kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок по билогии

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок разработан с требованиями ФГОС к организации учебного занятия на основе деятельностного подхода.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«урок по билогии»



Технологическая карта урока по биологии 6 класс «Химический состав клетки»

ОБЩАЯ ЧАСТЬ

Тема урока

Химический состав клетки.


Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

- знать химический состав клетки;

- рассмотреть многообразие веществ и их роль в клетке;

- уметь отличать органические вещества от неорганических.


- регулятивные: - самостоятельно определять цель учебной деятельности, искать пути решения проблемы и средства достижения цели;

- участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое;

- коммуникативные: - обсуждать в рабочей группе информацию;

- слушать товарища и обосновывать свое мнение;

- выражать свои мысли и идеи.

- познавательные: - работать с учебником;

- находить отличия;

- составлять схемы-опоры;

- работать с информационными текстами;

- объяснять значения новых слов;

- сравнивать и выделять признаки;

- уметь использовать графические организаторы, символы, схемы для структурирования информации.

- осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию;

- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;

- оценивать собственный вклад в работу группы.


Решаемые учебные проблемы

- образовательные: знать о химическом составе клетки, а так же о роли органических веществ в жизнедеятельности клетки.

- развивающие: анализировать, сравнивать и обобщать факты; устанавливать причинно-следственные связи; определять органические веществ в клетках растений с помощью опытов; уметь организовать совместную деятельность на конечный результат; уметь выражать свои мысли.

- воспитательные: осознанно достигать поставленной цели; воспитывать положительное отношение к совместному труду.

Основные понятия, изучаемые на уроке

Химические вещества клетки: неорганические и органические. Минеральные соли. Органические вещества. Белки. Углеводы. Жиры.



Вид используемых на уроке средств ИКТ


Индивидуальная, фронтальная, групповая форма работы.

Частично-поисковый метод.

Демонстрация опытов.

Показ презентации, фильма.

Образовательные интернет-ресурсы

Информационно-технологические ресурсы: учебник, рабочая тетрадь, плакат «Строение клетки», уксус, семена огурца и подсолнечника, листья капусты, клубень картофеля, салфетки, кусочек теста, марля, микролаборатория.

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

1. ЭТАП 1 Актуализация знаний

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

«Сегодня мы будем изучать интересную тему, и активная работа на уроке поможет вам усвоить новый материал.  Результат проделанной работы будет зависеть от работы каждого из вас. Поэтому вы должны работать в атмосфере сотрудничества, взаимопомощи и добра. Кто сегодня хочет узнать много нового? Кто хочет побывать настоящим исследователем интересного мира – мира  живых организмов?».

«Прежде чем стать настоящими учеными мы с вами должны проверить - насколько вы готовы к нашему путешествию в страну исследователей. Мы уже изучили строение клетки. Рассмотрели, чем отличается растительная клетка от животной. Давайте вспомним и проверим наши знания. ( Дети проводят самопроверку)».



1. Один ученик работает у доски с кроссвордом. Из выделенных букв необходимо составить ключевое слово урока.


х

Л

о

р

о

п

л

а

с

т

ы

1.Какие структуры отсутствуют в клетках кожицы чешуи лука?

г

у

К

2.Ученый открывший клетку.

м

и

К

р

о

с

к

о

п

    1. С помощью чего можно рассмотреть клетки живых организмов?

      ф

      о

      т

      о

      с

      и

      н

      т

      Е

      з

    2. Процесс преобразования солнечной энергии в химическую.

      в

      А

      к

      у

      о

      л

      ь

    3. Полость с клеточным соком, содержащим сахара, другие органические вещества и соли.

м

и

Т

о

х

о

н

д

р

и

я

6.Органоид, который является источником энергии в клетке.


2.Несколько человек работают по индивидуальным карточкам. Учащиеся самостоятельно проверяют ответы, анализируют их.

Карточка 1.

Тестовые задания с выбором одного правильного ответа

1. Растительная клетка отличается от животной наличием органоида:

а) рибосома; б) митохондрия; в) хлоропласт; г) лизосома

2. Клеточная стенка имеется у клетки:

а) растительной; б) бактериальной; в) животной

3. Органоид, который является источником энергии:

а) митохондрия; б) аппарат Гольджи; в) вакуоль; г) ядро

4. Какой клетки характерен процесс фагоцитоза:

а) вирусы; б) животной; в) растительной; г) бактерии

5. Как называется среда клетки внутри которой происходят обменные процессы:

а) ядро; б) цитоплазма; в) вода; г) ЭПС


2. ЭТАП Создание проблемной ситуации

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Сегодня нам предстоит изучить очень интересную тему из курса биологии. Какую? Вы позже назовете сами.

Итак, сейчас я хочу показать Вам пару опытов. Внимание!

    1. Раствор марганцовки с уксусом → красное окрашивание; к полученному раствору добавляем соду → зелёное окрашивание.

    2. В раствор марганцовки добавить раствор перекиси водорода (раствор гидроперита)→ обесцвечивание раствора.

Итак, что же Вы увидели? Что произошло у нас на уроке? (превращение)

Действительно, произошло превращение одного цвета в другой, или же превращение одного вещества в другое. А какая наука изучает вещества и их превращения? (химия) Какие Вы молодцы! Все знаете!

Ребята, Вы, наверно не раз слышали выражение «Химия вокруг нас». На мой взгляд, это утверждение не совсем точное, поскольку химия не только вокруг нас, но и … (внутри нас). Верно. Теперь ответь еще на один вопрос, который поможет сформулировать тему сегодняшнего урока.

Все живые организмы состоят из … (клеток). Правильно.

Так какова же тема сегодняшнего урока? (версии детей)

Учитель записывает проговоренную тему на доске, а дети в тетрадях.

Тема урока «Химический состав клетки».

Вступают в диалог с учителем, отвечают на вопросы, проговаривают и осознают.

3. ЭТАП целеполагания

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Что будет являться объектом нашего урока? (органы растений) Ребята, как вы думаете, какую цель мы можем поставить для нашего урока. (Ответы детей). Цель нашего урока: изучение химического состава. Изучить химический состав клетки, выявить роль органических и неорганических веществ.



Формирование УУД:

Познавательные УУД

  1. Продолжить формирование умения работать с учебником.

  2. Продолжить формирование умения находить отличия, составлять схемы-опоры, работать с информационными текстами, объяснять значения новых слов, сравнивать и выделять признаки.

  3. Продолжить формирование навыков использовать, символы, схемы для структурирования информации.

Коммуникативные УУД

  1. Продолжить формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе (паре).

  2. Продолжить формирование умения слушать товарища и обосновывать свое мнение.

  3. Продолжить формирование умения выражать свои мысли и идеи.

Регулятивные УУД

1.Продолжить формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выдвигать версии.

  1. Продолжить формирование умения участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое.

  2. Продолжить формирование умения определять критерии изучения химического состава клетки.

  3. Продолжить формирование навыков в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

  4. Продолжить формирование умения работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.

  5. Продолжить обучение основам самоконтроля, самооценки и взаимооценки.

Личностные УУД

  1. Создание условий к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и самопознанию.

  2. Осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию

  3. Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом

  4. Оценивать собственный вклад в работу группы.



4. ЭТАП планирования.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Ребята у вас на столе приготовлены оценочные таблицы. Вы за весь урок будете оценивать сами себя в начале урока и в конце урока по 3-бальной шкале. Оценка. На какую оценку вы знаете материал сейчас?

5- знаю много 5- Подтвердил свои знания, узнал новое- всё понял

4- знаю, 4 - Понял не всё, надо доработать

3-знаю немного , 3 –Ничего не понял и не разобрался, надо доработать

Фамилия:

В начале урока

В конце урока



Чтобы достичь своей цели необходимо разработать план действий. Т.е. определить задачи, решив которые мы с ней придем. (Ученики дают свои варианты задач, учитель корректирует)

Задачи:1.Экспериментально выяснить химический состав растений; А зачем нам знать их химический состав? 2.Выявить роль растительных веществ в организме. Ребята, ознакомитесь с.33-35 с текстом своих учебников и самостоятельно составить схему «Вещества клетки».



Учащиеся оценивают себя на начало работы.











Составление схемы «Вещества клетки»

Вещества клетки


неорганические вещества органические вещества


вода минеральные соли белки жиры углеводы



Обобщение результатов.

5 ЭТАП "Открытие" нового знании.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Мы с вами говорили о том, что все живое на Земле имеет клеточное строение, и что их клетки имеют сходное строение.

Оказывается кроме сходства в строении, для всех клеток характерен и сходный химический состав.

Вещества, из которых состоят клетки, разнообразны. Из 109, имеющихся в природе химических элементов в составе клеток можно найти 80. Но большинство этих элементов встречается в виде химических веществ.

Из чего состоят химические вещества? (Из атомов).

Все вещества клетки можно разделить на органические и неорганические?

Неорганические вещества – это вода и минеральные соли. Вы наверняка слышали, что человек на 80% состоит из воды. В клетках растений также есть вода в среднем около 60%. Минеральные соли составляют до 1% массы клетки. Самые распространенные – это соли натрия и калия, они обеспечивают выполнение такой важной функции организма как раздражимость. Органические вещества - вещества, состоящие из углерода, водорода, кислорода и азота. Эти вещества содержатся или производятся живыми организмами. К этим веществам относят белки, жиры, углеводы. Их насчитывается около 10 миллионов. Давайте докажем, что в клетках имеются химические вещества на примере опытов.

Для этого мы поделимся на две группы, первый ряд это 1 группа, которая будет проводить опыты, доказывающие наличие неорганических веществ в клетке, второй ряд будет 2 группа, доказывающая наличие органических веществ в клетке. Ученик, показывающий опыт должен озвучить цель и объект опыта, делать вывод по исследованию и сказать какую роль играет вещество в клетке.



Ученик 1 группы демонстрирует опыт, доказывающий наличие воды в клетках.

Прокаливание семян (цель опыта – доказать. Что в растениях содержится вода. Объектом является семена пшеницы.)

Положим в пробирку сухие семена пшеницы и прокалим их на огне. На стенках пробирки мы увидим капельки воды, которая выделилась при нагревании из клеток. Вывод: органы растений содержат воду.

Какую роль играет вода в клетке? (Ответы детей) Роль воды в клетке: 1.Придает клетке упругость. 2.Определяет форму. 3.Участвует в обмене веществ. (Запись в тетради).

2.Ученик 1 группы, демонстрирует опыт на наличие минеральных веществ в клетке. (Цель опыта – доказать, что растения содержат минеральные соли. Объект исследования – семена подсолнечника.) После сжигания семян подсолнечника осталась зола. Мы доказали, что в состав растений входят минеральные соли.

Какую роль играют минеральные соли в клетке? (1.Необходимы для нормального обмена веществ между клеткой и средой; 2.Входят в состав межклеточного вещества.) (Запись в тетрадь)

Вода и минеральные соли входят и в состав неживой природы. О чём это может говорить? (между химическим составом живых организмов и неживой природой существует принципиальное единство)

Как вы думаете, каких веществ в клетках больше органических или неорганических? (ответы детей). Что образуется при сжигании сухих веток, дров? Как изменяется масса при сжигании? (ответ детей: После сгорания остается зола, ее образуется мало, она легкая.) Правильно, зола состоит из минеральных веществ, которые содержались в клетках растений. При горении сгорели только органические вещества. Следовательно, правы оказались те, кто считал, что органических веществ в клетках больше, чем неорганических.

А сейчас вы сами проделаете ряд исследований.

  1. Ученик 2 группы, показывает опыт, доказывающий наличие углеводов в клетке. (Цель - доказать наличие углеводов в клетке. Объект исследования – клубень картофеля.)Определение крахмала. Мы на клубень картофеля капните йод. Что наблюдаете? Что картофель приобрёл синий цвет это доказывает о наличие крахмала в клетках растений.

Проделаем еще один опыт (ученик показывает следующий опыт). Для этого возьмём стаканчик, нальём в него немного воды, приблизительно треть и опустим туда комочек теста, завернутый в марлю. Поболтаем его в стаканчике.

Что вы наблюдаете? (Помутнение воды)

Отлейте немного воды в стаканчик и накапайте туда раствор йода.

Что наблюдаете? (Раствор посинел)

Какой вывод мы можем сделать? (В клетках растений содержится крахмал, который синеет при действии йода)

В каких органах растений мы чаще всего обнаружим крахмал? (в клубнях, семенах, луковицах, плодах (незрелых) 

Как вы думаете из чего получают сахар? (правильно, из сахарного тростника или свеклы)

А что такое тростник и свекла? (Растения)

Какой вывод мы можем сделать опираясь на эти знания? (Правильно, в клетках растений содержится сахар)

Какую роль играют углеводы в клетке? (Роль углеводов в клетке:1.Крахмал и сахар являются основными запасными веществами для обеспечения энергией растения. (Запись в тетради).

Кроме крахмала и сахара в состав клеток растений входит целлюлоза или клетчатка. Где в клетке мы ее обнаружим? (клеточная оболочка).

Как вы думаете, а какую роль это вещество играет? (Придает прочность и упругость различным частям растений)

Отставьте стаканчик в сторону, не вынимая теста.

Физминутка.

Раз – подняться, подтянуться,

Два – согнуться, разогнуться,

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире.

Пять – руками помахать,

Шесть – за парты сесть опять.



5.Демонстрируется опыт, доказывающий наличие жира в клетке.

Ученик: (Цель – доказать наличие жиров в клетке. Объект – семечки подсолнечника.) Возьмём салфетку между листочками положите несколько семечек подсолнечника. Обратной стороной карандаша или ручки раздавите семена.

Что наблюдаете? (Появляется жирное пятно на бумаге)

Какой можно сделать вывод? (В клетках растений содержится масло-жир)

Человек с давних пор использует растения, в которых содержится в большом количестве жир. Эти растения называют масличными.

Какие масличные растения вам известны?(Масличнаяпальма,Рапс,
Сибирский кедр, Жожоба)

Как вы думаете, в каких частях растения чаще всего накапливается жир? (семенах, плодах, спорах).

Какую роль играют жиры в клетке? (Роль жира в клетках: жир накапливается для питания зародыша семени при прорастании семян.)

6.Демонстрируется опыт, доказывающий наличие белка в клетке.

Ученик: (Цель – доказать наличие белка в клетке. Объект исследования - комочек теста.) Аккуратно вытаскиваем комочек теста и осмотрим его развернув марлю. Потрогаем его пальцем.

Что чувствуете? (скользкое, клейкое)

Когда сомкнете пальцы что чувствуете? (пальцы склеиваются). Правильно, это выделяется из теста белок – клейковина. Он содержится в клетках пшеницы, ржи и других злаков. Благодаря этому белку человек может из муки получать тесто и печь хлеб и пироги.

7.Нуклемновые кислоты – главная их роль это хранение и передача наследственной информации. Они входят в состав хромосом – особых структур, расположенных в клеточном ядре.

Ребята, скажите мне мы благодаря нашим опытам мы достигли сегодняшней цели? (ответы детей). Что мы доказали? (Доказали что в химический состав клетки входят неорганические и органические вещества, которые выполняют определенные функции и обогащают организм веществами растительного происхождения.)



Проявление познавательной инициативы.

Проведение исследований.

Обсуждение в группах варианты решения.

Оценка правильности выводов, решений.

6 ЭТАП Учебные действия по реализации плана. Применение нового знания.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Устный опрос по закреплению материала:

1.Какое вещество используют для определения содержания крахмала (йод)

2.Одно из органических веществ, которое в клетке используется как вещество запаса (сахар)

3.Химический элемент, содержание которого в клетке 17%. (углерод)

4.Вещество-углевод, можно обнаружить в клубнях картофеля (крахмал)

5.Общее название солей, содержащихся в клетке (минеральные)

6.Органические вещества, необходимые в клетке для получения энергии (жиры)

7.Группа веществ, к которым относятся вода и минеральные соли (неорганические)

8.Органические вещества, играющие большую роль во всех жизненных процессах клетки (белки)

9.Что мы получим, добавив к размолотым зернам пшеницы воду? (тесто)

10.Растительный белок, оставшийся после промывания теста (клейковина)

11.Цвет воды с крахмалом после добавления раствора йода (синий)

12.Часть картофеля, в которой при проведении лабораторной работы мы обнаружили крахмал (клубень)



Закрепление. Устные ответы детей.


7 ЭТАП Рефлексия (итог урока).

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Ребята, оцените себя в оценочной таблице на столе у вас.

Проверка уровня понимания учебного материала, психологического состояния учащихся после урока по вопросам:

-Все ли вам было понятно в течение урока?

-Какая часть урока показалась самой интересной?

-Какая часть урока вызвала затруднение?

-Какое у вас настроение после урока?

Подведение итогов с помощью стихотворения:

Из элементов химических состоят вещества.

И в клетках различных творят чудеса.

Кипит там работа.

Идут превращения,

Названье таким превращеньям - явления.

И создают вещества органические,

Процессы те сложные, по сути химические.





8 ЭТАП Домашнее задание.

Параграф §6, вопросы на странице 38.

На выбор выполнить одно задание.

  1. Изучите этикетки продуктов питания растительного происхождения и найдите информацию о содержании белков, жиров и углеводов. Выясните, какие продукты наиболее богаты этими веществами. Результаты исследования запишите в тетрадь.

  2. Используя Интернет или дополнительную литературу, проведите исследование и сделайте краткие сообщения о том, какие масличные растения используют люди в разных странах?

  3. Используя Интернет или дополнительную литературу, проведите исследование и сделайте краткие сообщения о том, какие растения используют люди в разных странах для производства сахара, кроме сахарного тростника и сахарной свеклы?

  4. Используя ресурсы Интернет и дополнительную литературу, подготовьте сообщения об отраслях промышленности, где человек использует различные вещества растительных клеток.






Бучельников Виктор

Исаков Сергей

Кошкина Анна

Нестеров Андрей

Пономарёв Александр

Пономарёв Вадим

Санина Валя

Стенников Слава

1

Проверка пройденного материала








2

Опыт








3

Активность на уроке



















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
урок по билогии

Автор: Биисова Мадина Сейльбековна

Дата: 15.11.2016

Номер свидетельства: 359263

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(81) "Использование кейс-метода на уроках билогии"
    ["seo_title"] => string(43) "ispolzovanie_keis_metoda_na_urokakh_bilogii"
    ["file_id"] => string(6) "506451"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1554712973"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(72) "План-конспект урока по теме "Иммунитет" "
    ["seo_title"] => string(41) "plan-konspiekt-uroka-po-tiemie-immunitiet"
    ["file_id"] => string(6) "120144"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413629548"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(86) "Презентация для урока по теме "Грибы" лекция №1 "
    ["seo_title"] => string(54) "priezientatsiia-dlia-uroka-po-tiemie-griby-liektsiia-1"
    ["file_id"] => string(6) "167512"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1423110874"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(79) "Почвенное питание растительного организма"
    ["seo_title"] => string(48) "pochviennoie_pitaniie_rastitiel_nogho_orghanizma"
    ["file_id"] => string(6) "344825"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1474394451"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства