Решаемые проблемы: Каково значение ненаследственной изменчивости в жизни
организмов? Почему ненаследственную изменчивость называют
фенотипической?
Виды деятельности: формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: коллективная работа – обсуждение домашнего задания, определение проблемы и цели на разных этапах урока, обсуждение алгоритма проведения лабораторной работы, проведение наблюдений и фиксирование их результатов, обсуждение результатов работы, составление алгоритма исправления ошибок; самостоятельная работа – изучение биологических терминов, выполнение тестовых заданий, предложенных учителем, сравнение результата с эталоном, выявление причин ненаследственной изменчивости, анализ иллюстративного материала учебника; индивидуальная работа по выбору домашнего задания из предложенного учителем.
Планируемые результаты:
Предметные: научиться давать определения понятий: ненаследственная, или модификационная (фенотипическая) изменчивость, модификации, приспособительные адаптации, онтогенетическая (возрастная) изменчивость; выявлять признаки ненаследственной изменчивости и называть и объяснять её причины; сравнивать проявление ненаследственной изменчивости разных организмов; характеризовать модификационную изменчивость как свойство живых организмов приспосабливаться к изменениям среды; проводить лабораторный опыт, наблюдать происходящие явления, фиксировать результаты наблюдения, делать выводы; соблюдать правила работы в кабинете биологии, правила обращения с лабораторным оборудованием.
Метапредметные УУД:
Познавательные: работать с различными источниками информации, выделять главное в тексте; строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей; сравнивать и делать выводы; приобретать навыки исследовательской деятельности.
Регулятивные: формулировать цель урока и ставить задачи, необходимые для её достижения; планировать свою деятельность и прогнозировать её результаты; представлять результаты работы.
Коммуникативные: строить речевые высказывания в устной форме; задавать вопросы; аргументировать свою точку зрения; участвовать в коллективном обсуждении проблем; строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми.
Личностные УУД: формирование и развитие познавательного интереса к изучению биологии, научного мировоззрения; осознания единства и целостности окружающего мира, возможности его познания и объяснения на основе достижений науки; осознание потребности и готовности к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы; стремление к участию в трудовой деятельности в области медицины, биотехнологии.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Решаемые проблемы: Каково значение ненаследственной изменчивости в жизни
организмов? Почему ненаследственную изменчивость называют
фенотипической?
Виды деятельности: формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: коллективная работа – обсуждение домашнего задания, определение проблемы и цели на разных этапах урока, обсуждение алгоритма проведения лабораторной работы, проведение наблюдений и фиксирование их результатов, обсуждение результатов работы, составление алгоритма исправления ошибок; самостоятельная работа – изучение биологических терминов, выполнение тестовых заданий, предложенных учителем, сравнение результата с эталоном, выявление причин ненаследственной изменчивости, анализ иллюстративного материала учебника; индивидуальная работа по выбору домашнего задания из предложенного учителем.
Планируемые результаты:
Предметные: научиться давать определения понятий: ненаследственная, или модификационная (фенотипическая) изменчивость, модификации, приспособительные адаптации, онтогенетическая (возрастная) изменчивость; выявлять признаки ненаследственной изменчивости и называть и объяснять её причины; сравнивать проявление ненаследственной изменчивости разных организмов; характеризовать модификационную изменчивость как свойство живых организмов приспосабливаться к изменениям среды; проводить лабораторный опыт, наблюдать происходящие явления, фиксировать результаты наблюдения, делать выводы; соблюдать правила работы в кабинете биологии, правила обращения с лабораторным оборудованием.
Метапредметные УУД:
Познавательные: работать с различными источниками информации, выделять главное в тексте; строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей; сравнивать и делать выводы; приобретать навыки исследовательской деятельности.
Регулятивные: формулировать цель урока и ставить задачи, необходимые для её достижения; планировать свою деятельность и прогнозировать её результаты; представлять результаты работы.
Коммуникативные: строить речевые высказывания в устной форме; задавать вопросы; аргументировать свою точку зрения; участвовать в коллективном обсуждении проблем; строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми.
Личностные УУД: формирование и развитие познавательного интереса к изучению биологии, научного мировоззрения; осознания единства и целостности окружающего мира, возможности его познания и объяснения на основе достижений науки; осознание потребности и готовности к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы; стремление к участию в трудовой деятельности в области медицины, биотехнологии.
План урока
Актуализация знаний
1.Индивидуальный опрос.
1-й ученик. Составить схему «Формы изменчивости»
2-й ученик. Составить схему «Классификация мутаций».
3-й ученик. Доказать, что закон гомологических рядов имеет большое практическое значение.
4-й, 5-й ученики. Работа с дидактическими карточками.
2.Задания классу.
1.Ответы на вопросы из учебника.
2.Рецензии ответов у доски.
Изучение нового материала
1. Модификационная изменчивость и её примеры (самостоятельная работа с электронным учебником, печатной версией учебника, беседа).
2.Свойства модификационных изменений (рассказ учителя с элементами беседы). Составление опорного конспекта:
Онтогенез
Генотип Фенотип
Условия
внешней среды
Наследственный аппарат организма определяет возможность развития всех свойств и признаков, реализации этой возможности способствуют или препятствуют условия внешней среды.
Очевидно, что в разных условиях среды один и тот же генотип может иметь различные фенотипы, т.е. будет проявляться ненаследственная, модификационная изменчивость. Изменения самого генотипа – причина наследственной. Мутационной изменчивости.
Работа обучающихся с электронным пособием (Biology – практикум):
Свойства модификационных изменений: (запись в тетрадь)
1) имеют групповой характер;
2) не наследуются;
3) изменения соответствуют действиям определённого фактора среды;
4) пределы изменчивости обуславливаются изменчивостью генотипа.
3.Понятия о взаимоотношении генотипа, среды и признака. Норма реакции (рассказ учителя, сопровождаемый презентацией). Возможен вариант опережающего обучения – подготовка нового материала обучающимися с презентацией, опорной схемой, таблицами или рисунками (для обучающихся-консультантов на уроках и работающими над проектами, исследовательскими работами).
4.Использование явления модификационной изменчивости в практике сельского хозяйства (эвристическая беседа).
При изучении закономерностей наследственности рассматриваются, как правило, качественные признаки, которые могут быть описаны словесно (цвет глаз, форма листьев), и степень их выраженности трудно поддается измерению. Проявление этих признаков обусловлено в основном действием отдельных генов. Количественные признаки (рост, масса, объём и др.) допускают точное измерение, причем числа, характеризующие степень их выраженности, можно расположить в один ряд от самой маленькой величины до самой большой. Развитие количественных признаков определяется одновременным действием сразу многих генов в широком диапазоне влияния внешних условий. Знание закономерностей распределения количественных признаков, как для теоретической биологии, так и для практики сельского хозяйства, медицины, многих отраслей промышленности.
Цель работы: выявлять статистические закономерности изменчивости количественных признаков.
Оборудование: линейки, весы, мерные цилиндры и другие приборы для измерений, наборы (не менее 100 экз.) желудей, колосьев, листьев, семян и других объектов, калькуляторы.
Ход работы (1 вариант)
1.Измерьте длину листьев и результаты занесите в таблицу. Расположите их в один ряд в порядке возрастания длины листовой пластинки.
Длина листа (см)
Количество таких листьев
2.Используя полученные измерения, определите частоту встречаемости листьев с короткой, длинной и средней по длине листовой пластинкой. Для этого разделите листья на три группы по длине их листовой пластинки. Сосчитайте, сколько листьев находится в каждой группе.
3.На основе полученных данных постройте на миллиметровой или клетчатой бумаге вариационную кривую изменчивости длины листовой пластинки. Для этого на оси абсцисс отложите значения длины листовых пластинок каждого листа, а на оси ординат – значения, отражающие частоту встречаемости исследуемого признака (число листьев в каждой группе). Соединив точки пересечения оси абсцисс и ординат у каждого листа, получите вариационную кривую.
4.Выполните такую же работу по материалам измерений ширины листовой пластинки листа.