Цель | знакомство учащихся с способами питания растений и формирование представлений об автотрофном и гетеротрофном способах питания |
Задачи | Образовательная: раскрыть содержание понятия “питание”и сформировать представления об автотрофном и гетеротрофном способах питания, об особенностях минерального (почвенного) питания растений, роль корневой системы в этом процессе, познакомиться с процессом образования органических веществ, узнать условия их образования. Развивающая: развивать умения составлять и читать схемы, сравнивать и устанавливать причинно следственные связи, выделять главное, приводить примеры, анализировать полученную информацию, делать выводы; Воспитательная: продолжать формировать коммуникативные качества у учащихся, культуру поведения на уроке; воспитывать наблюдательность, самостоятельность и любознательность. |
Формировать УУД | Предметные УУД: у учащихся формируются первоначальные о гетеротрофном способе питании растений (почвенном) Личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию из других источников Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других, совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им. Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; высказывать свое предложение. |
Планируемый результат | Предметные: знать, какие способы питания выделяют у растений, чем они отличаются друг от друга Метапредметные: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; высказывать свое предложение. (Регулятивные УУД) Умение оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других, совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им. (Коммуникативные УУД) Умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную из других источников знаний (Познавательные УУД) Личностные: уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности |
Основные понятия урока | Автотрофный способ питания, гетеротрофный способ питания, почвенное (корневое питание), воздушное питание, фотосинтез, корневое давление, корневые волоски, проводящая ткань, сосуды, устьица, основная ткань листа. |
Организация пространства | Фронтальная работа; Групповая работа; Индивидуальная работа |
Формы учебной деятельности | Индивидуальная, групповая |
Технологии | Развитие критического мышления (Дж. Стил, К. Мередит, Ч. Темпл, С. Уолтер, И. Заир-Бек и И.В. Муштавинская); Информационно-коммуникационные технологии; Личностно ориентированного обучения (И.С. Якиманская, Е.В. Бондаревская, С.В. Кульневич); Игровая технология (А.А.Вербицкий, К.Д.Ушинский, Д.Б.Эльконин) Проблемного обучения (М.И. Махмутов, А.М. Матюшкин, М.Н. Скаткин.) |
Средства обучения | технические: - компьютер с установленной операционной системой MS Windows; - мультимедийный проектор. программные: - мультимедийная презентация; - таблицы “Строение цветкового растения”, “Корень и его зоны”, “Поглощение света листом”; - микроскопы; - учебник |
Этапы урока | Организационный момент – 2 мин Повторение пройденного материала – 6 мин Самоопределение к деятельности – 2 мин. Интеллектуальная разминка – 2 мин. Целеполагание и мотивация – 2 мин Планирование – 2 мин Открытие новых знаний и применение – 15 мин.: Обобщение изученного материала – 5 мин. Домашнее задание – 1 мин. Рефлексия (итог урока) – 3 мин. |
Этапы урока | Основное содержание | Виды деятельности учителя | Виды деятельности учащихся | Планируемые образовательные результаты | | | |
Предметные | УУД: Регулятивные (Р), Познавательные (П), Коммуникативные(П) | Личностные | | | | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | | | | |
Организационный момент (2 мин) | Создание благоприятной атмосферы на уроке Цель: осознанное вхождение в учащегося в пространство учебной деятельности | Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку и отсутствующих. - Мы пришли сюда учиться, Не лениться, а трудиться, Работаем старательно, Слушаем внимательно. Долгожданный дан звонок, Начинаем мы урок. Надеюсь, что урок пройдет интересно и увлекательно. Предлагает перед началом урока поставить перед собой цель-оценку, которую учащиеся хотят получить в конце урока. | Слушают, наблюдают, настраиваются на восприятие материала урока. Проверяет свою готовность к уроку, концентрирует внимание. Учащиеся ставят оценку в маршрутном листе урока: красный – отлично; Зеленый – хорошо; Синий – недостаточно хорошо | | | самоорганизация | | | | |
Повторение пройденного материала (6 мин) Самостоятельная работа с самопроверкой | Цель: актуализация изученных способов действий, мыслительных операций и познавательных процессов. Цель: самостоятельно выполнить задание, провести взаимопроверку, корректировка возможных ошибок | (фронтальный опрос): Итак, на прошлом занятии вы познакомились с таким процессом жизнедеятельности, как обмени веществ 1) Что такое обмен веществ? 2) Что происходит в организме во время обмена веществ? 3) Что высвобождается в результате обмена веществ? | Отвечают на вопросы. Взаимосвязанные процессы образования и разрушения веществ, протекающие в организме и обеспечивающие его с окружающей средой. Сложные вещества под действием кислорода разрушаются до простых веществ. Энергия. | Должны знать, что такое обмен веществ, какого его значение, что является главным источником энергии, на что она тратится | Регулятивные УУД : учатся отличать верно выполненное задание от неверного, Познавательные УУД: формирование мыслительных операций: анализ, синтез, обобщение. Коммуникативные УУД: Умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других | Постепенное выстраивание собственного целостного мировоззрения | | | | | |
Чтобы ответить на вопрос, на какие процессы жизнедеятельности тратят энергию животные и растения, просит заполнить таблицу(раздаточный материал) | Учащиеся заполняют таблицу движение | размножение | дыхание | развитие | Использование энергии | Обновление клеток и тканей | питание | рост | |
Затем проверка правильности заполнения таблицы с выходом к доске желающего учащегося, заполнив такую же таблицу на доске Раздает учащимся карточки-задания, в которых необходимо найти неправильное предложение и написать, как должно быть правильно. Наблюдает за работой учеников. 1) Животные сами образуют органические вещества из неорганических, используя энергия света. 2) Основными источниками энергии являются неорганические вещества. 3) Примером неорганических веществ являются жиры, белки и углеводы. Просит учащихся обменяться карточками с целью проверки правильности выполнения задания и ставят оценки соседу по парте | Учащиеся проверяют правильность заполнения своей таблицы Учащиеся находят ошибки в предложениях. 1) Животные потребляют готовые органические вещества. 2) Основными источниками энергии являются органические вещества. 3) Жиры, белки и углеводы – это примеры органических веществ |
Подведение к определению темы урока, целеполагание и мотивация | Цель: определение последовательности действий, осознание того, что уже усвоено и что нужно усвоить | Организует формулирование темы урока и постановку цели урока. Актуализация имеющегося опыта: обеспечивает воспроизведение знаний, умений и способов действия, на базе которых будет организована работа на уроке. Вступительное слово учителя. - Составной частью обмена веществ является питание – потребление организмом необходимых веществ, как органических, так и неорганических, благодаря которым обеспечиваются все процессы жизнедеятельности. Примеры органических веществ мы знаем. - Приведите примеры неорганических веществ. - Как эти вещества поступают в растение? - с помощью какого органа растений? - Какова тема сегодняшнего урока? | Учащиеся слушают, отвечают на вопросы и сами определяют тему и цель урока, отвечая на вопросы учителя. - вода и минеральные соли - через почву - корня Тема: Почвенное питание растений Цель: изучение почвенного питания растений | Выделить примеры неорганических веществ и способы их поступления в растение | Регулятивные УУД : формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка темы урока). Коммуникативные УУД: формирование умения слушать и понимать речь других людей, инициативное сотрудничество в поиске информации, управление поведением партера Познавательные УУД: структурирование знаний, анализ объектов с целью выделения признаков | Осознание целостности окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.
| | | | | |
- Итак, мы сегодня познакомимся с основными способами питания, но для этого нам надо составить план нашей «экскурсии». Совместно с детьми составляется план: 1. Почвенное питание растений 2. Воздушное питание растений | Учащиеся под руководством учителя составляют план урока |
Актуализация знаний (15 мин) | Цель: изучение способов питания Цель: снятие усталости и напряжения, создание условий для психоэмоциональной нагрузки учащихся | - Все живые организмы по способу питания подразделяются на 2 группы: Предлагает зачитать фрагмент текста учебника, чтобы дать правильный ответ - Чтобы ответить на вопрос кто такие гетеротрофы, предлагаю прочитать вслух текст учебника на странице 92, 1 абзац - Кто такие гетеротрофы? - Приведите примеры гетеротрофов Предлагает самостоятельно прочитать фрагмент текста учебника, чтобы дать правильный ответ - Чтобы ответить на вопрос кто такие автотрофы и кто к ним относится, предлагаю самостоятельно прочитать текст учебника на странице 92, 2 абзац - Кто такие автотрофы? - Приведите примеры автотрофов Вещества, попав в растение, перемещаются, давайте и мы с вами тоже немного отдохнем и подвигаемся - Как вы думаете, когда мы поливаем растение, мы его тем самым питаем? - Вы правы, это почвенное питание, которое осуществляется с помощью корня - Для того, чтобы узнать как происходит попадание воды в корень, а затем ко всему растению, предлагаю посмотреть видеофрагмент. - Из каких зон состоит корень? - В почвенном питании растений, какая зона оказывает важную роль? - Какие особенности наблюдаются в этой зоне? - Что такое корневой волосок? - Каково количество корневых волосков на 1 мм2 и если их много, то зачем это необходимо? | Организмы, которые питаются готовой пищей. Животные, грибы, человек, большинство бактерий, некоторые растения (Петров крест, заразиха) Организмы, которые сами образуют органические вещества из неорганических - зеленые растения - Да - деления, роста, всасывания, проведения. - зона всасывания - В этой зоне располагаются корневые волоски. - Это сильно вытянутая клетка длиной 1-2 мм. - На 1 мм2 от 200 до 400 корневых волосков. Чем больше корневых волосков, тем больше всасывающая поверхность. | Должны знать понятия автотрофы, гетеротрофы, виды питания у растений (воздушное или фотосинтез и почвенное или ккорневое) | Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, умение работать с различными источниками информации Регулятивные УУД. умение планировать свою работу при выполнении заданий учителя, делать выводы по результатам работы. Коммуникативные УУД. Инициативное сотрудничество в поиске информации | Признавать право каждого на собственное мнение; умение соблюдать дисциплину на уроке | | | | | |
Создание проблемной ситуации Обобщение изученного материала (5мин) Рефлексия (итог урока) (2 мин) Домашнее задание (1 мин) | Цель: формирование у учащихся логического мышления Цель: формирование у учащихся логического мышления Цель: выявление качества усвоения содержания и способов действий, обеспечение развития способностей к оценочным действиям для подведения к выводу о достижениях цели урока. Цель: самооценка учащимися собственной учебной деятельности и деятельности одноклассников во время урока | - Ребята, как вы думаете, а растению тяжело или легко проводить воду по своему телу? - Чтобы вы однозначно поняли тяжело или нет это сделать растению, я попрошу выйти ко мне 2-х самых сильных, спортивных парней! - Перед каждым из вас стоит стул, встаньте на него и спрыгните, легко? - А теперь запрыгните также ловко и быстро на стул? Тяжело? Вот и растению это тяжело дается! - Значит, кто-то ему должен помогать поднимать воду снизу вверх? Предлагает самостоятельно прочитать фрагмент текста учебника на странице 93, последний абзац, чтобы дать правильный ответ - С помощью чего происходит этот процесс? - Молодцы! Посмотрите на рисунок 59, страница вашего учебника 93. Корневое давление мы можем наблюдать, если срежем у комнатного растения стебель и на пенек оденем резиновую трубочку, которую соединим со стеклянной трубочкой. Почву польем теплой водой, после чего она начнет подниматься по трубочке и вытекать из нее. - Как вы думаете, что изменится, если полить почву холодной водой? - Молодцы, вы абсолютно правы! - Для закрепления полученных знаний, я попрошу вас выполнить задание в формате «синквейн»: 1) 1 существительное 2) 2 прилагательных 3) 3 глагола 4) предложение 5) 1 существительное - Кто хочет выступить перед нами? Соотнесение своих результатов, с той целью-оценкой, которую учащиеся поставили в начале урока - Понравился ли вам урок? - Какие вопросы у вас вызвали затруднения и почему? - Прочитайте параграф 21. 2. Подумайте, как отразится на растении недостаток минеральных веществ в почве? 3. Творческое задание по желанию: Подготовить сообщение “Почему заразиха или петров крест являются гетеротрофами, хотя являются растениями?”. - Урок закончен. Всем спасибо. | - наверное, да - да - да - да - корневого давления - будет вытекать очень медленно Учащиеся рассказывают, какие выбрали слова Учащиеся сопоставляют оценку, поставленную в начале урока с оценкой, которую они в итоге заработали, делают анализ своей работы на уроке Учащиеся отвечают | Знать основные способы питания растений и особенности почвенного питания У учащихся формируются первоначальные представления о о способах питания растений. | Регулятивные УУД : В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки. Познавательные УУД: Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других. Познавательные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Коммуникативные: умение планировать учебное сотрудничество с товарищем | Признавать право каждого на собственное мнение; умение соблюдать дисциплину на уроке. Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности | | | | | |