I | Организационный момент (1мин.) | Первый вариант. Здравствуйте! Давайте повернемся друг к другу, улыбнемся и мысленно пожелаем всего доброго. Второй вариант. Здравствуйте! Начинаем наш урок, Делаем спокойный вдох, Чтоб урок пошел нам впрок, Лень отправим за порог! | Психологически настраиваются на работу. |
II | Актуализация знаний и формулировка темы и цели урока ( ? мин.) | - Скажите, какой по восточному календарю 2016 год? Слайд № 1 (фото обезьяны) - Как вы думаете, какое отношение имеет обезьяна к нашему уроку? Слайд №2 (портретная галерея предков человека) - Рассмотрите рисунок. Что изображено на нем? О чем мы будем сегодня говорить? - Сформулируйте тему урока. Подумайте, о чем бы вы хотели узнать на этом уроке и сформулируйте сами цель нашего урока. Слайд № 3 (тема, цель урока) | - Год обезьяны. - дают ответы. -О возникновении человека от обезьяны. 3 версии: - когда появился человек (время); - кто был его предком; - причины появления человека; - где появился человек (место); - как изменились в процессе развития (характерные черты, этапы). |
III | Изучение нового материала | - Какие гипотезы по происхождению человека вам известны? Слайд № 4 (а) божественная гипотеза - Древнейшей из гипотез является религиозная - она утверждает, что человек является творением богов. б) инопланетная гипотеза - Существует также предположение, что человек появился благодаря внеземным цивилизациям. в) эволюционная теория - Суть теории состоит в том, что человек произошел в процессе биологической эволюции, то есть в результате постепенных естественных природных изменений. - Среди обезьян есть группа, которая получила название «человекообразные» обезьяны, назовите их. Слайд № 5 («человекообразные» обезьяны) - Какие черты сходства человека и «человекообразных» обезьян вы можете назвать? - Если человек и человекообразные обезьяны имеют так много общего, то какой вывод мы можем сделать? - Как вы думаете, человекообразные обезьяны являются предками или родственниками человека? - В последнее время ученые предложили новый способ определения степени родства любых живых организмов. Они сравнивают насколько совпадают нуклеиновые кислоты двух живых существ. Чем меньше совпадений, тем дальше родство. Этот метод применяли и к человекообразным обезьянам. Выяснилось, что человек отличается от шимпанзе всего на 2,5% - Но это не означает, что ныне живущие шимпанзе или гориллы - точные копии предков человека. Просто у человека с этими обезьянами имеется общий предок. Ученые называют его дриопитек. Слайд № 6 (дриопитек) - Дриопитек (по латыни «древесная обезьяна») обитал 30-25 млн. лет назад в Африке. Рост 110 см, жили на деревьях, передвигались на 4 конечностях, питались фруктами. - Постепенно климат стал суше, площадь лесов уменьшилась. Одни из дриопитеков остались в лесах, от них произошли современные обезьяны, другие старались приспособиться к жизни на открытой местности. Именно от них произошла группа, которую назвали австралопитеками. Слайд №7 (австралопитек) - Австралопитеки («южные обезьяны») обитали в степях Африки 5 млн. лет назад и сделали 2 шага от животных к человеку: 1) прямохождение; - Как вы считаете, каковы основные плюсы и минусы прямохождения? 2)утрата густой шерсти, т.к. в жаркой и сухой саванне она только мешала, затрудняя охлаждение организма. Именно эта группа дала начало появлению человека. Физ. минутка (слайд №8) - Всегда ли люди были такими, как мы сейчас? Об этом мы с вами сейчас узнаем. Работать вы будете в парах. Каждая пара изучает одного предка человека, делает записи в таблице (приложение). Для этого изучите материал пар. 27, на эту работу отводится 5 минут и 1 минута для озвучивания. Слайд №9 (человек умелый) Слайд 10 (человек прямоходящий) Слайд №11 (неандерталец) Слайд №12 (кроманьонец) | Называют: горилла, шимпанзе, орангутанг. - Крупные размеры; -длинные конечности; - широкие плечи; - сходная форма ушной раковины; - выступающий нос; - ногти. - Человек - часть животного мира. Большое сходство человека и человекообразных обезьян указывает на общность происхождения. - версии - (-) скорость передвижения замедлилась; - (+) высвободились руки, чтобы держать камни, палки для защиты от хищников, охоты за дичью. Учащиеся заполняют таблицу, по окончанию 5 мин. Желающие читают свои записи, по ходу на экране появляются слайды с представителями древних предков человека. |