Урок посвящен характерным для класса Хрящевые рыбы, особенностям их строения, связанных с водным образом жизни. Учащиеся самостоятельно изучают новый материал. Продолжают знакомиться с заданиями ОГЭ первой и второй части, это и хорошая подготовка к ВПР. В ХОДЕ УРОКА ПРЕДСТАВЛЕНЫ БОЛЕЕ СЛОЖНЫЕ ЗАДАНИЯ: ЭТО И РАБОТА С ТЕКСТОМ, и суждения о признаках, и на установление соответствия и другие.Задания используются в процессе изучения нового материала
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок «Класс Хрящевые рыбы» 7 класс»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №8»
с. Грушевского Александровского района
Ставропольского края
Урок «Класс Хрящевые рыбы»7 класс
Горгосова Любовь Николаевна –
учитель биологии
2019 г.
Цель: выделить признаки, характерные для класса Хрящевые рыбы, особенности их строения, связанные с водным образом жизни.
Задачи урока:
Образовательная: начать формировать знания учащихся о классе Хрящевые рыбы, раскрыть образ жизни и особенности жизнедеятельности хрящевых рыб, связанные с водным образом жизни; познакомить с многообразием, установить место и роль данных рыб в природе.
Развивающая: развивать умение наблюдать, логически мыслить и быть внимательными, анализировать, синтезировать, обобщать, делать выводы, сравнивать.
Воспитательная: воспитывать бережное отношение к рыбам, прививать навыки коммуникативного общения.
Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления знаний с помощью заданий ОГЭ
Методические рекомендации
1. Фронтальный опрос.
На основании, каких признаков рыб делят на классы? Каковы доказательства того, что внешнее строение рыб приспособлено к водной среде обитания? Как вы думаете, каких рыб мы сегодня будем изучать?Эта рыба овеяна легендами. Она – героиня произведений многих писателей.Встреча с ней в открытом море не сулит ничего хорошего. О какой рыбе идет речь? Мы будем изучать сегодня не только акул, но также и их ближайших родственников – скатов и химерообразных.
Тема урока: Хрящевые рыбы.
Давайте сформулируем цели нашего урока.
2. Изучение нового материала Задание: из текста параграфа изучите признаки хрящевых рыб и выполните задание: какие из приведённых признаков характерны для большинства представителей класса Хрящевые рыбы? Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1)
скелет хрящевой
2)
плавательного пузыря нет
3)
есть жаберные крышки
4)
встречаются преимущественно в морях и океанах
5)
хорда имеется только у зародышей
6)
очень плодовиты, икра мелкая
Задание Верны ли следующие суждения о признаках систематических групп рыб?
А. У хрящевых рыб отсутствует плавательный пузырь.
Б. Жаберные щели костных рыб покрыты жаберными крышками.
1) верно только А
2) верно только Б Задание Какие признаки характерны для представителей класса Хрящевые рыбы? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) отсутствие жаберных крышек
2) осевой скелет костный или костно-хрящевой
3) отсутствие плавательного пузыря
4) только наружное оплодотворение
5) обитают в реках, озёрах, прудах
6) обитают в морях и океанах
Задание: прочитайте из текста параграфа 22 об акулах и скатах иустановите соответствие между признаком и животными, для которых он характерен. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.
ПРИЗНАК
ЖИВОТНЫЕ
A) тело удлинённое торпедообразное
1) акулы
Б) большинство видов ведёт донный образ жизни
2) скаты
В) питаются преимущественно донными моллюсками
Г) края грудных плавников срослись
с боками головы и туловища
Д) голова оканчивается вытянутым рылом — рострумом
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А
Б
В
Г
Д
Задание: Пользуясь текстом «Хрящевые и костные рыбы», ответьте на вопросы. 1. Найдите признаки хрящевых рыб
2. Почему скаты, лёжа на дне, пропускают воду через брызгальце, а не через жаберные щели?
3. Чем можно объяснить большую плодовитость костных рыб по сравнению с акулами?
4. Почему акулы должны находиться в постоянном движении?
ХРЯЩЕВЫЕ И КОСТНЫЕ РЫБЫ
Современные представители хрящевых рыб (акулы и скаты) утратили броню и костный скелет своих предков. Скаты имеют плоское тело и плавают у дна, питаясь, в основном, моллюсками. Акулы живут в открытом море, питаясь костными рыбами и иногда млекопитающими. Хрящевые рыбы получили своё название потому, что их внутренний скелет построен из хряща. Жаберных крышек нет, поэтому акулы дышат, заглатывая ртом воду и пропуская её через жаберные щели, расположенные, спереди по бокам тела или снизу. Большинство скатов, которые подолгу лежат на дне, пропускают воду через брызгальце (остаток ещё одной жаберной щели), расположенное на верхней стороне тела.
Хрящевые рыбы – существа живородящие, яйцеживородящие и яйцекладущие. Зародыши развиваются долго – от 4 месяцев до 2 лет в зависимости от вида. Плодовитость у живородящих и яйцеживородящих невелика. Акулята, вылупившиеся в чреве матери, могут съесть своих братьев и сестёр. Яйцекладущие откладывают от двух до нескольких десятков яиц. Полярная акула и некоторые скаты откладывают до 500 яиц. Яйца защищены крепкой капсулой, надёжно защищающей зародыш от врагов. Плавательного пузыря у большинства этих рыб нет. Только у песчаных акул есть «воздушный карман» желудка.
У костных рыб скелет в основном костный. Жабры прикрыты крышками, движения которых активно прогоняют воду через жабры. Плавательный пузырь есть у большинства видов костных рыб. Встречаются рыбы и без плавательного пузыря, например, камбала. Оплодотворение у большинства внешнее, хотя встречаются иногда виды, у которых оплодотворение внутреннее. Икра развивается от нескольких часов до нескольких месяцев (у лососей). Плодовитость костных рыб различна. Некоторые африканские рыбки откладывают от 12до 14 икринок, а процесс их вынашивания происходит во рту. Луна-рыба вымётывает до 300 млн. икринок. Задание:
установите соответствие между признаками и критериями вида полярная акула: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИЗНАКИ
А. питание животной пищей
Б. голова, вытянутая в рыло
В. неравнолопастной хвостовой плавник
Г. обитание в холодной воде
Д. рот расположен на нижней стороне головы
КРИТЕРИИ ВИДА
1. морфологический
2. экологический Задание:
Если учащиеся согласны с утверждением, ставят +, если нет -
1 у хрящевых рыб жабры закрыты хрящевыми крышками;
2 самая крупная акула — китовая;
3 большинство скатов ведут придонный образ жизни;
акулы и скаты ведут придонный образ жизни;
все акулы опасны для людей;
хрящевые рыбы имеют сильно развитую мускулатуру;
хрящевые рыбы имеют плавательный пузырь;
кожа хрящевых рыб покрыта чешуей;
9 тело скатов имеет торпедообразную форму;
окраска скатов покровительственная.
Задание: прочитать текст о химерообразных и кратко описать их внешний вид.
3.Задание на дом
Изучить § 22, ответить на вопросы в конце параграфа, подготовить сообщение по теме: «Интересные сведения из жизни Хрящевых рыб».