kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок биологии по теме Нуклеиновые кислоты

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Изучение истории открытия нуклеиновых кислот, строение и их функции

Просмотр содержимого документа
«Урок биологии по теме Нуклеиновые кислоты»



Тема урока: Нуклеиновые кислоты.

Хохлова Галина Федоровна,

учитель биологии

МБОУ "Устьвашская средняя

общеобразовательная школа"

Цель урока:  формирование представлений о структуре и функциях нуклеиновых кислот

Задачи урока:

1. охарактеризовать особенности строения, функции, роль молекул нуклеиновых кислот (РНК и ДНК) как биополимеров;

2. развить общеучебные умения ( работать с текстом, схемами, таблицами, строить вопросы, сравнивать, излагать свои мысли);

3. воспитывать у учащихся культуру общения, беседы, выполнения заданий.

Тип урока: комбинированный.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент 

2. Актуализация ранее изученного материала 

- Какую тему мы изучаем на последних уроках?

- Какие вещества входят в состав живых организмов?

Задание для всех (самостоятельная работа):

1. тест на 2 варианта по органическим веществам вопросы с А.1. до А.5. (приложение №1)

2. из списка веществ выбрать углеводы, липиды и белки.

Вода, бензин, фруктоза, фибриноген, витамин А, крахмал, гемоглобин, эфир, рибоза, коллаген, воск, поваренная соль, хитин, инсулин. (На доске это задание выполняет ученик)

3. Проверка Д/З объяснить выражение ( с использованием презентации) « Белки, жиры и углеводы,

Пройдут века, эпохи, годы

К вам мы прикованы на век.

Без вас не мыслим человек. »

В задании А.6 и А.7. о каких веществах идет речь? ( Тема урока: Нуклеиновые кислоты)



3. Изложение нового материала 

Беседа

- Определение нуклеиновых кислот. Дайте определение понятия нуклеиновые кислоты?

(Работа с учебником п. 12 абзац 1 и 2.) Сравнение определения со словарем.









Нуклеиновые кислоты – природные высокомолекулярные органические соединения. (Работа в тетради)

Нуклеиновые кислоты были открыты последними из органических веществ. Почему?

Сообщение учащегося (презентация) «Из истории открытия нуклеиновых кислот»

Учащиеся составляют запись по истории открытия в тетради.

1869 год открыты швейцарским химиком И.Ф. Мишером в ядрах лейкоцитов;

1885 год описали нуклеотиды А. Коссель и Э. Фишер;

1889 год термин нуклеиновые кислоты р.Альтман;

1905 год нуклеотидный состав Э.Чаргафф;

1944 год роль нуклеиновых кислот в передаче наследственной информации Ф. Левен;

1950 год спиральная структура ДНК Р. Франклин;

1951 год количественное соотношение азотистых оснований Э. Чаргафф;

1953 год смоделирована структура ДНК Ф.Криком и Д. Уотсоном, механизм редупликации ДНК.

В чем важность этого открытия и что за собой повлекло?

Изучение физического- химического состава и механизма функций молекул ДНК и РНК дает возможность прогнозировать вероятность возникновения и предполагаемое развитие наследственных заболеваний, подсказывает ответы по профилактике и лечению этих заболеваний. На данных о нуклеиновых кислотах работают многие направления наук, например генная инженерия, молекулярная биология, бионика, биокибернетика, изучение нуклеиновых кислот вызвало мощный приток научных сил к исследованиям в биологии.

Таким образом, история открытия НК растянулась почти на 100 лет. Сегодня каждый школьник знает о существовании Н.К. Мы все наследуем ДНК.

- Что вам уже известно о Н.К.? Сколько видов НК? Как они называются? В каких частях клетки их можно обнаружить? Что является мономером НК? (нуклеотид)

Сравнение ДНК и РНК

(работа с учебником текстом, рис., схемами и презентацией, беседа)

Признаки сравнения

ДНК


РНК


Местонахождения

Ядро, митохондрии, хлоропласт

Цитоплазма, рибосомы, ядрышко

Форма молекулы

Двухцепочная правозакрученная спираль

Одноцепочечная линейная или компактная

Состав нуклеотида

  1. сахар

  2. азотистое основание

  3. фосфат



Дезоксирибоза

Аденин, гуанин, цитозин, тимин

+



Рибоза

Аденин, гуанин, цитозин, урацил

+

Функции.

Биологическая роль




  • Хранение наследственной информации

  • Передача наследственной информации следующим поколениям

  • Передача наследственной информации из ядра к месту синтеза

  • и-РНК перенос информацию с о первичной структуре белка с ДНК на рибосомы

  • т-РНК переносит аминокислоты к месту синтеза белка –  рибосомам

  • р-РНК  входит в состав рибосом.

РНК -единая функциональная система, направленную на реализацию наследственной информации через синтез белка

Свойства

  • комплементарность


4. Закрепление

Решение задачи на комплементарность. Учащиеся дают определение «комплементарность», им предлагается

  1. Достроить по принципу комплементарности вторую цепь ДНК, зная последовательность нуклеотидов в первой цепи ( задание стр. учебника 53)
    1-я цепь ДНК: А-Г-Т-Г-Ц-А-Ц-Т-Т…
    2-я цепь ДНК: Т-Ц-А-Ц-Г-Т-Г-А-А…

- Какими связями объединяются цепи ДНК в двойную спираль?

- Как соединены азотистые основания в двух спиралях ДНК А и Т, Г и Ц?

2.Посчитать сколько двойных и тройных связей образуется на данном участке ДНК.

4. В составе двухцепочечной молекулы ДНК 13 % аденина. Сколько гуанина, тимина и цитозина содержит эта молекула.

По правилу Э.Чаргаффа в молекуле ДНК количество ( А) равно количеству ( Т),т.к. они комплементарны друг другу и соединены двумя водородными связьми.

5. Возращение к тесту «Органические вещества клетки», задания № 6, 7

6. Домашнее задание п.12 Задания стр. 53 учебника













Тест: Органические вещества клетки. Вариант 1


Задание 1

А.1. Гид­ро­фоб­ны­ми со­еди­не­ни­я­ми яв­ля­ют­ся 

1) фер­мен­ты

2) белки

3) по­ли­са­ха­ри­ды

4) ли­пи­ды

А.2. Какие вещества синтезируются в клетках человека из аминокислот 

1) фосфолипиды

2) углеводы

3) витамины

4) белки

А.3. Фер­мен­та­тив­ную функ­цию в клет­ке вы­пол­ня­ют 

1) белки

2) ли­пи­ды

3) уг­ле­во­ды

4) нук­ле­и­но­вые кис­ло­ты

А.4. Ли­пи­ды рас­тво­ря­ют­ся в эфире, но не рас­тво­ря­ют­ся в воде, так как

 

1) со­сто­ят из мо­но­ме­ров

2) гид­ро­фоб­ны

3) гид­ро­филь­ны

4) яв­ля­ют­ся по­ли­ме­ра­ми

А.5. Во­до­род­ные связи между СО — и NН-груп­па­ми в мо­ле­ку­ле белка при­да­ют ей форму спи­ра­ли, ха­рак­тер­ную для струк­ту­ры

 

1) пер­вич­ной

2) вто­рич­ной

3) тре­тич­ной

4) чет­вер­тич­ной

А.6. Ри­бо­за вхо­дит в со­став мо­ле­кул

 

1) ге­мо­гло­би­на

2) ДНК

3) РНК

4) хло­ро­фил­ла

А.7. По принципу комплементарности происходит соединение

 

1) двух цепей в молекуле ДНК

2) аминокислот в молекуле белка

3) нуклеотидов в полинуклеотидной цепи

4) тРНК с определённой аминокислотой

Задание 2 Из списка веществ выбрать углеводы, липиды и белки.

Вода, бензин, фруктоза, фибриноген, витамин А, крахмал, гемоглобин, эфир, рибоза, актин, коллаген, воск, поваренная соль, хитин, инсулин.

Белки Углеводы Липиды










Вариант 2

Задание 1

А 1. Вто­рич­ная струк­ту­ра белка, име­ю­щая форму спи­ра­ли, удер­жи­ва­ет­ся свя­зя­ми 

1) пеп­тид­ны­ми

2) ион­ны­ми

3) во­до­род­ны­ми

4) ко­ва­лент­ны­ми

А.2 Мо­но­ме­ра­ми мо­ле­кул каких ор­га­ни­че­ских ве­ществ яв­ля­ют­ся ами­но­кис­ло­ты

 1) бел­ков

2) уг­ле­во­дов

3) ДНК

4) ли­пи­дов

А.3. Какие связи опре­де­ля­ют пер­вич­ную струк­ту­ру мо­ле­кул белка 

1) гид­ро­фоб­ные между ра­ди­ка­ла­ми ами­но­кис­лот

2) во­до­род­ные между по­ли­пеп­тид­ны­ми ни­тя­ми

3) пеп­тид­ные между ами­но­кис­ло­та­ми

4) во­до­род­ные между — NH — и — СО — груп­па­ми

А.4. В клет­ке ли­пи­ды вы­пол­ня­ют функ­цию 

1) ка­та­ли­ти­че­скую

2) транс­порт­ную

3) ин­фор­ма­ци­он­ную

4) энер­ге­ти­че­скую

А.5. Жиры, как и глю­ко­за, вы­пол­ня­ют в клет­ке функ­цию 

1) стро­и­тель­ную

2) ин­фор­ма­ци­он­ную

3) ка­та­ли­ти­че­скую

4) энер­ге­ти­че­скую

А.6. рРНК — это 

1) пе­ре­нос­чик ге­не­ти­че­ской ин­фор­ма­ции

2) пе­ре­нос­чик ами­но­кис­лот

3) ком­по­нент кле­точ­но­го ядра

4) ком­по­нент ри­бо­сом

А.7. Сколь­ко во­до­род­ных свя­зей свя­зы­ва­ют аде­нин с ти­ми­ном в мо­ле­ку­ле ДНК?

 

1) 1

2) 2

3) 3

4) 4


Задание 2 Из списка веществ выбрать углеводы, липиды и белки.

Вода, бензин, фруктоза, фибриноген, витамин А, крахмал, гемоглобин, эфир, рибоза, актин, коллаген, воск, поваренная соль, хитин, инсулин.

Белки Углеводы Липиды














Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Урок биологии по теме Нуклеиновые кислоты

Автор: Хохлова Галина Федоровна

Дата: 15.11.2019

Номер свидетельства: 527107

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(136) "презентация к уроку по биологии для 9 класса по теме: "Нуклеиновые кислоты" "
    ["seo_title"] => string(82) "priezientatsiia-k-uroku-po-biologhii-dlia-9-klassa-po-tiemie-nuklieinovyie-kisloty"
    ["file_id"] => string(6) "238629"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1444594134"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(123) "Конспект урока по биологии в 9 классе по теме: "Нуклеиновые кислоты" "
    ["seo_title"] => string(72) "konspiekt-uroka-po-biologhii-v-9-klassie-po-tiemie-nuklieinovyie-kisloty"
    ["file_id"] => string(6) "238625"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1444593382"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(108) "Конспект и презентация урока на тему "Нуклеиновые кислоты" "
    ["seo_title"] => string(64) "konspiekt-i-priezientatsiia-uroka-na-tiemu-nuklieinovyie-kisloty"
    ["file_id"] => string(6) "216523"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1433031268"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(62) "Презентация "Нуклеиновые кислоты""
    ["seo_title"] => string(37) "priezientatsiia_nuklieinovyie_kisloty"
    ["file_id"] => string(6) "448324"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1515345716"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(242) "Методическая разработка теоретического занятия для преподавателя  по теме: ”Нуклеиновые кислоты ДНК, РНК. АТФ, гормоны, витамины”. "
    ["seo_title"] => string(141) "mietodichieskaia-razrabotka-tieorietichieskogho-zaniatiia-dlia-priepodavatielia-po-tiemie-nuklieinovyie-kisloty-dnk-rnk-atf-ghormony-vitaminy"
    ["file_id"] => string(6) "238068"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1444475128"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства