kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок биологии "Моховидные растения"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема. Моховидные растения.

Тип. Комбинированный урок изучения нового материала с равномерным распределением этапов.

Цель.  - изучить отдел моховидных, значение, использование, среду

              обитания, размножение, питание;

             - познакомиться с особенностями строения;

             - определить место моховидных в системе органического мира.

Задачи.:

Обучающая: рассмотреть особенности организации моховидных на примере представителей зеленых и сфагновых мхов, выявить признаки усложнения по сравнению с водорослями.

Развивающая: продолжить формирование умений узнавать представителей, сравнивать их между собой и с другими отделами растений; уметь обосновывать более сложную организацию мхов по сравнению с водорослями; развивать навыки работы с компьютером, интерактивной доской, умение составлять схемы и таблицы.

Воспитательная: воспитывать у детей чувство бережного отношения к природе, чувства взаимовыручки.                  

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок биологии в 6 классе»

Дудина А.Г., учитель биологии I категории,

средней общеобразовательной школы №16,

города Уральска,

Западно – Казахстанской области.

Урок биологии в 6 классе.

Тема. Моховидные растения.

Тип. Комбинированный урок изучения нового материала с равномерным распределением этапов.

Цель. - изучить отдел моховидных, значение, использование, среду

обитания, размножение, питание;

- познакомиться с особенностями строения;

- определить место моховидных в системе органического мира.

Задачи.:

Обучающая: рассмотреть особенности организации моховидных на примере представителей зеленых и сфагновых мхов, выявить признаки усложнения по сравнению с водорослями.

Развивающая: продолжить формирование умений узнавать представителей, сравнивать их между собой и с другими отделами растений; уметь обосновывать более сложную организацию мхов по сравнению с водорослями; развивать навыки работы с компьютером, интерактивной доской, умение составлять схемы и таблицы.

Воспитательная: воспитывать у детей чувство бережного отношения к природе, чувства взаимовыручки.

Методы.1. Объяснение с элементами беседы.

2. Метод значимости.

3.Новизна.

4. Постановка проблемных вопросов

5. Использование наглядностей.

6. Использование видеоматериалов.

7. Словарная работа.

8. Работа с интерактивной доской.

9. Тестирование.

10. Фронтальный опрос.

11. Индивидуальная работа у доски.

12.Элементы лабораторной работы.

Оборудование. 1. Таблицы «Кукушкин лен»,« Сфагнум».

2. Микроскопы.

3. Микропрепараты.

4. Гербарии.

5. Интерактивная доска.

6. Листы с тестовыми заданиями.

План.1. Организационный момент.

2. Работа с домашним заданием:

А) индивидуальный опрос с использованием интерактивной доски.

Б) биологический диктант

В) тест

3. Новая тема: А) объяснение с элементами лабораторной работы

Б) сообщение учащихся

В) видеофрагменты

4. Закрепление: работа над заполнением таблицы

5. Дом задание.

1. Организационный момент.

2. Работа с домашним заданием. (СЛАЙД)

А) Установить соответствие

I.Высшие растения II Низшие растения

  • Нет корней (I)

  • Имеют вегетативные органы (I)I

  • Живут в основном в воде (I)

  • Распространены повсеместно (I)I

  • Имеют ризоиды (I)

  • Имеют генеративные органы (I)I

  • Тело – таллом (I)

  • Водоросли (I)

  • Покрытосеменные (I)I

  • Лишайники (I)

Б) Биологический диктант по теме «Водоросли» (СЛАЙД)

  • Структурная единица тела растений…(клетка)

  • Тело водорослей называется…(таллом)

  • Одноклеточная зелена водоросль…(хламидомонада)

  • Ламинария крепится ко дну…(ризоидами)

  • Наука о водорослях…(альгология)

  • Нитчатая водоросль со спиралевидным хроматофором…(спирогира)

  • Морская капуста-это второе название…(ламинарии)

  • Стигму имеет…(хламидомонада)

  • Используется в кормопроизводстве…(хлореллу)

  • Используется при производстве бумаги…(кладофору)


В) Тест по теме «Лишайники»(2 варианта. 10 вопросов).

1 вариант

1.Наука о лишайниках:

А) альгология В) лихенология С) микробиология

2. Тело лишайника – это симбиоз:

А) гриб + водоросль В) гриб + вирус С) гриб + бактерия

3. Вегетативно лишайник размножается:

А) спорами В) делением С) клубочками

4.Кустистые лишайники в год вырастают на:

А) 1-3,5 см В) 1-8 см С) 1-2 см

5. Лишайники не растут в загрязненной атмосфере,поэтому их называют:

А) катализаторами В) индикаторами С) загрязнителями

6. Лишайники разрушают горную породу, выделяя:

А) кислоту В) воду С) минеральные вещества

7. Основной корм северных оленей:

А) пармелия В) кладония С) ягель

8. Получают антибиотики из:

А) ягеля В) пармелии С) кладонии

9. Олений мох это:

А) кладония В) ягель С) пармелия

10. Напишите три группы лишайников. (накипные, кустистые, листоватые)

2 вариант

1. На какие группы делятся лишайники. (накипные, кустистые, листоватые)

2. Лишайник размножается вегетативно:

А) клубочками В) делением С) спорами

3. Раздел науки о лишайниках:

А) микробиология В) лихенология С) альгология

4. Второе название оленьего мха это:

А) пармелия В) ягель С) кладония

5. Лишайник – это симбиотический организм:

А) гриб + вирус В) гриб + водоросль С) гриб + бактерия

6. При выделении этого вещества лишайники

разрушают горную породу:

А) кислоты В) воды С) минеральных веществ

7. Из этого лишайника получают антибиотики :

А) пармелия В) ягель С) кладония

8. Северные олени используют в качестве корма:

А) ягель В) кладонию С) пармелию

9. Кустистые лишайники в год вырастают на:

А) 1-3,5 см В) 1-8 см С) 1-2 см

10. Лишайники растут только в атмосфере с чистым воздухом, поэтому их называют:

А) загрязнителями В) индикаторами С) катализаторами

Ключ ответов.


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

В

А

С

А

В

А

С

В

В



А

В

В

В

А

А

А

А

В


3. Новая тема.

Тема урока «Отдел моховидные» (СЛАЙД)

Цель урока - изучить отдел моховидных, значение, использование, среду

(СЛАЙД) обитания, размножение, питание

- познакомиться с особенностями строения

- определить место моховидных в системе органического мира.

На предыдущих уроках были составлены схемы относительно высших и низших растений.

Покрытосеменные

Голосеменные

Высшие Папоротникообразные

Плауны

Хвощи

Мхи водоросли

Низшие Лишайники (СЛАЙД)

Семенные Покрытосеменные

Голосеменные

Папоротникообразные

Плауны

Споровые Хвощи

Мхи водоросли

Лишайники (СЛАЙД)


На основании этой схемы можно составить ее третий вариант

Цветковые Покрытосеменные

Голосеменные

Папоротникообразные

Плауны

Нецветковые Хвощи

Мхи водоросли

Лишайники (СЛАЙД)

Моховидные растения по количеству видов стоят на первом месте среди нецветковых. Их 25 тысяч видов.

Как и для других организмов записываем систематику. Из всего многообразия мхов мы остановимся на изучении двух видов, для них и запишем систематику. ( В тетрадях записывается систематика с комментариями). (СЛАЙД)

Надцарство клеточные

Империя эукариоты

Царство растений

Подцарство многоклеточные

Отдел моховидные

Класс мхи листостебельные

Вид зеленый мох кукушкин лен

Класс мхи торфообразующие

Вид белый мох сфагнум

Наука изучающая мхи называется бриология. (СЛАЙД)

На земле мхи встречаются повсеместно.

  • Но все же где мы встречаем мхи чаще всего? (проблемный вопрос)

Мхи предпочитают влажные места. Их можно увидеть на стволах деревьев, на камнях, на сломанных ветках.

Мхи относятся к высшим растениям. Но все же среди высших растений они являются самыми низшими , т.е. стоят на самой низшей ступени.

Причин этому две:

1. Не имеют корней.

2. Для размножения необходимо большое количество воды.

Кукушкин лен. (СЛАЙД)

Зеленый мох кукушкин лен – это листостебельное растение. То есть он имеет стебли и листья. Но не имеет настоящих корней. Вместо корней у кукушкиного льна есть ризоиды. Высота растения составляет 40 сантиметров.

1.Листья + стебли.

2.Ризоиды. (запись в тетради)

Работа с гербарием.

На почве кукушкин лен образует сплошной ковер, вытесняя другие мхи. Клетки кукушкина льна могут впитывать воды в 4 раза больше собственного объема. По этой причине кукушкин лен вызывает заболачивание почвы.

3.Кукушкин лен – автотрофный организм. (Запись в тетради).

Размножается кукушкин лен двумя способами половым и бесполым путем. Эти поколения чередуются друг с другом.

Для полового размножения кукушкиного льна необходимо большое количество воды.

  • Когда в лесу бывает много воды? (проблемный вопрос)

Весной во время половодья, во время весенних ливневых дождей.

4.Кукушкин лен двудомное растение. (Запись в тетради).

  • Объясните, что это означает? (проблемный вопрос)

5.На женских растениях образуются архегонии – женские органы.

6.На мужских органах образуются антеридии – мужские органы.

(запись в тетради) (СЛАЙД)

Вода Яйцеклетка + сперматозоид Зигота в коробочке с крышечкой и колпачком споры предросток

7.Гаметофит – половое поколение (до образования спор)

8.Спорофит – бесполое поколение (до образования заростка) (запись в тетради) (СЛАЙД)

Работа с микроскопом.

Рассматривание микропрепарата «Спорогоний кукушкина льна»

Торфяной мох сфагнум. (СЛАЙД)

В строении сфагнума есть много отличительных особенностей по сравнению с кукушкиным льном.

Работа с гербарием.

  1. Имеет сильно ветвящийся стебель.

  2. Не имеет ризоидов.

  3. Растет верхушкой – 3 сантиметра в год.

  4. Имеет два вида клеток: (СЛАЙД)

А) хлорофиллоносные

В) водоносные

  • Значение? (проблемный вопрос)

  1. Поглощает воды в 47,5 раз больше собственного объема.

  2. Обладает дезинфицирующими свойствами. Сообщение ученика. (Приложение №1)

  3. Образует торф. Демонстрация коллекции. Сообщение ученика. (Приложение №2)

Значение мхов. ( Работа с учебником). (СЛАЙД)

  • Обогащение атмосферы кислородом.

  • Образование гумуса.

  • Почвообразование.

  • Звено в цепи питания.

  • Убежище для животных.

  • Торф:

  • Удобрение

  • Строительство

  • Горючее

  • Химическая промышленность

  • Хранилище пресной воды.

4. Закрепление изученного материала. Найти признаки сходства и отличия кукушкиного льна и сфагнума. Данные занести в сравнительную таблицу. (СЛАЙД)

5. Домашнее задание.

  • 35

Закончить заполнение сравнительной таблицы в тетради.

Приложение №1.

Применение сфагнума

Сфагнум издавна был одним из наиболее полезных человеку дикорастущих растений. Он широко применялся для утепления стен, в крестьянских хозяйствах Севера использовался вместо соломы в качестве подстилки в стойлах домашнего скота, главным образом из-за его превосходной впитывающей способности. Образующаяся смесь навоза и сфагнума представляла собой прекрасное удобрение. На фронтах I мировой сфагнум широко использовался в качестве перевязочного материала, спасшего многие жизни. По впитывающей способности он в 2-6 раз превосходит вату, но главное преимущество – то, что он распределяет ее равномерно во всех направлениях, и только после того, как пропитается весь, выделения выступают на поверхность. Поэтому повязка меняется реже, и пациенту обеспечивается покой. Особенно важно это в фронтовых условиях, когда медперсонал перегружен. Раны со сфагновыми повязками заживают быстрее, и процент осложнений значительно уменьшается из-за содержания в нем многих сложных органических соединений, препятствующих нагноению. 
Сфагнум – прекрасный материал для оказания первой помощи при переломах – обернутые мхом перед наложением шин, конечности лучше фиксируются и не затекают. Не много найдется микроорганизмов, перед которыми сфагнум бессилен.

Приложение №2.

Торф.

Торф - ценнейший природный биологический материал. Из всех видов твердых топлив - это самое молодое отложение, образующееся естественным образом, путем разложения отмерших частей деревьев, кустарников, трав и мхов, в условиях повышенной влажности и ограниченного доступа кислорода.

При образовании торфа, растения после отмирания попадают в сильно увлажненную, бедную кислородом среду. Здесь они не разлагаются полностью, как в почве, а только частично, поэтому их остатки из года в год накапливаются.

Торф имеет следующие сферы применения: сельское хозяйство и животноводство, медицина, биохимия, энергетика.

Торф - ценное биотопливо.

Использование торфа как топлива обусловлено его составом: большим содержанием углерода, малым содержанием серы, вредных негорючих остатков и примесей. По сути, это молодой уголь.

Торф имеет несколько важных качеств, определяющих его ценность для земледелия:

Улучшает структуру почвы, Обладает бактерицидными свойствами, большой газопоглотительной силой. Как сырье для приготовления органических удобрений.
Торфяные блоки, используют для устройства газонов и укрепления откосов земляных насыпей, каналов. Торфяные блоки, используют для выращивания рассады.

В медицине, биохимии, промышленности применяется в качестве абсорбентов, фильтрующих элементов, газопоглотителей разного рода.


Использованная литература.

  1. Р. Алимкулова , Биология 6 класс, Алматы «Атамұра», 2015 г.

  2. В.А. Корчагина, Ботаника 6-7, Москва «Просвещение», 1987 г.

  3. Т.Л. Богданова, «Пособие для поступающих»,Москва «Высшая школа», 2001 г.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Урок биологии "Моховидные растения"

Автор: Дудина Анна Геннадьевна

Дата: 11.01.2016

Номер свидетельства: 274924

Похожие файлы

object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(165) "Урок-игра «Звездный час» (урок биологии в 6  классе по теме  «Развитие органического мира») "
    ["seo_title"] => string(95) "urok-ighra-zviezdnyi-chas-urok-biologhii-v-6-klassie-po-tiemie-razvitiie-orghanichieskogho-mira"
    ["file_id"] => string(6) "187457"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426518334"
  }
}
object(ArrayObject)#876 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(71) "Рабочая  программа по биологии (6 класс)"
    ["seo_title"] => string(43) "rabochaia-proghramma-po-biologhii-6-klass-3"
    ["file_id"] => string(6) "254124"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1447697631"
  }
}
object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(71) "Рабочая  программа по биологии (6 класс)"
    ["seo_title"] => string(43) "rabochaia-proghramma-po-biologhii-6-klass-4"
    ["file_id"] => string(6) "254125"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1447697640"
  }
}
object(ArrayObject)#876 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(152) "Урок по теме " "Общая характеристика зеленых мхов. Внешнее строение. Значение мхов» "
    ["seo_title"] => string(99) "urok-po-tiemie-obshchaia-kharaktieristika-zielienykh-mkhov-vnieshnieie-stroieniie-znachieniie-mkhov"
    ["file_id"] => string(6) "154283"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421144411"
  }
}
object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(56) "урок "Отдел Папоротниковидные""
    ["seo_title"] => string(28) "urokotdielpaporotnikovidnyie"
    ["file_id"] => string(6) "271482"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1451543952"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства