Просмотр содержимого документа
«Урок по биологии на тему "Половое размножение животных»»
Урок по биологии на тему "Половое размножение животных»,
6-й класс, учебник Н.И. Сонина «Биология. Живой организм»
Цель: Изучить основные формы размножения живых организмов, сформировать представления о половом размножении животных.
Задачи
Образовательные
сформировать понятия о размножении, его способах, формах полового размножения, участии половых желез в половом размножении животных;
познакомить с процессом оплодотворения и его видами.
Развивающие
развивать умение обосновывать роль полового размножения в эволюции организмов, их приспособленности к различным средам обитания, воспроизведении потомства;
формировать умения работать с таблицами, узнавать органы и системы органов на рисунках;
формирование компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности, приобретение навыков работы с различными источниками информации,
развитие умений: систематизировать, выделять главное и существенное, устанавливать причинно-следственные связи; анализировать, обобщать, сравнивать и делать выводы.
Прививать навыки коммуникативного общения,
Совершенствовать навыки работы с терминами, биологическими понятиями, определениями
продолжить формирование познавательного интереса к предмету
Воспитательные
формировать мировоззренческие представления о проявлении заботы о потомстве у разных животных;
показать красоту окружающего мира, многообразие организмов;
развивать наблюдательность детей.
Тип урока: усвоение новых знаний
Подход: системно-деятельностный
Методы обучения: частично – поисковый, эвристическая беседа, работа с презентацией и рабочей тетрадью.
Планируемые результаты:
Личностные результаты: уметь соблюдать дисциплину и единые требования на уроке; уметь проводить самоанализ усвоенного материала.
Личная значимость изучаемого материала: понимание роли полового размножения.
Метапредметные УУД:
Регулятивные УУД: уметь выполнять задания данные учителем согласно установленным правилам работы; уметь определять цель и ставить задачи, необходимые для ее достижения, формулирование темы урока.
Познавательные УУД: уметь работать с текстом, иллюстрациями и материалами презентации; выделять главное, давать определения понятиям;проводить сравнение биологических объектов, выделять их существенные признаки.
Коммуникативные УУД: уметь слушать учителя и отвечать на поставленные вопросы; слушать одноклассников, аргументировать свою точку зрения.
Предметные результаты:
Ученик получит возможность:
иметь представление о характерных особенностях полового размножения животных;
знать основные свойства полового размножения; определения «гамета», «зигота», «семенник», «яичник», «партеногенез», «оплодотворение», типы оплодотворения.
уметь устанавливать отличия бесполого размножения от полового, преимущество полового размножения перед бесполым; сравнивать яйцеклетку и сперматозоид.
План урока:
Организационный момент.
Постановка проблемы. Формулировка темы урока и его задач.
Изучение нового материала.
-Виды размножения. Половое и бесполое. Сравнение.
-Половые гаметы. Практическая работа. Выявление основных признаков.
-Оплодотворение. Его этапы и виды.
Практическая работа «Строение яйца птицы».
-Забота о потомстве.
Оценка достижения планируемых результатов: Комментирование и выставление оценок.
Рефлексия.
Домашнее творческое задание.
ХОД УРОКА:
I. Организационный момент (приветствие, настрой учащихся на урок).
Видеоклип «Живет на свете Красота»
II. Изучение нового материала.
НА ДОСКЕ: Это процесс, с помощью которого Жизнь умудряется обвести вокруг пальца Время
Учитель: О каком процессе идет речь?
Как вы понимаете эти слова?
(Размножение)
Учитель: А что такое размножение? - варианты ответов
Определение из Википедии http://ru.wikipedia.org/wiki/Размножение
Учитель: Тема урока: Размножение
Какие бы вопросы вы сформулировали к этой теме?
(Какие бывают виды размножения?
Как осуществляется этот процесс? И т.д.)
Учитель: На слайде представлены различные виды размножения и задание. (Слайд №1)
Затруднение….
Учитель: Обратимся за помощью к учебнику – варианты ответов детей.
Учитель: Давайте проверим. Слайд 2
Выполнение задания (две группы: половое размножение и бесполое)
Учитель: В чем заключаются различия между половым и бесполым размножением?
Тип размножения
Бесполое
Половое
Количество особей, участвующих в размножении
одна
две
Образование гамет
Не образуются
Образуются
Сходство потомства с родителями
идентично
Не идентично
Совпадают ли наши выводы с данными учебника. Проверка.
Учитель: Выделите из перечисленных признаков главный? Почему?
(образование гамет)
«Черный ящик»
Учитель: Здесь лежит нечто, имеющее отношение к теме нашего урока, которое можно купить в любом магазине. Что это?
(куриное яйцо, икра)
Учитель: Рассмотрите яйцеклетку рыб (на столах икринки) и сравните ее со сперматозоидом (микропрепарат).
Учитель: Почему половые клетки такие разные?
(Яйцеклетка – крупная, т.к. в ней запасные питательные вещества необходимые для развития зародыша.
Учитель: В науке существуют такие типы оплодотворения: наружное и внутреннее. Как вы можете объяснить эти понятия? – варианты ответов детей…
(Наружное – оплодотворение осуществляется вне организма животного. Внутреннее – внутри )
Давайте разберемся, правильно ли мы объяснили.
Просмотр анимационных моделей «Внешнее оплодотворение», «Внутреннее оплодотворение» (Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов)
Учитель: Почему при наружном оплодотворении образуется огромное количество яйцеклеток, а при внутреннем одна или несколько? – варианты ответов детей …
(Соединение гамет при наружном оплодотворении становится делом случая (унесло течение, съедена другими животными, изменилась температура воды), поэтому, животные выметывают огромное количество икры от 200-300 тысяч до 10 мил. В основном икра мелкая, напоминающая студенистый шарик.)
Все помнят сказку про Курочку Рябу. – Жили-были старик со старухой, и была у них курочка Ряба. Снесла курочка яичко.
(Демонстрация яйца курицы)
Учитель: Что же такое яйцо? – Это ЯЙЦЕКЛЕТКА.
Практическая работа «Строение яйца птицы».
Учитель: Сравним яйцо (икринку) рыбы с яйцом птицы. Чем они отличаются?
(Размером, запасом питательного вещества (желтка), наличием плотной оболочки скорлупы.)
Учитель: Не перестаешь удивляться, как премудро все устроено. Яйцо — это настоящий дом, где начинает свою жизнь любая птица, от страуса до колибри. В доме есть и печка, и топливо. Даже колыбелька. Есть здесь и форточки. Найдите их
(печка и топливо – запасные питательные вещества; форточки - поры).
Учитель: Часто, когда хотят сказать о плохой матери говорят, что она как кукушка. Почему?
(Не высиживает свои яйца, а подбрасывает их в гнезда других птиц. О птенцах не заботится)
А как заботятся животные о своем потомстве? Приведите примеры.
Поганки носят своих птенцов на спине, иногда даже ныряют вместе с ними. Родители кормят птенцов до тех пор, пока не смогут летать.
Известно, что пара ласточек-касаток может кормить своих птенцов с феноменальной скоростью: раз в минуту. Альбатросы, напротив, приносят еду птенцам лишь раз в несколько дней, но у большинства видов это происходит несколько раз в день. И насиживание яиц, и кормление птенцов, воспринимаемые нами как трудолюбие птиц, определяются инстинктом, который столь силен, что родители иногда борются за право насиживания, буквально выталкивая друг друга из гнезда.
Оценка достижения планируемых результатов: Комментирование и выставление оценок.
Рефлексия.
Домашнее творческое задание.
Найдите в литературе дополнительную информацию по этой теме (забота о потомстве) и представьте ее в любой творческой форме (репортаж, интервью, рисунок и т.п.).
Мотивация! Учитель представляет свою творческую работу. Видеоклип «Забота о потомстве» под музыку «В мире животных».