Урок на тему "Класс Млекопитающие. Особенности внешнего строения."
Урок на тему "Класс Млекопитающие. Особенности внешнего строения."
Тема: Класс Млекопитающие. Особенности внешнего строения.
Задачи: показать прогрессивные черты организации млекопитающих, позволившие им широко распространиться на Земле, занять все основные среды обитания, их сходство с пресмыкающимися и происхождение от зверозубых рептилий; продолжить формирование умений узнавать млекопитающих, обосновывать их более высокую организацию по сравнению с пресмыкающимися.
Оборудование: скелет кошки или кролика, таблицы и рисунки с изображением млекопитающих, схем их строения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок на тему "Класс Млекопитающие. Особенности внешнего строения."»
Тема: Класс Млекопитающие. Особенности внешнего строения.
Задачи: показать прогрессивные черты организации млекопитающих, позволившие им широко распространиться на Земле, занять все основные среды обитания, их сходство с пресмыкающимися и происхождение от зверозубых рептилий; продолжить формирование умений узнавать млекопитающих, обосновывать их более высокую организацию по сравнению с пресмыкающимися.
Оборудование: скелет кошки или кролика, таблицы и рисунки с изображением млекопитающих, схем их строения.
Планируемые результаты (УУД):
Личностные: Саморазвитие и самообразование на основе мотивации к обучению и самопознанию. умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Осознание взаимосвязанности, взаимозависимости всех компонентов природы.
Метапредметные: Умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Умение находить достоверную информацию, необходимую для решения учебных задач, преобразовывать информацию из одного вида в другой. Умение самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выдвигать версии.
Предметные: Знание происхождения млекопитающих, особенностей их строения.
Ход урока:
1. Орг.момент;
2. Проверка знаний и умений по теме «Птицы» (тест на 2 варианта).
3. Повторение:
классификация животных?
какие типы животных вы знаете?
особенности животных Типа Хордовые?
какие подтипы, классы относятся к нему относятся?
4. Актуализация:
Какие классы животных позвоночных мы уже изучили? какой класс еще не изучен? Именно о нем и пойдет речь на нашем уроке.
Ребята, сформулируйте тему и задачу урока (запись темы урока в тетрадях)
У нас есть возможность расширить свои знания, узнать об особенностях нового класса животных.
5. Изучение нового материала:
Общая характеристика класса Млекопитающие - высокоорганизованный класс хордовых животных, насчитывающий около 4,5 тыс. видов. Его представители заселили все среды жизни, включая поверхность суши, почву, морские и пресные водоемы, приземные слои атмосферы.
Ведя свое происхождение от звероподобных пресмыкающихся верхнего карбона, млекопитающие достигли расцвета в кайнозойскую эру.
Характерные черты их организации следующие:
Тело подразделено на голову, шею, туловище, парные передние и задние конечности, хвост. Конечности расположены под туловищем, благодаря чему оно приподнято над землей, что дает возможность животным передвигаться с большой скоростью.
Кожа относительно толстая, прочная и эластичная, покрытая волосяным покровам, хорошо удерживающим вырабатываемое организмом тепло. В коже расположены сальные, потовые, млечные и пахучие железы.
Мозговой отдел черепа крупнее, чем у пресмыкающихся. Позвоночник состоит из пяти отделов. В шейном отделе всегда семь позвонков.
Мускулатура представлена сложной системой дифференцированных мышц. Имеется грудобрюшная мышечная перегородка – диафрагма. Развитая подкожная мускулатура обеспечивает изменение положения волосяного покрова, а также различную лицевую мимику. Виды передвижения разнообразны: ходьба, бег, лазание, прыжки, плавание, полет.
Пищеварительная система сильно дифференцирована. Слюна содержит пищеварительные ферменты. Зубы на челюстных костях сидят в лунках и по строению и назначению подразделяются на резцы, клыки и коренные. У растительноядных животных значительно развита слепая кишка. У большинства клоака отсутствует.
Сердце четырехкамерное, как и у птиц. Имеется левая дуга аорты. Все органы и ткани тела снабжаются чистой артериальной кровью. Сильно развито губчатое вещество костей, красный костный мозг которого является кроветворным органом.
Органы дыхания - легкие - имеют большую дыхательную поверхность за счет альвеолярного строения. В дыхательных движениях, кроме межреберных мышц, участвует и диафрагма. Интенсивность процессов жизнедеятельности высокая, вырабатывается много тепла, поэтому млекопитающие - теплокровные (гомойотермные) животные (как и птицы).
Органы выделения - тазовые почки. Моча выводится по мочеиспускательному каналу наружу.
Головной мозг, как и у всех позвоночных животных, состоит из пяти отделов. Особенно велики размеры больших полушарий переднего мозга, покрытых корой (у многих видов извилистой), и мозжечка. Кора становится высшим отделом центральной нервной системы, координирующим работу других отделов мозга и всего организма. Формы поведения сложные.
Органы обоняния, слуха, зрения, вкуса, осязания имеют большую разрешающую способность, что позволяет животным легко ориентироваться в среде обитания.
Млекопитающие – раздельнополые животные с внутренним оплодотворением. Зародыш развивается в матке (у большинства). Питание и газообмен происходит через плаценту. После рождения детеныши вскармливаются молоком.
Особенности строения и процессов жизнедеятельности. Внешний облик и размеры млекопитающих весьма разнообразны в зависимости от условий и образа жизни. Масса тела колеблется от 1,5 г (землеройка-крошка) до 150 т (синий кит). Длинные передние и задние конечности расположены под туловищем и способствуют быстрому передвижению, благодаря чему животные не имеют себе равных по скорости передвижения. У гепарда, например, она достигает 110 км/ч.
Кожа у млекопитающих более толстая и эластичная, чем у животных других классов. Клетки наружного слоя – эпидермиса, постепенно снашиваясь и ороговевая, замещаются новыми, молодыми. Внутренний слой кожи - дерма - хорошо развит, в его нижней части откладывается жир. Производным эпидермиса являются нитевидные роговые образования - волосы. Волосяной покров, как и оперение птиц, - совершенное приспособление для терморегуляции. Его основу составляют тонкие, мягкие пуховые волосы, образующие подшерсток. Между ними развиты более длинные, жесткие и редкие остевые волосы, защищающие пуховые волосы и кожу от механических повреждений. Кроме того, у многих млекопитающих на голове, шее, груди и передних конечностях развиты длинные и жесткие чувствительные волосы - вибриссы. Волосяной покров периодически меняется. Периодичность и время линьки у разных видов млекопитающих различны.
Производными эпидермиса являются ногти, когти, копыта, чешуя и полые рога (например, у быков, козлов, баранов, антилоп). Костные рога оленей, лосей развиваются из внутреннего слоя кожи - дермы.
Кожные покровы снабжены железами - потовыми, сальными, пахучими, млечными. Испарение потовых выделений животного способствует его охлаждению. Сальные выделения предохраняют волосы от намокания, а кожу - от иссушения. Секреты пахучих желез позволяют особям одного вида отыскивать друг друга, метить территории, отпугивать преследователей (хорек, скунс и др.). Млечные железы выделяют молоко, которым самки выкармливают своих детенышей.
6. Обобщение и закрепление: вопросы учебника.
7. Рефлексия, итог урока: На какой вопрос мы отвечали на уроке (какую проблему решали)? Что мы выяснили? Как вы работали, что удалось на уроке, что нет?