kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок «Биосфера- живая оболочка Земли».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок «Биосфера- живая оболочка Земли». 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок «Биосфера- живая оболочка Земли».»

Технологическая карта урока «Биосфера- живая оболочка Земли».

Предмет

Биология

Тема урока

Биосфера- живая оболочка Земли

Тип урока.

Открытие новых знаний


Цель урока

Сформировать у учащихся систему знаний о биосфере, её компонентах и границах их определяющих.


Задачи урока

Образовательные: -формировать знания о биосфере и её границах на Земле ; развивать умения объяснять существенные признаки понятия «биосфера»; совершенствовать навыки работы в группе, умение работать с учебником и различными источниками географической информации; развитие мышления в процессе обучения умениям анализировать, выделять главное, сравнивать, обобщать и систематизировать, доказывать и опровергать, объяснять и разрешать проблемы;

Развивающие: продолжить развитие умения у школьников выявлять взаимосвязь между живой и неживой природой; убедить учащихся в том, что границы биосферы определяются естественными причинами; развивать познавательный интерес и биологическое мышление учащихся ;продолжить формирование умений сравнивать, анализировать, делать выводы.

Воспитательные: воспитание любви и бережного отношения к планете Земля, воспитание культуры общения.

Оборудование урока:

  • портрет В.И.Вернадского;

  • учебники “Общая биология”, под редакцией В.В.Пасечника.;

  • схема “Факторы, определяющие границы биосферы”;

  • таблица “Основные функции живого вещества в биосфере”;

  • таблица “Пределы жизни биосферы”.


УУД

Личностные УУД:развитие устойчивой познавательной мотивации и интереса к изучаемой теме,формирование способности к самоопределению, развитие сопереживания, уважительного отношения к иному мнению.

Регулятивные УУД:умение учащихся ставить учебные цели и задачи урока; планировать свою деятельность под руководством учителя, оценивать работу одноклассников, работать в соответствии с поставленной задачей, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми.

Познавательные УУД:самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель урока, давать определение понятиям; структурировать знания; осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; делать анализ и отбор информации, перерабатывать информацию для получения необходимого результата.

Коммуникативные УУД: сотрудничество с учителем и одноклассниками в поиске и сборе информации, умение выражать свои мысли.


Планируемые результаты

Предметные: Сформировать понятие «биосфера», представление о ее границах. Показать связь

литосферы, атмосферы и биосферы.

Личностные: осознание ценностей географического знания как важнейшего компонента научной картины мира.

Метапредметные: умение самостоятельно определять цели обучения, ставить задачи; умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации; развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи.


Межпредметные связи

Биология, экология, география

Формы урока

Фронтальная, групповая.

Технологии

Технология проблемного чтения, ИКТ, обучение в сотрудничестве.












































Дидактическая структура урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

Предметные

УУД

Личностные, метапредметные УУД



Организационный момент.

( 1 мин)






Актуализация знаний (9 мин.)


Приветствие учащихся, проверка готовности учеников к уроку.

Подготовка к уроку, приветствие учителя


Подготовиться к уроку, настроиться на рабочий лад

-

Самоконтроль готовности к уроку

Подготовка понятий по оболочкам Земли


Что входит в понятие “биосфера”?

Понятие о биосфере было упомянуто в книге “Гидрогеология” (1802г) французским естествоиспытателем Ж. Б. Ламарком. В научном обиходе слово “биосфера” появилось в1875г. на страницах книги “Лик Земли” австрийского геолога Э. Зюсса. Учение о биосфере было создано русским геохимиком В. И. Вернадским в 20 – 30 годах XX в. В его основу было положено представление о планетарной биогеохимической функции живого вещества и о сложной организованности биосферы.

-Вспомните, какие сферы Земли составляют биосферу?

Каждый из вас для себя может определить, что он знает и что хотел бы узнать о биосфере


Знаю: оболочки Земли; состав атмосферы;

Изучить:

границы биосферы;

структура биосферы;

функции биосферы



Повторение









Формулирование темы и цели урока.

Формирование мотивационной основы учебной деятельности. Осознание цели урока

Открытие новых знаний

( 17 мин)














































2) Открытие новых знаний (продолжение)


























































Закрепление нового материала






















Рефлексия

(3мин)









Домашнее задание


























1. Предлагает прочитать п.1стр.190 «Понятие о биосфере»

и ответить на вопросы :

- Что называется биосферой?

-Какие оболочки заселяют живые организмы?


-Биосферу образуют атмосфера, гидросфера и литосфера (каменная оболочка) Земли.



Какие условия необходимы для существования живых организмов?










Организация знакомства с создателем учения о Биосфере В.И. Вернадским.


Границы биосферы определяются естественными факторами, воздействующими на организм. Основным из них является действие ультрафиолетовых лучей и температуры


Каковы нижняя и верхняя границы биосферы.














Структура биосферы: из каких веществ состоит биосфера

Ответ: живое, неживое, биогенное, биокостное





- Зная состав, строение, что ещё необходимо знать о живом веществе биосферы?

- Живое вещество биосферы выполняет несколько функций. Какие же это функции?

Чтобы ответить на этот вопрос, предлагаю заполнить таблицу, каждой функции дать характеристику происходящих процессов, пользуясь материалом учебника В.В.Пасечника стр191-192 “Общая биология”.

- Проверяем (высвечивается таблица на доске).




Хемосинтезирующие бактерии приняли участие в образовании железных и марганцевых руд. О какой функции живого вещества идёт речь? (Окислительно - восстановительной).

2. Увеличение концентрации кислорода в атмосфере планеты влияет на скорость и интенсивность процессов. Какую здесь функцию выполняет живое вещество биосферы? (Концентрационную).

3. Какая функция живого вещества проявляется в ходе биохимических реакций, протекающих в живых организмах, с изменением валентности элементов?

4. В процессе фотосинтеза зелёные растения поглощают углекислый газ, синтезируют органические вещества и обогащают атмосферу кислородом. О каких функциях идёт речь?






Задает вопросы для беседы:

Что называют биосферой?

Кто автор учения о биосфере?

Какие условия необходимы для существования живых организмов?

Как нужно относиться к природе?

Что нас ждет в будущем?


Могут ли люди усовершенствовать биосферу?


Как вы думаете, достигли вы поставленной цели?











Продолжите фразу на листочке, выбрав свой ответ :

1.На уроке я работал

активно / пассивно

2.Материал урока мне был

понятен / не понятен

полезен / бесполезен



Подготовить проект (рисунок) на тему:

«Экологические проблемы современности»


Параграф 24.













Записать в тетради

Условия, необходимые для существования живых организмов: освещенность, состав воздуха, наличие питательных веществ, состав и температура воды















Биосфера занимает нижнюю часть атмосферы, верхний слой литосферы и всю гидросферу. Общая толщина биосферы ~ 17км. Вглубь литосферы организмы проникают ~на 6 – 7км, в гидросфере живые организмы проникают ~ на 11км. В атмосфере биосфера занимает только тропосферу




Находят информацию о распределении живых организмов по видовому составу в биосфере ( стр.194)



Основные функции живого вещества в биосфере



Функции живого

вещества


































































Запись в тетради: Биосфера включает: живое вещество, образованное совокупностью организмов; биогенное, которое создаётся в процессе жизнедеятельности организмов (газы атмосферы, осадочные породы), косное вещество, которое формируется без участия живых организмов (к ним относятся магматические и метаморфические горные породы), биокосное вещество, построенное из живого и косного (к ним относятся природные воды и почвы).



































Выполнить задание в тетради.









Осмысление понятия «Биосфера»




























Получение нового знания о выдающемся русском ученом



















Выделение веществ биосферы, устанавливают связь между оболочками земли, ознакомление с горными породами, образовавшимися благодаря живым организмам




















Использование приобретенных знаний и умений в самостоятельной практической деятельности в группе.










Использование приобретенных знаний и умений

Понимание значимости знаний об уникальности Земли для практической жизни людей, поиск нужной информации, сравнение и классификация, установление причинно-следственных связей. Выполнение учебных действий в соответствии с заданием . Умение выражать свое мнение, прислушиваться к мнению других.















Воспитание чувства гордости за достижения нашей Родины


Умение работать в паре, выслушивая и принимая (при необходимости корректируя ) мнение другого


Рассуждение, поиск нужной информации, сравнение и классификация, установление причинно-следственных связе.

Формулирование ответов, применяя полученные знания Умение выражать свое мнение, прислушиваться к мнению других

Устная речь


Умение выражать свое мнение, прислушиваться к мнению других















Самоконтроль и взаимоконтроль








Оценка достигнутых результатов




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Урок «Биосфера- живая оболочка Земли».

Автор: Варсеева Светлана Алексеевна

Дата: 10.03.2023

Номер свидетельства: 627269

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(57) "Биосфера-живая оболочка Земли. "
    ["seo_title"] => string(34) "biosfiera-zhivaia-obolochka-ziemli"
    ["file_id"] => string(6) "126460"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415182289"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "Биосфера - живая оболочка Земли. Урок географии в 6 классе"
    ["seo_title"] => string(64) "biosfiera_zhivaia_obolochka_ziemli_urok_ghieoghrafii_v_6_klassie"
    ["file_id"] => string(6) "414399"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1494489287"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(55) "Биосфера-живая оболочка Земли"
    ["seo_title"] => string(32) "biosfera_zhivaia_obolochka_zemli"
    ["file_id"] => string(6) "538716"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1581064889"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(70) "Урок по теме "Атмосфера планеты Земля" "
    ["seo_title"] => string(42) "urok-po-tiemie-atmosfiera-planiety-ziemlia"
    ["file_id"] => string(6) "156509"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421431564"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(66) "Воздушная оболочка Земли-атмосфера "
    ["seo_title"] => string(39) "vozdushnaia-obolochka-ziemli-atmosfiera"
    ["file_id"] => string(6) "118365"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413122297"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства