Открытие новых знаний ( 17 мин) 2) Открытие новых знаний (продолжение) Закрепление нового материала Рефлексия (3мин) Домашнее задание | 1. Предлагает прочитать п.1стр.190 «Понятие о биосфере» и ответить на вопросы : - Что называется биосферой? -Какие оболочки заселяют живые организмы? -Биосферу образуют атмосфера, гидросфера и литосфера (каменная оболочка) Земли. Какие условия необходимы для существования живых организмов? Организация знакомства с создателем учения о Биосфере В.И. Вернадским. Границы биосферы определяются естественными факторами, воздействующими на организм. Основным из них является действие ультрафиолетовых лучей и температуры Каковы нижняя и верхняя границы биосферы. Структура биосферы: из каких веществ состоит биосфера Ответ: живое, неживое, биогенное, биокостное - Зная состав, строение, что ещё необходимо знать о живом веществе биосферы? - Живое вещество биосферы выполняет несколько функций. Какие же это функции? Чтобы ответить на этот вопрос, предлагаю заполнить таблицу, каждой функции дать характеристику происходящих процессов, пользуясь материалом учебника В.В.Пасечника стр191-192 “Общая биология”. - Проверяем (высвечивается таблица на доске). Хемосинтезирующие бактерии приняли участие в образовании железных и марганцевых руд. О какой функции живого вещества идёт речь? (Окислительно - восстановительной). 2. Увеличение концентрации кислорода в атмосфере планеты влияет на скорость и интенсивность процессов. Какую здесь функцию выполняет живое вещество биосферы? (Концентрационную). 3. Какая функция живого вещества проявляется в ходе биохимических реакций, протекающих в живых организмах, с изменением валентности элементов? 4. В процессе фотосинтеза зелёные растения поглощают углекислый газ, синтезируют органические вещества и обогащают атмосферу кислородом. О каких функциях идёт речь? Задает вопросы для беседы: Что называют биосферой? Кто автор учения о биосфере? Какие условия необходимы для существования живых организмов? Как нужно относиться к природе? Что нас ждет в будущем? Могут ли люди усовершенствовать биосферу? Как вы думаете, достигли вы поставленной цели? Продолжите фразу на листочке, выбрав свой ответ : 1.На уроке я работал активно / пассивно 2.Материал урока мне был понятен / не понятен полезен / бесполезен Подготовить проект (рисунок) на тему: «Экологические проблемы современности» Параграф 24. | Записать в тетради Условия, необходимые для существования живых организмов: освещенность, состав воздуха, наличие питательных веществ, состав и температура воды Биосфера занимает нижнюю часть атмосферы, верхний слой литосферы и всю гидросферу. Общая толщина биосферы ~ 17км. Вглубь литосферы организмы проникают ~на 6 – 7км, в гидросфере живые организмы проникают ~ на 11км. В атмосфере биосфера занимает только тропосферу Находят информацию о распределении живых организмов по видовому составу в биосфере ( стр.194) Основные функции живого вещества в биосфере | Запись в тетради: Биосфера включает: живое вещество, образованное совокупностью организмов; биогенное, которое создаётся в процессе жизнедеятельности организмов (газы атмосферы, осадочные породы), косное вещество, которое формируется без участия живых организмов (к ним относятся магматические и метаморфические горные породы), биокосное вещество, построенное из живого и косного (к ним относятся природные воды и почвы). Выполнить задание в тетради. | Осмысление понятия «Биосфера» Получение нового знания о выдающемся русском ученом Выделение веществ биосферы, устанавливают связь между оболочками земли, ознакомление с горными породами, образовавшимися благодаря живым организмам Использование приобретенных знаний и умений в самостоятельной практической деятельности в группе. Использование приобретенных знаний и умений | Понимание значимости знаний об уникальности Земли для практической жизни людей, поиск нужной информации, сравнение и классификация, установление причинно-следственных связей. Выполнение учебных действий в соответствии с заданием . Умение выражать свое мнение, прислушиваться к мнению других. Воспитание чувства гордости за достижения нашей Родины Умение работать в паре, выслушивая и принимая (при необходимости корректируя ) мнение другого Рассуждение, поиск нужной информации, сравнение и классификация, установление причинно-следственных связе. Формулирование ответов, применяя полученные знания Умение выражать свое мнение, прислушиваться к мнению других Устная речь Умение выражать свое мнение, прислушиваться к мнению других Самоконтроль и взаимоконтроль Оценка достигнутых результатов |