- изучение особенностей строения, образа жизни отрядов: Клювоголовые, Чешуйчатые, Крокодилы и Черепахи.
- выявление роли пресмыкающихся в природе и жизни человека.
- формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе;
- формирование умения анализировать, сравнивать, классифицировать, делать обобщения и выводы;
- совершенствование навыков самостоятельной работы с научным текстом, рисунками;
- формирование умения слушать товарища, высказывать свое мнение, участвовать в коллективном обсуждении проблемы;
- формирование умения организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками.
- формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение биологических объектов и процессов;
- готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Этапы урока (время) | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД | Формы оценивания |
Личностные: | Регулятивные: | Коммуникативные: | Познавательные: |
1. Организа-ционный момент. Мотивация к учебной деятельности (2 мин)
| Приветствует ребят, психологически настраивает на урок. Интересуется у ребят об их настроении, желает, чтобы к концу урока настроение стало еще лучше, а так же успехов и высоких результатов. - Начинаем урок! Показ слайдов с представителями класса пресмыкающихся. - Ребята, представи-телей какого класса животных, вы видели на слайдах? - Правильно! К изучению, этого класса мы с вами приступили на пришлом уроке и сегодня продолжим с ним знакомство. | Приветствуют учителя, отвечают на вопрос. Психологически настраиваются на урок. Отвечают на вопросы учителя. Ответы: «Представителей класса пресмыкающихся» | Положительное отношение к учебной деятельности. Формирование мотивации к обучению. | Прогнозирование своей деятельности, соотносят ранее известную информацию с новой | Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, выстраивают диалог с учителем | Извлечение информации из устного и видео сообщения, умение ориентироваться в мире животных | Верба-льное |
2. Актуализация пройденного материала (2 мин.)
| - Давайте вспомним характерные признаки представителей класса пресмыкающихся. Слайд с животными «Найди лишних» (среди животных нужно выбрать два представителя которые не относятся к пресмыкающимся). - Посмотрите, внимательно на слайд. - Как вы думаете, все ли эти животные относятся к классу пресмыкающихся? Предлагает одному из учащихся выбрать на интерактивной доске одно или несколько животных, которые не относятся к этому классу. Называет выбранных животных и спрашивает, все ли согласны и есть ли у кого-то другое мнение.
- Докажите, что белка и лягушка не относятся к пресмыкающимся.
- Совершенно верно! Молодцы! Есть и дру-гие общие признаки, но именно этот приз-нак помог вам прави-льно ответить на мой вопрос. - Какие еще признаки характерны для пресмыкающихся?
- Достаточно! |
Смотрят на слайд, выявляют среди животных «лишних» - Нет! Один учащийся выполняет задание на интерактивной доске
Отвечают на вопрос учителя
- У пресмыкающих-ся кожа сухая, покрыта роговыми чешуйками. У лягушки кожа гладкая и влажная, у белки – покрыта шерстью»
- Не постоянная температура тела, органы дыхания легкие, внутреннее оплодотворение | Формирование умения выделять признаки, находить отличия, сравнивать, доказывать, аргументиро-вать своё мнение. Умение применять ранее полученные знания при решении текущей задачи. | Умение самостоятельно искать пути решения проблемы; оценивать правильность выполнения задания; осуществлять самоконтроль по результату и способу действия, внесение необходимых корректив в действие после его завершения на основе оценки и учета характера сделанных ошибок. | Умение высказывать свою точку зрения, слушать мнение других, строить понятийные и речевые высказывания. Формулирование и аргументирование своего мнения. | Воспроизведение ранее полученной информации, выявление существенных признаков и отличий, осмысление познавательной задачи, решение общей проблемы. | Верба-льное |
3. Творческое задание. Определение темы, и цели урока (мин.) | Показывает слайд с животными класса пресмыкающихся, просит сравнить животных и ответить на вопрос: «Отличаю-тся ли они друг от друга?» - А чем?
- Несмотря на общие признаки, на основе которых этих живот-ных объединяют в один класс, существуют и отличия, которые мы сейчас выявили. Поэтому класс пресмыкающих-ся делят на несколько отрядов. - Сегодня вам предстоит работать в командах. Для того чтобы узнать названия команды соберите слово из предложен-ных вам букв и наклейте их на лист. - Какие названия команд у вас получились?
Предлагает ученикам разделить животных на отряды. - У вас на столе есть файлы с картинками животных. Я предла-гаю вам разделить этих животных на отряды по своему усмотре-нию. Расположите животных на информационном листе. Результаты своей работы разместите на доске и прокомментируйте их. - Правильно вы поделили животных на отряды или нет вы узнаете после того как изучите новый материал. - А теперь скажите, какова тема нашего урока! - Да вы правы. Сегодня мы поговорим, не только о многообразии, но и о значении пресмыкающихся. - Запишите тему урока в тетрадь: «Многообразие и значение пресмыкающихся» - Ребята, подумайте какова цель нашего урока? Слайд с целью урока. - Цель урока: изучение отрядов класса пресмыкающихся, их значение в природе и жизни человека. | - Отличаются!
- Внешним строением, формой тела, окраской
Выполняют задание
Перечисляют названия команд: Игуаны, Хамелеоны Ящерицы, Черепахи
Выполняют задание. Каждая команда выходит к доске, размещает на ней информационный лист и комменти-рует работы (говорит название команды и на сколько отрядов поделили животных).
- Отряды пресмыкающихся - Многообразие пресмыкающихся
Записывают тему урока в тетрадь
- Познакомиться с многообразием и значением пресмыкающихся. - Изучить отряды класса пресмыкающиеся - Выяснить значение пресмыкающихся | Умение выделять признаки, сравнивать, находить отличия, аргументиро-вать своё мнение. Участие в коллективной работе. Умение оценить свой собствен- ный вклад в работу группы. Уважительное отношение к мнению одноклассников. Формирование независимости и критичности мышления. | Планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей. Выполнение учебной деятельности. Участие в коллективном обсуждении проблемы. Умение самостоятельно формулировать тему и цель урока, сравнивать разные точки зрения. | Формирование умения совместно с другими детьми в группе находить решение задачи и оценивать полученные результаты. Умение высказывать свое мнение, выражать свои идеи, а также слушать и принимать чужое мнение. Умение обсуждать в рабочей группе информацию. | Умение применять ранее полученные знания при решении текущей задачи. Расширяют представление о теме и цели урока. Выбирают наиболее эффективные способы решения задачи. | Качес- твен- ное оцени- вание |
4. Актуализация нового материала (15 мин.) | - Для изучения нового материала приступим к работе с девайсами. Заходим на портал в расписание, выбираем урок, нажимает начать урок. ЭОК предлагает изучить материал по двум маршрутам. Каждому из вас мною был назначен свой маршрут в зависимости от уровня сложности и представленной информации. Вам предстоит изучить три ресурса и выполнить маршрутные тесты. При работе с девайсами четко следуйте инструкции. Встретимся на этапе обсуждения. | Под своим паролем заходят на портал. Выбирают урок, загружают текст на ридер, изучают ресурсы и выполняют маршрутный тест | Осознание необходимости новых знаний. Готовность к самостоятель- ному освоению нового материала и выполнению теста. | Умение осуществлять контроль и коррекцию своей деятельности | | Расширяют представление о многообразии и значении пресмыкающихся. Умение работать с информацией, смысловое чтение, умение анализировать, сравнивать. | Наб- люде- ние |
5. Физкультми- нутка (2 мин.) | - А теперь проведем физкультминутку для того, чтобы ваши глазки после работы с девайсами немного отдохнули. Предлагает ребятам выполнять движение глазами за кружком, при мигании кружка моргать глазами. |
Выполняют движение глазами | Выполняют не сложные движения глазами | Установка на здоровый образ жизни | | | Наб- люде- ние |
6. Обсуждение пройденного материала. Применение полученных знаний. (мин.) | Для закрепления материала предлагает ответить на вопросы и выполнить задания на интерактивной доске. Задает вопрос ребятам, работавшим по первому маршруту: «Скажите, какие вы изучили отряды?» Задает вопрос ребятам, работавшим по второму маршруту: «С какими отрядами познакомились вы?» - Таким образом, сколько в себя отрядов включает класс пресмыкающихся? |
Ответы: - Клювоголовые и Крокодилы
- Чешуйчатые и Черепахи - Четыре! | Развитие внимания. Умение применять полученные знания при решении текущей задачи. Умение оценивать собственный вклад в работу группы, уважать мнение одноклассников. Творческое осмысление полученных результатов . | Планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей. Умение осуществлять контроль и коррекцию своей деятельности. Внесение необходимых корректив в действие после его завершения. | Умение выражать свои мысли, аргументировать свое мнение, выстраивать диалог с учителем. | Умение анализировать полученную информацию и применять ее при выполнении заданий, подводить итоги | Качес- твен- ное оцени- вание |
| Слайд, где написаны названия четырех отрядов. Произносит названия четырех отрядов и просит ребят записать названия отрядов в тетрадь. Слайд с признаками отряда Клювоголовые. - Ребята, на слайде представлены признаки одного из отрядов. Просит одного из учащихся прочитать эти признаки.
- О каком отряде идет речь? Открывает на интерактивной доске правильный ответ (Клювоголовые). - Правильно! - Какие животные относятся к этому отряду?
Слайд с тремя животными, обозначенными под цифрами среди которых есть гаттерия. - Под какой цифрой на слайде изображено это животное? - А можно ли гаттерию встретить в нашей местности? - А где она обитает?
Слайд с животными отряда Чешуйчатые. - Ребята, представи-телей какого отряда изображены на этом слайде? - Отряд Чешуйчатые делится на три подотряда. Предлагает одному из учащихся вписать на интерактивной доске названия подотрядов. Оценивает правильность выполнения задания. Слайд с названиями и признаками подотрядов - Каждый подотряд имеет свои характерные признаки. Предлагает одному из учащихся выполнить задание на интерактивной доске соотнести названия подотрядов с предложенными признаками.
Комментирует правильность выполнения задания. Слайд «Отряд Крокодилы» - В чем проявляется более сложное строение крокодилов по сравнению с другими пресмыкающимися? - Предлагает одному из учащихся выявить отличия между сердцем черепахи и крокодила на интерактивной доске. Слайд «Отряд черепахи» - В чем особенности отряда Черепах? - Какую функцию он выполняет? - И так, мы познакомились с отрядами класса пресмыкающиеся. Предлагает ребятам вернуться к информационному листу, с которым они работали в начале урока, проанализировать свои работы, применяя полученные на уроке знания, выявить ошибки и прокомментировать их. Подводит итог по работе с информационным листом. Слайд «Значение пресмыкающихся в природе и жизни человека» - Пресмыкающиеся имеют большое значение в природе и жизни человека. - Предлагает одному из учащихся распределить на интерактивной доске предложенные примеры по значению. |
Записывают названия отрядов в тетрадь
Выходит к доске и зачитывает: «Довольно примитивные рептилии. Между телами позвонков сохраняется хорда. Под кожей на брюшной стороне тела расположены мелкие косточки – остатки брюшного панциря. У представителей этого отряда нет барабанной перепонки. Получают сигнал о том, что наступает день и температура среду возрастает через «третий» или теменной глаз. - Отряд Клювоголовые.
- К этому отряду относится один представитель – гаттерия.
- Под цифрой 3. - Нет
- На островах около новой Зеландии. - Чешуйчатые.
Выполняет задание.
Выполняет задание.
- У крокодилов сердце четырехка-мерное, а у осталь-ных представите- лей трехкамерное.
- Выявляет отличие.
- Имеют панцирь.
- Служит для защиты.
Каждая команда анализирует свои работы, к доске выходит один представитель от команды комментирует ошибки и исправляет их (маркеров обводит животных одного отряда)
Учащийся распределяет значения пресмыкающихся в жизни человека и в природе. | | | | | |
7. Проверка усвоенного материала (8 мин.) | Предлагает учащимся перейти к выполнению итогового теста на девайсах. Проверяет задания части С. - Свои оценки за урок вы видите на слайде. | Выполняют итоговый тест на девайсах. | Самостоятель-ное выполне-ние итогового теста, применяя полученные на уроке знания. | Умение осуществлять контроль и коррекцию своей деятельности. Готовность к принятию оценки. | | Умение работать с информацией, анализировать, сравнивать, применять полученные знания. | Элект- ронная оценка Он- лайн тести- рова- ние |
8. Рефлексия деятельности (2 мин.) | Выясняет, что нового ребята узнали на уроке, возвращается к цели урока и узнает мнение ребят о том, достигнута ли цель урока. | Отвечают на вопросы учителя. | Формирование чувства удовлетворен-ности результатами своей деятельности. | Умение адекватно оценивать свою деятельность и деятельность своих товарищей. | Формирование высказываний в рамках учебного диалога. Умение слушать друг друга. | Умение делать выводы. | Взаи- моп- ровер- ка |
9. Домашнее задание (1 мин.) | §45, подготовить презентацию об одном представителе класса пресмыкающиеся. | Записывают домашнее задание. | Формировать учебную мотивацию. | Умение организовывать самостоятельную деятельность. | | | |
10. Оценка психологичес- кого состояния. | Благодарит за сотрудничество и активное участие на уроке. Слайд со смайликами. - Если вам урок понравился, вы освоили новый материал, и у вас не было трудностей при выполнении заданий, вытяните зеленый смайлик. - Если вы плохо усвоили тему, у вас были трудности при выполнении заданий - желтый смайлик. - Если вам урок не понравился, вы не освоили новую тему, и не справились с заданиями - красный смайлик |
Вытягивают соответствующий смайлик. | Умение выражать свои чувства. | Умение дать адекватную оценку уроку. | Формулирование собственного мнения и позиции. | | Самоо- ценка |