kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок "Как человек появился на Земле"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Метапредметные УУД:

  1. познавательные: общеучебные - поиск и отбор необходимой информации из источников и ее систематизация, формулировка проблемы, отвечать на вопросы учителя;
  2. регулятивные: планирование и выполнение задания в соответствии с поставленной целью; планировать алгоритм действий; осуществление учебных действий;
  3. коммуникативные: обмениваться мнениями в паре, слушать друг друга, строить понятные речевые высказывания, делиться своими впечатлениями.

Личностные умения: проявление интереса к изучению предмета.

Тип урока:

Урок изучения новых знаний.

Оборудование:

  1. Сонин Н.И., Плещаков А.А. «Биология. Введение в биологию». Учебник 5 класс;
  2. мультимедийное оборудование;
  3. презентация «Как человек появился на Земле».

Просмотр содержимого документа
«Урок "Как человек появился на Земле"»

Урок по биологии в 5 классе по теме:

«Как человек появился на Земле»

Цель: сформировать знания об этапах эволюции человека в процессе развития животного мира на Земле.

Задачи:

Предметные умения:

  1. знать этапы происхождения человека, характерные черты и образ жизни предков человека.

Метапредметные УУД:

  1. познавательные: общеучебные - поиск и отбор необходимой информации из источников и ее систематизация, формулировка проблемы, отвечать на вопросы учителя;

  2. регулятивные: планирование и выполнение задания в соответствии с поставленной целью; планировать алгоритм действий; осуществление учебных действий;

  3. коммуникативные: обмениваться мнениями в паре, слушать друг друга, строить понятные речевые высказывания, делиться своими впечатлениями.

Личностные умения: проявление интереса к изучению предмета.

Тип урока:

Урок изучения новых знаний.

Оборудование:

  1. Сонин Н.И., Плещаков А.А. «Биология. Введение в биологию». Учебник 5 класс;

  2. мультимедийное оборудование;

  3. презентация «Как человек появился на Земле».





















Ход урока


Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I

Организационный момент (1мин.)

Первый вариант.

Здравствуйте! Давайте повернемся друг к другу, улыбнемся и мысленно пожелаем всего доброго.

Второй вариант.

Здравствуйте! Начинаем наш урок,

Делаем спокойный вдох,

Чтоб урок пошел нам впрок,

Лень отправим за порог!

Психологически настраиваются на работу.

II

Актуализация знаний и формулировка темы и цели урока

( ? мин.)

- Скажите, какой по восточному календарю 2016 год?


Слайд № 1 (фото обезьяны)

- Как вы думаете, какое отношение имеет обезьяна к нашему уроку?


Слайд №2 (портретная галерея предков человека)

- Рассмотрите рисунок. Что изображено на нем? О чем мы будем сегодня говорить?


- Сформулируйте тему урока. Подумайте, о чем бы вы хотели узнать на этом уроке и сформулируйте сами цель нашего урока.








Слайд № 3 (тема, цель урока)

- Год обезьяны.



- дают ответы.






-О возникновении

человека от обезьяны.


3 версии:

- когда появился человек (время);

- кто был его предком;

- причины появления человека;

- где появился человек (место);

- как изменились в процессе развития (характерные черты, этапы).

III

Изучение нового материала

- Какие гипотезы по происхождению человека вам известны?


Слайд № 4

(а) божественная гипотеза

- Древнейшей из гипотез является религиозная - она утверждает, что человек является творением богов.

б) инопланетная гипотеза

- Существует также предположение, что человек появился благодаря внеземным цивилизациям.

в) эволюционная теория

- Суть теории состоит в том, что человек произошел в процессе биологической эволюции, то есть в результате постепенных естественных природных изменений.

- Среди обезьян есть группа, которая получила название «человекообразные» обезьяны, назовите их.



Слайд № 5 («человекообразные» обезьяны)


- Какие черты сходства человека и «человекообразных» обезьян вы можете назвать?







- Если человек и человекообразные обезьяны имеют так много общего, то какой вывод мы можем сделать?







- Как вы думаете, человекообразные обезьяны являются предками или родственниками человека?

- В последнее время ученые предложили новый способ определения степени родства любых живых организмов. Они сравнивают насколько совпадают нуклеиновые кислоты двух живых существ. Чем меньше совпадений, тем дальше родство. Этот метод применяли и к человекообразным обезьянам. Выяснилось, что человек отличается от шимпанзе всего на 2,5%

- Но это не означает, что ныне живущие шимпанзе или гориллы - точные копии предков человека. Просто у человека с этими обезьянами имеется общий предок. Ученые называют его дриопитек.


Слайд № 6 (дриопитек)

- Дриопитек (по латыни «древесная обезьяна») обитал 30-25 млн. лет назад в Африке. Рост 110 см, жили на деревьях, передвигались на 4 конечностях, питались фруктами.

- Постепенно климат стал суше, площадь лесов уменьшилась. Одни из дриопитеков остались в лесах, от них произошли современные обезьяны, другие старались приспособиться к жизни на открытой местности. Именно от них произошла группа, которую назвали австралопитеками.


Слайд №7 (австралопитек)

- Австралопитеки («южные обезьяны») обитали в степях Африки 5 млн. лет назад и сделали 2 шага от животных к человеку:

1) прямохождение;

- Как вы считаете, каковы основные плюсы и минусы прямохождения?










  1. 2)утрата густой шерсти, т.к. в жаркой и сухой саванне она только мешала, затрудняя охлаждение организма. Именно эта группа дала начало появлению человека.


Физ. минутка (слайд №8)

- Всегда ли люди были такими, как мы сейчас?

Об этом мы с вами сейчас узнаем.

Работать вы будете в парах. Каждая пара изучает одного предка человека, делает записи в таблице (приложение).

Для этого изучите материал пар. 27, на эту работу отводится 5 минут и 1 минута для озвучивания.


Слайд №9 (человек умелый)


Слайд 10 (человек прямоходящий)

Слайд №11

(неандерталец)

Слайд №12 (кроманьонец)




















Называют:

горилла, шимпанзе, орангутанг.





- Крупные размеры;

-длинные конечности;

- широкие плечи;

- сходная форма ушной раковины;

- выступающий нос;

- ногти.


- Человек - часть животного мира. Большое сходство человека и человекообразных обезьян указывает на общность происхождения.


- версии









































- (-) скорость передвижения замедлилась;

- (+) высвободились руки, чтобы держать камни, палки для защиты от хищников, охоты за дичью.




















Учащиеся заполняют таблицу, по окончанию 5 мин. Желающие читают свои записи, по ходу на экране появляются слайды с представителями древних предков человека.

IV

Закрепление

Теперь давайте обобщим изученное и составим схему родословного древа современного человека (приложение)

Проверьте себя (Слайд №13, «древо человека»)


Составляют схему

V

Домашнее задание

Пар. 27 изучить обязательно. Для любопытных:

- составить кроссворд;

- сочинить рассказ «Один день из жизни … (любого предка)


VI

Рефлексия


В оценочной карте в соответствующей графе поставить значок-галочку (приложение)






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок "Как человек появился на Земле"

Автор: Кожевникова Лариса Михайловна

Дата: 23.12.2016

Номер свидетельства: 372774

Похожие файлы

object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(98) "Урок  по  географии. Тема: Глобус- модель Земли. 6 класс "
    ["seo_title"] => string(55) "urok-po-ghieoghrafii-tiema-globus-modiel-ziemli-6-klass"
    ["file_id"] => string(6) "210875"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1431514253"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(111) "Технологическая карта урока «Как появился человек на Земле»"
    ["seo_title"] => string(70) "tiekhnologhichieskaia_karta_uroka_kak_poiavilsia_chieloviek_na_ziemlie"
    ["file_id"] => string(6) "348220"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1476168545"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(82) "Конспект урока на тему "Путешествие Колобка" "
    ["seo_title"] => string(48) "konspiekt-uroka-na-tiemu-putieshiestviie-kolobka"
    ["file_id"] => string(6) "150379"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1420471601"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(145) "Конспект урока и презентация по истории на тему "Появление неравенства и знати""
    ["seo_title"] => string(77) "konspiekturokaipriezientatsiiapoistoriinatiemupoiavlieniienieravienstvaiznati"
    ["file_id"] => string(6) "340126"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1471714592"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(277) "Конспект интегрированного урока по природоведению и библейской истории на тему "Многообразие растений в природе. Дикорастущие и культурные растения.""
    ["seo_title"] => string(165) "konspiekt-intieghrirovannogho-uroka-po-prirodoviedieniiu-i-biblieiskoi-istorii-na-tiemu-mnoghoobraziie-rastienii-v-prirodie-dikorastushchiie-i-kul-turnyie-rastieniia"
    ["file_id"] => string(6) "310867"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1459104799"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства