Просмотр содержимого документа
«Урок биологии в 8 классе "Паразитические плоские черви"»
Тема: Паразитические плоские черви.
Цель урока: рассмотреть особенности строения плоских червей, приспособления к паразитизму и свободному образу жизни.
Планируемые результаты (УУД):
Личностные: Саморазвитие и самообразование на основе мотивации к обучению и само-познанию. Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Осознание взаимосвязанности, взаимозависимости всех компонентов природы.
Метапредметные: Умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Умение находить достоверную информацию, необходимую для решения учебных задач, преобразовывать информацию из одного вида в другой. Умение самостоя-тельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выдвигать версии.
Предметные: Знание плоских червей в природе и жизни человека. Меры профилактики паразитарных заболеваний.
Функциональная грамотность:
Естественно-научная грамотность: решение ситуационных задач с проблемным вопросом блока «Процессы и явления в живой природе», блока «Опасности и риски».
Читательская грамотность: работа с текстом (поиск информации и понимание прочитанного; преобразование информации и ее интерпретация; оценка информации). Приобретение социального и жизненного опыта через обогащение новыми знаниями.
А. Менее 5 тыс. видов Б. Около 10 тыс. видов В. Более 40 тыс. видов Г. Более 100 тыс. видов
2. У червей в системе внутренних органов отсутствует :
А. Скелет Б. Мускулатура В. Нервная система Г. Половая система
3. Среди плоских червей абсолютное большинство видов является :
А. Растительноядными Б. Хищниками В. Паразитами Г. Всеядными
3. Актуализация: Итак, среди плоских червей абсолютное большинство видов является паразитами.
?Что такое паразитизм? Взаимодействие живых организмов, при котором одни питаются живыми тканями и клетками других и получают от них место постоянного или временного обитания. Один организм называют паразитом, другой – хозяином.
?Какой будет тема нашего урока? Совместное формулирование темы и цели урока. («Паразитические плоские черви»). Мы будем говорить на уроке о паразитических червях. (Где паразитируют? Какой вред наносят? Почему опасны? Как черви стали паразитами? Как защитить свой организм?)
4. Изучение нового материала:
?Как плоские черви стали паразитами? Черви освоили ограниченные пищевые ресурсы океанического дна др. Земли. Но развитие жизни на этом не остановилось: появились и более сл. животные, потеснившие червей. Теперь их разнообразие в морях и пресноводных водоемах не так велико. Большинство червей, особенно плоских, сменило водную среду обитания на паразитический образ жизни.
? Где паразитируют? Чтобы ответить на этот вопрос, рассмотрим жизненный цикл некоторых червей.
Печеночный сосальщик поселяется в желчных протоках рогатого скота (редко человека) и пи-тается кровью и питательными веществами, накопленными в клетках печени. Тело листовидное, сплющенное, длиной до 5 см, покрытое плотной кутикулой. Органами прикрепления к телу хозяи-на служат две присоски: передняя — ротовая, и брюшная. Пищеварительная и выделительная сис-темы принципиально не отличаются от таковых у ресничных червей. Упрощение нервной системы выражается в уменьшении размеров головного ганглия. Органы чувств развиты слабо.
Цикл развития сосальщика сложный, со сменой нескольких партеногенетических поколений и одного полового. После внутреннего оплодотворения и созревания яйца должны попасть в воду, где из них выходит плавающая личинка. Найдя улитку – малого прудовика, она проникает в его тело. В нем личинка червя претерпевает ряд превращений и партеногенетически дважды размно-жается. В результате образуется поколение личинок, по строению напоминающих взрослого соса-льщика, но имеющих мускулистый хвостовой придаток. На этой стадии личинки покидают тело прудовика (промежуточный хозяин), попадают в воду и оседают на прибрежной растительности. Здесь они теряют хвост и покрываются плотной защитной оболочкой. С зеленым кормом цисты могут попасть в организм домашних животных (основной хозяин), где превращаются во взрослых печеночных сосальщиков. Человек может заразиться ими при употреблении сырой воды из водое-ма, а также овощей и фруктов, вымытых в этой воде.
Профилактические меры: уничтожение в местных водоемах малых прудовиков и соблюдение человеком правил гигиены.
Опасными паразитами человека являются кошачья двуустка, заражение которой происходит при употреблении плохо прожаренной рыбы, и кровяная двуустка, живущая в крупных венах че-ловека. Ее водные личинки активно внедряются в кожу человека при купании. Распространена в странах Южной Азии, Египте, на Кипре.
? Какие приспособления к паразитизму есть у бычьего цепня?
Общими приспособлениями к паразитизму являются:
наличие защитного покрова (кутикулы) на теле паразита, препятствующего перевариванию соками хозяина;
разнообразные органы прикрепления к телу хозяина: присоски, крючья и др.;
регрессивное развитие нервной системы и органов чувств;
просто устроенная пищеварительная система или ее отсутствие;
чрезвычайно высокая плодовитость;
усложнение цикла развития, состоящее в чередовании способов размножения и смене хозя-ев. В организме основного хозяина происходит половое размножение червя, в организме промежуточного хозяина — бесполое размножение. Смена хозяев в цикле развития способ-ствует расселению паразита, а также предостерегает основного хозяина от чрезмерного пе-ренаселения паразитами и его гибели.
? Почему паразиты опасны? (работа с текстом учебника)
Проверка (устный опрос)
продукты неполного разложения вредны для хозяина, отравляют организм и приводят к истощению, головным болям, снижению работоспособности, памяти;
от паразитов трудно избавиться, ведь присоски и крючья не расслабляются даже после гибели;
полностью от паразитов избавиться невозможно, т.к. они способны поддерживать своё существование в природных очагах без участия человека.
? Как защитить свой организм? Наилучший способ защититься – знать источники заражения и всегда соблюдать гигиенические правила. Несложные правила помогут избежать серьезных проблем.
5. Закрепление изученного материала: вопросы учебника.