kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок по теме Видоизменение корней

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по теме "Корень. Видоизменение корней".Цель урока: формирование знаний о внешнем строении и вида корней, типах корневых систем. 

Учащиеся должны знать:

1.особенности строения вегетативных органов цветкового растения;

2.особенности строения корня как вегетативного органа; роль корней в жизни растений;

3.видоизменения корней;

Учащиеся должны уметь:

1.объяснять значение биологических знаний в повседневной жизни;

2.характеризовать функции корня;

3.описывать стадии развития органов растений и всего растения;

4.называть отличительные признаки растений класса Двудольные и класса Однодольные;

5.различать и определять типы корневых систем;

6.систематизировать знания по теме;

7.оценивать свои результаты и достижения

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок по теме Видоизменение корней»

Тема: «Корень. Видоизменения корней»

Тип урока: Урок – «Открытия новых знаний»;

урок – «Лабораторная работа».


Цель урока: формирование знаний о внешнем строении и вида корней, типах корневых систем.


Задачи урока:


Предметные

Учащиеся должны знать:

1.особенности строения вегетативных органов цветкового растения;

2.особенности строения корня как вегетативного органа; роль корней в жизни растений;

3.видоизменения корней;

Учащиеся должны уметь:

1.объяснять значение биологических знаний в повседневной жизни;

2.характеризовать функции корня;

3.описывать стадии развития органов растений и всего растения;

4.называть отличительные признаки растений класса Двудольные и класса Однодольные;

5.различать и определять типы корневых систем;

6.систематизировать знания по теме;

7.оценивать свои результаты и достижения.


Метапредметные

Коммуникативные:

1. организовывать учебное сотрудничество со сверстниками и учителем в ходе осуществления групповой и парной деятельности; умение вступать в диалог и вести его, учитывая особенности общения с различными группами людей или текстом (книгой);

2.использовать речевые средства для изложения своей точки зрения, аргументации, сравнивания и обобщения учебного материала;

Познавательные:

1.общие учебные действия — умение поставить учебную задачу, выбрать способы и найти информацию для её решения; уметь работать с различными источниками информации; структурировать полученные знания; умение осуществлять смысловое чтение

2.логические учебные действия — умение анализировать и синтезировать новые знания, устанавливать причинно-следственные связи, доказывать свои суждения; постановка и решение проблемы — умение сформулировать проблему и найти способ её решения

Регулятивные:

1.умение определять цели урока, ставить задачи, участвовать в планировании урока, корректировка плана;

2. развитие навыков самооценки.

Личностные:

1.формирование ответственного отношения к обучению,

2.формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение природы;

3.формирование основ экологической культуры;

4. оценивание своих результатов и достижений


Оборудование: 

- мультимедийный проектор;

- видеофильмы: «Типы корневых систем», «Зоны корня»;

- проростки семян фасоли;

- таблицы: «Строение семян», «Типы корневых систем»;

- гербарии: «Типы корневых систем»;

- муляжи: «Видоизменения Корней».


Методы и приёмы:

1. словесные (эвристическая беседа; работа с учебником);

2. наглядные (гербарий, живые растения, сухие и проросшие семена однодольных и двудольных растений, комнатные растения);

3. практические (использование инструктивной карточки или таблицы).


Средства обучения:

1. учебно-материальные (принадлежности для опытов, компьютер, экран);

2. дидактико-методические (биологический эксперимент, дидактический материал: схемы, таблицы);

















Ход урока:

Корзина.

Какой раздел биологии мы изучаем? (ботанику)

Что изучает ботаника? (растения)

Значит в секретной корзине находится …..? (растение)


За каждый ответ дети получают стикеры-балы.


Назовите органы растения? (корень, стебель, листья, цветок, плод, семя)

Какие из них относятся к вегетативным, а какие – генеративным органам? (вегетативные – корень, стебель, листья; генеративные – цветок, плод, семя)

Что значит – генеративный орган? (половой).


  • Подсчет корней бархоток (отдать растения детям). Зачем растению такое количество корней?

Отвечают на поставленные вопросы, аргументируют свою точку зрения.

  1. Если отрежем корень от большого дерева, что с ней случиться?

Дерево упадёт, т.е. корень удерживает растение в почве (заякоривает). Это её I функция;

  1. Нехватка воды и минеральных солей скажется только через несколько дней, растение постепенно завянет. Корни осуществляют минеральное питание. Это II функция корня. Хотя, по-настоящему, растение питается фотосинтезом. Именно воздушное питание является главным, но без минерального не будет и воздушного питания;

  2. Корень вырабатывает особые вещества для растения в основном – это яды которые потом поступают в разные органы растения (Молочай). Синтез биологически активных веществ – это III функция корня;

  3. Корень – удобное место для запаса питательных веществ.

Что проще животным: питаться листьями и молодыми побегами или корнями?

Почему? (Корень надо найти, докопаться)

Где надёжнее хранить запасы питательных веществ?

Как Вы думаете однолетние растения хранят питательные вещества? Нет. Нигде не хранят.

Почему? Живут 1 год и всё уходит на их жизнедеятельность.

Запасание питательных веществ – это IV функция корня.


  • Строение семени. Таблица на доске.

Из чего состоит семя?

Из чего состоит зародыш?

Что вырастает из стебелька?

Что развивается из почечки? (первые зародышевые листья)

А что развивается из корешка? (главный корень)


  • Учитель достаёт из корзины растение с корневой системой и показывает типы корневых систем.


Какую корневую систему называют стержневой?

Какую – мочковатой?

Какая корневая система характерна для однодольных растений?

Какая – для двудольных?


  • А какие виды корней Вы знаете? (главный, боковые и придаточные)

Откуда развивается главный корень? (из корешка)

Откуда развиваются боковые корни? (от главного и придаточных корней)

Откуда развиваются придаточные корни? (от стебля и листьев)

Корень – какой орган? (вегетативный).


  • Как вы думаете, повреждается ли главный корень в течении жизни растения? (да)

Что происходит с корневой системой при повреждении главного корня? (ветвится)

Что такое пикирование? (удаление конечной части стержневого корня у молодого сеянца) 

Для чего, с какой целью делают пикирование? (Для стимуляции роста боковых корней. Чем больше боковых корней, тем лучше питается растение)

(Прищипка – удаление верхушки побега.)

  • Может ли человек улучшить рост растения и повлиять на урожайность? (да)

А на какой орган он может повлиять? (Этот орган первым появляется при прорастании семени. - Конечно, это корень)

 Почему после окучивания возрастает урожай томатов и картофеля?

(1. Окучивание стимулирует образование придаточных корней, а значит, увеличивает массу корневой системы.

2. В результате улучшается корневое питание и повышается урожайность картофеля)


  • Условия произрастания корней.

Какое влияние оказывают условия среды на корневую систему растений?

Сухие поля – глубоко прорастают, из-за недостатка влаги.

На орошаемыхна поверхности.

В тундре – у поверхности т.к. там вечная мерзлота и растения низкорослые. Почему? (какие корни такие и растения)

В пустыне очень глубоко.



  • Видеофильм: «Участки корня» (3:09)


  • Зоны корня. Типы корневых систем.

  • Гербарий (заранее положить на парты).




Выполнить задание:


    1. зарисуйте корни растения;

    2. заполните таблицу:


Название раст.

Тип корня

(своего растения)

Виды корня

(все)

Зоны корня

1

2

3

4






Сделайте выводы:  

А). определите Ваше растение однодольное или двудольное;

Б). определите условия произрастания корней данного растения.


  • Физкультминутка. Поднять детей. Изобразить наклонами дерево при ветре, направления главного, боковых и придаточных корней. Подтянуться за зонтиком, который отнимает ветер, тем самым изображая корень, удерживающий растение. Посадить детей.


  • Слайды: «Видоизменения корней»


  • Корзина.

Дополнительные функции корней, т.е. видоизменения.

Корнеплоды – свёкла, редис,

Корневые клубни – георгина.

Корни-прицепки – плющ.

Воздушные корни – орхидея.

Дыхательные корни – ива. У водных растений нет корневых волосков.

Корни подпорки – баньян.


Где вы ещё могли слышать слово «Корень»?

  • Русский язык: корень – основная часть слова. ̂Био ̂лог ^и 󠆬󠆬я

(био, лог — корни, и — суффикс, я — окончание, биологи — основа слова)

  • Математика: корень уравнения.

  • Биология: корень волоса, зуба, ногтя.

  • Как вы понимаете выражение: «Пустить корни», «Смотреть в корень», «Покраснеть до корней волос»?

  • У человека есть корни? «Уезжать нам некуда, наши корни здесь!»







VII. Включение нового знания в систему знаний и повторение

  1. Учитель организует игру «биологическое домино»



КОРЕНЬ

Вегетативный, подземный орган растения


ГЛАВНЫЙ КОРЕНЬ

Появляется из зародышевого корешка


ПРИДАТОЧНЫЕ КОРНИ

Отрастают от листьев и стебля


БОКОВЫЕ КОРНИ

Отрастают от главного и придаточных корней


СТЕРЖНЕВАЯ КОРНЕВАЯ СИСТЕМА

Хорошо развит главный корень


ОДНОДОЛЬНЫЕ

Как правило развита мочковатая корневая система


МОЧКОВАТАЯ КОРНЕВАЯ СИСТЕМА

Состоит из боковых и придаточных корней, плохо развит главный корень


ДВУДОЛЬНЫЕ

Развивается, как правило, стержневая корневая система



Дом задание: составить опорный конспект или опорные сигналы на тему: «Корень».


Заполнить таблицу:


Тема: «Видоизменение корней»


Название видоизменённого корня

образованы

Примеры

1.

Корнеплоды



2.

Корневые клубни



3.

Корни-прицепки



4.

Воздушные корни



5.

Дыхательные корни



6.

Корни-подпорки












Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок по теме Видоизменение корней

Автор: Юрченко Елена Валерьевна

Дата: 13.02.2024

Номер свидетельства: 645598

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(122) "Конспект урока на тему "Видоизменения корней и подземных побегов". "
    ["seo_title"] => string(73) "konspiekt-uroka-na-tiemu-vidoizmienieniia-korniei-i-podziemnykh-pobieghov"
    ["file_id"] => string(6) "165192"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422783509"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(85) "Конспект урока на тему: "Типы корневых систем". "
    ["seo_title"] => string(48) "konspiekt-uroka-na-tiemu-tipy-kornievykh-sistiem"
    ["file_id"] => string(6) "103318"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402579328"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "Урок биологии по теме Разнообразие подземных побегов их значение"
    ["seo_title"] => string(76) "urok_biologhii_po_tiemie_raznoobraziie_podziemnykh_pobieghov_ikh_znachieniie"
    ["file_id"] => string(6) "376441"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1483875957"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(91) "Конспект урока на тему "Вегетативное размножение""
    ["seo_title"] => string(56) "konspiekt_uroka_na_tiemu_vieghietativnoie_razmnozhieniie"
    ["file_id"] => string(6) "383113"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1485241580"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(193) "Конспект урока русского языка 6 класс "Морфемика. Морфемы, их роль в словообразовании и формообразовании" "
    ["seo_title"] => string(106) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-6-klass-morfiemika-morfiemy-ikh-rol-v-slovoobrazovanii-i-formoobrazovanii"
    ["file_id"] => string(6) "130104"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415817665"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства