kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Обобщение темы "Рыбы".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок  "Обобщение темы: « Рыбы». Классы:  Хрящевые и Костные рыбы. Многообразие рыб".

Просмотр содержимого документа
«Обобщение темы "Рыбы".»

Тема урока: Обобщение темы: « Рыбы». Классы: Хрящевые и Костные рыбы. Многообразие рыб.


Цель урока: - Формирование естественнонаучного и экологического мышления через представления о многообразии и значении отрядов рыб. Обобщить и систематизировать знания по теме: Тип Хордовые. Подтип Позвоночные. Класс Рыбы. Повторить, углубить и расширить знания

об особенностях строения и образа жизни рыб их многообразии и значении в природе и жизни человека.

Задачи:

-образовательные- закрепление знаний о классификации и основных признаках классов и отрядов рыб, актуализация и обобщение знаний об особенностях их внутреннего и внешнего строения в связи со средой обитания жизни, их значении в природе и жизни человека

-развивающие- формирование навыков сравнения, сопоставления, умения выделять главное,

развитие навыков работы с рисунками, схемами

-воспитательные- формирование внутренней мотивации к изучению природных объектов, развитие

коммуникативных качеств, осознание значимости биологических знаний в повседневной жизни;

на основе внешнего и внутреннего строения, биологии и экологии рыб выделять систематические

группы классов Хрящевых и Костных рыб;

- уметь на основе внешнего и внутреннего строения, биологии и экологии рыб выделять систематические группы классов Хрящевых и Костных рыб;

- познакомиться с многообразием рыб.

Материальное обеспечение:

Цветные таблицы с изображением костных рыб; »Строение рыб», «Скелет рыб», презентация на тему: Классы рыб. Многообразие рыб».

Методы работы: игровой, проблемно-диалогический, ИКТ.

Ход урока:

1. Организационный момент.

Сообщаю цель урока.

2. Задаю вопросы по данной теме:


- Какие признаки являются общими для Типа Хордовых?

Ответ уч-ся.: двусторонне-симметричные животные с внутренним скелетом, который представлен прочным осевым стержнем – хордой. Низшие хордовые - ланцетник ,минога имеют хорду в виде упругого эластичного тяжа, расположенного на спинной стороне тела от головного отдела к хвостовому. Высшие хордовые – рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие имеют хорду в зародышевом состоянии. С ростом и развитием этих организмов она заменяется хрящевым или костным позвоночником. Хорда или позвоночник являются опорой для прикрепления мускулатуры.

- Дать общую характеристику Классу Рыбы.

Ответ уч-ся : Рыбы – позвоночные животные, живущие только в воде. Появились более 400 млн. лет назад пресных водоёмах материков, а затем освоили и морскую смолёную воду. Сегодня известно около 20 тыс видов рыб которые различаются по форме тела, размерам и массе. Большинство из них имеют хрящевой или костный скелет, хорошо развитый головной мозг, плавательный пузырь, жабры, прикрытые жаберными крышками, костную чешую, парные грудные и брюшные плавники.

-На какие классы делятся рыбы ?

Ответ : В зависимости от строения, питания, размножения и образа жизни рыб разделили на 2 класса: Хрящевые и Костные.

-Какие признаки строения характерны для Класса Хрящевые рыбы ?

Ответ уч-ся : Большинство из них – постоянные обитатели морской среды, в пресных водах встречаются лишь немногие виды. Современные хрящевые рыбы сохранили в своём строении ряд древних признаков: хрящевой скелет, жаберные щели, поперечное ротовое отверстие на нижней стороне головы.

- Какие отличительные признаки характерны для Кл. Костные рыбы ?

Ответ уч-ся : Это самая многочисленная группа рыб, обитающая в морях и океанах, в реках и озёрах, в постоянных и временных водоёмах. Они составляют 96 % от всех современных рыб на Земле. Скелет образован костной тканью.

-Перечислите особенности внешнего строения рыбы ?

Ответ уч-ся : Тело большинства рыб имеет вытянутую форму. Заострённая спереди голова слита с туловищем, которое начинается от свободного края жаберных крышек и заканчивается анальным плавником. Далее следует хвостовой отдел. Снаружи кожа рыб покрыта чешуёй. В коже рыб располагаются различные железы, например слизеотделительные и ядоотделительные, у некоторых рыб есть светящиеся клетки. Выделяемая слизь способствует уменьшению трения и быстрому движению в воде.

- Из каких отделов состоит скелет рыбы ?

Ответ уч-ся : Внутренний скелет костных рыб состоит из костей головы, образующих череп, позвоночника, скелета парных и непарных плавников. Парные плавники: грудные и брюшные ( горизонтальное положение рыб, повороты, движение вверх и вниз). Хвостовой, спинной, анальный – непарные плавники.

Давайте проверим.

- Расскажите об особенностях внутреннего строения рыб.

Ответ уч-ся : Пищеварительная система: рот, ротовая полость, глотка, пищевод, желудок, кишечник, пищеварительные железы ( печень и поджелудочная железа) , анальное отверстие;

Органы дыхания- жабры; Кровеносная система замкнутая, состоит из двухкамерного сердца и одного круга кровообращения; Органы выделения – лентовидные почки под позвоночником; Рыбы раздельнополы, оплодотворение наружное; Нервная система : примитивна, отделы головного мозга (5) располагаются линейно и характеризуются малыми размерами.

- Каковы функции плавательного пузыря ?

Ответ уч-ся : Увеличение объёма пузыря уменьшает плотность тела и способствует свободному перемещению к поверхности воды. Уменьшение объёма увеличивает плотность тела и облегчает погружение.

- Что такое боковая линия?

Ответ уч-ся : Своеобразный орган, воспринимающий направление и скорость течения. Хорошо заметна сбоку и тянется от переднего конца тела до заднего.

- Отряд Акулы. Особенности строения, поведения, среда обитания.

Ответ уч-ся : Рыбы с удлинённой торпедообразной формой тела, длиной от 20 см до 20 м .Акула- лилипут, обитающая в Мексиканском заливе имеет длину 20 см, китовая акула, длиной 18-20 м и массой 10 т, является гигантом среди всех рыб, существующих ныне на нашей планете. Тело покрыто твёрдой чешуёй, имеющей зубы на верхней стороне. Жаберных крышек нет. Хвостовой плавник неравнолопастной. Плавательного пузыря нет. Выберите правильные суждения. Акулы чувствительны к магнитному полю

Земли. Предполагают, что они ориентируются по этому полю. (верно) Найдите лишних в ряду.

Белая акула, китовая акула, акула-молот, колючая акула (все пользуются дурной славой страшных хищников, а китовые-самые мирные несмотря на свои размеры питаются планктоном). Легенды о рыбах. Акула Это образ беды, зла, мести. смерти. С ней у моряков связано много суеверий. Утверждали ,что акула выскакивает из воды, чтобы схватить жертву, что у нее особый нюх, поэтому она плывет за судами, на которых есть больные.


Отряд Скаты. Особенности организации. Ответ: Относительно крупные массы 2.5т. Самый маленький скат двукрылый, обитает в желтом море и шириной 10-15 см. Самый крупный представитель отряда - манта, имеющая массу 2,5 т и относящаяся к семейству широких дьяволов. Большинство видов ведут природный образ жизни, освоили мелководье и глубины (до 2700м). Тело их плоское, сплющенное в спинно- брюшном направлении, ромбовидное – химера европейская, или морская кошка со сросшимися, расширенными по бокам грудными плавниками. Хвостовой плавник имеет вид вытянутого тонкого хлыста. Глаза расположены на верхней стороне головы. Кожа некоторых скатов гладкая, но у многих из них развиты чешуя и шипы, схожими с акульими. Выберите правильные суждения. Крупные скаты считаются опасными для человека

Из-за возможности нападения на него(неверно .Скаты не нападают на человека. Пострадать можно лишь

Уколовшись ядовитым шипом находящимся на хвосте или получив электрический разряд). Найдите лишних в ряду. Электрический скат, осетр, карп, сельдь (рыбы все костные, а скат- хрящевая рыба)

Фронтальная работа «Верно- неверно»: выбрать правильные утверждения(1,3,4,6,8)

1.Рыбы имеют обтекаемую форму тела…..

2.Рыба может поворачивать голову вправо и влево….

3.Тело рыбы покрыто чешуей и слизью….

4.Окраска тела рыбы зависит от освещенности водоема…..

5.Рыбы дышат кислородом воздуха с помощью легких…..

6.Грудные и брюшные плавники рыб парные….

7.Форма тела рыбы зависит от способа питания……

8.Рыбы- символ молчания…..

9.Рыбы слышат шаги рыболовов….

- Отряд Химерообразные. Особенности строения, среда обитания, значение.

Ответ: малочисленная, глубоководная группа малоподвижных хрящевых рыб. Их тело имеет мощный передний отдел, переходящий в тонкий задний хвостовой плавник, заканчивающийся нитевидным придатком. Длина тела 60см – 2м. Кожа голая. Обитают в морях Индийского, Тихого и Атлантического океанов. Известно около 30 видов. Известный вид –, встречающаяся в Баренцевом море на глубине свыше 1000м. Их мясо считается несъедобным, жир, извлечённый из огромной печени, находит применение в медицине и в некоторых отраслях промышленности используется как смазочный материал.

Среди такого многообразия рыб выделяют некоторых систематические группы. Наиболее значимые:

Отряд Осетрообразные: немногочисленная группа рыб. В строение сохранились древние признаки, в течение всей жизни у них сохраняется хорда, скелет костно-хрящевой. Тело удлинённое, голова начинается с утолщенного рыла, с нижней стороны имеются 2 пары усиков и рот в виде поперечной полулунной щели. Челюсти лишены зубов. В костном слое располагается 5 рядов крупных костных бляшек. Есть плавательный пузырь. Представители семейства Осетровых встречаются в основном в северном полушарии умеренных широт Европы, Северной Азии и Северной Америки. Большую часть жизни рыбы проводят в море. Байкальский осётр, американский озёрный осётр, стерлядь, дальневосточная калуга, европейская белуга. Ценятся мясо и чёрная икра – ценный питательный продукт.

Отряд Сельдеобразные – рыбы обладают вытянутым телом, слегка сжатым с боков. Окраска спинки тёмно- синяя или зеленоватая, брюшно белое с серебряным отливом. Парные и непарные плавники мягкие. Боковая линия незаметная. Длина тела обычно 5-75см, иногда до 5м. Большинство видов обитает в морях, есть и проходные. Наиболее известных рыб из Сем. Сельдевых. Длиной 35-45см, реже более, обитают в морях

Промысловое значение имеют океаническая сельдь, (атлантическая, балтийская, беломорская, тихоокеанская, сардина, иваси, килька, тюлька).

Отряд Лососеобразные – рыбы, внешне похожие на сельдеобразных, длинной от 2,5 см до 1,5 м. Обитают в морях, для размножения заходят в реки. Кета, горбуша, сёмга, кулита, чавыча, форель, байкальский омуль, чудский сиг, ряпушка. Нерестятся в реках Дальнего Востока, европейского Севера. Все лососевые – промысловые рыбы, высоко ценятся за вкусное мясо и икру. Многих рыб из этого отряда разводят в рыбоводческих хозяйствах.

Отряд Карпообразные - сообщение. Число видов в отряде составляет около 15% всех косных рыб. Среди карпообразных имеются растительноядные, хищные и всеядные. К хищным рыбам принадлежит несколько видов пираний и электрический угорь. Длина тела рыб 1- 1,5 м и более. Угорь обитает в водоёмах с минимальным содержанием кислорода в воде. У электрического угря хорошо электрические органы, расположены по бокам тела от головы до хвоста и дающие в среднем напряжение в 350 В при силе тока 3/4 А.

В водоёмах России наиболее распространёнными представителями карпообразных являются плотва, елец, жерех, линь, усач, лещ, рыбец, уклейка, чехонь, сазан, карась, амур, все имеют большое промысловое значение. Ряд видов искусственно разводят в прудовых хозяйствах.

За последние годы в большинстве стран, в том числе и России, стали разводить таких растительноядных рыб, как амур, толстолобик и их гибриды: лабео, усачи, катлел, циррины. За многие годы селекционеры вывели красочных, разнообразных по форме золотых рыбок из карася серебристого.

Отряд Окунеобразные – самая многочисленная по видовому составу группа рыб. Распространены в водоёмах всех материков и в океанах. Характерная особенность окунеобразных – наличие двух спинных плавников с острыми колючками. Плавательный пузырь у некоторых из них отсутствует. Длина тела от 1 см до 5 м и масса от менее грамма до 1000 кг и более . Например, луна-рыба бывает длиной до 3 м и массой до 1400 кг. Наиболее распространены семейства: каменных окуней; окуневых с родами судаки, окуни, ерши; ставридовых; морских карасей; нототиниевых; зубатковых; бычковых; парусниковых. Почти все рыбы отряда окунеобразных съедобны и являются объектами промысла, а также любительского лова. Мелкие рыбы этой группы прекрасно живут и размножаются в аквариумах.

- Каково значение этих рыб?

- Рефлексия «Моя высота»

Я хорошо усвоил, что…..

Теперь я смогу сам и научу других…

Меня удивило, что….

.Мне пригодится в дальнейшем…

II. Закрепление изученного.

Тестовый

Задание «Не родственники, а тезки….»

1.Крупная хищная рыба с плоским телом и острым хвостом называется так же,как

Пологий спуск и автомобильная шина(скат)

2.Морская рыба по форме напоминает шахматную фигуру(конь)

3.Какая аквариумная рыбка называется так же, как астрономический прибор(телескоп).

4.Какая рыба называется так же, как орган растения (лист)

Легенды о рыбах

ЩУКА Многие народы верили в существование матери - рыбы говорящей «человеческим языком. В русских сказках этим чудесным свойством наделена щука. С помощью щуки Емеля-дурачок творил чудеса. На Руси по первой выловленной щуке судили об урожае хлеба. Если икра в щуке толще к голове, то лучший урожай будет от ранних посевов, а если к хвосту, то от поздних. Ровная икра предвещала скудный урожай. Хребет щуки вешали на ворота как средство от болезней. а щучьи зубки собирали и носили как оберег от змеиных укусов.

2. Выполнить задания в рабочей тетради.

Итоги урока. Вывод

III. Домашнее задание: повторить § 20-23, тренажеры для подготовки к проверочной работе,

Рабочая тетрадь стр.52-57,упр.1-20.

4



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Обобщение темы "Рыбы".

Автор: Курганская Любовь Михайловна

Дата: 20.01.2019

Номер свидетельства: 496297

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(30) "Викторина " Рыбы""
    ["seo_title"] => string(14) "viktorina_ryby"
    ["file_id"] => string(6) "354832"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1478152404"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(55) "Обобщающий урок по теме "Рыбы" "
    ["seo_title"] => string(37) "obobshchaiushchii-urok-po-tiemie-ryby"
    ["file_id"] => string(6) "190718"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427212244"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "Конспект урока на тему "Насекомые, звери, птицы, рыбы""
    ["seo_title"] => string(55) "konspiekt-uroka-na-tiemu-nasiekomyie-zvieri-ptitsy-ryby"
    ["file_id"] => string(6) "302072"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1457059301"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(144) "Конспект открытого урока по биологии в 7 классе по теме:  «КЛАСС ХРЯЩЕВЫЕ РЫБЫ» "
    ["seo_title"] => string(88) "konspiekt-otkrytogho-uroka-po-biologhii-v-7-klassie-po-tiemie-klass-khriashchievyie-ryby"
    ["file_id"] => string(6) "191229"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427285703"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "Методическая разработка занятия на тему: "В мире аквариума" "
    ["seo_title"] => string(64) "mietodichieskaia-razrabotka-zaniatiia-na-tiemu-v-mirie-akvariuma"
    ["file_id"] => string(6) "115809"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1412139684"
  }
}

ПОЛУЧИТЕ БЕСПЛАТНО!!!
Личный сайт учителя
Получите в подарок сайт учителя


Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства