Цель: изучить особенности организации грибов, показать их уникальность, несмотря на сходство с растениями и животными
Задачи:
• познакомить учащихся с характерными признаками грибов, с их отличительными особенностями и чертами сходства с другими организмами;
• дать представление о строении грибов, о типах питания и размножения грибов;
• познакомить учащихся с основными видами шляпочных грибов;
• дать представление о съедобных и ядовитых грибах;
• раскрыть значение грибов в природе и жизни человека;
• обратить внимание на охрану грибов, правила сбора их в природе.
Планируемые результаты: учащиеся систематизируют знания о грибах, узнают их отличительные особенности от других царств живых существ.
Личностная значимость изучаемого материала для школьников. Гриб — это не растение. Собираем мы плодовые тела шляпочных грибов; грибы — многолетние организмы, поэтому собирать их можно на одном месте много лет, если соблюдать правила сбора грибов. Необходимо уметь отличать съедобные грибы от ядовитых; уметь оказать первую помощь при отравлении грибами.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок "«Строение шляпочных грибов»"»
Урок в 5 классе
Тема: Грибы
Цель: изучить особенности организации грибов, показать их уникальность, несмотря на сходство с растениями и животными
Задачи:
• познакомить учащихся с характерными признаками грибов, с их отличительными особенностями и чертами сходства с другими организмами;
• дать представление о строении грибов, о типах питания и размножения грибов;
• познакомить учащихся с основными видами шляпочных грибов;
• дать представление о съедобных и ядовитых грибах;
• раскрыть значение грибов в природе и жизни человека;
• обратить внимание на охрану грибов, правила сбора их в природе.
Планируемые результаты: учащиеся систематизируют знания о грибах, узнают их отличительные особенности от других царств живых существ.
Личностная значимость изучаемого материала для школьников. Гриб — это не растение. Собираем мы плодовые тела шляпочных грибов; грибы — многолетние организмы, поэтому собирать их можно на одном месте много лет, если соблюдать правила сбора грибов. Необходимо уметь отличать съедобные грибы от ядовитых; уметь оказать первую помощь при отравлении грибами.
Методы обучения: частично поисковый с элементами исследования.
Форма организации учебной деятельности.
Вводный урок. Изучение нового материала.
Приемы деятельности учителя.
Актуализация знаний, мотивация учащихся на изучение грибов,
эвристическая беседа, организация исследовательской работы с использованием муляжей грибов, натуральных объектов, использование ИКТ, материалов ФЦИОР, видеофрагмента, организация работы с текстом, привлечение личного опыта учащихся.
Организация деятельности учащихся. Регулятивная деятельность — определение темы урока, составление плана, закрепление и контроль знаний, рефлексия. Познавательная деятельность — изучение особенностей грибной клетки, питания, размножения грибов; умение анализировать, делать выводы. Исследовательская деятельность — изучение строения грибов. Коммуникативная деятельность — общение в группах, выступление с докладом, умение убеждать. Проектная деятельность.
Основные понятия и термины урока: хитин, гликоген, мицелий, плодовое тело, гиф, симбиоз, ге- теротрофы, грибы-сапрофиты, симбионты, трубчатые и пластинчатые грибы, плодовое тело, микориза, микология.
Источники информации, материалы и оборудование: тексты, словарь С. И. Ожегова, презентация к уроку, видеофрагмент «Строение шляпочных грибов», ресурсы ФЦИОР; муляжи грибов, дина-мические таблицы «Размножение грибов», нату-ральные объекты в крепком соленом растворе: маслята, сыроежки, волнушки, подберезовик.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент. Мотивация к изучению материала.
Учитель. В 1918 году французский ботаник Вайян, выступая перед многочисленной аудиторией, охарактеризовал эти организмы как дьявольское произведение, нарушающее общую гармонию природы. Он заявил, что они созданы дьяволом только для того, чтобы смущать и приводить в отчаяние самых талантливых ботаников. Это одни из самых причудливых организмов на планете. Они могут напоминать нам своей формой птичьи гнезда, пучки волос, ушную раковину человека. Они лишены корней, стеблей и листьев. В прошлом их относили к растениям, но затем нашли больше сходства с животными.
Вспомним осенний лес. Войдя в него, мы сразу чувствуем ИХ запах и начинаем смотреть под ноги в поисках... чего?
Какие организмы мы сегодня будем изучать? (Грибы.) Какие вопросы мы будем изучать? (Состав-ление кластера.)
Итак, тема урока: «Грибы».
Далее следует построение плана урока.
План урока
1. Строение грибов.
2. Шляпочные грибы. Пластинчатые и трубчатые грибы.
3. Питание грибов. Симбиоз.
4. Размножение грибов.
5. Съедобные и ядовитые грибы.
6. Правила сбора грибов.
7. Признаки отравления ядовитыми грибами и меры пер¬вой помощи.
8. Технология выращивания грибов.
Учитель. Грибы известны людям давно, их употребляли в пищу еще в глубокой древности. И на Ру-си грибы были не только на столе крестьянина, подавались они и на царский стол. А что же такое гриб?
II. Изучение нового материала.
1. Учитель формулирует проблемный вопрос: грибы — это растения или животные?
— Заглянем в словарь (Ожегов С. И., Шведо¬ва Н. Ю. Толковый словарь русского языка): Гриб. Особый организм, не образующий цветков и семян и размножающийся спорами.
Работа с текстом.
Грибы
Грибы — представители особого царства. На Земле они возникли очень давно. Эти одноклеточные и многоклеточные гетеротрофные организмы относятся к эукариотам, так как в их клетках имеется ядро.
Грибы занимают особое положение в системе органического мира. Они не являются ни растениями, ни животными, однако имеют некоторые черты сходства и с теми и с другими.
Они, так же как и растения, неподвижны, постоянно растут верхушечной частью, имеют прочные клеточные стенки,способны синтезировать витамины и гормоны, дышат кислородом, часто осуществляют вегетативное размножение. В клетках некоторых видов грибов, как и у некоторых водорослей, не одно, а много ядер. Все эти признаки сближают грибы с растениями, поэтому раньше их относили к низшим растительным организмам.
Наряду с этим грибы обладают многими признаками животного организма. Они, так же как и животные, являются гетеротрофами, так как не имеют хлорофилла, поэтому питаются готовыми органическими веществами. В их клеточных стенках содержится хитин, как у животных, углеводы запасаются в виде гликогена. Они способны образовывать мочевину.
Грибы объединяются в отдельное царство.
Демонстрация строения клеток: растительной, грибной, животной (слайд или таблица).
Ответ на проблемный вопрос: грибы выделяются в отдельное царство.
Учитель. Продолжим знакомство с грибами. Наиболее известными среди грибов являются шляпочные грибы. Как вы думаете, почему они получи- 'ли такое название?
Можно использовать подсказки-загадки.
Подсказки-загадки
Пока дети — каждый в берете, повзрослели — шляпы надели.
Под сосною у дорожки
Кто стоит среди травы?
Ножка есть, но нет сапожек,
Шляпка есть — нет головы.
У малютки-кавалера
Чрезвычайно важный вид,
Он в огромнейшем сомбреро
На одной ноге стоит.
Давайте познакомимся со строением шляпочных грибов.
2. Лабораторная работа «Строение шляпочных грибов».
2. Выделите в пеньке нити с помощью препаровальной иглы и пинцета и рассмотрите их с помощью лупы.3. Рассмотрите шляпку с нижней стороны. (Учитель дает пояснения об особенностях строения пластинчатых и трубчатых грибов.)
4. Выясните, относится ли рассмотренный гриб к пластинчатым или трубчатым грибам.
5. Зарисуйте в тетради строение гриба и подпишите его части.
Задания и вопросы классу:
1) Назовите основные части шляпочного гриба.
2) По каким признакам грибы делятся на пластинчатые и трубчатые?
3) Используя рисунок учебника, приведите примеры пластинчатых и трубчатых грибов.
4) Сделайте выводы. (Плодовое тело шляпочных грибов состоит из пенька и шляпки, они сложены из мицелия. На нижней стороне шляпки есть толстый слой, состоящий из узких трубочек (такие грибы называют трубчатые: маслята, белый гриб, подберезовик) или из тонких пластинок (пластинчатые грибы: рыжики, лисички, сыроежки, грузди).
3. Групповая работа. Класс делится на две группы.
1- я группа изучает питание грибов, используя материалы ФЦИОР (информационный модуль: «Царство грибы. Общая характеристика и значение в природе»).
2- я группа изучает размножение грибов, используя материал учебника и динамической таблицы «Размножение грибов».
Группы работают по 7 мин. Затем заслушивается отчет групп о результатах работы.
4. Общая работа в классе.
Учитель. По своему химическому составу грибы близки к овощам и продуктам животного происхождения. В грибах содержится большое количество воды (больше 90%), до 80% сухого вещества составляют белки. В 1 кг сушеных грибов белков в два раза больше, чем в говядине и в 3 раза больше, чем в рыбе. Есть в грибах и витамины, и микроэлементы. Правильно приготовленные грибы вкусны и полезны для здоровья.
Демонстрация слайдов презентации или фрагментов электронного приложения о съедобных и ядовитых грибах.
5. Сообщение одного из учеников о правилах сбора грибов.
Правила сбора грибов
1. Плодовое тело срезать ножом или аккуратно выкрутить, чтобы не повредить грибницу.
2. Собирать грибы лучше утром.
3. Переносить собранные грибы предпочтительнее в корзине или пластиковом ведерке, так как при этом они меньше мнутся.
4. Если гриб незнакомый, лучше его не брать.
6. Учитель называет признаки отравления ядовитыми грибами.
Признаки отравления ядовитыми грибами
Первые симптомы отравления появляются уже через 1—2 ч.
Отравление наиболее ядовитыми грибами, такими, например, как бледная поганка, проявляется недомоганием позже, через 6—20 ч.
Основные признаки отравления грибами:
• головная боль;
• тошнота, приступы рвоты;
• схваткообразные боли в желудке;
• обильный жидкий стул.
Признаки тяжелого отравления грибами:
• нарушение нормального зрения;
• обезвоживание;
• сильная жажда;
• потеря голоса;
• судороги;
• обильное потоотделение;
• слабый пульс;
• холодеют конечности;
• кожа приобретает синюшный цвет;
• температура тела падает до 36—35 °С.
На экран проецируются правила первой помощи при отравлении грибами. Такие же памятки получает в распечатанном виде каждый ученик.
Первая помощь при отравлении грибами
При первых признаках отравления грибами необходимо вызвать врача или доставить пострадавшего в больницу.
До прибытия врача следует оказать пострадавшему первую помощь.
• Сделать промывание желудка. Для этого: дать выпить 4—5 стаканов кипяченой воды или бледно-розового раствора марганцовки. Затем нажать пальцами на корень языка и вызвать рвоту, чтобы удалить из организма непереваренные еще грибы, вызывающие отравление.
• Дать пострадавшему принять активированный уголь.
• Уложить больного в постель.
• Положить грелки к ногам и на живот больного.
• Поить пострадавшего водой или крепким чаем.
Остатки грибов следует сохранить, чтобы можно было определить, какими именно грибами отравился пострадавший. Это важно для проведения лечения.
Следует знать, что при отравлении грибами спиртные напитки категорически запрещаются, так как они облегчают распространение яда в организме.
Учитель. А что делать, если на пути у грибника попался ядовитый гриб?
Дети высказывают свои предположения, после чего учитель читает рассказ «Что в лесу лишнее».
Что в лесу лишнее
Слушает девочка дедушкину сказку.
«Шел раз грибник по лесу. Видит — стоит на полянке му-хомор. «Вот я тебя!» — думает человек и поднимает палку. Вдруг гриб говорит человеческим голосом:
— Погоди меня губить, дай слово молвить. Посмотри вон туда. Видишь грибные пеньки. Это все, что осталось от двух моих братьев. Первый погиб, когда еле приплелся сюда больной дикий олень. Съел он моего брата, немного полежал, встрепенулся и убежал в лес. А вчера отыскал нас сурок – евражка . Ша-тался от слабости. Съел второго моего братца и, веселый, побежал по своим делам.
— Раздумал я тебя губить, — сказал человек.
И пошел дальше по лесу. Встретил муравейник, не ткнул в него палкой, как делал раньше. Ни одного деревца, ни одной веточки не сломал ».
— Поняла, — сказала девочка. — Ничего нет в лесу лишнего, ненужного.
7. Учитель. Грибы могут расти не только в лесу, их можно культивировать.
Сообщение ученика: «Выращивание грибов (шампиньоны, вешенки, шиитаке)».
III. Повторение изученного материала.
Вопросы:
— Чем питаются грибы?
— Как питаются шляпочные грибы?
— Какое микроскопическое строение имеет грибница шляпочных грибов?
— Из чего состоит плодовое тело шляпочного гриба?
Учитель. Подведем итог. Грибы — это особые ядерные споровые организмы, тело которых пред-ставлено мицелием, или грибницей. Подобно животным, грибы не способны к фотосинтезу и питаются готовыми органическими веществами. Подобно растениям, они способны к неограниченному росту. Поэтому сейчас грибы рассматривают как самостоятельное царство, наряду с растениями и животными.
Это интересно
(Такие сведения о грибах могут сообщать ученики или сам учитель.)
— Самым ядовитым грибом является бледная поганка.
— Грибы могут издавать запахи.
— В 1881 году русский ученый Ф. М. Каминский впервые выявил и изучил микоризу.
— В 1913 году американскими исследователями Альсбер- гом и Блэком из гриба было выделено вещество, которое по-лучило название «пеницилловая кислота».
— На севере штата Мичиган (США) был найден гриб, мас¬са грибницы которого может достигать 100 т, а занимаемая им площадь — примерно 15 га. Возраст этого гиганта — 1,5 тыс. лет.
IV. Рефлексия.
Учитель. Что нового вы сегодня узнали о грибах? Оцените по пятибалльной системе свою работу на уроке (покажите на пальцах — 3, 4, 5).