Мы с вами говорили о том, что все живое на Земле имеет клеточное строение, и что их клетки имеют сходное строение. Оказывается кроме сходства в строении, для всех клеток характерен и сходный химический состав. Вещества, из которых состоят клетки, разнообразны. Из 109, имеющихся в природе химических элементов в составе клеток можно найти 80. Но большинство этих элементов встречается в виде химических веществ. Из чего состоят химические вещества? (Из атомов). Все вещества клетки можно разделить на органические и неорганические? Неорганические вещества – это вода и минеральные соли. Вы наверняка слышали, что человек на 80% состоит из воды. В клетках растений также есть вода в среднем около 60%. Минеральные соли составляют до 1% массы клетки. Самые распространенные – это соли натрия и калия, они обеспечивают выполнение такой важной функции организма как раздражимость. Органические вещества - вещества, состоящие из углерода, водорода, кислорода и азота. Эти вещества содержатся или производятся живыми организмами. К этим веществам относят белки, жиры, углеводы. Их насчитывается около 10 миллионов. Давайте докажем, что в клетках имеются химические вещества на примере опытов. Для этого мы поделимся на две группы, первый ряд это 1 группа, которая будет проводить опыты, доказывающие наличие неорганических веществ в клетке, второй ряд будет 2 группа, доказывающая наличие органических веществ в клетке. Ученик, показывающий опыт должен озвучить цель и объект опыта, делать вывод по исследованию и сказать какую роль играет вещество в клетке.
Ученик 1 группы демонстрирует опыт, доказывающий наличие воды в клетках. Прокаливание семян (цель опыта – доказать. Что в растениях содержится вода. Объектом является семена пшеницы.) Положим в пробирку сухие семена пшеницы и прокалим их на огне. На стенках пробирки мы увидим капельки воды, которая выделилась при нагревании из клеток. Вывод: органы растений содержат воду. Какую роль играет вода в клетке? (Ответы детей) Роль воды в клетке: 1.Придает клетке упругость. 2.Определяет форму. 3.Участвует в обмене веществ. (Запись в тетради). 2.Ученик 1 группы, демонстрирует опыт на наличие минеральных веществ в клетке. (Цель опыта – доказать, что растения содержат минеральные соли. Объект исследования – семена подсолнечника.) После сжигания семян подсолнечника осталась зола. Мы доказали, что в состав растений входят минеральные соли. Какую роль играют минеральные соли в клетке? (1.Необходимы для нормального обмена веществ между клеткой и средой; 2.Входят в состав межклеточного вещества.) (Запись в тетрадь) Вода и минеральные соли входят и в состав неживой природы. О чём это может говорить? (между химическим составом живых организмов и неживой природой существует принципиальное единство) Как вы думаете, каких веществ в клетках больше органических или неорганических? (ответы детей). Что образуется при сжигании сухих веток, дров? Как изменяется масса при сжигании? (ответ детей: После сгорания остается зола, ее образуется мало, она легкая.) Правильно, зола состоит из минеральных веществ, которые содержались в клетках растений. При горении сгорели только органические вещества. Следовательно, правы оказались те, кто считал, что органических веществ в клетках больше, чем неорганических. А сейчас вы сами проделаете ряд исследований. Ученик 2 группы, показывает опыт, доказывающий наличие углеводов в клетке. (Цель - доказать наличие углеводов в клетке. Объект исследования – клубень картофеля.)Определение крахмала. Мы на клубень картофеля капните йод. Что наблюдаете? Что картофель приобрёл синий цвет это доказывает о наличие крахмала в клетках растений. Проделаем еще один опыт (ученик показывает следующий опыт). Для этого возьмём стаканчик, нальём в него немного воды, приблизительно треть и опустим туда комочек теста, завернутый в марлю. Поболтаем его в стаканчике. Что вы наблюдаете? (Помутнение воды) Отлейте немного воды в стаканчик и накапайте туда раствор йода. Что наблюдаете? (Раствор посинел) Какой вывод мы можем сделать? (В клетках растений содержится крахмал, который синеет при действии йода) В каких органах растений мы чаще всего обнаружим крахмал? (в клубнях, семенах, луковицах, плодах (незрелых) Как вы думаете из чего получают сахар? (правильно, из сахарного тростника или свеклы) А что такое тростник и свекла? (Растения) Какой вывод мы можем сделать опираясь на эти знания? (Правильно, в клетках растений содержится сахар) Какую роль играют углеводы в клетке? (Роль углеводов в клетке:1.Крахмал и сахар являются основными запасными веществами для обеспечения энергией растения. (Запись в тетради). Кроме крахмала и сахара в состав клеток растений входит целлюлоза или клетчатка. Где в клетке мы ее обнаружим? (клеточная оболочка). Как вы думаете, а какую роль это вещество играет? (Придает прочность и упругость различным частям растений) Отставьте стаканчик в сторону, не вынимая теста. Физминутка. Раз – подняться, подтянуться, Два – согнуться, разогнуться, Три – в ладоши три хлопка, Головою три кивка. На четыре – руки шире. Пять – руками помахать, Шесть – за парты сесть опять.
5.Демонстрируется опыт, доказывающий наличие жира в клетке. Ученик: (Цель – доказать наличие жиров в клетке. Объект – семечки подсолнечника.) Возьмём салфетку между листочками положите несколько семечек подсолнечника. Обратной стороной карандаша или ручки раздавите семена. Что наблюдаете? (Появляется жирное пятно на бумаге) Какой можно сделать вывод? (В клетках растений содержится масло-жир) Человек с давних пор использует растения, в которых содержится в большом количестве жир. Эти растения называют масличными. Какие масличные растения вам известны?(Масличнаяпальма,Рапс, Сибирский кедр, Жожоба) Как вы думаете, в каких частях растения чаще всего накапливается жир? (семенах, плодах, спорах). Какую роль играют жиры в клетке? (Роль жира в клетках: жир накапливается для питания зародыша семени при прорастании семян.) 6.Демонстрируется опыт, доказывающий наличие белка в клетке. Ученик: (Цель – доказать наличие белка в клетке. Объект исследования - комочек теста.) Аккуратно вытаскиваем комочек теста и осмотрим его развернув марлю. Потрогаем его пальцем. Что чувствуете? (скользкое, клейкое) Когда сомкнете пальцы что чувствуете? (пальцы склеиваются). Правильно, это выделяется из теста белок – клейковина. Он содержится в клетках пшеницы, ржи и других злаков. Благодаря этому белку человек может из муки получать тесто и печь хлеб и пироги. 7.Нуклемновые кислоты – главная их роль это хранение и передача наследственной информации. Они входят в состав хромосом – особых структур, расположенных в клеточном ядре. Ребята, скажите мне мы благодаря нашим опытам мы достигли сегодняшней цели? (ответы детей). Что мы доказали? (Доказали что в химический состав клетки входят неорганические и органические вещества, которые выполняют определенные функции и обогащают организм веществами растительного происхождения.)
|