Просмотр содержимого документа
«Урок по теме "Слуховой анализатор"»
Структура урока
1.Актуализация знаний.
Цель: актуализация имеющихся знаний; развитие познавательных интересов и инициативы учащихся; формирование коммуникативных умений.
Начать наш урок я хочу с небольшого стихотворения:
Как хорошо, что мне дано судьбою
Услышать голос мамы, шум прибоя,
И трели соловьиной перелив,
И музыки чарующей мотив.
И можно мне на миг остановиться
И тишиной природы насладиться.
Но в этой тишине услышу я:
Шуршание листвы, простой напев дождя.
Пусть эхо многократно повторит,
Что каждый здесь судьбу благословит!
Учитель:-
Ребята, вам знакомо музыкальное произведение, которое вы прослушали? (Бетховен Лунная соната) великого композитора Людвига ван Бетховена.
Какие чувства и эмоции вы испытали?
При помощи чего вы услышали эту музыку и стихотворение? (Ответ: уха, органа слуха).
Вот об этом мы сегодня с вами будем говорить.
Итак, тема нашего урока «Слуховой анализатор». Откройте тетради и запишите тему урока.
Какова цель нашего урока?
На уроке мы узнаем, какое строение имеет орган слуха, как происходит передача звука по слуховому анализатору, что может стать причиной нарушения слуха.
Сегодня на уроке мне нужны помощники, которые будут работать по инструктивным карточкам. Задание записано в карточке.
В помощь я выбираю (ЯЯЯЯЯ)
Через 10 минут каждая рабочая пара представит свою работу
Итак, проектные группы, приступайте.
II. Актуализация опорных знаний
Что мы изучили на прошлом уроке?
Практико – ориентированное задание №22 (ЕГЭ)
Испытуемому поднесли к лицу источник света (фонарь). А затем отвели фонарь от его лица. Опишите последствия, которые произойдут с глазом испытуемого. К чему относится структура, которая будет реагировать на свет? Чем обеспечивается эта реакция?
Учитель: С остальными ребятами мы немного поработаем.
Представим, себя в роли врача – окулиста. Больные – заранее подготовили свои жалобы. Врачи должны внимательно выслушать жалобы, поставить диагноз и предложить меры профилактики этих заболеваний.
Жалобы больных.
- Я живу далеко от школы, добираться приходиться на транспорте. Люблю читать в автобусе. Замечаю, зрение становится хуже. Почему?
Ответ: При этом утомляются мышцы хрусталика, который настраивает изображение на разных расстояниях. В движущемся транспорте трудно удержать книгу на одинаковом от глаз расстоянии, поэтому хрусталик "вынужден" постоянно корректировать четкость изображения и "переутомляется"
- С наступлением сумерек начинаю плохо видеть, иду сразу домой. Дома везде включаю свет. Что со мной?
- Просыпаюсь утром, не могу открыть глаза от гноя. Промываю, глаза красные. Что это такое?
- Перехожу улицу на красный свет, кажется, что зеленый. Почему?
- Плохо вижу цены в магазине. Почему?
- Читаю книгу – держу далеко, а близко – все расплывается. Почему?
- Что такое анализатор? (Это сложная система, обеспечивающая восприятие, передачу и анализ раздражений)
- Из каких участков состоит анализатор?(1-рецептор, 2-путь передачи возбуждения, 3-участок коры больших полушарий)
Проверить задание №22
Учитель:
Сейчас я хочу предоставить слово нашим парам.
Рабочие листы на столах.
Три проектные группы поочередно рассказывают о строении наружного, среднего и внутреннего уха, при этом используют муляжи, таблицы, схемы.
Учитель: Играли ли вы в детстве в жмурки?
Водящему завязывают глаза и он пытается поймать играющих ориентируясь только на издаваемые ими звуки. Способность определять местонахождение источника звука в случаях, когда мы не видим его называется ототопикой. Она связанная с симметричной функцией обоих ушей (максимальным удалением ушных раковин друг от друга) и регулируется деятельностью центральной нервной системы.
Сделаем вывод о функциях ушной раковины.
В рабочих листах запишите эти функции
Функции ушной раковины:
Улавливание звуковых волн
Косметическая функция
Ототопика
Есть одно загадочное свойство ушной раковины, которое совсем недавно породило особое направление медицинской науки, названное “ухоиглотерапией”. В ушной раковине происходит «скопление главных линий», при помощи которых наружное ухо связано с другими органами - акупунктурные точки. С помощью массажа уха можно снять эмоциональную или физическую усталость. Однако основное преимущество техники в том, что она имеет мало противопоказаний и доступна для домашнего применения.
Иннервируя эти точки, мы благотворно влияем на работу наших органов. Давайте помассируем наши ушки, чтобы внутренние органы получили положительный заряд.
Учитель:
Ребята, у вас на столах есть отрывок из пьесы В. Шекспира «Гамлет» с описанием сцены появления тени отца Гамлета, где призрак рассказывает о совершенном злодеянии.
Учитель.
Прав или не прав с точки зрения врача был Вильям Шекспир, описывая сцену отравления Клавдием отца Гамлета? Могло ли так быть в действительности? Чтобы ответить на этот вопрос, нам надо рассмотреть строение среднего уха, той самой “ушной полости”, о которой говорит призрак отца Гамлета.
Ученик. Следовательно, “сок белены” не мог попасть в барабанную полость отца Гамлета. А данный яд (как и большинство других ядов) может всосаться только через слизистую оболочку. Через выстилающую перепонку снаружи слой кожи и соединительной ткани яд проникнуть не может.
Учитель. Выходит, великий драматург ошибался? Не будем спешить с выводами.
Дело, видимо в том, что у отца Гамлета в барабанной перепонке было отверстие, через которое и попали в среднее ухо яды. Откуда же взялось это отверстие?
В Европе в средние века многие дети болели золотухой. Эта болезнь не обходила ни хижины бедняков, ни дворцы царей. Одно из последствий этого заболевания – образование стойкой перфорации (отверстия) барабанной перепонки.
К образованию большого отверстия барабанной перепонки могут привести и воспаления среднего уха, вызванные корью или скарлатиной. Следовательно, датский король, мог болеть в детстве золотухой, корью или скарлатиной, осложнившейся воспалением среднего уха с образованием стойкой хронической перфорации, что и привело к трагической смерти от яда.
Учитель. Хронические отиты встречаются и в настоящее время и, к сожалению, не столь редко. Причины их различны: стойкая перфорация отделов барабанной перепонки может возникнуть как следствие плохо залеченного острого воспаления среднего уха. Как результат травмы, как осложнение после перенесенной кори и скарлатины.
После объяснений учащихся учитель демонстрирует видео «Передача звука по слуховому анализатору»
Работа со схемой в РЛ
Где бы мы ни находились, что бы ни делали — нас всюду сопровождают самые различные звуки: звуки природы (ветер, шум листвы, пение птиц и т.д), звуки техники (движение машины, шум самолёта, работа холодильника, даже работа компьютера), но главное- общение с окружающими людьми. Не зря Экзюперисказал: “Самая большая роскошь на земле – роскошь человеческого общения”
Можно еще много говорить об органе слуха – ухе. Например, о причине “морской болезни”, об искусственном ухе, о свойствах звука, о глухонемых людях и т.д.
Итак ухо – это не просто орган, воспринимающий и проводящий звук. Работа уха тесно связана с функциями всего организма, ухо помогает человеку воспринимать воздействие внешнего мира и адекватно реагировать на него.
IV. Закрепление:
Всем учащимся раздать тесты (два варианта). Учащиеся заполняют их, затем обмениваются работами. По окончании работы на доске появляются правильные ответы. Ребята проводят взаимопроверку и выставляют оценку. Работы сдают учителю.
Д/З
V. Рефлексия
Сегодня я узнала ……………..
Было интересно ………………
Я поняла, что …………………
Было трудно …………………..
Теперь я могу …………………
Меня удивило ………………...
Мне захотелось ……………….
С какими чувствами мы заканчиваем наш урок.
Я вам предлагаю ноту определённого цвета, разместите её на нотном стане.