kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок "Ненаследственная изменчивость"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок «Ненаследственная изменчивость»

учитель биологии

Борисенко Ирина Геннадьевна

МБОУ г. Шахты Ростовской области

«Лицей №3 им. академика В.М.Глушкова»

Тип урока: общеметодологической направленности.

Технологии: здоровьесбережения, проблемного, развивающего обучения, групповой

деятельности, интерактивные.

Решаемые проблемы: Каково значение ненаследственной изменчивости в жизни

организмов? Почему ненаследственную изменчивость называют

фенотипической?

Виды деятельности: формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: коллективная работа – обсуждение домашнего задания, определение проблемы и цели на разных этапах урока, обсуждение алгоритма проведения лабораторной работы, проведение наблюдений и фиксирование их результатов, обсуждение результатов работы, составление алгоритма исправления ошибок; самостоятельная работа – изучение биологических терминов, выполнение тестовых заданий, предложенных учителем, сравнение результата с эталоном, выявление причин ненаследственной изменчивости, анализ иллюстративного материала учебника; индивидуальная работа по выбору домашнего задания из предложенного учителем.

Планируемые результаты:

Предметные: научиться давать определения понятий: ненаследственная, или модификационная (фенотипическая) изменчивость, модификации, приспособительные адаптации, онтогенетическая (возрастная) изменчивость; выявлять признаки ненаследственной изменчивости и называть и объяснять её причины; сравнивать проявление ненаследственной изменчивости разных организмов; характеризовать модификационную изменчивость как свойство живых организмов приспосабливаться к изменениям среды; проводить лабораторный опыт, наблюдать происходящие явления, фиксировать результаты наблюдения, делать выводы; соблюдать правила работы в кабинете биологии, правила обращения с лабораторным оборудованием.

Метапредметные УУД:

Познавательные: работать с различными источниками информации, выделять главное в тексте; строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей; сравнивать и делать выводы; приобретать навыки исследовательской деятельности.

Регулятивные: формулировать цель урока и ставить задачи, необходимые для её достижения; планировать свою деятельность и прогнозировать её результаты; представлять результаты работы.

Коммуникативные: строить речевые высказывания в устной форме; задавать вопросы; аргументировать свою точку зрения; участвовать в коллективном обсуждении проблем; строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми.

Личностные УУД: формирование и развитие познавательного интереса к изучению биологии, научного мировоззрения; осознания единства и целостности окружающего мира, возможности его познания и объяснения на основе достижений науки; осознание потребности и готовности к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы; стремление к участию в трудовой деятельности в области медицины, биотехнологии.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок "Ненаследственная изменчивость"»

Урок «Ненаследственная изменчивость»

учитель биологии

Борисенко Ирина Геннадьевна

МБОУ г. Шахты Ростовской области

«Лицей №3 им. академика В.М.Глушкова»

Тип урока: общеметодологической направленности.

Технологии: здоровьесбережения, проблемного, развивающего обучения, групповой

деятельности, интерактивные.

Решаемые проблемы: Каково значение ненаследственной изменчивости в жизни

организмов? Почему ненаследственную изменчивость называют

фенотипической?

Виды деятельности: формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: коллективная работа – обсуждение домашнего задания, определение проблемы и цели на разных этапах урока, обсуждение алгоритма проведения лабораторной работы, проведение наблюдений и фиксирование их результатов, обсуждение результатов работы, составление алгоритма исправления ошибок; самостоятельная работа – изучение биологических терминов, выполнение тестовых заданий, предложенных учителем, сравнение результата с эталоном, выявление причин ненаследственной изменчивости, анализ иллюстративного материала учебника; индивидуальная работа по выбору домашнего задания из предложенного учителем.

Планируемые результаты:

Предметные: научиться давать определения понятий: ненаследственная, или модификационная (фенотипическая) изменчивость, модификации, приспособительные адаптации, онтогенетическая (возрастная) изменчивость; выявлять признаки ненаследственной изменчивости и называть и объяснять её причины; сравнивать проявление ненаследственной изменчивости разных организмов; характеризовать модификационную изменчивость как свойство живых организмов приспосабливаться к изменениям среды; проводить лабораторный опыт, наблюдать происходящие явления, фиксировать результаты наблюдения, делать выводы; соблюдать правила работы в кабинете биологии, правила обращения с лабораторным оборудованием.

Метапредметные УУД:

Познавательные: работать с различными источниками информации, выделять главное в тексте; строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей; сравнивать и делать выводы; приобретать навыки исследовательской деятельности.

Регулятивные: формулировать цель урока и ставить задачи, необходимые для её достижения; планировать свою деятельность и прогнозировать её результаты; представлять результаты работы.

Коммуникативные: строить речевые высказывания в устной форме; задавать вопросы; аргументировать свою точку зрения; участвовать в коллективном обсуждении проблем; строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми.

Личностные УУД: формирование и развитие познавательного интереса к изучению биологии, научного мировоззрения; осознания единства и целостности окружающего мира, возможности его познания и объяснения на основе достижений науки; осознание потребности и готовности к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы; стремление к участию в трудовой деятельности в области медицины, биотехнологии.


План урока


Актуализация знаний


1.Индивидуальный опрос.

1-й ученик. Составить схему «Формы изменчивости»

2-й ученик. Составить схему «Классификация мутаций».

3-й ученик. Доказать, что закон гомологических рядов имеет большое практическое значение.

4-й, 5-й ученики. Работа с дидактическими карточками.

2.Задания классу.

1.Ответы на вопросы из учебника.

2.Рецензии ответов у доски.


Изучение нового материала

1. Модификационная изменчивость и её примеры (самостоятельная работа с электронным учебником, печатной версией учебника, беседа).

2.Свойства модификационных изменений (рассказ учителя с элементами беседы). Составление опорного конспекта:

Онтогенез

Генотип Фенотип



Условия

внешней среды

Наследственный аппарат организма определяет возможность развития всех свойств и признаков, реализации этой возможности способствуют или препятствуют условия внешней среды.

Очевидно, что в разных условиях среды один и тот же генотип может иметь различные фенотипы, т.е. будет проявляться ненаследственная, модификационная изменчивость. Изменения самого генотипа – причина наследственной. Мутационной изменчивости.

Работа обучающихся с электронным пособием (Biology – практикум):

Свойства модификационных изменений: (запись в тетрадь)

1) имеют групповой характер;

2) не наследуются;

3) изменения соответствуют действиям определённого фактора среды;

4) пределы изменчивости обуславливаются изменчивостью генотипа.


3.Понятия о взаимоотношении генотипа, среды и признака. Норма реакции (рассказ учителя, сопровождаемый презентацией). Возможен вариант опережающего обучения – подготовка нового материала обучающимися с презентацией, опорной схемой, таблицами или рисунками (для обучающихся-консультантов на уроках и работающими над проектами, исследовательскими работами).


4.Использование явления модификационной изменчивости в практике сельского хозяйства (эвристическая беседа).


5.Статистические закономерности модификационной изменчивости (презентация учителя).


Закрепление

Лабораторная работа

«Статистические закономерности изменчивости»

При изучении закономерностей наследственности рассматриваются, как правило, качественные признаки, которые могут быть описаны словесно (цвет глаз, форма листьев), и степень их выраженности трудно поддается измерению. Проявление этих признаков обусловлено в основном действием отдельных генов. Количественные признаки (рост, масса, объём и др.) допускают точное измерение, причем числа, характеризующие степень их выраженности, можно расположить в один ряд от самой маленькой величины до самой большой. Развитие количественных признаков определяется одновременным действием сразу многих генов в широком диапазоне влияния внешних условий. Знание закономерностей распределения количественных признаков, как для теоретической биологии, так и для практики сельского хозяйства, медицины, многих отраслей промышленности.

Цель работы: выявлять статистические закономерности изменчивости количественных признаков.

Оборудование: линейки, весы, мерные цилиндры и другие приборы для измерений, наборы (не менее 100 экз.) желудей, колосьев, листьев, семян и других объектов, калькуляторы.

Ход работы (1 вариант)

1.Измерьте длину листьев и результаты занесите в таблицу. Расположите их в один ряд в порядке возрастания длины листовой пластинки.

Длина листа (см)










Количество таких листьев












2.Используя полученные измерения, определите частоту встречаемости листьев с короткой, длинной и средней по длине листовой пластинкой. Для этого разделите листья на три группы по длине их листовой пластинки. Сосчитайте, сколько листьев находится в каждой группе.

3.На основе полученных данных постройте на миллиметровой или клетчатой бумаге вариационную кривую изменчивости длины листовой пластинки. Для этого на оси абсцисс отложите значения длины листовых пластинок каждого листа, а на оси ординат – значения, отражающие частоту встречаемости исследуемого признака (число листьев в каждой группе). Соединив точки пересечения оси абсцисс и ординат у каждого листа, получите вариационную кривую.

4.Выполните такую же работу по материалам измерений ширины листовой пластинки листа.

5.Сформулируйте выявленную вами статистическую закономерность модификационной изменчивости.

Домашнее задание

&25, вопросы 1-3











Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок "Ненаследственная изменчивость"

Автор: Борисенко Ирина Геннадьевна

Дата: 04.05.2017

Номер свидетельства: 413210

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(139) "Конспект урока "Закономерности изменчивости. Генотипическая изменчивость" "
    ["seo_title"] => string(79) "konspiekt-uroka-zakonomiernosti-izmienchivosti-gienotipichieskaia-izmienchivost"
    ["file_id"] => string(6) "193625"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427656075"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(93) "Тема.Закономерности модификационной изменчивости"
    ["seo_title"] => string(50) "tiemazakonomiernostimodifikatsionnoiizmienchivosti"
    ["file_id"] => string(6) "324679"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1462600036"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(204) "Методические материалы к медиауроку биологии 10 класс на тему: Модификационная изменчивость адониса весеннего "
    ["seo_title"] => string(123) "mietodichieskiie-matierialy-k-miediauroku-biologhii-10-klass-na-tiemu-modifikatsionnaia-izmienchivost-adonisa-viesienniegho"
    ["file_id"] => string(6) "169514"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423415475"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(286) "Технологическая карта урока биологии 9 класс по теме "Наследственная и ненаследственная изменчивость. Эмбриональный и постэмбриональный периоды развития""
    ["seo_title"] => string(80) "tekhnologicheskaia_karta_uroka_biologii_9_klass_po_teme_nasledstvennaia_i_nenasl"
    ["file_id"] => string(6) "579769"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1620113111"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(75) "Изолирующие механизмы. Видообразование. "
    ["seo_title"] => string(45) "izoliruiushchiie-miekhanizmy-vidoobrazovaniie"
    ["file_id"] => string(6) "241006"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1445167801"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства