kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок по биологии в 5 классе на тему "Плесневые грибы и дрожжи"

Нажмите, чтобы узнать подробности

разработка урока биологии в 5 классе на тему "Плесневые грибы и дрожжи" пр ФГОСам.

Просмотр содержимого документа
«Урок по биологии в 5 классе на тему "Плесневые грибы и дрожжи"»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Предмет - биология

Класс -5

Тема урока – «Плесневые грибы и дрожжи»

Автор УМК - В. В. Пасечник

Цель данного урока: расширить представления о многообразии царства грибов на примере плесневых грибов и дрожжей

Задачи урока:Образовательные: Изучить особенности строения и жизнедеятельности плесневых грибов и дрожжей, раскрыть роль плесневых грибов и дрожжей для человека. Развивающие:развивать умение готовить микропрепараты и наблюдать их под микроскопом; Воспитательные: создать условия для воспитания интереса к изучению живой природы

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Учащиеся должны знать:— строение плесневых грибов и дрожжей; - роль плесневых грибов и дрожжей в природе и жизни человека; - особенности размножения мукора, пеницилла и дрожжей

Учащиеся должны уметь:- определять понятия: «грибница» («мицелий»), «споры», «почкование»; - работать с   микроскопом; - готовить микропре-параты и рассматривать их под микроскопом;- распознавать мукор, пеницилл, дрожжи

П: продолжить формирование умения анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений; продолжить формирование умения находить достоверную информацию, необходимую для решения учебных задач, работать с текстом и иллюстрациями учебника.Р: продолжить формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса занятия), выдвигать версии; продолжить обучение основам самоконтроля, самооценки и взаимооценки.К: продолжить формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в паре, в группе

готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.

Словарь урока: плесневые грибы, дрожжи, мукор, пеницилл, спорангии.

Ресурсы урока: В.В. Пасечник. Бактерии, грибы, растения. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений - М.: Дрофа, рабочая тетрадь.

Оборудование: ПК, медиапроектор, презентация, видеролик «Плесень», микропрепараты «гриб мукор», кусочки хлеба с плесенью, раствор готовых дрожжей, препаровальные иглы, микроскопы, пипетки, предметные стекла


ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА «ОТКРЫТИЯ» НОВОГО ЗНАНИЯ

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащ-ся

1.Оргмомент

1мин

- Добрый день, ребята.(слайд1)

Давайте посмотрим друг на друга и улыбнёмся.

Сегодня на уроке присутствуют гости, давайте повернёмся к нашим гостям и поделимся своими улыбками, громко всем скажем «Добрый день!».

Присаживайтесь на свои места. Я рада, что у вас хорошее настроение, это значит, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем.

В течение урока оцениваться ваша работа будет на «Листе оценки знаний и умений на уроке» вами самостоятельно, а з затем мной. Познакомьтесь с ним. Лист, включает в себя: перечень видов работ на уроке, место для самооценки, критерии оценок.

Не забывайте, после каждого задания оценивать свою работу, по ходу урока вы будете ставить +, для перевода их в баллы за вашу работу на уроке.

-Для удобства работы на уроке вы рассажены по группам.



Настраиваются на работу

2.Мотивация (создание проблемной ситуации)



3 мин.

- а сейчас я прошу ваше внимание на экран. Просмотрев фрагмент фильма постарайтесь ответить на вопрос:

о чем сегодня на уроке пойдет речь?

Показ видеофрагмента из документального фильма «Плесень»Документальный фильм Плесень.flv

«Она появилась на Земле 200 миллионов лет назад. С тех пор она убивает и спасает от смерти. Ее называют "хлебом дьявола" и "плевком Бога". Она сказочно красива, но вызывает отвращение. Она вездесуща и неистребима. Она упоминается в священных книгах и приводит в отчаяние ученых. Она способна управлять огромными массами людей и менять ход истории. Если она объявит нам войну, у нас не будет шансов выжить…»


==И так - – Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке? (о плесени)

- А гд вы видели плесень?.....где?..

- Кто видел как бабушка или мама печет пироги? Что она добавляет в тесто, после чего оно начинает увеличиваться в размерах, расти?( Дрожжи)

-ребята мы с вами уже знаем, что организмы в живой природе человек опредилил по 4 царствам………….


=Как вы думаете, к какому царству относятся эти организмы-плесень и дрожжи?

Это бактерии? (Нет, бактерии микроскопически малы.)

=Тогда может быть это растения? (Нет, растения зеленые, им нужен свет для жизни)

=Тогда, это, наверное, животные? (Нет, животные могут активно двигаться)

= Значит, к какому же царству они относятся? (К царству Грибы)

Слайд2

= на прошлом уроке мы начали изучать представителей царства Грибов? (да)

= Какие грибы мы изучали из царства Грибов? – (шляпочные)

- А такие плесневые грибы и дрожжиуже изучали? (Нет)

= Тогда сформулируйте тему сегодняшнего урока(Плесневые грибы и дрожжи).На доске

Слайд 3Запишите ее в тетрадь, в печатных тетрадях на полях поставьте дату..27.01

Смотрят видеофрагмент, отвечают на вопросы учителя.













Формулируют тему урока. Записывают ее в тетрадь.

3.Актуализация знаний


5 мин.

Сегодня мы будем изучать интересную тему, и активная работа на уроке поможет вам усвоить новый материал.

Кто хочет побывать настоящим исследователем интересного мира – мира грибов, причем очень необычных грибов? – микроскопических...

Но прежде чем стать настоящими исследователями мы с вами должны проверить –вы готовы к нашему путешествию в страну исследователей?

Вы уже обратили внимание -что сегодняшнее занятие проводится в учебной лаборатории.

Допуском для работы в исследовательской лаборатории будут служить ваши правильные ответы на вопросы, которые мы рассматривали на предыдущих уроках. За каждый правильный ответ вы ставите себе в оценочный лист «+»:

1. Предлагаю проверить ваши знания в виде игры «Светофор» (правильное утверждение-вы поднимаете зелёную карточку, не правильное- красную)

  1. Грибы принято выделять в отдельное царство (да)

  2. Грибы по способу питания сапротрофы и паразиты (да)

  3. Грибы размножаются семенами (нет)

  4. У шляпочных грибов есть шляпка и ножка (да)

  5. Симбиоз – вредное влияние грибов на корни деревьев.(нет)

  6. Шляпочные грибы делятся на трубчатые и пластинчатые (да).

  7. Грибы относят к царству растения? (нет)

  8. Грибы могут размножаться спорами и мицелием? (да).

  9. Грибы играют только положительную роль в природе и в жизни человека.(нет)

  10. Когда нити грибницы плотно оплетают корень дерева и даже проникают внутрь него, это называют грибокорень, илимикориза. (да)


Слайд 1 /интерактивка 2. С помощью интерактивной доски повторим строение шляпочного гриба:-

Подписать части шляпочного гриба

Слайд 2 /интерактивка подписать определение взаимополезной связи дерева и гриба

=молодцы! все хорошо отвечали и получаете ДОПУСКдля работы в нашей лаборатории…

Отвечают на вопросы учителя.








Во время игры поднимают красные (нет) или зеленые (да) карточки, если согласны или не согласны с утверждением.






Работают с интерактивной доской – подписывая

4.Целеполагание


Постановка проблемноговопроса

2 мин

Вы знаете строение шляпочных грибов – представителей Царства Грибов, их роль в жизни человека? Да //

А знаете ли строение и роль в жизни человека плесневых грибов, дрожжей? Нет

Значит это для вас проблема? ДаСлайд 8

чтобы решить эту проблему мы должны поставить перед собой задачи. Какие?

Слайд 91.Изучить строение и жизнедеятельность плесневых грибов и дрожжей

2. Раскрыть роль плесневых грибов и дрожжей для человека.


На прошлом уроке мы с вами заложили опыт по выращиванию на хлебе белую плесень по инструкции в учебнике на стр. 78.

А теперь давайте с вами отгадаем загадку:

Что случилось с нашим хлебом? Хлеб таким, ведь, раньше не был.

Стал, пушистым, белым, чёрным -есть теперь его нельзя!

Как вы думаете, что произошло с хлебом?

Можно его кушать? …………а почему хлеб нельзя есть?.....

Чтобы исследовать плесневые грибы начинаем работать в нашей лаборатории

Определяют проблему урока….

Формулируют задачи урока…..


Предположительно отвечают на вопрос.

На хлебе образовались плесневые грибы, в которых содержатся ядовитые вещества.

5.«Открытие» нового знания


(Реализация плана)



15 мин.




Выдача заданий по группам

споследующим выполнением






















Отчёт групп по изученному материалу

Итак, мы определились, что сегодня должны узнать, что строение плесени и дрожжи, а также их роль в жизни человека.

Поскольку работы много, а времени мало вы распределены по группам. Каждая группа получает своё отдельное задание, а с результатом ознакомит весь класс.


Задания группам-(выдаётся в конвертах)

    1. Группа - «Строение плесневого гриба мукора»

1. Внимательно прочитайте пункт 1 §15 «Гриб мукор» на с. 78, рассмотрев рис. №49 стр.78

2.Обсудите прочитанное.

3.подготовьтесь к изложению материала классу

    1. Группа - «Строение плесневого плесневого гриба пеницила»

1. Внимательно прочитайте пункт 2 §15 «Гриб пеницилл» на с. 79, рассмотрев рис. №49 стр.78

2.Обсудите прочитанное.

3.подготовьтесь к изложению материала классу

    1. Группа - «Строение дрожжей»

1. Внимательно прочитайте пункт3§15 «Дрожжи» на с. 79-80, рассмотрев рис. №50 стр.79

2.Обсудите прочитанное.

3.подготовьтесь к изложению материала классу

    1. Группа - «История открытия пенициллина»

1.выйти в Интернет- забить в поиск - История открытия пенициллина …

Внимательно прочитайте текст

2.Обсудите прочитанное.

3.подготовьтесь к изложению материала классу)




(если нет выхода в ИНТЕРНЕТ,,,
1. Внимательно прочитайте текст Приложения № 1.

2.Обсудите прочитанное.

3.подготовьтесь к изложению материала классу)

Приложение №1

Английский ученый Александр Флеминг в 1928 году работал в бактериологической лаборатории и в клинике Лондона. Там он лечил людей и проводил исследования. А. Флеминг давно изучал микробы, живущие в почве. В тот день, продолжая опыт, он взял плоскую чашечку, в которой выращивались микробы, и удивился. В открытой чашечке завелась зеленоватая плесень. На том месте, где она поселилась, микробов не было. Не было их и вокруг плесени. Микробы отступили. «Похоже, что плесень выделяет какое–то вещество, которое убивает микробов».–подумал Флеминг.

Опыты подтвердили догадку ученого. Так был открыт пожиратель микробов – грибок пеницилл. Из него выделили лекарство, которое в честь грибка назвали пенициллином. Это лекарство помогло спасти миллионы людей, страдающих разными тяжелыми заболеваниями.


Закончили работу? Нам этом этапе каждая группа поделится своей информацией со всем классом. При ответе новые термины прикрепляются на доску.

Учитель при необходимости помогает при изложении новой информации, предоставляя необходимые слайды.

1.Группа - «Строение плесневого гриба мукора» Слайд 10подчеркнуть – состоит из 1 клетки


2. Группа - «Строение плесневого плесневого гриба пеницила»Слайд 11подчеркнуть – состоит из множества клеток

3. Группа - «Строение дрожжей» Слайд 12подчеркнуть – размножается почкованием


4.Группа - «История открытия пенициллина» Слайд 13

Учитель оценивает работу групп.== молодцы – все хорошо поработали. Всем понятно строение плесневых грибов и дрожжей?


По завершении работ ФК


Отвечают на вопросы.




Самостоятельная работа с текстом,

выполнение задания по тексту.



При необходимости обсуждают вопросы с учителем.





Работают с ПК с выходом в интернет, находят информацию –изучают….

















Слушают новую информацию в виде отчёта руководителей групп- обсуждают, выясняют отличия мукора и пеницилла

6.Физкультминутка


1 мин.






А сейчас - физкультминутка, 

встали..

Распрямились, потянулись, 
Наклонились, влево, вправо! Влево! Вправо!

А теперь – вперёд, назад прогнулись,вперёд, назадпрогнулись (наклоны вперед и назад)

Голова устала тоже. Так давайте ей поможем!
Вправо-влево, вправо-влево.

А теперь – вокруг себя (в каждую сторону 2 раза)- Думай, думай, голова. (вращение головой)

Хоть зарядка коротка, Отдохнули мы слегкаГлубоко теперь вздохнем, и учиться вновь начнем».Присели.













7.Выполнение лаборатор-ной работы



5-7 мин.

Учитель: следующий этап нашей работы – это перевоплощение в ученых-исследователей, для этого давайте вместе попробуем ответить наследующие вопросы:

1. Какой прибор стоит у нас на столе? (Микроскоп.)

2. Для чего необходим микроскоп?

3. Как приготовить микропрепарат и что для этого необходимо?

4. Какие объекты живой природы мы сегодня буде изучать? ( плесень и дрожжи)

Прежде, чем начинать работу повторим правила ТБ: - актуализация знаний

-осторожно работайте с предметным - стеклом, протрите его;

-для приготовления микропрепарата воспользуйтесь препаровальной иглой; пинцетом

-держите её вниз острой частью, не размахивайте ею;

-не толкайтесь;

-По окончании работы приведи рабочее место в порядок.


Итак- начинаем исследования, выполняя лабораторную работу по инструкции §15

Все ученые ведут записи своих исследований, и мы будем делать записи в своих рабочих тетрадях, а по ходу выполнения заданий ставить + в оценочных листах.


По окончании работы -== выводы -

Обсуждают ситуацию.

Отвечают на вопросы.








На слайде выведе-ны вопросы, отве-чая на которые уч-ся и делают выво-ды ( сразу же и проверка – на слайде им. ответы)

8.Дом задан

1 мин.

Слайд 15§15 – пересказ, ответить на вопросы в конце параграфа.

По желанию:Творческое задание: Подготовить сообщение о грибах «Это интересно…»

Записывают задания на дом

9.Рефлексия и оценивание


1 мин.

А теперь давайте оценим нашу работу..

У нас была проблема.. мы не знали строения и роли в жизни человека в жизни человека плесневых грибов, дрожжей?

Мы её решили? (Да . По моему мнению мы справились с задачами урока и решили проблему..


А теперь выскажите своё мнение о уроке- урок понравился?

(Я считаю было интересно…)


Вам пригодятся новые знания?

=Я думаю эти знания мне пригодятся в жизни… Я могу это доказать – например –продукты надо хранить в сухом и прохладном месте...»

=Я предполагаю, что мы будем ещё изучать представителей Царства Грибов…


Слайд 16 -в оценочных листах посчитайте свои баллы и поставьте № смайлика оценивающего ваше отношение к уроку

К следующему уроку я также проставлю свои оценки и тогда мы сможем вывести средний балл.


На этом заканчиваем наш урок- спасибо!

Отвечают на вопросы.



Оценивают свою работу.







































Лист оценки знаний и умений на уроке ученика (цы)______________________________________// РЕФЛЕКСИЯ









Этапы работы на уроке

Самооценка

взаимооценка

Оценка учителя

1.определение темы урока




2.игра Светофор




3.работа с интерактивной доской




4. исследование /Лабораторная работа

Критерии оценивания: приготовил(ла) микропрепарат и удалось рассмотреть все части плесневого гриба (дожжей) в микроскоп (1б);Зарисовал(ла) и подписал(ла) все части гриба (дрожжей)без ошибок (возможно не значительные ошибки)(1б); Сделал(ла) вывод самостоятельно (2б)/ с помощью учителя или группы (1б);

не справился с заданием, требуется помощь – 0 баллов.




4. исследование / Изучение исторической справки

Критерии оценивания:

Ответ по исторической справкесамостоятельно (2б)/ с помощью учителя или класса (1б)

не справился с заданием, требуется помощь– 0 баллов.




ОБЩИЙ БАЛЛ









Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок по биологии в 5 классе на тему "Плесневые грибы и дрожжи"

Автор: Минаева Таисия Михайловна

Дата: 06.02.2017

Номер свидетельства: 388717

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(160) "Урок биологии на тему «Плесневые грибы: мукор, пеницилл. Одноклеточные грибы – дрожжи» "
    ["seo_title"] => string(93) "urok-biologhii-na-tiemu-pliesnievyie-ghriby-mukor-pienitsill-odnoklietochnyie-ghriby-drozhzhi"
    ["file_id"] => string(6) "172073"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423757125"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(73) "Конспект урока на тему:"Плесневые грибы""
    ["seo_title"] => string(44) "konspiekt_uroka_na_tiemu_pliesnievyie_ghriby"
    ["file_id"] => string(6) "355507"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1478337257"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(55) "Конспект урока 6 класс: "Грибы" "
    ["seo_title"] => string(29) "konspiekt-uroka-6-klass-griby"
    ["file_id"] => string(6) "119902"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413549762"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(111) "Конспект урока  биологии тема: "Общая характеристика грибов" "
    ["seo_title"] => string(66) "konspiekt-uroka-biologhii-tiema-obshchaia-kharaktieristika-ghribov"
    ["file_id"] => string(6) "206208"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1430131714"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(235) "Конспект урока по биологи на тему "Общая характеристика грибов. Плесневые грибы: мукор, пеницилл. Одноклеточные грибы – дрожжи". "
    ["seo_title"] => string(141) "konspiekt-uroka-po-biologhi-na-tiemu-obshchaia-kharaktieristika-ghribov-pliesnievyie-ghriby-mukor-pienitsill-odnoklietochnyie-ghriby-drozhzhi"
    ["file_id"] => string(6) "203016"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1429373017"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства