kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Презентация к уроку по биологии для 9 класса по теме: "Нуклеиновые кислоты"

Нажмите, чтобы узнать подробности

презентация к уроку по биологии для 9 класса по теме: "Нуклеиновые кислоты"

Тема урока:  «Нуклеиновые кислоты».

Тип урока:   урок изучения нового материала.

Цели и задачи урока:

Сформировать представления учащихся  о строении, свойствах и значении нуклеиновых кислот.

Образовательные:                  

  1. сформировать знания о строении, свойствах, структуре молекул нуклеиновых кислот как биополимеров, видах нуклеиновых кислот;
  2. дать понятие о принципе  комплементарности в ДНК; процессе репликации ДНК, генетическом коде.
  3. раскрыть значение  нуклеиновых кислот в клетке.

Развивающие:

  1. развивать общеучебные умения (понимать и запоминать прочитанное, делать краткие записи, анализировать и  систематизировать знания в виде схем и таблиц и др.);
  2. развивать интеллектуальные умения: логически мыслить (поиск ответов на вопросы творческого характера), задавать вопросы, сравнивать, находить взаимосвязи (состава, структуры и функций молекул ДНК и РНК), обосновывать свой ответ;
  3. развивать коммуникационные умения (умение грамотно излагать свои мысли, задавать вопросы и отвечать на них).
  4. развивать  объективную самооценку знаний.

Воспитательные:

  1. воспитывать у учащихся культуру общения и труда в ходе беседы, просмотра презентации, выполнения заданий.

Планируемые результаты ( ученики научатся):

  1. Характеризовать  (описывать) химический состав  строение, виды  и  значение  нук­леиновых кислот в клетке, генетический код;
  2. Знать /понимать термины: комплиментарность,  репликация, генетический код;
  3. Сравнивать состав, структуру и функций молекул ДНК и РНК;
  4. Решать  элементарные биологические задачи  на определение последовательности нуклеотидов
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«презентация к уроку по биологии для 9 класса по теме: "Нуклеиновые кислоты" »

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ДЛЯ 9 КЛАССА ПО ТЕМЕ: НУКЛЕИНОВЫЕ КИСЛОТЫ Учитель биологии ГБОУ СОШ №8 пгт Алексеевка г.о. Кинель О.Ю. Ветренко

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ДЛЯ 9 КЛАССА ПО ТЕМЕ: НУКЛЕИНОВЫЕ КИСЛОТЫ

Учитель биологии ГБОУ СОШ №8

пгт Алексеевка г.о. Кинель

О.Ю. Ветренко

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ РАБОТЫ УЧЕНИКОВ НА УРОКЕ Учащиеся получившие за различные виды работ на уроке: 17 и более баллов ставят себе «5» 15 – 17 баллов ставят себе «4» 9-14 баллов ставят себе «3»  Виды работ на уроке :

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ РАБОТЫ УЧЕНИКОВ НА УРОКЕ

Учащиеся получившие за различные виды работ на уроке:

  • 17 и более баллов ставят себе «5»
  • 15 – 17 баллов ставят себе «4»
  • 9-14 баллов ставят себе «3»

Виды работ на уроке :

  • Выполнение теста по теме «Белки»
  • Самостоятельное заполнение таблицы
  • Устные ответы
ТЕСТ ПО ТЕМЕ : «БЕЛКИ» Задания уровня А - выбери 1 ответ.  Каких органических соединений в живой клетке больше всего ?  а) липидов б) нуклеиновых кислот в) белков г) углеводов   Белки по строению - это вещества:  а) полимеры б) мономеры в) неорганические вещества г) радикалы Мономером белка является:  а) нуклеотид б) аминокислота в) глюкоза  Первичная структура белка представлена :  а) полипептидной цепью б) спиралью в) глобулой Вторичная структура белка представлена:  а) полипептидной цепью б) спиралью в) глобулой Какой белок имеет четвертичную структуру  а) инсулин б) гемоглобин в) лецитин Какая структура белка определяет химический состав и его биологические свойства?  а) первичная б) вторичная в) третичная г) четвертичная  

ТЕСТ ПО ТЕМЕ : «БЕЛКИ»

  • Задания уровня А - выбери 1 ответ.
  • Каких органических соединений в живой клетке больше всего ?

а) липидов б) нуклеиновых кислот в) белков г) углеводов  

  • Белки по строению - это вещества:

а) полимеры б) мономеры в) неорганические вещества г) радикалы

  • Мономером белка является:

а) нуклеотид б) аминокислота в) глюкоза 

  • Первичная структура белка представлена :

а) полипептидной цепью б) спиралью в) глобулой

  • Вторичная структура белка представлена:

а) полипептидной цепью б) спиралью в) глобулой

  • Какой белок имеет четвертичную структуру

а) инсулин б) гемоглобин в) лецитин

  • Какая структура белка определяет химический состав и его биологические свойства?

а) первичная б) вторичная в) третичная г) четвертичная

 

ТЕСТ ПО ТЕМЕ : «БЕЛКИ» Задания уровня В - напишите краткий ответ.

ТЕСТ ПО ТЕМЕ : «БЕЛКИ»

Задания уровня В - напишите краткий ответ.

  • Как называются белки, которые упорядочивают и ускоряют протекание химических реакций внутри клетки?
  • Какие химические связи формируют вторичную и третичную структуры молекулы белка?
  • Как называется процесс утраты молекулой белка своей конфигурации. Обратим ли этот процесс?
ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ К ТЕСТУ  ( ЗА КАЖДЫЙ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ УЧЕНИК ПОЛУЧАЕТ ОДИН БАЛЛ)

ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ К ТЕСТУ ( ЗА КАЖДЫЙ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ УЧЕНИК ПОЛУЧАЕТ ОДИН БАЛЛ)

  • 1. в
  • 2. а
  • 3. б
  • 4. а
  • 5. б
  • 6. б
  • 7. а
  • 8. ферменты
  • 9. водородные и гидрофобные
  • 10 денатурация; восстановление происходит если не разрушена первичная структура белка
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УРОКА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ  Цель урока : ознакомиться с нуклеиновыми кислотами, выяснить их роль в наследственности  Задачи урока:

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УРОКА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ

Цель урока : ознакомиться с нуклеиновыми кислотами, выяснить их роль в наследственности

Задачи урока:

  • сформировать знания о строении, свойствах, структуре молекул нуклеиновых кислот как биополимеров, видах нуклеиновых кислот;
  • дать понятие о принципе комплементарности в ДНК; процессе репликации ДНК, генетическом коде.
  • раскрыть значение нуклеиновых кислот в клетке.
ИСТОРИЯ ОТКРЫТИЯ

ИСТОРИЯ ОТКРЫТИЯ

  • Открыты во второй половине 19 века швейцарским биохимиком Ф. Мишером
  • Впервые обнаружены в ядре («нуклеус» - ядро)
  • Модель ДНК создана в 1953 г.
СТРОЕНИЕ НУКЛЕИНОВЫХ КИСЛОТ Нуклеотид : химическое соединение остатков трех веществ: азотистого основания, углевода, фосфорной кислоты .

СТРОЕНИЕ НУКЛЕИНОВЫХ КИСЛОТ

Нуклеотид : химическое соединение остатков трех веществ: азотистого основания, углевода, фосфорной кислоты .

ПОЛИНУКЛЕОТИДНАЯ ЦЕПЬ

ПОЛИНУКЛЕОТИДНАЯ ЦЕПЬ

СОСТАВ НУКЛЕИНОВЫХ КИСЛОТ: ДНК Азотистое основание (А, Г, Ц, У) Углевод – рибоза Остаток ФК Азотистое Основание (А, Г, Ц, Т) Углевод – дезоксирибоза Остаток ФК РНК

СОСТАВ НУКЛЕИНОВЫХ КИСЛОТ:

ДНК

Азотистое

основание

(А, Г, Ц, У)

Углевод –

рибоза

Остаток

ФК

Азотистое

Основание

(А, Г, Ц, Т)

Углевод –

дезоксирибоза

Остаток

ФК

РНК

ВИДЫ РНК В клетке имеется несколько видов РНК. Все они участвуют в синтезе белка:

ВИДЫ РНК

В клетке имеется несколько видов РНК. Все они участвуют в синтезе белка:

  • Транспортные РНК (т-РНК) - это самые маленькие по размерам РНК. Они связывают аминокислоты и транспортируют их к месту синтеза белка.
  • Информационные РНК (и-РНК) - они в 10 раз больше тРНК. Их функция состоит в переносе информации о структуре белка от ДНК к месту синтеза белка.
  • Рибосомные РНК (р-РНК) - имеют наибольшие размеры молекулы, входят в состав рибосом.
КОМПЛИМЕНТАРНОСТЬ (А+Т)+(Г+Ц)=100%

КОМПЛИМЕНТАРНОСТЬ

(А+Т)+(Г+Ц)=100%

  • Комплимент арность – пространственное соответствие молекул или их частей, приводящая к образованию водородных связей.
  • Комплиментарные структуры подходят друг к другу как «ключ с замком
ЗАДАЧА   Известно, что 1 цепь ДНК имеет следующий порядок нуклеотидов: -А-Т-Г-Г-Ц-Г-А-А-Т-Т-А-Г-А-Т-А-А-Ц-Т-Т-Ц-  в каком порядке расположены нуклеотиды во 2 цепи ДНК?

ЗАДАЧА

Известно, что 1 цепь ДНК имеет следующий порядок нуклеотидов:

-А-Т-Г-Г-Ц-Г-А-А-Т-Т-А-Г-А-Т-А-А-Ц-Т-Т-Ц-

в каком порядке расположены нуклеотиды во 2 цепи ДНК?

ГЕНЕТИЧЕСКИЙ КОД

ГЕНЕТИЧЕСКИЙ КОД

  • Наследственная информация записана в молекулах нуклеиновых кислот в виде последовательности нуклеотидов. Определенные участки молекулы ДНК и РНК (у вирусов и фагов) содержат информацию о первичной структуре одного белка и называются генами .
  • 1 ген = 1 молекула белка
  • Поэтому наследственную информацию, которую содержат ДНК называют генетической .
Одна аминокислота закодирована тремя нуклеотидами АЦТ ГАТ АГЦ Триплет( ДНК), кодон (РНК) Пример: аминокислота триптофан закодирована в РНК УГГ, в ДНК - АЦЦ.
  • Одна аминокислота закодирована тремя нуклеотидами

АЦТ

ГАТ

АГЦ

Триплет( ДНК), кодон (РНК)

  • Пример: аминокислота триптофан закодирована в РНК УГГ, в ДНК - АЦЦ.

ген

АК1

АК3

АК2

белок

СВОЙСТВА ГЕНЕТИЧЕСКОГО КОДА:

СВОЙСТВА ГЕНЕТИЧЕСКОГО КОДА:

  • Универсальность ( у все живых организмов генетический код одинаков )
  • Дискретность (кодовые триплеты считываются с молекулы РНК целиком)
  • Специфичность (кодон кодирует только определённую аминокислоту)
  • Избыточность кода (несколько триплетов кодируют одну аминокислоту )
Таблица: «Сравнительная характеристика ДНК и РНК» (За каждый правильно заполненный признак ученик получает 1 балл) Признаки ДНК Химический состав Азотистые основания – Углевод Фосфорная кислота РНК Имеет в составе азотистые основания: АТГЦ Углевод дезоксирибоза Структура молекулы Имеет в составе азотистые основания: АУГЦ Углевод рибоза Две полинуклеотидные цепи, соединённые по принципу комплиментарности, скрученные в спираль Место нахождения в клетке Одна полинуклеотидная цепь Ядро, пластиды. Митохондрии Функции В составе рибосом, в цитоплазме клетки Хранение и реализация наследственной информации и-РНК является посредником между ДНК И синтезируемыми белками т- РНК - переносят аминокислоты к месту синтеза белка р-РНК - входят в состав рибосом

Таблица: «Сравнительная характеристика ДНК и РНК»

(За каждый правильно заполненный признак ученик получает 1 балл)

Признаки

ДНК

Химический состав

Азотистые основания –

Углевод

Фосфорная кислота

РНК

Имеет в составе азотистые основания: АТГЦ

Углевод дезоксирибоза

Структура молекулы

Имеет в составе азотистые основания: АУГЦ

Углевод рибоза

Две полинуклеотидные цепи, соединённые по принципу комплиментарности, скрученные в спираль

Место нахождения в клетке

Одна полинуклеотидная цепь

Ядро, пластиды. Митохондрии

Функции

В составе рибосом, в цитоплазме клетки

Хранение и реализация наследственной информации

и-РНК является посредником между ДНК И синтезируемыми белками

т- РНК - переносят аминокислоты к месту синтеза белка

р-РНК - входят в состав рибосом

ВОПРОСЫ НА ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА

ВОПРОСЫ НА ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА

  • Какие виды нуклеиновых кислот вам известны, кто их открыл?
  • Как соединены нуклеотиды в полинуклеотидной цепи?
  • Как возникают новые молекулы ДНК?
ВЫВОДЫ

ВЫВОДЫ

  • Нуклеиновые кислоты: ДНК и РНК
  • ДНК – полимер. Мономер – нуклеотид.
  • Молекулы ДНК обладают видовой специфичностью.
  • Молекула ДНК – двойная спираль, поддерживается водородными связями.
  • Цепи ДНК строятся по принципу комплиментарности.
  • Содержание ДНК в клетке постоянно.
  • Функция ДНК – хранение и передача наследственной информации.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ  ( ПО ВЫБОРУ УЧАЩЕГОСЯ )

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ ( ПО ВЫБОРУ УЧАЩЕГОСЯ )

  • Прочитать § 6 стр. 21-23 ответить на вопросы 3 в рабочей тетради
  • Разгадать кроссворд по теме « Нуклеиновые кислоты»
  • Составить тест или вопросы для одноклассников по теме « Нуклеиновые кислоты»


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
презентация к уроку по биологии для 9 класса по теме: "Нуклеиновые кислоты"

Автор: Ветренко Ольга Юрьевна

Дата: 11.10.2015

Номер свидетельства: 238629

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(123) "Конспект урока по биологии в 9 классе по теме: "Нуклеиновые кислоты" "
    ["seo_title"] => string(72) "konspiekt-uroka-po-biologhii-v-9-klassie-po-tiemie-nuklieinovyie-kisloty"
    ["file_id"] => string(6) "238625"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1444593382"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(91) "Конспект урока биологии в 11 классе по теме Вирусы "
    ["seo_title"] => string(55) "konspiekt-uroka-biologhii-v-11-klassie-po-tiemie-virusy"
    ["file_id"] => string(6) "224628"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1438973363"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(52) "Белки и нуклеиновые кислоты "
    ["seo_title"] => string(30) "bielki-i-nuklieinovyie-kisloty"
    ["file_id"] => string(6) "114642"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1411583396"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(41) "Деление клетки. Митоз. "
    ["seo_title"] => string(24) "dielieniie-klietki-mitoz"
    ["file_id"] => string(6) "106676"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403070214"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства