Просмотр содержимого документа
«Урок по теме Видоизменение корней»
Тема: «Корень. Видоизменения корней»
Тип урока: Урок – «Открытия новых знаний»;
урок – «Лабораторная работа».
Цель урока: формирование знаний о внешнем строении и вида корней, типах корневых систем.
Задачи урока:
Предметные
Учащиеся должны знать:
1.особенности строения вегетативных органов цветкового растения;
2.особенности строения корня как вегетативного органа; роль корней в жизни растений;
3.видоизменения корней;
Учащиеся должны уметь:
1.объяснять значение биологических знаний в повседневной жизни;
2.характеризовать функции корня;
3.описывать стадии развития органов растений и всего растения;
4.называть отличительные признаки растений класса Двудольные и класса Однодольные;
5.различать и определять типы корневых систем;
6.систематизировать знания по теме;
7.оценивать свои результаты и достижения.
Метапредметные
Коммуникативные:
1. организовывать учебное сотрудничество со сверстниками и учителем в ходе осуществления групповой и парной деятельности; умение вступать в диалог и вести его, учитывая особенности общения с различными группами людей или текстом (книгой);
2.использовать речевые средства для изложения своей точки зрения, аргументации, сравнивания и обобщения учебного материала;
Познавательные:
1.общие учебные действия — умение поставить учебную задачу, выбрать способы и найти информацию для её решения; уметь работать с различными источниками информации; структурировать полученные знания; умение осуществлять смысловое чтение
2.логические учебные действия — умение анализировать и синтезировать новые знания, устанавливать причинно-следственные связи, доказывать свои суждения; постановка и решение проблемы — умение сформулировать проблему и найти способ её решения
Регулятивные:
1.умение определять цели урока, ставить задачи, участвовать в планировании урока, корректировка плана;
2. развитие навыков самооценки.
Личностные:
1.формирование ответственного отношения к обучению,
2.формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение природы;
Значит в секретной корзине находится …..? (растение)
За каждый ответ дети получают стикеры-балы.
Назовите органы растения? (корень, стебель, листья, цветок, плод, семя)
Какие из них относятся к вегетативным, а какие – генеративным органам? (вегетативные – корень, стебель, листья; генеративные – цветок, плод, семя)
Что значит – генеративный орган? (половой).
Подсчет корней бархоток (отдать растения детям). Зачем растению такое количество корней?
Отвечают на поставленные вопросы, аргументируют свою точку зрения.
Если отрежем корень от большого дерева, что с ней случиться?
Дерево упадёт, т.е. корень удерживает растение в почве (заякоривает). Это её I функция;
Нехватка воды и минеральных солей скажется только через несколько дней, растение постепенно завянет. Корни осуществляют минеральное питание. Это II функция корня. Хотя, по-настоящему, растение питается фотосинтезом. Именно воздушное питание является главным, но без минерального не будет и воздушного питания;
Корень вырабатывает особые вещества для растения в основном – это яды которые потом поступают в разные органы растения (Молочай). Синтез биологически активных веществ – это III функция корня;
Корень – удобное место для запаса питательных веществ.
Что проще животным: питаться листьями и молодыми побегами или корнями?
Почему? (Корень надо найти, докопаться)
Где надёжнее хранить запасы питательных веществ?
Как Вы думаете однолетние растения хранят питательные вещества? Нет. Нигде не хранят.
Почему? Живут 1 год и всё уходит на их жизнедеятельность.
Запасание питательных веществ – это IV функция корня.
Строение семени. Таблица на доске.
Из чего состоит семя?
Из чего состоит зародыш?
Что вырастает из стебелька?
Что развивается из почечки? (первые зародышевые листья)
А что развивается из корешка? (главный корень)
Учитель достаёт из корзины растение с корневой системой и показывает типы корневых систем.
Какую корневую систему называют стержневой?
Какую – мочковатой?
Какая корневая система характерна для однодольных растений?
Какая – для двудольных?
А какие виды корней Вы знаете? (главный, боковые и придаточные)
Откуда развивается главный корень? (из корешка)
Откуда развиваются боковые корни? (от главного и придаточных корней)
Откуда развиваются придаточные корни? (от стебля и листьев)
Корень – какой орган? (вегетативный).
Как вы думаете, повреждается ли главный корень в течении жизни растения? (да)
Что происходит с корневой системой при повреждении главного корня? (ветвится)
Что такое пикирование? (удаление конечной части стержневого корня у молодого сеянца)
Для чего, с какой целью делают пикирование? (Для стимуляции роста боковых корней. Чем больше боковых корней, тем лучше питается растение)
(Прищипка – удаление верхушки побега.)
Может ли человек улучшить рост растения и повлиять на урожайность? (да)
А на какой орган он может повлиять? (Этот орган первым появляется при прорастании семени. - Конечно, это корень)
Почему после окучивания возрастает урожай томатов и картофеля?
(1. Окучивание стимулирует образование придаточных корней, а значит, увеличивает массу корневой системы.
2. В результате улучшается корневое питание и повышается урожайность картофеля)
Условия произрастания корней.
Какое влияние оказывают условия среды на корневую систему растений?
Сухие поля – глубоко прорастают, из-за недостатка влаги.
На орошаемых – на поверхности.
В тундре – у поверхности т.к. там вечная мерзлота и растения низкорослые. Почему? (какие корни такие и растения)
В пустыне – очень глубоко.
Видеофильм: «Участки корня» (3:09)
Зоны корня.Типы корневых систем.
Гербарий (заранее положить на парты).
Выполнить задание:
зарисуйте корни растения;
заполните таблицу:
Название раст.
Тип корня
(своего растения)
Виды корня
(все)
Зоны корня
1
2
3
4
Сделайте выводы:
А). определите Ваше растение однодольное или двудольное;
Б). определите условия произрастания корней данного растения.
Физкультминутка. Поднять детей. Изобразить наклонами дерево при ветре, направления главного, боковых и придаточных корней. Подтянуться за зонтиком, который отнимает ветер, тем самым изображая корень, удерживающий растение. Посадить детей.
Слайды: «Видоизменения корней»
Корзина.
Дополнительные функции корней, т.е. видоизменения.
Корнеплоды – свёкла, редис,
Корневые клубни – георгина.
Корни-прицепки – плющ.
Воздушные корни – орхидея.
Дыхательные корни – ива. У водных растений нет корневых волосков.
Корни подпорки – баньян.
Где вы ещё могли слышать слово «Корень»?
Русский язык: корень – основная часть слова. ̂Био ̂лог ^и 󠆬󠆬я
(био, лог — корни, и — суффикс, я — окончание, биологи — основа слова)
Математика: корень уравнения.
Биология: корень волоса, зуба, ногтя.
Как вы понимаете выражение: «Пустить корни», «Смотреть в корень», «Покраснеть до корней волос»?
У человека есть корни? «Уезжать нам некуда, наши корни здесь!»
VII. Включение нового знания в систему знаний и повторение
Учитель организует игру «биологическое домино»
КОРЕНЬ
Вегетативный, подземный орган растения
ГЛАВНЫЙ КОРЕНЬ
Появляется из зародышевого корешка
ПРИДАТОЧНЫЕ КОРНИ
Отрастают от листьев и стебля
БОКОВЫЕ КОРНИ
Отрастают от главного и придаточных корней
СТЕРЖНЕВАЯ КОРНЕВАЯ СИСТЕМА
Хорошо развит главный корень
ОДНОДОЛЬНЫЕ
Как правило развита мочковатая корневая система
МОЧКОВАТАЯ КОРНЕВАЯ СИСТЕМА
Состоит из боковых и придаточных корней, плохо развит главный корень
ДВУДОЛЬНЫЕ
Развивается, как правило, стержневая корневая система
Дом задание: составить опорный конспект или опорные сигналы на тему: «Корень».