовая).

  1. В тундре после сильных снегопадов оленям трудно добывать ягель из под снега, при этом многие животные гибнут от голода. (Борьба с неблагоприятными условиями среды).

Задание 3: Цифровой код

-Кета выметывает во время нереста около миллиона икринок и только незначительная часть мальков достигает зрелого возраста. Ниже перечислены несколько причин такого “выживания”. Распределите эти причины в соответствии с видами борьбы за существование, расставив буквы в таблице в нужном порядке. (групповая работа)

а) кета - объект рыболовного промысла,

б) часть икры может погибнуть при заморозках или химическом загрязнении водоемов,

в) у кеты отсутствует забота о потомстве,

г) много икринок выносится на берег, уносится в море,

д) икру добывают люди,

е) икра поедается другими рыбами,

з) не все икринки оплодотворяются самцами, ж) все рыбы гибнут на обратном пути в море

и)при движении к нерестилищу рыбы «забивают» друг друга.


Факторы внутривидовой борьбы

Факторы межвидовой борьбы

Факторы борьбы с неблагоприятными условиями среды.

В, З , Ж, И

А, Д, Е,

Б, Г,


III. Знакомство с материалом

Самостоятельное изучение группой темы - создание и защита проекта, вопросы по проектам.

1. группа Движущий отбор – действующий при изменяющихся условиях среды преимущества получают особи с признаками, адекватными новым условиям, то есть особи, которые отличаются от остальных.

2. группа Стабилизирующий отбор. При стабильных условиях среды обитания особи с отличающимися признаками отбираются (то есть не выживают либо не оставляют потомство).

Одним из частых случаев внутривидового естественного отбора является половой отбор.

Дизруптивный (disrupt - разрывать, раздроблять, англ.) или раздробляющий отбор

  • Отбор, идущий одновременно в пользу нескольких уклоняющихся вариантов против особей с промежуточным значением признака.

  • Эта форма отбора возникает в случаях, когда ни одна из групп генотипов не получает решающего преимущества в борьбе за существование из-за разнообразия условий, одновременно встречающихся на одной территории.

  • Дизруптивный отбор способствует возникновению и поддержанию полиморфизма популяций, а в некоторых случаях может служить причиной видообразования.

Половой отбор – естественный отбор, касающийся признаков особей одного пола. Это частый случай внутривидового естественного отбора, а не самостоятельный фактор эволюции.

Примеры полового отбора:

  1. Яркая окраска самцов многих птиц и невзрачная окраска самок;

  2. Брачные крики и другие формы брачного поведения;

  3. Специфические запахи;

  4. Орудия турнирного боя (рога, клыки, шпоры).

Все это повышает вероятность оставления и выживания потомства.

Результаты естественного отбора:

  • Создание новых адаптивных признаков;

  • Уничтожение неполезных приспособлений;

  • Сохранение полезных приспособлений.

IV. Закрепление материала (групповая работа)

1. Определение форм естественного отбора.

Пример отбора

Форма

1

Появление тараканов, устойчивых к действию ядохимикатов

движущая

2

Формирование многих вариантов окраски внутри популяции травяной лягушки

движущая

3

Соответствие частей цветка у растения данного вида размерам конкретного вида насекомого-опылителя

стабилизирующая

4

Кистеперые рыбы и крокодилы практически не изменились за миллионы лет

стабилизирующая

5

На океанических островах мухи с нормальными крыльями сдуваются в океан и погибают. Преимущество у длиннокрылых и с недоразвитыми (рудиментарными) крыльями.

дизруптивная

6

Возникновение устойчивости к антибиотикам у микроорганизмов

движущая

7

У самцов пятнистого оленя имеются рога с 3 - 4 отростками.

половая

8

Исчезновение глаз у крота

движущая

9

Кистеперая рыба латимерия.

стабилизирующая

10

Редукция (исчезновение) листьев у растений – паразитов.

движущая

11

У большинства зайцев в популяции средний размер ушей.

стабилизирующая

12

На острове Средиземного моря в конце третичного периода попали слоны. В условиях ограниченных ресурсов островных лесов преимущество имели особи с небольшими размерами, слоны нормальных размеров гибли. Так возникли карликовые слоны.

движущая

13

Существование в Африке в долине реки Семилики древовидных папоротников.

стабилизирующая

14

Наличие шпор и яркой окраски у петуха.

половая

15

Различия в окраске и наличии полос у раковины виноградной улитки.

дизруптивная

2. Кроссворд «Формы естественного отбора» (парная работа)

1.Эта форма естественного отбора способствует сдвигу среднего значения признака или свойства и приводит к появлению новой формы в место старой, переставшей соответствовать новым условиям.

2.Отбор, представляющий собой конкуренцию самцов за возможность размножения.

3.Отбор, действующий в постоянных условиях среды и направленный на поддержание ранее сложившегося среднего значения признака или свойства.

4.Внешние половые различия в строении животных.

5.Движущая форма естественного отбора действует при изменении ... условий среды.


V. Домашнее задание

§ 42

Индивидуальное задание - подготовить презентации на темы:

«Дрейф генов» - Катя Аниконова

«Популяционные волны» - Марина Каримова

«Изоляция» - Лузьянова Алена


VI. Рефлексия урока

Учащиеся заполняют стикеры и клеят их на смайлики







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок по биологии "Формы естественного отбора" 9 класс

Автор: Холод Наталья Александровна

Дата: 14.12.2015

Номер свидетельства: 265930

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(141) "Урок по биологии по теме "Естественный отбор-главная движущая сила эволюции" "
    ["seo_title"] => string(89) "urok-po-biologhii-po-tiemie-iestiestviennyi-otbor-ghlavnaia-dvizhushchaia-sila-evoliutsii"
    ["file_id"] => string(6) "187221"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426490785"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(166) "Методическая разработка урока по теме "Естественный отбор - направляющий фактор эволюции" "
    ["seo_title"] => string(101) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-po-tiemie-iestiestviennyi-otbor-napravliaiushchii-faktor-evoliutsii"
    ["file_id"] => string(6) "230677"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1442232126"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(279) "Презентация видио урока. Биология 11 класс.  Предметная линия "Живая природа". Тема:"Движущие силы эволюции.   Борьба за существование. Естественный отбор. "
    ["seo_title"] => string(171) "priezientatsiia-vidio-uroka-biologhiia-11-klass-priedmietnaia-liniia-zhivaia-priroda-tiema-dvizhushchiie-sily-evoliutsii-bor-ba-za-sushchiestvovaniie-iestiestviennyi-otbor"
    ["file_id"] => string(6) "166071"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1422898293"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "Личностно-ориентированное обучение на уроках биологии. "
    ["seo_title"] => string(61) "lichnostno-oriientirovannoie-obuchieniie-na-urokakh-biologhii"
    ["file_id"] => string(6) "126041"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1415109467"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(155) "Методическая разработка урока "Естественный отбор - главная движущая сила эволюции" "
    ["seo_title"] => string(95) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-iestiestviennyi-otbor-ghlavnaia-dvizhushchaia-sila-evoliutsii"
    ["file_id"] => string(6) "153303"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1420992115"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства