презентация к уроку по биологии для 9 класса по теме: "Нуклеиновые кислоты"
Презентация к уроку по биологии для 9 класса по теме: "Нуклеиновые кислоты"
презентация к уроку по биологии для 9 класса по теме: "Нуклеиновые кислоты"
Тема урока: «Нуклеиновые кислоты».
Тип урока: урок изучения нового материала.
Цели и задачи урока:
Сформировать представления учащихся о строении, свойствах и значении нуклеиновых кислот.
Образовательные:
сформировать знания о строении, свойствах, структуре молекул нуклеиновых кислот как биополимеров, видах нуклеиновых кислот;
дать понятие о принципе комплементарности в ДНК; процессе репликации ДНК, генетическом коде.
раскрыть значение нуклеиновых кислот в клетке.
Развивающие:
развивать общеучебные умения (понимать и запоминать прочитанное, делать краткие записи, анализировать и систематизировать знания в виде схем и таблиц и др.);
развивать интеллектуальные умения: логически мыслить (поиск ответов на вопросы творческого характера), задавать вопросы, сравнивать, находить взаимосвязи (состава, структуры и функций молекул ДНК и РНК), обосновывать свой ответ;
развивать коммуникационные умения (умение грамотно излагать свои мысли, задавать вопросы и отвечать на них).
развивать объективную самооценку знаний.
Воспитательные:
воспитывать у учащихся культуру общения и труда в ходе беседы, просмотра презентации, выполнения заданий.
Планируемые результаты ( ученики научатся):
Характеризовать (описывать) химический состав строение, виды и значение нуклеиновых кислот в клетке, генетический код;
Как называются белки, которые упорядочивают и ускоряют протекание химических реакций внутри клетки?
Какие химические связи формируют вторичную и третичную структуры молекулы белка?
Как называется процесс утраты молекулой белка своей конфигурации. Обратим ли этот процесс?
ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ К ТЕСТУ ( ЗА КАЖДЫЙ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ УЧЕНИК ПОЛУЧАЕТ ОДИН БАЛЛ)
1. в
2. а
3. б
4. а
5. б
6. б
7. а
8. ферменты
9. водородные и гидрофобные
10 денатурация; восстановление происходит если не разрушена первичная структура белка
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УРОКА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ
Цель урока : ознакомиться с нуклеиновыми кислотами, выяснить их роль в наследственности
Задачи урока:
сформировать знания о строении, свойствах, структуре молекул нуклеиновых кислот как биополимеров, видах нуклеиновых кислот;
дать понятие о принципе комплементарности в ДНК; процессе репликации ДНК, генетическом коде.
раскрыть значение нуклеиновых кислот в клетке.
ИСТОРИЯ ОТКРЫТИЯ
Открыты во второй половине 19 века швейцарским биохимиком Ф. Мишером
Впервые обнаружены в ядре («нуклеус» - ядро)
Модель ДНК создана в 1953 г.
СТРОЕНИЕ НУКЛЕИНОВЫХ КИСЛОТ
Нуклеотид : химическое соединение остатков трех веществ: азотистого основания, углевода, фосфорной кислоты .
ПОЛИНУКЛЕОТИДНАЯ ЦЕПЬ
СОСТАВ НУКЛЕИНОВЫХ КИСЛОТ:
ДНК
Азотистое
основание
(А, Г, Ц, У)
Углевод –
рибоза
Остаток
ФК
Азотистое
Основание
(А, Г, Ц, Т)
Углевод –
дезоксирибоза
Остаток
ФК
РНК
ВИДЫ РНК
В клетке имеется несколько видов РНК. Все они участвуют в синтезе белка:
Транспортные РНК (т-РНК) - это самые маленькие по размерам РНК. Они связывают аминокислоты и транспортируют их к месту синтеза белка.
Информационные РНК (и-РНК) - они в 10 раз больше тРНК. Их функция состоит в переносе информации о структуре белка от ДНК к месту синтеза белка.
Рибосомные РНК (р-РНК) - имеют наибольшие размеры молекулы, входят в состав рибосом.
КОМПЛИМЕНТАРНОСТЬ
(А+Т)+(Г+Ц)=100%
Комплимент арность – пространственное соответствие молекул или их частей, приводящая к образованию водородных связей.
Комплиментарные структуры подходят друг к другу как «ключ с замком
ЗАДАЧА
Известно, что 1 цепь ДНК имеет следующий порядок нуклеотидов:
-А-Т-Г-Г-Ц-Г-А-А-Т-Т-А-Г-А-Т-А-А-Ц-Т-Т-Ц-
в каком порядке расположены нуклеотиды во 2 цепи ДНК?
ГЕНЕТИЧЕСКИЙ КОД
Наследственная информация записана в молекулах нуклеиновых кислот в виде последовательности нуклеотидов. Определенные участки молекулы ДНК и РНК (у вирусов и фагов) содержат информацию о первичной структуре одного белка и называются генами .
1 ген = 1 молекула белка
Поэтому наследственную информацию, которую содержат ДНК называют генетической .
Одна аминокислота закодирована тремя нуклеотидами
АЦТ
ГАТ
АГЦ
Триплет( ДНК), кодон (РНК)
Пример: аминокислота триптофан закодирована в РНК УГГ, в ДНК - АЦЦ.
ген
АК1
АК3
АК2
белок
СВОЙСТВА ГЕНЕТИЧЕСКОГО КОДА:
Универсальность ( у все живых организмов генетический код одинаков )
Дискретность (кодовые триплеты считываются с молекулы РНК целиком)
Специфичность (кодон кодирует только определённую аминокислоту)
Избыточность кода (несколько триплетов кодируют одну аминокислоту )
Таблица: «Сравнительная характеристика ДНК и РНК»
(За каждый правильно заполненный признак ученик получает 1 балл)
Признаки
ДНК
Химический состав
Азотистые основания –
Углевод
Фосфорная кислота
РНК
Имеет в составе азотистые основания: АТГЦ
Углевод дезоксирибоза
Структура молекулы
Имеет в составе азотистые основания: АУГЦ
Углевод рибоза
Две полинуклеотидные цепи, соединённые по принципу комплиментарности, скрученные в спираль
Место нахождения в клетке
Одна полинуклеотидная цепь
Ядро, пластиды. Митохондрии
Функции
В составе рибосом, в цитоплазме клетки
Хранение и реализация наследственной информации
и-РНК является посредником между ДНК И синтезируемыми белками
т- РНК - переносят аминокислоты к месту синтеза белка
р-РНК - входят в состав рибосом
ВОПРОСЫ НА ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА
Какие виды нуклеиновых кислот вам известны, кто их открыл?
Как соединены нуклеотиды в полинуклеотидной цепи?
Как возникают новые молекулы ДНК?
ВЫВОДЫ
Нуклеиновые кислоты: ДНК и РНК
ДНК – полимер. Мономер – нуклеотид.
Молекулы ДНК обладают видовой специфичностью.
Молекула ДНК – двойная спираль, поддерживается водородными связями.
Цепи ДНК строятся по принципу комплиментарности.
Содержание ДНК в клетке постоянно.
Функция ДНК – хранение и передача наследственной информации.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ( ПО ВЫБОРУ УЧАЩЕГОСЯ )
Прочитать § 6 стр. 21-23 ответить на вопросы 3 в рабочей тетради
Разгадать кроссворд по теме « Нуклеиновые кислоты»
Составить тест или вопросы для одноклассников по теме « Нуклеиновые кислоты»