- Большой справочник для школьников и поступающих в ВУЗы Биология М.: Дрофа, 1999
- Общая биология. Таблицы. Схемы. 9 -11, О.Б. Гигани. – М.: «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 2007
- презентации Mikrosoft office Power Point: «Синквейн», «Естественный отбор» (переработаны под конкретный урок)
- медиа – ресурсы «Готовимся к ЕГЭ. Версия 2.0» Просвещение 2005
№ | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Ожидаемые учебные результаты |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1 | Организационный | Приветствует учащихся, объясняет значимость урока (открытый урок; освоение новой формы работы на уроке) | Приветствуют учителя; слушают; задают возникшие вопросы. | Коммуникативные: позитивный настрой на коллективное сотрудничкество |
2 | Актуализация знаний, направленных связать, ранее изученные темы с данной темой урока | Просит определить круг изученных вопросов, организует беседу | Называют понятия и определяют их взаимосвязь: эволюция, факторы эволюции, борьба за существование, наследственная изменчивость; анализ, синтез логические – анализ объектов с целью анализ, синтез логические – анализ объектов с целью выделения признаков; выделения признаков; | Познавательные: логические – построение логической цепочки рассуждений. Коммуникативные: через беседу реализуется способность полно и точно выражать свои мысли. Пробелы в знаниях устраняются |
3 | Постановка учебной задачи | На доске записаны критерии урока, которые определят успешность усвоения новых знаний. Учитель обращает внимание учащихся на критерии и на их основе просит сформулировать тему урока
| Формулируют тему урока, осознают, что критерии урока определяют его задачи | Регулятивные: целеполагание; Познавательные: общеучебные – смысловое чтение, самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. |
4 | Повторение материала, изученного на предыдущем уроке «Факторы эволюции» | Организует письменный опрос и самопроверку (слайд №1), выполненных работ Вопросы для контроля знаний: Фактор, обеспечивающий возникновение нового генетического материала Назовите элементарные единицы наследственной изменчивости Как называются периодические и непериодические колебания численности особей, составляющих популяцию Как называется явление, при котором популяция проходит период малой численности Изменение частот генов в популяции под действием различных факторов Ограниченное или полное отсутствие скрещиваний особей разных популяций | Внимательно слушают учителя, записывают ответы в тетрадях для проверочных работ. Для самопроверки, используют ключ, предложенный учителем. Оценивают свои работы, озвучивают результаты. | Регулятивные: самостоятельно анализируют свои достижения на основе учета выделенных учителем ориентиров; Познавательные: общеучебные – смысловое восприятие информации; Личностные: мотив отметки поиск и выделение необходимой информации, умение структурировать знания; |
5 | Подготовка учащихся к активному сознательному усвоению нового материала | Учитель возвращается к теме урока, которую предстоит изучить, говорит о новой форме работы на уроке, которая позволит творчески проявить себя, через составление синквейна | Учащиеся знакомятся с презентацией, раскрывающей понятие «синквейн» и приёмы по его составлению. Презентацию представляет, подготовивший её, ученик. | Регулятивные: выделение и осознание того, что подлежит усвоению; Личностные: ситуационный познавательный интерес, мотивация престижа |
6 | Усвоение новых знаний I этап: «Естесственный отбор» Этап первичного закрепления знаний по вопросу «Естественный отбор» II этап «Формы естественного отбора» Этап первичного закрепления знаний по вопросу «Формы естественного отбора»» | Организует самостоятельную работу с текстом § 4.9, стр.232-233(В.И.Сивоглазов, И.Б. Агафонова, Е.Т. Захарова), а также с дополнительной литературой; предлагает представить результат своей деятельности в виде синквейна. После выступлений учащихся подводит итог данного этапа работы: представляет таблицу «Искусственный и естественный отбор» (слайд №2), создаётся общий продукт деятельности Организует работу в парах, для изучения предлагается раздаточный материал –таблица «Формы естественного отбора» Предлагает решить задачи, ответы занести в таблицу | Работают с текстом § 4.9, стр.232-233(В.И.Сивоглазов, И.Б. Агафонова, Е.Т. Захарова), с дополнительной литературой, затем каждый представляет свой синквейн (индивидуальная работа) Синквейн Естественный отбор Избирательный, творческий Направляет, закрепляет, движет Естественный отбор – это результат борьбы за существование Сила Изучают таблицу, знакомятся с формами естественного отбора, определяют признаки каждой формы Определяют к какой форме естественного отбора можно отнести данные примеры, ответы заносят в таблицу, сверяют с образцом | Регулятивные: выделение и осознание того, что подлежит усвоению; Личностные:смыслообразова-ние Познавательные: общеучебные- теоретическое исследование, умение структурировать материал; изложение результатов исследования в виде синквейна и их представление; Коммуникативные: обмен знаниями; умение слышать и слушать; Коммуникативные: эффективное сотрудничество, продуктивная кооперация; Познавательные: общеучебные – смысловое чтение; Познавательные: логические – построение логической цепочки рассуждений, анализ, синтез. Пробелы в знаниях устраняются (коммуникативные: общение и взаимодействие) |
7 | Закрепление учебного материала | Предлагает посмотреть презентацию «Естественный отбор»; задать вопросы, которые возникли в процессе просмотра | Задают возникшие вопросы; в ходе презентации, участвуют в беседе; | Пробелы в знаниях устраняются (коммуникативные: общение и взаимодействие) |
8 | Рефлексия деятельности (итог урока) | Возвращается к критериям урока; предлагает определить успешность урока, раскрыв вопросы, заложенные в критериях. Выслушивает ответы учащихся, при необходимости корректирует их | Выстраивают монологические ответы | Познавательные: рефлексия Личностные: смыслообразование Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. |
8 | Домашнее задание | Формулирует задание: § 4.9, подготовить иллюстрированные примеры дизруптивной формы естественного отбора | Фиксируют задание. | Личностные:смыслооброзова-ние, мотив отметки |
Признаки | Движущий отбор | Стабилизирующий отбор | Дизруптивный отбор |
Автор | Ч.Дарвин | И. Шмальгаузен | К. Мазер |
Условия действия | Действует в меняющихся условиях окружающей среды | Действует при длительно неменяющихся условиях окружающей среды | Действует в неблагоприятных, для организмов со средними признаками, условиях окружающей среды |
Направленность | В пользу особей, имеющих отклонения от средней нормы в сторону либо усиления, либо ослабления проявления признака | Против особей, имеющих крайние отклонения от средней нормы признака, в пользу особей со средним выражением признака | Против особей, имеющих среднюю выраженность признака, в пользу организмов, обладающих крайними отклонениями |
Результат действия | Появление и закрепление новой нормы реакции организма, которая соответствует изменившимся условиям окружающей среды | Укрепление средней нормы признака, предохранение её от разрушающего действия мутационного процесса | Возникает разрыв средней нормы реакции и образование двух новых средних вместо старой, переставшей соответствовать окружающей среде |
Примеры | А, Д | В, Г | Б, Е |
А. Появление тараканов, устойчивых к действию ядохимикатов.
Б. Формирование многих вариантов окраски внутри популяции травяной лягушки.
В. Соответствие частей цветка у растения данного вида размерам конкретного вида насекомого – опылителя.
Г. Кистеперые рыбы и крокодилы практически не изменились за миллионы лет.
Д. Возникновение устойчивости к антибиотикам у микроорганизмов.
Е. На океанических островах мухи с нормальными крыльями сдуваются в океан и погибают. Преимущество у длиннокрылых и с недоразвитыми (рудиментарными) крыльями.
Признаки для сравнения | Искусственный отбор | Естественный отбор |
Материал для отбора | Индивидуальная наследственная изменчивость (в том числе, резкие уклонения) | Индивидуальная наследственная изменчивость (в основном незначительные уклонения) |
Отбирающий фактор | Человек | Условия среды (живая и неживая природа) |
Путь изменения: -путь благоприятных изменений | Отбираются, становятся производителями | Остаются, накапливаются, передаются по наследству. |
-путь неблагоприятных изменений | Отбираются, бракуются, уничтожаются | Уничтожаются в борьбе за существование |
Характер действия | Творческий — накопление признаков на пользу человека | Творческий — отбор приспособительных признаков на пользу особи, популяции, вида. |
Результат отбора | Новые сорта растений, породы животных, штаммы микроорганизмов | Новые виды |
Формы отбора | Массовый, индивидуальный, бессознательный (стихийный), методический (сознательный) | Движущий, стабилизирующий, дизруптивный, половой и др. |
Скорость действия отбора | Действует быстро (методический отбор) | Действует медленно |