kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка урока биологии "Многообразие пресмыкающихся их роль в природе и практическое значение"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представлена разработка урока по биологии в 7 классе по биологии по теме: "Многообразие пресмыкающихся их роль в природе и практическое значение", который занял третье место в конкурсе методических разработок "Современный урок биологии". Урок получил высокую оценку среди коллег - учителей биологии.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока биологии "Многообразие пресмыкающихся их роль в природе и практическое значение" »

РАЙОННЫЙ КОНКУРС

МЕТОДИЧЕСКИХ РАЗРАБОТОК



УРОК БИОЛОГИИ В 7 КЛАССЕ

ТЕМА:



АВТОР РАЗРАБОТКИ:

КОТОВА ТАТЬЯНА АЛЕКСЕЕВНА,

УЧИТЕЛЬ БИОЛОГИИ И ХИМИИ

МОУ «БАЙМАКОВСКАЯ СРЕДНЯЯ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»








Тема: «Многообразие пресмыкающихся,

их роль в природе и практическое значение»

Цель: познакомить учащихся с многообразием пресмыкающихся, обосновать их роль в

природе и практическое значение.

Задачи:

  • познакомить учащихся с многообразием пресмыкающихся, их широким распространением на Земле, показать их место и роль в природе и жизни человека;

  • тренировать умения учащихся оперировать понятиями, анализировать, делать выводы, высказывать и отстаивать свое мнение;

  • совершенствовать умения работать с различными источниками учебной информации

  • развивать коммуникативные способности учащихся;

  • продолжить формирование умений узнавать изученных животных на таблицах, находить в их строении и черты приспособленности к жизни на суше;

  • воспитывать ответственное отношение к выполнению полученного задания; интерес к предмету и окружающему миру.

Оборудование: учебники, тетради, рисунки с изображением пресмыкающихся разных

отрядов, проектор, компьютеры

Тип урока: комбинированный

Образовательные технологии: информационные, проблемно-поисковые.

Ход урока

I. Организационный момент (позитивный настрой на работу) (дозировка: 1 мин.)

II. Проверка домашнего задания (дозировка: 7 мин.)

Цель: проверить знания учащихся по особенностям строения пресмыкающихся, как первых настоящих наземных позвоночных.

Данная работа проходит индивидуально, с использованием программы «My test», где учащиеся самостоятельно отвечают на вопросы, предложенные компьютером и получают за это отметку.

Найдите соответствие.

1. Из перечисленных систем органов выберите те, кото­рые соответствуют функциям.

Функции:

  1. Разносит питательные вещества по всем тканям организма

  2. Образует питательные вещества

  3. Разносит по организму кислород

  4. Выводит из организма вредные вещества

  5. Выводит из организма углекислый газ

  6. Защита внутренних органов от повреждения

  7. Обеспечивает опору и движение организма

  8. Обеспечивает согласованную функцию всех систем органов

Системы органов:

A. Нервная

Б. Опорно-двигательная
B. Пищеварительная
Г. Кровеносная

Д. Дыхательная

Е. Выделительная

2. Какие утверждения верны?

А. Пресмыкающиеся произошли от древних земноводных – стегоцефалов.

Б. Пресмыкающиеся – это первые настоящие наземные позвоночные.

В. Современные пресмыкающиеся объединены в 6 отрядов.

Г. Тело пресмыкающихся покрыто роговыми щитками.

Д. На теле пресмыкающихся расположены многочисленные железы.

Е. В шейном отделе рептилий один позвонок.

Ж. У пресмыкающихся есть настоящая грудная клетка.

З. В головном мозге хорошо развиты передний мозг и мозжечок, имеется кора.

И. Рептилии дышат легкими и кожей.

К. Сердце пресмыкающихся трехкамерное.

III. Изучение новой темы (дозировка: 1 мин.)

Цель: познакомить с многообразием класса пресмыкающихся.

- Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с систематикой пресмыкающихся и с разнообразием форм этой группы наземных животных.

Запишите тему нашего урока: «Многообразие пресмыкающихся, их роль в природе и практическое значение»

- По ходу изучения новой темы вы будете самостоятельно заполнять таблицу. Зарисуйте её в тетрадь:

Класс пресмыкающиеся

Название отряда

Представители

Признаки отряда




Слово учителя

Класс Пресмыкающиеся включает четыре подкласса: Перво­ящеры, Чешуйчатые, Крокодилы, Черепахи.

1. Отряд Первоящеры - древнейшие из всех рептилий. В совре­менной фауне встречается только один вид - гаттерия (Новая Зе­ландия).

На брюшной стороне сохраняются мелкие косточки - остатки брюшного панциря стегоцефалов, в строении тела гаттерии соче­таются примитивные черты организации, которые не встречаются у современных рептилий.


Сообщение учащегося отображение на проекторе

Единственный вид клювоголовых – новозеландская гаттерия (туатара) – достигает в длину 75 см. Она питается насекомыми, изредка поедая птичьи яйца. Характерная черта клювоголовых – третий, теменной, «глаз», способный различать свет и тьму. Гаттерия была почти полностью истреблена европейцами и сохранилась лишь на нескольких островах, где теперь охраняется государством. В неволе гаттерии живут до 50 лет.


Слово учителя

2. Отряд Чешуйчатые. К этому подклассу относятся: ящерицы (агамы, круглоголовки, вараны, сцинки); хамелеоны, ведущие дре­весный образ жизни, а также змеи (около 2500 видов, среди них много ядовитых).


Сообщения учащихся - отображение на проекторе

Оказывается... Круглоголовка

Ящерица - круглоголовка всю жизнь живет в песках и сама будто слеплена из песка. И цвет песочный, и чешуйки, словно песчинки. И увидеть ее - песочную! - на песке непросто. Особенно когда распластается и спрячет под себя черную тень. А то и совсем в песок зароется. Вдруг задрожит, затрясется, как в лихорадке - от носа до хвоста! - и утонет. С головой и ногами уйдет в песок. Была и нет, словно одеялом накроется. Мы накрываемся шерстяным одеялом, а круглоголовка песочным. Дунет ветер - все складочки на нем заровняет. Только ящерица была - и вот уже нет никого.

Оказывается...

Ящера - варана в Индии иногда используют в качестве «живого альпинистского крючка». Крупную (до двух метров) рептилию обвязывают веревкой и пускают по стене, через которую нужно перебраться. По только ему одному ведомым зацепкам варан влезает наверх и держится до тех Нор, пока по веревке не заберется человек.

Оказывается...

Серая древесная змея, обитающая в Уганде, при столкновении с врагом принимает специальную позу обороны. Но в такую же позу она становится, когда вокруг спокойно и змея занята своим обычным занятием - охотой. Оказывается, раздутая передняя часть ее тела, и голова с сильно заостренным кончиком морды очень напоминают птенца нектарниц - птиц, широко гнездящихся в местах, где обитает древесная змея.

Наблюдения и киносъемка показали, что нектарницы, заметив такого «птенца», подлетали и останавливались в воздухе. Это очень облегчает змее охоту.

Хамелеон

Мадагаскар по справедливости называют царством хамелеонов -диковинных ящериц с ногами, похожими на рачьи клешни, и головами* «украшенными» самыми фантастическими наростами, гребнями и рогами. Их на острове больше пятидесяти видов - от самых маленьких, длиной в шесть-семь сантиметров, до самых крупных - более полуметра. Возможно, из-за устрашающей внешности и привычки громко шипеть и раздуваться, когда их пытаются оторвать от ветки, на которой они сидят, коренные жители Мадагаскара считают хамелеонов ядовитыми животными.

Всем известно, что хамелеоны умеют менять свою окраску. Существует даже поверье, что делают они это, чтобы замаскироваться под цвет окружающей среды. Хамелеоны действительно способны «перекрашиваться», вызывается это изменением температуры, уровнем их возбуждения и другими факторами. В коже рептилий находятся группы особых пигментных клеток, которые меняют свои размеры. В темноте или при пониженных температурах они сжимаются и их не видно. Но вот выходит солнце, температура тела хамелеонов повышается, пигментные клетки расширяются, и на коже возникают пятна и полосы разных цветов. То же самое происходит и при возбуждении животного.

Хамелеоны - животные насекомоядные, и только самые крупные из них при случае способны поймать какую-нибудь мелкую птицу или ящерицу. Язык длиннее туловища с головой и может далеко

«выстреливаться» вперед. На его конце есть присоска для захвата добычи (сила захвата до 50 г).

Но самое удивительное у хамелеонов - их глаза. Они заметно выдаются из глазниц и почти полностью закрыты веками с маленькими круглыми отверстиями, из которых, как из колодца, выглядывают радужная оболочка и зрачок.

Глаза могут вращаться в любом направлении независимо друг от друга, что позволяет хамелеонам одновременно наблюдать за предметами, находящимися перед ними и сзади. Местные жители шутят, что хамелеоны одним глазом смотрят в прошлое, другим в будущее.

Слово учителя:

3. Подотряд Ящерицы (около 2700 видов). Кожа покрыта мелкой роговой чешуей, передние и задние конечности с пятью пальцами; зубы мелкие, конической формы, основанием прирастают к кости; есть грудная клетка, развиты пояса конечностей, легких два. Среди ящериц есть несколько видов, утративших конечности и имеющих змеевидную форму тела (веретеница, желтопузик); отличаются от змей по строению век.

Сообщение учащегося.

Это интересно... Их легко различат». (Безногие ящерицы)

Желтопузик и медянка - два разных животных. Желтопузик - безногая ящерица, обитает на Кавказе, в Средней Азии и на юге Казахстана. Медянка - змея. В нашей стране распространена довольно широко, по всей европейской части, в Западной Сибири, в Западном Казахстане, на Кавказе.

Желтопузик - довольно крупная и толстая ящерица, длиной до 120 сантиметров. С каждого бока у нее тянется хорошо заметная складка кожи, которая отличает ее от змей. Есть остатки задних ног в виде бесформенных отростков, но ползает он по - змеиному и передвигается очень быстро. Тело жесткое, твердое на ощупь, покрыто крупной чешуей. Цвет бурый, грязно-желтый. Встречается в предгорных равнинах, лиственных лесах, садах, виноградниках. Убежищем желтопузику служат норы грызунов, щели под корнями. Он хорошо плавает. Питается насекомыми, и довольно часто -улитками, с треском раздавливая их раковины мощными зубами. Иногда ловит и крупную добычу — ящериц, змей, птенцов. Глотать крупную добычу целиком, как это делают змеи, он не может, и ему приходится поедать ее по кускам. Лакомится яйцами птиц, виноградом и абрикосами. Желтопузик абсолютно безвреден, когда его поймают, не кусается, а старается вырваться, извиваясь всем телом. Почти в тех же местах, что и медянка, обитает безногая ящерица, очень на нее похожая не только внешне, но даже и названием - медяница, или веретеница ломкая. Это обычная лесная ящерица длиной до 60 см. Живет в гнилых пнях, под поваленными стволами, в норах, в лесной подстилке. По общему виду похожа на змею, так как не имеет конечностей и может двигаться, только извивая свое вытянутое тело. Кожа ее покрыта гладколежащими чешуями красивого серовато-медного цвета; по форме головы в ней легко узнать ящерицу. Веретеница не только совершенно безвредна, но, подобно жабам, приносит пользу; так как движения ее безногого тела медленны и неловки, то она не может ловить юрких насекомых и питается, главным образом, гусеницами, голыми слизнями, а также дождевыми червями. У веретеницы острые, длинные, загнутые назад зубы, напоминающие зубы змей. Они помогают ей удерживать во рту скользкую добычу. А самой спасаться от врагов веретенице помогает чрезвычайно ломкий хвост, который остается в зубах или когтях хищника. Часто веретеницу безжалостно уничтожают люди, считая ее ядовитой и принимая за змею. Отличить в природе безногую ящерицу от змеи можно по подвижным векам и способности мигать, чего полностью лишены змеи. У змей неподвижный, как бы гипнотизирующий взгляд.

Слово учителя:

5. Подотряд Змеи. Конечности и их пояса редуцированы, у ядо­витых змей есть пара крупных зубов с внутренним каналом; груд­ной клетки нет, легкое одно.

Змеи питаются довольно крупной добычей, которую они загла­тывают целиком, не разрывая на части. Это возможно благодаря особому устройству черепа и пищеварительного тракта: кости ли­цевого отдела черепа соединены подвижно, а глотка, пищевод и желудок способны сильно растягиваться. По способу питания змеи делятся на несколько групп: одни из них заглатывают свою добычу живой (ужи, полозы, медянки); другие предварительно душат, об­вивая ее кольцами тела (удавы); змеи третьей группы проглатыва­ют свою добычу, предварительно убив ее ядом.

Яд змей действует неодинаково. У одних (эфы, гюрзы, гадюки) он воздействует на кровеносную систему; у других (кобры, аспи­ды) вырабатывается яд, поражающий нервную систему.

Сообщение учащегося

Ядовитые змеи

Нередко сильные и смелые люди, увидев змею, бледнеют и поспешно отступают на почтительное расстояние. Но, запомните, что змея редко сама бросается на человека. Не трогайте ее, и она вас не тронет. Заметив человека, змея стремится спрятаться; если человек наступил на нее, она испуганная и раздраженная, смело защищает свою жизнь. В быту очень распространены выражения - «змеиное жало», «ужалила змея». Это неверно. Жала у змеи нет. Длинный раздвоенный язык, который змея высовывает в минуту раздражения или ощупывая близлежащие предметы, - орган осязания, и совсем не опасен. Страшны ядовитые зубы змеи. Они очень длинные, острые и помещаются по одному по обеим сторонам верхней челюсти. Ядовитые зубы имеют особые канальцы и у основания соединены с железами, выделяющими ядовитую жидкость. При укусе, который напоминает укол тонкой иглой, яд по каналу стекает из. железы в ранку жертвы. Типичные признаки ядовитой змеи - это треугольная головка и тупой, словно обрубленный хвост.

Слово учителя:

6. Отряд Черепахи (около 300 видов). Включает наземные и вод­ные формы, снабженные прочным костным панцирем, образован­ным двумя щитами. Грудная клетка у черепах неподвижна, акт дыхания совершается путем «заглатывания» воздуха, чему содействуют и сокращен» или расслабления плечевых и тазовых мышц. Зубов нет. Челюсти покрыты роговым чехлом с режущим краем.

Оказывается... (цепное чтение интересных фактов, с использованием проектора)

  • 1.5 года без еды и питья может жить слоновая черепаха

  • 2.91 метра - длина крупнейшей кожистой черепахи

  • 3 метра размах передних ласт у кожистой черепахи

  • 35 километров в час - максимальная скорость черепах в воде. Такую скорость развивает напуганная кожистая черепаха

  • 60 сантиметров - высота панциря у слоновых черепах

  • 150 лет продолжительность жизни некоторых сухопутных черепах

  • 188 лет - был возраст рекордсменки мадагаскарской лучевой черепахи в день ее гибели

  • 400 килограмм могут весит слоновые черепахи

  • 961 килограмм - максимальная зарегистрированная масса кожистой черепахи

  • 1 200 метров - на такую глубину может погружаться кожистая черепаха

  • 2 000 километров проплывают зеленые черепахи для откладки яиц

Слово учителя:

7. Отряд Крокодилы (21 вид).

Наиболее высокоорганизованно пресмыкающиеся. Представители - нильский крокодил, гавиал обитающий в реках Индии, аллигатор и кайман - в Америке.

Тело покрыто крупными роговыми щитками с костной подстилкой; две пары конечностей, на задних лапах плавательная перепонка.

Зубы однотипные, конической формы. Каждый зуб сидит в отдельной ячейке. Легкие сложного строения. Сердце четырехкамерное.

Оказывается... (цепное чтение интересных фактов, с использованием проектора)

  • 2 часа - срок который, может находиться под водой миссисипский аллигатор

  • 5 сантиметров - длина клыков крокодилов

  • 5.8 метра - максимальная длина миссисипского аллигатора

  • 12 километров в час могут бежать галопом молодые крокодилы

  • 100 яиц может быть в кладке у крокодилов

  • 115 лет - максимальный официально зарегистрированный возраст крокодилов

  • 600 килограмм - вес нильского крокодила

ПРОВЕРКА ОПЕРЕЖАЮЩЕГО Д/З : учащиеся предлагают ознакомиться всем присутствующим с содержанием буклетов по теме: отряд крокодилы отряд черепахи

IV. Закрепление новой темы 8 мин

Цель: закрепить полученные знания учащихся по многообразию пресмыкающихся.


Игра «Кто лишний?»

Сущность этой игры состоит в следующем: на большом листе бумаги или на экране нарисованы в 3 ряда различные животные: по 4 в каждом ряду. Они сгруппированы по определенному признаку, но одно животное в каждом ряду не имеет этого признака и потому является лишним, а именно:

I. уж, желтопузик, кобра, удав;

II. хамелеон, крокодил, тритон, черепаха;

III. гадюка, круглоголовка, ящерица, веретеница.

Перед учащимися поставлена задача - определить, кто лишний в каждом ряду, и объяснить свой ответ.

(Ответ: В 1-м ряду лишний желтоносик - безногая ящерица, в то время как уж, кобра и удав - змеи.

Во 2-ом ряду лишним является тритон - земноводное животное, а хамелеон, черепаха и крокодил - пресмыкающиеся.

В 3-ем ряду лишней оказалась гадюка - змея, тогда как круглоголовка, ящерица, веретеница - ящерицы.)

Рубрика «Интересное рядом»

ПРЕЗЕНТАЦИЯ (Пресмыкающиеся – рекордсмены)

V. Подведение итогов.

Оценивание урока проходит по схеме:

!


- урок не оставил в моей памяти белых пятен, весь материал понятен и не вызвал

никаких затруднений при изучении и закреплении. Больше бы таких уроков!


?


- данный материал был воспринят сложно, было не интересно и скучно.



!?


- остались некоторые вопросы, которые необходимо ещё раз изучить

самостоятельно, либо просить помощи у одноклассников.



VI. Домашняя работа (дозировка: 2 мин)

1. стр. 201, ответить на вопросы рубрики «Проверьте свои знания», «Выберите правильный ответ»

2. Творческое задание. Подготовить сообщение об интересных особенностях в жизни рептилий с использованием ресурсов интернет

3. Викторина

1 .Сколько видов рептилий дожили до наших дней. (6000 видов).

2.Самая крупная ящерица? (Варан, до 2 м).

3.Безногая ящерица, очень похожая на змею. (Веретеница).

4.Наиболее специализированная группа ящериц? (Хамелеон).

5.Ящерицы, которые 170 млн. лет назад широко населяли Новую Зеландию, а теперь сохранились на мелких безлюдных соседних островах, так как были истреблены завезенными человеком собаками и свиньями? (Гаттерии).

6.Мелкие, средней величины ящерки, способные бегать по стенам и по потолку комнат? Как им это удается?

(Гекконы, на пальцах не присоски, а щеточки из микроскопических волосков, цепляющихся за неровность, как плоды репейника).

7.Ящерицы с причудливым гребнем и «шлемом» на голове, могут бегать по воде тропических рек Панамы и Коста-Рики? (Игуаны).

8.Что такое выползок? {Кожа змеи - «чулок» - после линьки).

9.Почему змеи могут заглатывать пищу целиком? (Разд­вигающиеся челюсти, нет грудины).

Ю.Что представляют собой ядовитые железы змей? (Видоизмененные слюнные железы, лежащие позади глаз).

11.Представители семейства ложноногих змей.

(Питоны и удавы имеют остатки задних конечностей, едва выс­тупающие коготки по бокам анального отверстия).

12.Какие змеи «насиживают» отложенные яйца? (Питоны).

13.Каких змей жители держат в хижинах для борьбы с крысами? (Питонов).

14.Рептилии, имеющие костно-роговой панцирь, образованный расширенными костями скелета. (Черепахи).

15.Назовите водные формы черепах? (Болотная, дальневосточная, морские).



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Автор: Котова Татьяна Алексеевна

Дата: 16.10.2015

Номер свидетельства: 240333


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства