Просмотр содержимого документа
«Использование кейс-метода на уроках билогии»
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КЕЙС – МЕТОДА НА УРОКАХ БИОЛОГИИ
Молокова Татьяна Анатольевна
учитель биологии
МАОУ СОШ № 30 г. Томска
На всем протяжении учебного процесса у обучающихся должен сохранятся познавательный интерес к изучаемому предмету. Познавательный интерес проявляется в активности и внимании обучающихся на уроках, в их эмоциональных реакциях, в вопросах к учителю, в желании подготовить сообщения, поучаствовать во внеклассных мероприятиях. Поэтому учителю на своих уроках необходимо применять различные технологии. Одной из таких технологий является технология сотворчества.
В рамках технологии сотворчества используются различные эффективные методы, решающие учебные, развивающие и воспитательные задачи. Одним из них является кейс-метод.
Суть кейс-метода состоит в том, что обучающимся предлагается осмыслить реальную жизненную ситуацию, описание которой одновременно отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы. Его относят к интерактивным методам обучения. Название метода произошло от латинского термина – «казус» - запутанный или необычный случай, а также от английского «case» – портфель, чемоданчик.
К кейс - методам, активизирующим учебный процесс, относятся:
- метод инцидента, особенность которого заключается в том, для принятия решения имеющейся информации недостаточно, поэтому обучающийся сам находит информацию для принятия решения и анализирует ее.
- метод разбора деловой корреспонденции, в котором обучающиеся получают от учителя папки с описанием ситуации, помогающих найти выход из сложного положения и вопросы, которые позволяют найти решение.
- метод ситуационного анализа, который позволяет детально исследовать сложную ситуацию. Ученику предлагается текст с подробным описанием ситуации и задача, требующая решения.
Структура кейса включает следующие параметры:
• Название кейса (краткое, запоминающееся)
• Введение (обычно даются сведения о главных действующих лицах кейса, рассказывается о предыстории рассматриваемой ситуации, обозначается личностно-значимый смысл проблемы, заключенной в ситуации).
• Основная часть – описание самой ситуации (содержит внутреннюю интригу, проблему, заключенную в предлагаемой для анализа ситуации).
• Заключение (этап, который требует решения проблемы).
• Приложения (содержат важную, но косвенную информацию, связанную с внутренней проблемой кейса в форме текста, графиков, диаграмм, иллюстраций, аудио- и видеозаписей и т.д.).
• Специально сформулированные вопросы, позволяющие организовать работу с кейсом либо задание, которое необходимо выполнить.
• Заключение по ситуации (предлагается «решение» ситуации).
Примеры использования кейс - метода на уроках биологии в 7 классе.
1. Спящая гадюка.
Описание: Однажды молодой археолог в степи на юге Украины сильно устал и лег спать, не раздеваясь, на спальный мешок. Утром, открыв глаза, хотел было приподняться, но почувствовал, что на груди что-то лежит. Это оказалась степная гадюка. Осторожно, чтобы не разозлить змею, археолог снял ее с себя, и она уползла.
Вопросы: Почему змеи ползут к спящим людям? Почему гадюка не укусила археолога?
2. Добрые дельфины.
Описание: Обладая миролюбивых характером, дельфины при не необходимости смело вступают в бой с акулами. К людям они относятся дружелюбно. Интересно отметить тот факт: до сих пор не известно ни одного случая нападения дельфинов на человека. Наоборот дельфины ведут себя на морях как настоящая спасательная команда, помогая людям, попавшим в беду. Более того зарегистрированы десятки случаев, когда дельфины сами приплывали к людям за помощью или звали на выручку к запутавшемуся в сетях детенышу. Эти умные животные ищут в человеке друга.
Вопрос: Что побуждает дельфинов спасать тонувших людей, выталкивая их из воды?
3. Нечистая сила.
Описание: В Средние века женщин с высокими пышными волосами подозревали в колдовстве, так как в волосах у них иногда запутывались летучие мыши, якобы связанные с нечистой силой.
Вопросы: Каким образом летучие мыши ориентируются в пространстве во время полета?
Почему летучие мыши могли запутаться в пышной высокой прическе?
4. «Больше ему не съесть».
Описание: Пауки имеют небольшие размеры. От других членистоногих они отличаются тем, что их тело разделено на две части. Голова составляет одно целое с грудью, образуя головогрудь и при помощи тоненькой части соединяется с «животиком «– брюшко. В этой части тела у паука находятся легкие, печень, сердце, яичники и пищеварительный тракт. Но последний совсем мал.
Вопрос: Интересно, каким способом паук съедает добычу (муху), которая намного больше его самого и не как не поместилась бы у него внутри?
Примеры использования кейс - метода на уроках биологии в 6 классе.
«Дышать темно?»
Описание: Одна богатая лондонская дама, узнав о том, что растения, узнав о том, что растения, очищают воздух, велела слугам принести из зимнего сада в спальню, которая не проветривалась, пять самых больших кадок с тропическими растениями. Утром дама проснулась с головной болью. После этого она стала утверждать, что растения не очищают воздух, а наоборот портят его.
Вопросы: Действительно, ли растения портят воздух? Как вы объясните даме ее ошибку?
2. Прекрасные дыни.
Описание: Трудно что-то выращивать в пустыне. Воды практически нет, и кроме верблюжьих колючек, почти ничего не растет. Однако туркменские садоводы умудрились в свое время выращивать прекрасные дыни в почти безводных районах.
Вопросы: Вспомните, какое растение в пустыне поставляет воду с большой глубины? Предположите, как туркменским специалистам удалось вырастить вкусные дыни?
Используемая литература:
Гладких И.В. Методические рекомендации по разработке учебных кейсов. Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия: Менеджмент. -2005. - Выпуск 2. с. 169-194.
Кейс-метод в школе «ЕСТЕСТВЕННЫЕ НАУКИ» http://www.enauki.ru/case.
Модестов С.Ю. Сборник творческих задач по биологии, экологии и ОБЖ. Пособие для учителей. – Спб. Акцидент, 1998.
Мухина С.А., Соловьева А.А. Современные инновационные технологии обучения. -М: ГЭОТАР-Медиа, 2008.