kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок биологии в 8 классе "Паразитические плоские черви"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок биологии в 8 классе "Паразитические плоские черви". ФГОС 3.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок биологии в 8 классе "Паразитические плоские черви"»

Тема: Паразитические плоские черви.

Цель урока: рассмотреть особенности строения плоских червей, приспособления к паразитизму и свободному образу жизни.

Планируемые результаты (УУД):

Личностные: Саморазвитие и самообразование на основе мотивации к обучению и само-познанию. Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Осознание взаимосвязанности, взаимозависимости всех компонентов природы.

Метапредметные: Умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Умение находить достоверную информацию, необходимую для решения учебных задач, преобразовывать информацию из одного вида в другой. Умение самостоя-тельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выдвигать версии.

Предметные: Знание плоских червей в природе и жизни человека. Меры профилактики паразитарных заболеваний.

Функциональная грамотность:

Естественно-научная грамотность: решение ситуационных задач с проблемным вопросом блока «Процессы и явления в живой природе», блока «Опасности и риски».

Читательская грамотность: работа с текстом (поиск информации и понимание прочитанного; преобразование информации и ее интерпретация; оценка информации). Приобретение социального и жизненного опыта через обогащение новыми знаниями.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: таблицы, рисунки паразитических плоских червей.

Ход урока:

1. Организационный момент.

2. Повторение материала прошлого урока.

1. К трем типам червей относится :

А. Менее 5 тыс. видов Б. Около 10 тыс. видов В. Более 40 тыс. видов Г. Более 100 тыс. видов

2. У червей в системе внутренних органов отсутствует :

А. Скелет Б. Мускулатура В. Нервная система Г. Половая система

3. Среди плоских червей абсолютное большинство видов является :

А. Растительноядными Б. Хищниками В. Паразитами Г. Всеядными

3. Актуализация: Итак, среди плоских червей абсолютное большинство видов является паразитами.

? Что такое паразитизм? Взаимодействие живых организмов, при котором одни питаются живыми тканями и клетками других и получают от них место постоянного или временного обитания. Один организм называют паразитом, другой – хозяином.

? Какой будет тема нашего урока? Совместное формулирование темы и цели урока. («Паразитические плоские черви»). Мы будем говорить на уроке о паразитических червях. (Где паразитируют? Какой вред наносят? Почему опасны? Как черви стали паразитами? Как защитить свой организм?)

4. Изучение нового материала:

? Как плоские черви стали паразитами? Черви освоили ограниченные пищевые ресурсы океанического дна др. Земли. Но развитие жизни на этом не остановилось: появились и более сл. животные, потеснившие червей. Теперь их разнообразие в морях и пресноводных водоемах не так велико. Большинство червей, особенно плоских, сменило водную среду обитания на паразитический образ жизни.

? Где паразитируют? Чтобы ответить на этот вопрос, рассмотрим жизненный цикл некоторых червей.

Печеночный сосальщик поселяется в желчных протоках рогатого скота (редко человека) и пи-тается кровью и питательными веществами, накопленными в клетках печени. Тело листовидное, сплющенное, длиной до 5 см, покрытое плотной кутикулой. Органами прикрепления к телу хозяи-на служат две присоски: передняя — ротовая, и брюшная. Пищеварительная и выделительная сис-темы принципиально не отличаются от таковых у ресничных червей. Упрощение нервной системы выражается в уменьшении размеров головного ганглия. Органы чувств развиты слабо.

Цикл развития сосальщика сложный, со сменой нескольких партеногенетических поколений и одного полового. После внутреннего оплодотворения и созревания яйца должны попасть в воду, где из них выходит плавающая личинка. Найдя улитку – малого прудовика, она проникает в его тело. В нем личинка червя претерпевает ряд превращений и партеногенетически дважды размно-жается. В результате образуется поколение личинок, по строению напоминающих взрослого соса-льщика, но имеющих мускулистый хвостовой придаток. На этой стадии личинки покидают тело прудовика (промежуточный хозяин), попадают в воду и оседают на прибрежной растительности. Здесь они теряют хвост и покрываются плотной защитной оболочкой. С зеленым кормом цисты могут попасть в организм домашних животных (основной хозяин), где превращаются во взрослых печеночных сосальщиков. Человек может заразиться ими при употреблении сырой воды из водое-ма, а также овощей и фруктов, вымытых в этой воде.

Профилактические меры: уничтожение в местных водоемах малых прудовиков и соблюдение человеком правил гигиены.

Опасными паразитами человека являются кошачья двуустка, заражение которой происходит при употреблении плохо прожаренной рыбы, и кровяная двуустка, живущая в крупных венах че-ловека. Ее водные личинки активно внедряются в кожу человека при купании. Распространена в странах Южной Азии, Египте, на Кипре.

? Какие приспособления к паразитизму есть у бычьего цепня?

Общими приспособлениями к паразитизму являются:

  • наличие защитного покрова (кутикулы) на теле паразита, препятствующего перевариванию соками хозяина;

  • разнообразные органы прикрепления к телу хозяина: присоски, крючья и др.;

  • регрессивное развитие нервной системы и органов чувств;

  • просто устроенная пищеварительная система или ее отсутствие;

  • чрезвычайно высокая плодовитость;

  • усложнение цикла развития, состоящее в чередовании способов размножения и смене хозя-ев. В организме основного хозяина происходит половое размножение червя, в организме промежуточного хозяина — бесполое размножение. Смена хозяев в цикле развития способ-ствует расселению паразита, а также предостерегает основного хозяина от чрезмерного пе-ренаселения паразитами и его гибели.


? Почему паразиты опасны? (работа с текстом учебника)

Проверка (устный опрос)

  • продукты неполного разложения вредны для хозяина, отравляют организм и приводят к истощению, головным болям, снижению работоспособности, памяти;

  • от паразитов трудно избавиться, ведь присоски и крючья не расслабляются даже после гибели;

  • полностью от паразитов избавиться невозможно, т.к. они способны поддерживать своё существование в природных очагах без участия человека.

? Как защитить свой организм? Наилучший способ защититься – знать источники заражения и всегда соблюдать гигиенические правила. Несложные правила помогут избежать серьезных проблем.

5. Закрепление изученного материала: вопросы учебника.

6. Рефлексия. Подведение итогов урока.

7. Домашнее задание:: с. 114-116








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок биологии в 8 классе "Паразитические плоские черви"

Автор: Оксана Владимировна Пришлецова

Дата: 10.12.2024

Номер свидетельства: 661330

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(180) "Конспект урока по биологии в 7 классе по теме «Паразитические плоские черви  и меры борьбы с ними». "
    ["seo_title"] => string(107) "konspiekt-uroka-po-biologhii-v-7-klassie-po-tiemie-parazitichieskiie-ploskiie-chiervi-i-miery-bor-by-s-nimi"
    ["file_id"] => string(6) "101422"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402417028"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(156) "Урок биологии 7 класс по теме " Бычий цепень - представитель плоских ленточных червей" "
    ["seo_title"] => string(95) "urok-biologhii-7-klass-po-tiemie-bychii-tsiepien-priedstavitiel-ploskikh-lientochnykh-chierviei"
    ["file_id"] => string(6) "161706"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422268974"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(85) "Конспект урока биологии "Многообразие червей" "
    ["seo_title"] => string(50) "konspiekt-uroka-biologhii-mnoghoobraziie-chierviei"
    ["file_id"] => string(6) "161451"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422215231"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(89) "урок биологии 7 класс по теме " Тип Круглые черви" "
    ["seo_title"] => string(54) "urok-biologhii-7-klass-po-tiemie-tip-krughlyie-chiervi"
    ["file_id"] => string(6) "161683"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422267348"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(151) "Конспект урока биологии "Бычий цепень как представитель плоских ленточных червей""
    ["seo_title"] => string(83) "konspiekturokabiologhiibychiitsiepienkakpriedstavitielploskikhlientochnykhchierviei"
    ["file_id"] => string(6) "275737"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1452613987"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства