kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока биологии «Слуховой анализатор». 8 класс. УМК В.В. Пасечника

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок является четвертым в изучении темы "Анализаторы". Тип урока: урок усвоения новых знаний, с использованием технологии системно-деятельностного подхода.

Просмотр содержимого документа
«Лист самооценки»

Лист самооценки

Ф.И.





1. Наружное ухо состоит из слуховой трубы и ушной раковины.

2. Наружное ухо улавливает и проводит звуковые колебания.

3. Барабанная перепонка находится на границе между задним и внутренним ухом.

4. Среднее ухо соединено с носоглоткой с помощью слуховой трубы.

5. Слуховые косточки среднего уха срастаются друг с другом.

6. Ухо состоит из двух отделов.

7. Слуховая зона расположена в височной доле больших полушарий.

8. Наружный слуховой проход заканчивается барабанной перепонкой.

9. Рецепторы слуха находятся в среднем ухе.

10. Полость внутреннего уха заполнена жидкостью.



………………………………………………………………………………………………….

Лист самооценки

Ф.И.





1. Ухо состоит из двух отделов.

2. Слуховая зона расположена в височной доле больших полушарий.

3. Наружный слуховой проход заканчивается барабанной перепонкой.

4. Рецепторы слуха находятся в среднем ухе.

5. Полость внутреннего уха заполнена жидкостью.

6. Наружное ухо состоит из слуховой трубы и ушной раковины.

7. Наружное ухо улавливает и проводит звуковые колебания.

8. Барабанная перепонка находится на границе между задним и внутренним ухом.

9. Среднее ухо соединено с носоглоткой с помощью слуховой трубы.

10. Слуховые косточки среднего уха срастаются друг с другом.





Оценивание работы на уроке


1. Активность

Активно работал


Иногда отвлекался

Совсем не работал

2. Доступность

Все понял

Не всё понятно

Много не понял

3. Комфортность

Понравился урок

Не всё понравилось

Не понравился урок

4. Оцениваю свою работу

5

4

3

























Оценивание работы на уроке


1. Активность

Активно работал


Иногда отвлекался

Совсем не работал

2. Доступность

Все понял

Не всё понятно

Много не понял

3. Комфортность

Понравился урок

Не всё понравилось

Не понравился урок

4. Оцениваю свою работу

5

4

3





Просмотр содержимого документа
«План урока Слуховой анализатор. 8 класс. УМК В.В. Пасечника»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 2 пгт. Кировский Кировского района» Приморского края


















Конспект урока биологии

«Слуховой анализатор». 8 класс. УМК В.В. Пасечника





Учитель биологии Блинова Наталья Сергеевна
















пгт. Кировский, 2020 г.



Тема: Слуховой анализатор.

Цель: выяснить значение слуха для человека, строение и функции слухового анализатора.

Цель учителя: обеспечить условия для изучения строения и функций слухового анализатора, составления правил гигиены органа слуха.

Образовательный аспект: формировать представление о строении и функциях слухового анализатора, дать понятие о причинах заболеваний органа слуха.

Воспитательный: обеспечить условия для формирования умений оценивать влияние факторов, нарушающих слух.

Развивающий: создавать условия для формирования умений анализировать информацию, обосновывать, высказывать свое мнение.

Планируемые результаты обучения

Предметные: обучающиеся должны знать значение слуха в жизни человека, различие в понятиях «орган слуха» и «слуховой анализатор», особенности строения и функции наружного, среднего и внутреннего уха; как преобразуется звуковая волна в наружном, среднем и внутреннем ухе; иметь понятие о причинах заболеваний слухового анализатора и их профилактике. Обучающиеся должны уметь пользоваться терминологией, объяснять связь строения с выполняемыми функциями.

Метапредметные:

Познавательные: умение работать с различными источниками информации, умение отделять главное от второстепенного, поиск и выделение необходимой информации; установление причинно – следственных связей; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; построение логической цепи рассуждений.

Регулятивные: самостоятельно определять цель учебной деятельности, искать пути решения проблемы и средства достижения цели; участвовать в коллективном обсуждении проблемы.

Коммуникативные: умение слушать учителя, строить эффективное взаимодействие со сверстниками при выполнении заданий.

Личностные: формирование познавательных интересов, личностного отношения к изучению материала, готовность делать осознанный выбор в отношении собственного здоровья.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Оборудование: учебник Д.В. Колесов, Р.Д. Маш, И.Н. Беляев «Биология. Человек», таблица с изображением строения слухового анализатора, объемные модели «Ухо человека», «Слуховые косточки», проектор, дидактический материал, презентация.

Ход урока

I. Орг. момент. Мотивирование к учебной деятельности.

Приветствие (учащимся и гостям).

-Мы продолжаем изучать анализаторы. Послушайте, пожалуйста, внимательно аудиофрагмент. Он очень короткий! (Аудиофрагмент «Левитан-Гагарин-Поехали!» (0,17мин.)

-Что вы сейчас услышали? (Сообщение о полете Гагарина в космос).

-Почему я использовала эту запись сегодня? (Наш урок проходит 12 апреля. А это День космонавтики. В 1961 г. в космос впервые полетел русский космонавт Юрий Алексеевич Гагарин). Демонстрация портрета Гагарина на экране.

II. Актуализация и фиксирование затруднения.

-Все мы знаем сказку про Маугли. Маленький мальчик попал в волчью стаю и был вскормлен волчицей. Он жил среди зверей и стал таким же, как они. Однако подобный сюжет бывает не только в сказках.

Самая известная история, прекрасно характеризующая такое явление как дети-маугли, выпала на долю 2-х индийских девочек. Это Амала и Камала. Обнаружили их в волчьем логове в 1920 году. Обе девочки имели все повадки животных: ходили на четвереньках, выли по ночам, разевали рот и высовывали язык, как волки. Первая девочка вскоре умерла, а старшая дожила до 17 лет.

-Почему такие дети практически не могут освоить человеческий язык, осмысленно общаться с другими людьми, несмотря даже на годы, проведённые в последующем среди людей, где они получали достаточно заботы?

-С чем это связано?

III. Построение проекта выхода из затруднения.

-О чем сегодняшняя тема? (Слуховой анализатор).

-Сформулируйте цель нашего урока (Выяснить значение слуха для человека).

План.

  1. Изучить строение и функции слухового анализатора.

  2. Выяснить значение слуха для человека.

  3. Сделать вывод о детях-маугли.

  4. Составить правила гигиены органа слуха.



IV. Реализация построенного проекта.



  1. Работа обучающихся с тетрадью. Ученики в тетрадях записывают дату, тему урока.

-Сколько отделов входит в состав анализатора? (3)

-Назовите отделы анализатора. (Рецепторы, проводящие пути, центр в коре больших полушарий)

- В тетради заполните схему «Слуховой анализатор»: Слуховые рецепторы - Слуховой нерв - Слуховая зона (в височной доле) коры больших полушарий.



  1. Демонстрация отделов слухового анализатора по таблице и на модели, работа с рисунком учебника: стр.316, рис.139.

Затем обучающиеся открывают печатную рабочую тетрадь (стр. 108, № 223) - таблицу «Строение и функции отделов уха», которую заполняют по ходу изучения темы.



  1. Строение и функции органа слуха.

  1. Наружное ухо.

Наружное ухо состоит из ушной раковины и слегка изогнутого слухового прохода, в стенках которого находятся железы, выделяющие ушную серу. Сера выполняет защитную функцию – задерживает пыль, микроорганизмы. В целом наружное ухо улавливает и направляет колебания воздуха – звуковые волны к среднему уху.



Обучающиеся заполняют таблицу. Учитель при необходимости дополняет.





Отдел уха

Строение

Функции

Наружное ухо

Ушная раковина, слуховой проход, барабанная перепонка; среда воздушная

Улавливание звуковых колебаний воздуха и превращение их в механические колебания барабанной перепонки



2) Среднее ухо.

На границе между наружным и средним ухом находится туго натянутая барабанная перепонка. Со стороны среднего уха к ней прирастает первая слуховая косточка – молоточек. В свою очередь молоточек связан суставами с двумя другими слуховыми косточками последовательно – с наковальней и стремечком. Стремечко прирастает к перепонке овального окна, расположенного на границе с внутренним ухом. Благодаря барабанной перепонке и слуховым косточкам звуковые волны усиливаются в 40-50 раз. Полость среднего уха связана с носоглоткой евстахиевой трубой. Благодаря этому выравнивается давление на барабанную перепонку с обеих сторон.

Обучающиеся заполняют таблицу.

Среднее ухо

Заполнено воздухом, соединено с носоглоткой слуховой (евстахиевой) трубой; три слуховые косточки: молоточек, наковальня, стремечко

Уравнивает давление воздуха в среднем ухе с давлением наружного воздуха; с помощью костных рычагов усиливаются механические колебания и передаются перепонке овального окна



Самонаблюдение (физминутка): изменение давления в ротовой и носовой полости, приводит к изменению давления в среднем ухе.

1 способ – зажать нос и попытаться надуть щёки, при этом в ушах возникает неприятное ощущение. 2 способ – зажать нос не сильно и закрыть рот, сделать глотательное движение, при этом ощущается толчок в барабанные перепонки.

3. Встать. Сделать дыхательные движения.


  1. Внутреннее ухо.

Внутреннее ухо расположено в полости пирамиды височной кости и представляет собой костный спирально закрученный канал с рецепторами – улитку. Улитка заполнена жидкостью. Другие элементы внутреннего уха (круглый и овальный мешочки, полукружные каналы) относятся к органу равновесия – вестибулярному аппарату.



Обучающиеся заполняют таблицу.



Внутреннее ухо

Улитка (слуховые рецепторы), заполненная жидкостью

Восприятие механических колебаний жидкости, преобразование их в нервные импульсы



Проверка заполнения таблицы (на экране)



Отдел уха

Строение

Функции

Наружное ухо

Ушная раковина, слуховой проход, барабанная перепонка; среда воздушная

Улавливание звуковых колебаний воздуха и превращение их в механические колебания барабанной перепонки

Среднее ухо

Заполнено воздухом, соединено с носоглоткой слуховой (евстахиевой) трубой; три слуховые косточки: молоточек, наковальня, стремечко

Уравнивает давление воздуха в среднем ухе с давлением наружного воздуха; с помощью костных рычагов усиливаются механические колебания и передаются перепонке овального окна

Внутреннее ухо

Улитка (слуховые рецепторы), заполненная жидкостью

Восприятие механических колебаний жидкости, преобразование их в нервные импульсы



4. Теперь, когда мы познакомились со строением органа слуха, давайте разберемся с работой всего слухового анализатора. Наружное ухо улавливает и направляет колебания воздуха в сторону среднего уха; барабанная перепонка и слуховые косточки усиливают их; эти колебания через перепонку овального окна передаются на жидкость, заполняющую улитку; слуховые рецепторы под влиянием колебаний возбуждаются и передают нервные импульсы в слуховой нерв; слуховой нерв передает эти импульсы в средний мозг, таламус промежуточного мозга и, наконец, в височную долю коры больших полушарий, где и происходит окончательное различение слуховых образов.



-Смотрим фрагмент о работе органа слуха! Он короткий.

Просмотр видеофрагмента «Анатомия уха человека» (1,43 мин.)

5. Значение слуха.

1) -Каково значение слуха для человека? (Огромная ценность звуковой информации состоит в том, что пользоваться ею можно там, где зрение бессильно: в густом лесу, в тумане, в темноте. Особенно важна звуковая информация для человека в общении. С помощью звуковой информации люди общаются, обмениваются мыслями, идеями, чувствами, передают информацию из поколения в поколение).

Значение слуха:

  • С помощью слуха возможно общение между людьми.

  • Без слуха нельзя обучить ребёнка правильной речи.

  • Слух дает представление человеку об окружающей среде.

2) - Объясните, почему дети-маугли отставали в своем развитии?

(У них не было человеческого общения. Те, кто жил в обществе животных первые 5-6 лет

жизни, практически не могут освоить человеческий язык, осмысленно общаться с другими

людьми. Слух формирует речь.)


!!! Немецкий философ и психолог Карл Ясперс говорил, что нас делает людьми то, что мы

ГОВОРИМ друг с другом.


6. Гигиена органа слуха.



Самостоятельная работа обучающихся с учебником стр.317-319 (Смысловое чтение)



- Ребята, прочитайте статью и составьте правила гигиены органа слуха.

Обратите внимание на лист на парте «Уровень громкости наиболее часто встречающихся

звуков».

Уровень громкости наиболее часто встречающихся звуков

Источник звука

Уровень громкости в децибелах (дБ)

Восприятие

Предел чувствительности человеческого уха

0

неслышно

Шепот на расстоянии в 1 метр

10


Ход настольных часов с расстояния в 1 метр

20

очень тихо

Тихая комната.

Средний уровень шума в зрительном зале

30


Негромкая музыка.

Шепот на расстоянии 33 см

40

тихо

Слабая работа громкоговорителя.

Шум в учреждении с открытыми окнами

50


Разговор на расстоянии в 1 метр

60

громко

Шум мотора грузового автомобиля.

Крик на расстоянии в 1 метр

70


Шумная улица

80

очень громко

Шум в вагоне метро

90


Автомобильная сирена

100


Концерт рок-музыки.

Пневматический молот.

Шум самолета

110


Реактивный двигатель на расстоянии в 5 метров.

Сильные удары грома

120

непереносимо

Болевой предел, звук уже не слышен

130


*Сила звука измеряется в децибелах. Слово «децибел» состоит из двух частей: приставки «деци» и корня «бел». «Деци» дословно означает «десятая часть», т.е. десятая часть «бела».

Гигиена органа слуха

1. Содержать в чистоте ушные раковины и наружный слуховой проход.

2. Не очищать слуховой проход твёрдыми предметами.

3. Нельзя систематически пребывать в шумной обстановке.

4. При любых заболеваниях уха необходимо обращаться к врачу.



V. Первичное закрепление (на листочках)

Выбери верные суждения:

1. Орган слуха расположен в височной кости и делится на наружное, среднее и внутреннее.

2. Наружное ухо улавливает и проводит звуковые колебания.

3. Барабанная перепонка находится на границе между задним и внутренним ухом.

4. Среднее ухо соединено с носоглоткой с помощью слуховой трубы.

5. Слуховые косточки среднего уха срастаются друг с другом.

6. В лабиринте внутреннего уха расположены улитка, два маленьких мешочка, а также три полукружных канала.

7. Зона слуховой чувствительности расположена в височной доле коры больших полушарий.

8. Наружный слуховой проход заканчивается барабанной перепонкой.

9. Рецепторы слуха находятся в среднем ухе.

10. Звуковая волна превращается в органе слуха в колебания жидкости и затем в нервный импульс.

Ответы: 1, 2, 4, 7, 9, 10, 12

VI. Включение в систему знаний и повторение.

Познавательные задачи

1. Сильный шум отрицательно влияет на нервную систему, вызывает переутомление, бессонницу, психические заболевания. Какие меры вы можете предложить, чтобы уменьшить воздействие шума на человека?

( Увеличить зелёные насаждения, т.к. они заглушают шум, применять изоляционные материалы при строительстве, соблюдать тишину в общественных местах – нельзя громко включать колонки на улице!).

2. Артиллеристам при стрельбе, взрывникам при взрыве рекомендуется открывать рот. Почему?

(При выстреле мощная звуковая волна ударяет с большой силой в барабанную перепонку и может порвать её. В таком случае с целью выравнивания давления на барабанную перепонку рекомендуется открывать рот к моменту, когда произойдёт взрыв).

VI. Домашнее задание

  1. Изучить § 51. Ответить на вопросы (устно) на стр. 319.

  2. Выполнить опыт 1 на стр. 319 учебника.



VII. Рефлексия

Работа с листами самооценки (поднимите руки – по пунктам).

-Что вы узнали на уроке?




Оценивание работы на уроке


1. Активность

Активно работал


Иногда отвлекался

Совсем не работал

2. Доступность

Все понял

Не всё понятно

Много не понял

3. Комфортность

Понравился урок

Не всё понравилось

Не понравился урок

4. Оцениваю свою работу

5

4

3



Всем спасибо!

















10


Просмотр содержимого презентации
«Слуховой анализатор»

Слуховой анализатор

Слуховой анализатор

Юрий Алексеевич Гагарин

Юрий Алексеевич Гагарин

Амала и Камала

Амала и Камала

Украинская девочка Оксана

Украинская девочка Оксана

Строение и функции отделов уха Отдел уха Наружное ухо Строение Среднее ухо Ушная раковина, слуховой проход. Функции Улавливают звуки и направляют их в слуховой проход. Слуховые косточки: молоточек, наковальня, стремечко. Внутреннее ухо Барабанная перепонка Преобразует воздушные звуковые волны в механические колебания Слуховая труба Увеличивают механические колебания. Костный лабиринт, перепончатый лабиринт, улитка с рецепторами Колебания жидкости преобразуются в нервные импульсы Уравнивает давление воздуха в среднем ухе с давлением наружного воздуха

Строение и функции отделов уха

Отдел уха

Наружное ухо

Строение

Среднее ухо

Ушная раковина, слуховой проход.

Функции

Улавливают звуки и направляют их в слуховой проход.

Слуховые косточки: молоточек, наковальня, стремечко.

Внутреннее ухо

Барабанная перепонка

Преобразует воздушные звуковые волны в механические колебания

Слуховая труба

Увеличивают механические колебания.

Костный лабиринт, перепончатый лабиринт, улитка с рецепторами

Колебания жидкости преобразуются в нервные импульсы

Уравнивает давление воздуха в среднем ухе с давлением наружного воздуха

Значение слуха   С помощью слуха возможно общение между людьми Без слуха нельзя обучить ребёнка правильной речи Слух даёт представление человеку об окружающей среде

Значение слуха

 

  • С помощью слуха возможно общение между людьми
  • Без слуха нельзя обучить ребёнка правильной речи
  • Слух даёт представление человеку об окружающей среде

Немецкий философ и психолог Карл Ясперс говорил, что нас делает людьми то, что мы  ГОВОРИМ друг с другом

Немецкий философ и психолог Карл Ясперс говорил, что нас делает людьми то, что мы ГОВОРИМ друг с другом

Причины нарушения слуха 1. Вирусные заболевания 2. Отит – воспалительный процесс в ухе 3. Шумовое загрязнение среды

Причины нарушения слуха

  • 1. Вирусные заболевания
  • 2. Отит – воспалительный процесс в ухе
  • 3. Шумовое загрязнение среды

Гигиена органа слуха   1. Содержать в чистоте ушные раковины и наружный слуховой проход 2. Не очищать слуховой проход твёрдыми предметами 3. Нельзя систематически пребывать в шумной обстановке 4. При любых заболеваниях уха необходимо обращаться к врачу

Гигиена органа слуха

 

1. Содержать в чистоте ушные раковины и наружный слуховой проход

2. Не очищать слуховой проход твёрдыми предметами

3. Нельзя систематически пребывать в шумной обстановке

4. При любых заболеваниях уха необходимо обращаться к врачу

Ответы

Ответы

  • 1 вариант
  • 1 – нет
  • 2 – да
  • 3 – нет
  • 4 – да
  • 5 – нет
  • 6 – нет
  • 7 – да
  • 8 – да
  • 9 – нет
  • 10 – да
  • 8-10 «5», 5-7 «4»
  • 2 вариант
  • 1 – нет
  • 2 – да
  • 3 – да
  • 4 – нет
  • 5 – да
  • 6 – нет
  • 7 – да
  • 8 – нет
  • 9 – да
  • 10 – нет
  • 3-4 «3»
Домашнее задание

Домашнее задание

  • -Изучить § 51. -Дописать № 223 в раб. тетр. -Сделать рисунок, отражающий одно правило гигиены слуха.
Рефлексия 1. Активность Активно работал 2. Доступность   Все понял Иногда отвлекался 3. Комфортность 4. Оцениваю свою работу Совсем не работал Не всё понятно Понравился урок 5 Много не понял Не всё понравилось Не понравился урок 4 3

Рефлексия

1. Активность

Активно работал

2. Доступность

 

Все понял

Иногда отвлекался

3. Комфортность

4. Оцениваю свою работу

Совсем не работал

Не всё понятно

Понравился урок

5

Много не понял

Не всё понравилось

Не понравился урок

4

3


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока биологии «Слуховой анализатор». 8 класс. УМК В.В. Пасечника

Автор: Наталья Сергеевна Блинова

Дата: 31.10.2020

Номер свидетельства: 561895

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства