Урок изучения нового материала
Урок биологии в 11 классе
по теме «Изолирующие механизмы»
Учитель химии и биологии, МБОУ «Залегощенская средняя общеобразовательная школа №2» Залегощенского района Орловской области
Нечаева Светлана Дмитриевна
Цель: продолжить формирование понятия о движущих силах эволюции на примере изоляции.
Задачи:
- Образовательные
- Познакомить с разными видами изоляции.
- Приводить примеры естественного отбора
- Раскрыть суть понятия изоляция, рассмотреть виды изолирующих механизмов
- Развивающие
Высказывание своего мнения по вопросу, из материала выделять главное, формулировка вывода.
- Воспитывающие
Уважение чужого мнения, при работе в парах приход к общему выводу.
Оборудование: таблица «Образование новых видов».
Ход урока
Повторение пройденного материала. Оценка освоения содержания «Понятийная разминка:
- эволюционное учение,
- эволюция,
- изменчивость,
- ненаследственная изменчивость,
- наследственная изменчивость,
- генотип,
- фенотип,
- генофонд,
- генетическое равновесие,
- популяция,
- вид,
- естественный отбор,
- борьба за существование,
- внутривидовая борьба,
- межвидовая борьба,
- борьба с неблагоприятными условиями среды.
Изучение новой темы:
На партах распечатанный материал «Классификация изолирующих механизмов».
КЛАССИФИКАЦИЯ ИЗОЛИРУЮЩИХ МЕХАНИЗМОВ
Докопуляционные изолирующие механизмы
(механизмы, препятствующие межвидовому скрещиванию)
.
I. потенциальные партнеры не встречаются
биотопическая изоляция
сравниваемые виды живут в разных местообитаниях
сезонная изоляция
сравниваемые виды размножаются в разные сроки
II. потенциальные партнеры встречаются, но не спариваются
поведенческая изоляция
сравниваемые виды отличаются по окраске, брачным ритуалам, песне или запаху
III. копуляция не приводит к осеменению
механическая изоляция
различное строение копулятивных органов у близкородственных видов
Послекопуляционные механизмы
(механизмы, понижающие успешность межвидового скрещивания)
.
IV. осеменение происходит, но яйца не оплодотворяются
гибель гамет
имуннологическая реакция на чужеродную сперму препятствует оплодотворению
V.яйца оплодотворяются, но зародыш гибнет
гибель зигот
несовместимость геномов родительских видов приводит к нарушению эмбрионального развития
VI. зародыш развивается нормально, но гибриды менее приспособлены к условиям существования, чем родительские виды
неполноценность гибридов
у гибридов нарушаются эволюционно сложившиеся связи между генами родительских видов, при их размножении возникают сложности из-за необычности окраски и полового поведения
VII.гибриды вполне жизнеспособны, но частично или полностью стерильны
бесплодность гибридов
различия в количестве и форме хромосом родительских видов приводит к затруднению или невозможности созревания половых клеток у гибридов
Работа в парах с текстом учебника, с раздаточным материалом по подготовке рассказа об одном из видов изолирующего механизма.
Подготовка выступления.
Презентация «Изолирующие механизмы»
Ответ на проблемный вопрос «В воде размножаются разные виды рыб, земноводные, почему не встречаются мутанты рыбо-лягушки?»
Микроэволюция – процессы, происходящие в популяции в ходе естественного отбора и ведущие к видообразованию.
Видообразование – это процесс возникновения новых видов на базе наследственной изменчивости под действием естественного отбора.
Различают два основных способа видообразования – географическое и экологическое, в зависимости от того, какой способ изоляции послужил исходным для рождения популяций.
Видообразование
(смена последовательности событий при видообразовании)
Географическое видообразование Экологическое видообразование
Расселение на новык территории Освоение новых экологических ниш
в пределах старого ореала
Географическая изоляция между популяциями Отбор в новых условиях среды
Отбор в новых условиях среды Биологическая изоляция
Биологическая изоляция Возникновение подвидов
Возникновение подвидов Возникновение новых видов
Возникновение новых видов
Географическое (аллотропическое) видообразование возникает в результате пространственно-территориальной изоляции одной популяции или группы популяций видов. Отдельные популяции в ареале вида могут быть разъединены горами, реками, пустынями, автострадами и др. ландшафтными барьерами, затрудняющими частый обмен генами между популяциями. С течением времени различия между популяциями становятся все более значительными, и они начинают существовать как самостоятельные виды.
Экологическое (симпатрическое) видообразование представляет собой способ видообразования, при котором возникновение видов происходит из популяций с перекрещивающимися или совпадающими ареалами. В качестве фактора эволюции выступает биологическая изоляция.
Задание: Из приведенного перечня выберите факторы, способствующие видообразованию, и обоснуйте свой выбор: малочисленность вида, многочисленность вида, сравнительно однообразные условия существования, разнообразные условия существования, маленький ареал, большой ареал, острая борьба за существование, относительно слабая борьба за существование, изоляция.
Письменное решение тестового задания.
1. Изоляция, характеризующаяся различиями в размерах или форме половых органов или же в строении цветков.
2. Изоляция, ведущая к утрате способности особей разных популяций свободно скрещиваться друг с другом.
3. Гибрид ослицы с жеребцом.
4. Механизмы, действующие после образования зиготы, приводящие к снижению жизнеспособности или плодовитости гибридного потомства.
5. Изоляция, характеризующая разным временем размножения или спаривания у животных или цветения у растений происходящее в разное время суток.
6. Изоляция, характеризующая разным поведением в период размножения, что приводит к отсутствию взаимной привлекательности самца и самки.
7. Механизмы, предшествующие образованию зиготы, создающие препятствия для спаривания особей, относящихся к разным популяциям.
8. Гибрид лошади и осла.
9. Изоляция, когда популяции занимают одну и ту же территорию, но различные места обитания и поэтому не встречаются друг с другом.
Домашнее задание.
Самоанализ и самооценка
Я оцениваю свою работу на уроке на - ___
Я оцениваю усвоение материала урока на ___