kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок- путешествие "Царства: Бактерии, Грибы, Растения"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Повторительно-обобщающий урок по биологии "Три царства органического мира" проходит в игровой форме (7 различных конкурсов: разминка, аналитики, устами младенца, пятый лишний.). Цель: обобщить знания учащихся по изученным царствам- бактериям, грибам, растениям. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок- путешествие "Царства: Бактерии, Грибы, Растения"»

Урок- путешествие «Три царства органического мира»

Автор-составитель: Баженова Елена Викторовна, учитель химии и биологии МКОУ «Верхнетеченская СОШ» Катайского района Курганской области

Цель:

  • обобщить знания учащихся по основным признакам организмов трех царств и их значение в природе и жизни человека;

  • выявить отличительные особенности, систематизировать знания, полученные при изучении темы;

  • развитие умений сравнивать, работать с терминами;

  • воспитывать бережное отношение к природе.

Вид урока: обобщающий урок, урок- путешествие в игровой форме

Оборудование: презентация, коллекции, гербарии, комнатные растения, муляжи грибов, рисунки, таблицы, карточки с заданиями и кроссвордами.

Предварительная подготовка: класс делится на 2 команды, дети придумывают название команд, готовят по 3 вопроса команде соперников.

Ход урока:

1. Организационный момент:

Вступительное слово учителя:

Ребята! Сегодня мы совершим путешествие по трем уже известным вам царствам. Каким? Правильно! Бактерии, грибы, растения.

Урок мы проведем в форме игры с конкурсами, загадками, кроссвордами, где каждый из вас сможет проверить свои знания и знания одноклассников. А знания соперников вы проверите, задав вопросы, приготовленные дома. Победят в этой игре самые сообразительные, остроумные, смекалистые.

Желаю вам успеха! Вперед, в добрый путь!

2. Обобщение и систематизация знаний.

Первый конкурс “Разминка”.

За 1 минуту команда должна дать как можно больше правильных ответов на вопросы.

Вопросы 1 команде:

1.Круглая форма бактерий.(кокки)

2. «Повисла в тени виноградная гроздь». О каких бактериях речь? (Стафилококки)

3. Организмы, питающиеся готовыми органическими веществами живых организмов. (Паразиты)

4. Группа организмов, не имеющая ядра. (Прокариоты)

5. Взаимовыгодное существование организмов. (Симбиоз)

6. Они развиваются на корнях бобовых растений. (Клубеньковые бактерии)

7. Название группы бактерий, приносящих вред человеку. (Болезнетворные)

8. Какие бактерии вызывают квашение капусты? (Молочнокислые)

9. Когда на нашей планете появились бактерии? (Около 3 млрд лет)

10.Какой гриб поражает картофель? (Фитофтора)

Вопросы 2 команде:

1. Палочковидная форма бактерий. (Бациллы)

2. «Точка, точка, запятая…» Назовите формы бактерий. (кокки и вибрионы)

3. Организмы, питающиеся готовыми органическими веществами отмерших организмов. (Сапрофиты)

4. Что в переводе с греч. означает «бактерион»? (Палочка)

5. Какие бактерии можно назвать санитарами нашей планеты? (Бактерии гниения)

6. Какие бактерии сыграли важную роль в накоплении кислорода в атмосфере? (цианобактерии)

7. Как называется тело лишайника или водоросли? (Слоевище)

8. Какой гриб приносит вред деревьям? (Трутовик)

9. Почему лишайники не встречаются в лесах, расположенных вблизи крупных городов? (Чувствительны к загрязнению)

10.Как называется симбиоз гриба с корнями растения? (Микориза)

Второй конкурс. “Аналитики”.

По очереди вытягивают карточки с заданиями. В течение 1 минуты вы должны дать ответ. Если вы не отвечаете, предоставляется возможность дать ответ соперникам.

  1. В лесу произрастало много папоротников, однако после его вырубки эти растения исчезли. Почему? (Папоротники – тенелюбивые и влаголюбивые растения. Вырубка лишила их благоприятных условий обитания.)

  2. Шляпочные грибы, используемые человеком в пищу, часто бывают червивыми. Поражаются ли этими вредителями ядовитые грибы? (Да, они ядовиты только для определенной группы животных и человека)

  3. Лишайник ягель, или “олений мох”, в определенную пору года является основной пищей северных оленей. Ранее в тундре он покрывал огромные пространства. Почему оленеводы, кочуя по тундре со стадами оленей, возвращаются на старые пастбища через годы, а то и десятилетия, в то время как пастухи овец, например, в горах возвращаются уже через год– два? (Очень медленный рост, который объясняется медленным накоплением органических веществ.)

  4. Лишайники не высасывают соков из деревьев, но, поселившись на коре, причиняют им вред. Почему? (Лишайники выделяют особые кислоты, которые разрушают кору. Эти кислоты разрушают даже горные породы)

  5. Император Клавдий, французский король Карл четвертый, папа римский Климент седьмой. Что объединяет всех этих людей? (Их отравили грибами)

  6. Почему лишайники “называют” пионерами растительного мира? (Подготавливают почву для поселения растений)

Третий конкурс- игра «Кто больше назовет…»

Вызываются 2 человека, по 1 от команды. На каждый шаг по очереди называют съедобные шляпочные грибы. Кто больше назовет, тот выигрывает.

Четвертый “Устами младенца” или “Знакомые незнакомцы

Учитель зачитывает признаки растения, учащиеся по описанию должные его назвать.

Описание первого растения

  1. Оно может жить до 2000 лет.

  2. В воде ствол не гниет, а только чернеет и становится крепче.

  3. Из него делают бочки и паркет

Пушкин писал, что на нем сидит русалка. (Дуб)

Описание второго растения.

  1. Из него делают струнные музыкальные инструменты.

  2. Зимой птицы на нем строят гнезда и выращивают птенцов.

  3. Оно всегда зеленое или голубое.

  4. Ее украшают накануне Нового года.(Ель)

Пятый конкурс “Пятый лишний”

Учащиеся должны исключить из цепочки предложенных слов лишнее, объяснив, почему.

  1. Лисички, подосиновик, груздь, сыроежка, рыжик. (Подосиновик, так как является трубчатым грибом, остальные пластинчатые)

  2. Береза, огурец, тюльпан, томат, горох. (Береза – это дерево, остальные – травы)

  3. Хвощ полевой, плаун булавовидный, кукушкин лён, папоротник, шиповник. (Шиповник– это семенное растение, остальные относятся к споровым)

  4. Спирогира, улотрикс, хлорелла, сфагнум, фукус. (Сфагнум- это мох, остальные водоросли)

  5. Мукор, пеницилл, ягель, дрожжи, головня. (Ягель- лишайник, остальные грибы)

  6. Пырей, рожь, мятлик, лапчатка, кукуруза. (Лапчатка- сем. Розоцветные, а остальные- Злаки)

Шестой конкурс «Ты- мне, я- тебе»

Учащиеся задают друг другу вопросы, приготовленные заранее.


Седьмой конкурс «Разгадай кроссворд»

Учащиеся должны за 3 минуты разгадать кроссворд.

Семейство Злаки



1.       Ценное кормовое растение с цилиндрическим, узким колосовидным соцветием – султаном.

2.       Второе название семейства злаки.

3.       Древнейшее культурное растение. Его муку используют для выпечки белого хлеба.

4.       Крупяная культура, из которой изготавливают пшено.

5.       Название плода растений семейства злаковые.

6.       Число тычинок цветка.

7.       Расстояния между узлами стебля злаковых.

8.       Название стебля злаковых.

9.       Злостный корневищный сорняк.

10.   Важнейшее сельскохозяйственное растение семейства. Мука из семян этого растения темная и идет на выпечку «черного» хлеба.

11.   Кормовая культура для домашних животных, например для лошадей. Так же используется для производства толокна, крупы, геркулеса.

12.   Одно из самых крупных сельскохозяйственных растений семена которого собраны в початок.

Ответы.

1. тимофеевка

2. мятликовые

3. пшеница

4. просо

5. зерновка

6. три

7. междоузлия

8. соломина

9. пырей

10. рожь

11. овес

12. кукуруза




Семейство Крестоцветные



1.       Распространенное растение семейства с желтыми цветками часто встречающееся в диком вилле. У культурного растения ценятся корнеплоды, обладающие характерным горько-сладким вкусом.

2.       Другое название семейства крестоцветных, связанное с самым известным и распространенным культурным растением из этого семейства.

3.       Число тычиной в цветке у крестоцветных

4.       Распространенное дикое растение семейства с мелкими цветками и овальными плодами, с небольшой выемкой на верхушке плода.

5.       Плод растений семейства крестоцветных

6.       Разновидность капусты с толстым мясистым стеблем, используемым в пищу.

7.       Соцветие растений семейства крестоцветных

8.       Растение, корень которого обладает выраженным горьким вкусом и используется как приправа.

9.       Чисто лепестков цветка у крестоцветных.

10.   Число пестиков в цветке у крестоцветных


Ответы.

1. редька

2. капустные

3. шесть

4. ярутка

5. стручок

6. кольраби

7. кисть

8. хрен

9. четыре

10. один

Восьмой конкурс “Какие утверждения верны?”

  1. Бактериальные клетки имеют ядро.(-)

  2. Микология– наука о грибах.(+)

  3. Тело водоросли разделено на вегетативные органы.(-)

  4. Гаметофит – это половое поколение растений.(+)

  5. Грибы – это растения, лишенные хлорофилла.(-)

  6. Процесс оплодотворения у голосеменных, как и мхов, возможно только в присутствии воды. (-)

  7. Голосеменные растения не имеют цветка и плода.(-)

  8. Основной признак двудольных – наличие двух семядолей в семени.(+)

  9. Все живые организмы на Земле имеют клеточное строение.(+)

  10. Все мхи имеют корень.(-)

Взаимопроверка задания.)

Итог урока

Путешествие по царствам живой природы закончилось. Лучшими и самыми внимательными и сообразительными путешественниками оказались … .

Домашнее задание: составить кроссворд , придумать сказку.

Рефлексия.

Понравился ли вам урок?
Что понравилось?
Что не понравилось?
Какие задания были несложными для вас?
А какие вызвали затруднения?

Спасибо за работу на уроке!

Дополнительно.

Необходимо отгадать загадки. Отвечает тот, кто первым поднимет руку.

  1. Никто цветка не видел, а легенды о нем ходят. (Папоротник)

  2. Никто краской не пользовался, а вода в озере позеленела. (Тина, водоросли)

  3. Назовите растение, у которого самые большие плоды. (Тыква, выращивают экземпляры весом свыше 100 кг).)
    (Cлайд 4)

  4. В народе его величают, синим, хотя на самом деле он фиолетовый, а вот в его настоящем названии и намека нет на его цвет. (Баклажан)

  5. При правильном приготовлении они вполне могут заменить ананас. (Кабачки) .

  6. Мы часто ее видим, мало, что знаем о ней, а ее производными часто пользуемся. В 90 % случаев ее выбрасывают, в остальных – перерабатывают на лекарства, воск, муку, витамины, масло. Один раз в году она приносит людям эстетическую радость, а ее осыпание является признаком того, что радость прошла. Что это? (Ель, хвоя).
    (Cлайд 5)

  7. “Без окон, без дверей полна горница людей”. (Огурец)

  8. Он бывает горький, сладкий, красный, желтый и болгарский. (Перец)

  9. Среди всех огородных сорняков она, по мнению народной медицины, является очень полезной, особенно если с ней приготовить салат. (Крапива).






Приложение



Семейство Злаки



1.       Ценное кормовое растение с цилиндрическим, узким колосовидным соцветием – султаном.

2.       Второе название семейства злаки.

3.       Древнейшее культурное растение. Его муку используют для выпечки белого хлеба.

4.       Крупяная культура, из которой изготавливают пшено.

5.       Название плода растений семейства злаковые.

6.       Число тычинок цветка.

7.       Расстояния между узлами стебля злаковых.

8.       Название стебля злаковых.

9.       Злостный корневищный сорняк.

10.   Важнейшее сельскохозяйственное растение семейства. Мука из семян этого растения темная и идет на выпечку «черного» хлеба.

11.   Кормовая культура для домашних животных, например для лошадей. Так же используется для производства толокна, крупы, геркулеса.

12.   Одно из самых крупных сельскохозяйственных растений семена которого собраны в початок.











Семейство Крестоцветные



1.       Распространенное растение семейства с желтыми цветками часто встречающееся в диком виде. У культурного растения ценятся корнеплоды, обладающие характерным горько-сладким вкусом.

2.       Другое название семейства крестоцветных, связанное с самым известным и распространенным культурным растением из этого семейства.

3.       Число тычиной в цветке у крестоцветных

4.       Распространенное дикое растение семейства с мелкими цветками и овальными плодами, с небольшой выемкой на верхушке плода.

5.       Плод растений семейства крестоцветных

6.       Разновидность капусты с толстым мясистым стеблем, используемым в пищу.

7.       Соцветие растений семейства крестоцветных

8.       Растение, корень которого обладает выраженным горьким вкусом и используется как приправа.

9.       Чисто лепестков цветка у крестоцветных.

10.   Число пестиков в цветке у крестоцветных











Какие утверждения верны?”


  1. Бактериальные клетки имеют ядро.

  2. Микология– наука о грибах.

  3. Тело водоросли разделено на вегетативные органы.

  4. Гаметофит – это половое поколение растений.

  5. Грибы – это растения, лишенные хлорофилла.

  6. Процесс оплодотворения у голосеменных, как и мхов, возможно только в присутствии воды.

  7. Голосеменные растения не имеют цветка и плода.

  8. Основной признак двудольных – наличие двух семядолей в семени.

  9. Все живые организмы на Земле имеют клеточное строение.

  10. Все мхи имеют корень.




Какие утверждения верны?”


  1. Бактериальные клетки имеют ядро.

  2. Микология– наука о грибах.

  3. Тело водоросли разделено на вегетативные органы.

  4. Гаметофит – это половое поколение растений.

  5. Грибы – это растения, лишенные хлорофилла.

  6. Процесс оплодотворения у голосеменных, как и мхов, возможно только в присутствии воды.

  7. Голосеменные растения не имеют цветка и плода.

  8. Основной признак двудольных – наличие двух семядолей в семени.

  9. Все живые организмы на Земле имеют клеточное строение.

  10. Все мхи имеют корень.



  1. В лесу произрастало много папоротников, однако после его вырубки эти растения исчезли. Почему?



  1. Шляпочные грибы, используемые человеком в пищу, часто бывают червивыми. Поражаются ли этими вредителями ядовитые грибы?



  1. Лишайник ягель, или “олений мох”, в определенную пору года является основной пищей северных оленей. Ранее в тундре он покрывал огромные пространства. Почему оленеводы, кочуя по тундре со стадами оленей, возвращаются на старые пастбища через годы, а то и десятилетия, в то время как пастухи овец, например, в горах возвращаются уже через год– два?



  1. Лишайники не высасывают соков из деревьев, но, поселившись на коре, причиняют им вред. Почему?

  2. Император Клавдий, французский король Карл четвертый, папа римский Климент седьмой. Что объединяет всех этих людей?



  1. Почему лишайники “называют” пионерами растительного мира?





  1. Лисички, подосиновик, груздь, сыроежка, рыжик.




  1. Береза, огурец, тюльпан, томат, горох.



  1. Хвощ полевой, плаун булавовидный, кукушкин лён, папоротник, шиповник.



  1. Спирогира, улотрикс, хлорелла, сфагнум, фукус




  1. Мукор, пеницилл, ягель, дрожжи, головня




  1. Пырей, рожь, мятлик, лапчатка, кукуруза.












Шестой конкурс “Заморочки из бочки”

Учитель предлагает по очереди доставать из“Бочки” фишки с номерами вопросов. Если у ученика нет версии, то вопрос передается другому, и он получает балл за правильный ответ.

1. Важную роль в разложении погибших растений и животных играют бактерии гниения. В очень сухой почве, например, в песке пустынь, хорошо сохраняются трупы животных. Дайте объяснение этому явлению.

Ответ: Сухой, раскаленный песок пустынь безводен и поэтому является малоподходящей средой для бактерий гниения. Поэтому трупы животных высыхают (мумифицируются), но не разрушаются.

(Cлайд 13)

2. На двух полях посеяли горох. Первое поле обработали препаратом, уничтожающим бактерии, второе не обрабатывали. На каком поле урожай будет лучше. Почему?

Ответ: На необработанном поле урожай лучше, так как на корнях гороха живут бактерии, поглощающие азот из воздуха. Они не только питаются сами, но и накапливают его в растении.

(Cлайд 14)

3 . Замечено, что в засушливое лето грибы растут ближе к стволу дерева, а в дождливое на некотором расстоянии от него. Дайте объяснение этому явлению.

Ответ: Грибы любят влажную почву, поэтому их много после дождя. В сухое лето более влажная почва бывает под кроной дерева у ствола, поэтому и “жмется” гриб к дереву. В сырое лето лаги достаточно, но почва теплее на открытом пространстве.

Седьмой конкурс “Ты – мне, я -тебе”

Учащиеся задают друг другу по 2 вопроса, приготовленных заранее.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Урок- путешествие "Царства: Бактерии, Грибы, Растения"

Автор: Баженова Елена Викторовна

Дата: 22.03.2019

Номер свидетельства: 504249

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(108) "Конспект урока по окружающему миру "Царства живой природы" "
    ["seo_title"] => string(65) "konspiekt-uroka-po-okruzhaiushchiemu-miru-tsarstva-zhivoi-prirody"
    ["file_id"] => string(6) "150037"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1420387016"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) "Конспект урока по окружающему миру на тему "Грибы" "
    ["seo_title"] => string(56) "konspiekt-uroka-po-okruzhaiushchiemu-miru-na-tiemu-griby"
    ["file_id"] => string(6) "141922"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418207955"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(33) "Тема урока : Грибы""
    ["seo_title"] => string(17) "tiema-uroka-griby"
    ["file_id"] => string(6) "289689"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1454851867"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(68) "Связь  животных и растений  в природе "
    ["seo_title"] => string(39) "sviaz-zhivotnykh-i-rastienii-v-prirodie"
    ["file_id"] => string(6) "205783"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1430027308"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства