Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 2 пгт. Кировский Кировского района» Приморского края
Конспект урока биологии
«Слуховой анализатор». 8 класс. УМК В.В. Пасечника
Учитель биологии Блинова Наталья Сергеевна
пгт. Кировский, 2020 г.
Тема: Слуховой анализатор.
Цель: выяснить значение слуха для человека, строение и функции слухового анализатора.
Цель учителя: обеспечить условия для изучения строения и функций слухового анализатора, составления правил гигиены органа слуха.
Образовательный аспект: формировать представление о строении и функциях слухового анализатора, дать понятие о причинах заболеваний органа слуха.
Воспитательный: обеспечить условия для формирования умений оценивать влияние факторов, нарушающих слух.
Развивающий: создавать условия для формирования умений анализировать информацию, обосновывать, высказывать свое мнение.
Планируемые результаты обучения
Предметные: обучающиеся должны знать значение слуха в жизни человека, различие в понятиях «орган слуха» и «слуховой анализатор», особенности строения и функции наружного, среднего и внутреннего уха; как преобразуется звуковая волна в наружном, среднем и внутреннем ухе; иметь понятие о причинах заболеваний слухового анализатора и их профилактике. Обучающиеся должны уметь пользоваться терминологией, объяснять связь строения с выполняемыми функциями.
Метапредметные:
Познавательные: умение работать с различными источниками информации, умение отделять главное от второстепенного, поиск и выделение необходимой информации; установление причинно – следственных связей; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; построение логической цепи рассуждений.
Регулятивные: самостоятельно определять цель учебной деятельности, искать пути решения проблемы и средства достижения цели; участвовать в коллективном обсуждении проблемы.
Коммуникативные: умение слушать учителя, строить эффективное взаимодействие со сверстниками при выполнении заданий.
Личностные: формирование познавательных интересов, личностного отношения к изучению материала, готовность делать осознанный выбор в отношении собственного здоровья.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Оборудование: учебник Д.В. Колесов, Р.Д. Маш, И.Н. Беляев «Биология. Человек», таблица с изображением строения слухового анализатора, объемные модели «Ухо человека», «Слуховые косточки», проектор, дидактический материал, презентация.
Ход урока
I. Орг. момент. Мотивирование к учебной деятельности.
Приветствие (учащимся и гостям).
-Мы продолжаем изучать анализаторы. Послушайте, пожалуйста, внимательно аудиофрагмент. Он очень короткий! (Аудиофрагмент «Левитан-Гагарин-Поехали!» (0,17мин.)
-Что вы сейчас услышали? (Сообщение о полете Гагарина в космос).
-Почему я использовала эту запись сегодня? (Наш урок проходит 12 апреля. А это День космонавтики. В 1961 г. в космос впервые полетел русский космонавт Юрий Алексеевич Гагарин). Демонстрация портрета Гагарина на экране.
II. Актуализация и фиксирование затруднения.
-Все мы знаем сказку про Маугли. Маленький мальчик попал в волчью стаю и был вскормлен волчицей. Он жил среди зверей и стал таким же, как они. Однако подобный сюжет бывает не только в сказках.
Самая известная история, прекрасно характеризующая такое явление как дети-маугли, выпала на долю 2-х индийских девочек. Это Амала и Камала. Обнаружили их в волчьем логове в 1920 году. Обе девочки имели все повадки животных: ходили на четвереньках, выли по ночам, разевали рот и высовывали язык, как волки. Первая девочка вскоре умерла, а старшая дожила до 17 лет.
-Почему такие дети практически не могут освоить человеческий язык, осмысленно общаться с другими людьми, несмотря даже на годы, проведённые в последующем среди людей, где они получали достаточно заботы?
-С чем это связано?
III. Построение проекта выхода из затруднения.
-О чем сегодняшняя тема? (Слуховой анализатор).
-Сформулируйте цель нашего урока (Выяснить значение слуха для человека).
План.
Изучить строение и функции слухового анализатора.
Выяснить значение слуха для человека.
Сделать вывод о детях-маугли.
Составить правила гигиены органа слуха.
IV. Реализация построенного проекта.
Работа обучающихся с тетрадью. Ученики в тетрадях записывают дату, тему урока.
-Сколько отделов входит в состав анализатора? (3)
-Назовите отделы анализатора. (Рецепторы, проводящие пути, центр в коре больших полушарий)
- В тетради заполните схему «Слуховой анализатор»: Слуховые рецепторы - Слуховой нерв - Слуховая зона (в височной доле) коры больших полушарий.
Демонстрация отделов слухового анализатора по таблице и на модели, работа с рисунком учебника: стр.316, рис.139.
Затем обучающиеся открывают печатную рабочую тетрадь (стр. 108, № 223) - таблицу «Строение и функции отделов уха», которую заполняют по ходу изучения темы.
Строение и функции органа слуха.
Наружное ухо.
Наружное ухо состоит из ушной раковины и слегка изогнутого слухового прохода, в стенках которого находятся железы, выделяющие ушную серу. Сера выполняет защитную функцию – задерживает пыль, микроорганизмы. В целом наружное ухо улавливает и направляет колебания воздуха – звуковые волны к среднему уху.
Обучающиеся заполняют таблицу. Учитель при необходимости дополняет.
Отдел уха | Строение | Функции |
Наружное ухо | Ушная раковина, слуховой проход, барабанная перепонка; среда воздушная | Улавливание звуковых колебаний воздуха и превращение их в механические колебания барабанной перепонки |
2) Среднее ухо.
На границе между наружным и средним ухом находится туго натянутая барабанная перепонка. Со стороны среднего уха к ней прирастает первая слуховая косточка – молоточек. В свою очередь молоточек связан суставами с двумя другими слуховыми косточками последовательно – с наковальней и стремечком. Стремечко прирастает к перепонке овального окна, расположенного на границе с внутренним ухом. Благодаря барабанной перепонке и слуховым косточкам звуковые волны усиливаются в 40-50 раз. Полость среднего уха связана с носоглоткой евстахиевой трубой. Благодаря этому выравнивается давление на барабанную перепонку с обеих сторон.
Обучающиеся заполняют таблицу.
Среднее ухо | Заполнено воздухом, соединено с носоглоткой слуховой (евстахиевой) трубой; три слуховые косточки: молоточек, наковальня, стремечко | Уравнивает давление воздуха в среднем ухе с давлением наружного воздуха; с помощью костных рычагов усиливаются механические колебания и передаются перепонке овального окна |
Самонаблюдение (физминутка): изменение давления в ротовой и носовой полости, приводит к изменению давления в среднем ухе.
1 способ – зажать нос и попытаться надуть щёки, при этом в ушах возникает неприятное ощущение. 2 способ – зажать нос не сильно и закрыть рот, сделать глотательное движение, при этом ощущается толчок в барабанные перепонки.
3. Встать. Сделать дыхательные движения.
Внутреннее ухо.
Внутреннее ухо расположено в полости пирамиды височной кости и представляет собой костный спирально закрученный канал с рецепторами – улитку. Улитка заполнена жидкостью. Другие элементы внутреннего уха (круглый и овальный мешочки, полукружные каналы) относятся к органу равновесия – вестибулярному аппарату.
Обучающиеся заполняют таблицу.
Внутреннее ухо | Улитка (слуховые рецепторы), заполненная жидкостью | Восприятие механических колебаний жидкости, преобразование их в нервные импульсы |
Проверка заполнения таблицы (на экране)
Отдел уха | Строение | Функции |
Наружное ухо | Ушная раковина, слуховой проход, барабанная перепонка; среда воздушная | Улавливание звуковых колебаний воздуха и превращение их в механические колебания барабанной перепонки |
Среднее ухо | Заполнено воздухом, соединено с носоглоткой слуховой (евстахиевой) трубой; три слуховые косточки: молоточек, наковальня, стремечко | Уравнивает давление воздуха в среднем ухе с давлением наружного воздуха; с помощью костных рычагов усиливаются механические колебания и передаются перепонке овального окна |
Внутреннее ухо | Улитка (слуховые рецепторы), заполненная жидкостью | Восприятие механических колебаний жидкости, преобразование их в нервные импульсы |
4. Теперь, когда мы познакомились со строением органа слуха, давайте разберемся с работой всего слухового анализатора. Наружное ухо улавливает и направляет колебания воздуха в сторону среднего уха; барабанная перепонка и слуховые косточки усиливают их; эти колебания через перепонку овального окна передаются на жидкость, заполняющую улитку; слуховые рецепторы под влиянием колебаний возбуждаются и передают нервные импульсы в слуховой нерв; слуховой нерв передает эти импульсы в средний мозг, таламус промежуточного мозга и, наконец, в височную долю коры больших полушарий, где и происходит окончательное различение слуховых образов.
-Смотрим фрагмент о работе органа слуха! Он короткий.
Просмотр видеофрагмента «Анатомия уха человека» (1,43 мин.)
5. Значение слуха.
1) -Каково значение слуха для человека? (Огромная ценность звуковой информации состоит в том, что пользоваться ею можно там, где зрение бессильно: в густом лесу, в тумане, в темноте. Особенно важна звуковая информация для человека в общении. С помощью звуковой информации люди общаются, обмениваются мыслями, идеями, чувствами, передают информацию из поколения в поколение).
Значение слуха:
С помощью слуха возможно общение между людьми.
Без слуха нельзя обучить ребёнка правильной речи.
Слух дает представление человеку об окружающей среде.
2) - Объясните, почему дети-маугли отставали в своем развитии?
(У них не было человеческого общения. Те, кто жил в обществе животных первые 5-6 лет
жизни, практически не могут освоить человеческий язык, осмысленно общаться с другими
людьми. Слух формирует речь.)
!!! Немецкий философ и психолог Карл Ясперс говорил, что нас делает людьми то, что мы
ГОВОРИМ друг с другом.
6. Гигиена органа слуха.
Самостоятельная работа обучающихся с учебником стр.317-319 (Смысловое чтение)
- Ребята, прочитайте статью и составьте правила гигиены органа слуха.
Обратите внимание на лист на парте «Уровень громкости наиболее часто встречающихся
звуков».
Уровень громкости наиболее часто встречающихся звуков
Источник звука | Уровень громкости в децибелах (дБ) | Восприятие |
Предел чувствительности человеческого уха | 0 | неслышно |
Шепот на расстоянии в 1 метр | 10 | |
Ход настольных часов с расстояния в 1 метр | 20 | очень тихо |
Тихая комната. Средний уровень шума в зрительном зале | 30 | |
Негромкая музыка. Шепот на расстоянии 33 см | 40 | тихо |
Слабая работа громкоговорителя. Шум в учреждении с открытыми окнами | 50 | |
Разговор на расстоянии в 1 метр | 60 | громко |
Шум мотора грузового автомобиля. Крик на расстоянии в 1 метр | 70 | |
Шумная улица | 80 | очень громко |
Шум в вагоне метро | 90 | |
Автомобильная сирена | 100 | |
Концерт рок-музыки. Пневматический молот. Шум самолета | 110 | |
Реактивный двигатель на расстоянии в 5 метров. Сильные удары грома | 120 | непереносимо |
Болевой предел, звук уже не слышен | 130 | |
*Сила звука измеряется в децибелах. Слово «децибел» состоит из двух частей: приставки «деци» и корня «бел». «Деци» дословно означает «десятая часть», т.е. десятая часть «бела».
Гигиена органа слуха
1. Содержать в чистоте ушные раковины и наружный слуховой проход.
2. Не очищать слуховой проход твёрдыми предметами.
3. Нельзя систематически пребывать в шумной обстановке.
4. При любых заболеваниях уха необходимо обращаться к врачу.
V. Первичное закрепление (на листочках)
Выбери верные суждения:
1. Орган слуха расположен в височной кости и делится на наружное, среднее и внутреннее.
2. Наружное ухо улавливает и проводит звуковые колебания.
3. Барабанная перепонка находится на границе между задним и внутренним ухом.
4. Среднее ухо соединено с носоглоткой с помощью слуховой трубы.
5. Слуховые косточки среднего уха срастаются друг с другом.
6. В лабиринте внутреннего уха расположены улитка, два маленьких мешочка, а также три полукружных канала.
7. Зона слуховой чувствительности расположена в височной доле коры больших полушарий.
8. Наружный слуховой проход заканчивается барабанной перепонкой.
9. Рецепторы слуха находятся в среднем ухе.
10. Звуковая волна превращается в органе слуха в колебания жидкости и затем в нервный импульс.
Ответы: 1, 2, 4, 7, 9, 10, 12
VI. Включение в систему знаний и повторение.
Познавательные задачи
1. Сильный шум отрицательно влияет на нервную систему, вызывает переутомление, бессонницу, психические заболевания. Какие меры вы можете предложить, чтобы уменьшить воздействие шума на человека?
( Увеличить зелёные насаждения, т.к. они заглушают шум, применять изоляционные материалы при строительстве, соблюдать тишину в общественных местах – нельзя громко включать колонки на улице!).
2. Артиллеристам при стрельбе, взрывникам при взрыве рекомендуется открывать рот. Почему?
(При выстреле мощная звуковая волна ударяет с большой силой в барабанную перепонку и может порвать её. В таком случае с целью выравнивания давления на барабанную перепонку рекомендуется открывать рот к моменту, когда произойдёт взрыв).
VI. Домашнее задание
Изучить § 51. Ответить на вопросы (устно) на стр. 319.
Выполнить опыт 1 на стр. 319 учебника.
VII. Рефлексия
Работа с листами самооценки (поднимите руки – по пунктам).
-Что вы узнали на уроке?
Оценивание работы на уроке
1. Активность | Активно работал | Иногда отвлекался | Совсем не работал |
2. Доступность | Все понял | Не всё понятно | Много не понял |
3. Комфортность | Понравился урок | Не всё понравилось | Не понравился урок |
4. Оцениваю свою работу | 5 | 4 | 3 |
Всем спасибо!
10