kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок биологии "Питание животных". 8 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок биологии "Питание животных". 8 класс. ФГОС 3.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок биологии "Питание животных". 8 класс»

Тема: Питание и пищеварение у простейших и беспозвоночных животных. Питание и пищеварение у позвоночных животных. .

Цель: расширить знания учащихся о питании организмов, раскрыв особенности питания животных; развивать умения сравнивать особенности питания растений и животных; дать понятие «пищеварение», рассмотреть процесс переваривания пищи у различных животных.

Планируемые результаты:

Личностные: Формирование познавательный интерес. Развитие мотивации к обучению и самопознанию. умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

Метапредметные: Умение систематизировать и обобщать разные виды информации. выявлять причины и следствия простых явлений. Умение находить достоверную информацию, необходимую для решения учебных задач.

Предметные: Знание понятия питание. Объяснять особенности питания животных.

Формирование функциональной грамотности:

Естественно-научная грамотность: решение ситуационных задач с проблемным вопросом блока «Процессы и явления в живой природе», приемы проведения исследований и обработки данных.

Читательская грамотность: работа с текстом (поиск информации и понимание прочитанного; преобразование информации и ее интерпретация; оценка информации). Приобретение социального и жизненного опыта через обогащение новыми знаниями.

Ход урока:

1. Орг.момент;

2. Проверка домашнего задания: собрать тетради с письменным заданием.

3. Актуализация:

? Давайте вспомним, чем живое отличается от неживого. Основные признаки живых организмов.

Что такое процесс питания?

Питание растений и животных будет отличаться?

4. Новый материал: Презентация


Питание животных так же важно, как и растений. Растения производят себе пищу в процессе фотосинтеза, но животные не обладают такой способностью, поэтому им приходится полагаться на растения или других животных в качестве источника питания.


? Какие есть два основных типа питания живых организмов?

Автотрофный (характерен для большинства растений, зеленых водорослей и цианобактерий)

Гетеротрофный (характерен для почти для всех животных, в том числе и человека)


Животные не могут приготовить себе пищу из простых неорганических материалов, таких как углекислый газ и вода. Их питание зависит от других организмов.


? Это называется? гетеротрофным питанием.

Организмы, которые зависят от других организмов в качестве источника пищи, называются гетеротрофами. Например, человек, собака, кошка, олень, тигр, корова, бесхлорофильные растения, грибы, бактерии и многие простейшие являются гетеротрофами. Их пища зависит от растений или других живых организмов.


Гетеротрофное питание – сложный процесс, в котором необходимо преобразовать пищу, чтобы ее усвоить. Следовательно, с питанием связан и процесс пищеварения

Животные получают свое питание либо напрямую питаясь растениями (травоядные), либо опосредованно, поедая животных, которые едят растения (плотоядные). Некоторые животные (в том числе человек) питаются как растениями, так и животными; их называются всеядными. Все живые организмы нуждаются в пище для выживания, роста и размножения.


Типы и способы питание животных

Питание животных зависит от их пищевых привычек. Способ приема пищи у разных видов отличается. Например, пчелы и колибри сосут нектар из растений, питон заглатывает добычу, а крупный рогатый скот ест траву.


? В результате чего формируются различные пищевые привычки животных? это результат эволюции.

Среди наземных животных самыми ранними формами были крупные земноводные, питавшиеся рыбой. В то время как земноводные, подобно лягушкам, питались мелкой рыбой и насекомыми, рептилии начали питаться другими животными и растениями.

! Существует три типа гетеротрофного питания у животных:

  1. Сапротрофное питание

  2. Паразитическое питание

  3. Голозойное питание

Сапротрофное питание

Сапро означает «гниль».

? Чем будут питаться такие организмы? питаются мертвыми и разлагающимися органическими веществами или экскрементами животных.

Этот способ питание распространен среди грибов и многих бактерий. Животных, которые питаются мертвой органикой или фекалиями называют сапрофагами. Вот некоторые примеры животных-сапрофагов: жуки мертвоеды, кожееды, навозники, дождевые черви, нематоды, клещи, личинки мух, мокрицы, донные бокоплавы, речные раки, грифы, вороны, гиены и многие другие животные.


Паразитарное питание

? Чем будут питаться такие организмы?

Это тот способ питания, при котором одни организмы (паразиты) питаются другими (хозяевами), не убивая их. Паразиты вредят хозяину, которым может выступать как растение, так и животное. Паразиты вызывают болезни у людей, домашних животных и сельскохозяйственных культур. К паразитам относятся следующие животные: вши, блохи, клещи, комары, нематоды, плоские черви, некоторые виды кольчатых червей, моллюсков и членистоногих.


Голозойное питание

Способ питания, при котором организмы едят твердую пищу как растительного, так и животного происхождения.

? Как можно назвать таких животных? Всеядные

При этом типе питания животные поглощают сложный органический пищевой материал, а затем расщепляют его на простые элементы, которые используются клетками организма. Неабсорбированные остатки пищи выводится из организма в процессе пищеварения. Этот способ питания характерен для большинства животных, включая человека.


В зависимости от пищевых привычек животных также можно разделить на следующие группы:

? Травоядные: животные, питание которых полностью состоит растений. Коровы, козы, овцы, антилопы, зебры, и т. п.

? Плотоядные: животные, которые зависят от других животных в качестве источника пищи. Львы, тигры, волки, кошки и т. п.

? Всеядные: к ним относятся организмы, питающиеся как растениями, так и животными. Люди, медведи, собаки, вороны и т. п.


! Пищеварение – процесс механической переработки пищи в организме и химическое расщепление ее на простые растворимые вещества, которые поступают в кровь и поглощаются из нее клетками.


? Пища состоит из различных компонентов, называемых питательными веществами, например...?

углеводы, белки, жиры, минералы и витамины,

? Которые необходимы для поддержания организма.

Эти вещества сложны и не могут использоваться организмом напрямую, поэтому в процессе пищеварения они расщепляются на более простые компоненты.

У большинства животных внутрикишечное пищеварение сочетается с внутриклеточным. Только внутриклеточное пищеварение присутствует у губок.


Работа с учебником

Преимущественно внутрикишечное пищеварение (иногда дополненное внекишечным) характерно для насекомых, нематод и позвоночных.

У некоторых животных кишечник отсутствует (губки, ленточные черви). Такие животные используют внутриклеточное пищеварение (губки), внекишечное наружное или пристеночное пищеварение (ленточные черви).

У некоторых животных (многие плоские черви) кишечник слепо замкнут (в него ведет только ротовое отверстие). При этом часто развита мускулистая глотка.

В пищеварении у моллюсков и большинства членистоногих участвуют пищеварительные железы – печень, протоки которой открываются в желудок, и часто также слюнные железы.

У членистоногих в передней кишке (в частности, в желудке) у некоторых преимущественно растительноядных видов есть хитиновые образования, служащие для перетирания твёрдой пищи. Ротовой аппарат образован видоизменёнными конечностями.

Для позвоночных характерно отсутствие или слабая выраженность внутриклеточного пищеварения и преобладание внутрикишечного и пристеночного пищеварения. У всех позвоночных в пищеварении участвуют печень и поджелудочная железа, у наземных – также слюнные железы.


5. Обобщение и закрепление: утверждения (фронтальная беседа).

  1. По способу питания все животные автотрофы.

  2. Питание животных с удержания и заглатывания пищи.

  3. У большинства многоклеточных животных есть пищеварительная система.

  4. Стенки пищеварительного тракта выстланы соединительной тканью.

  5. Переваренная пища всасывается через эпителиальные клетки внутренней поверхности кишечника.

  6. Роль ворсинок кишечника – транспорт питательных веществ.

  7. Растительноядные животные - это животные, которые питаются растениями и животными.

  8. Сапротрофы питаются готовыми органическими веществами живых организмов.

  9. Кишечнополостные не имеют пищеварительной системы.

  10. Все животные всеядные.

  11. Ферменты – это особые вещества, способствующие пищеварению.

  12. Питание – это процесс переваривания пищи.

  13. Паразиты питаются готовыми веществами организма-хозяина не убивая их.

  14. Питание травоядных животных полностью состоит из растений.


6. Рефлексия.

7. Дома: записи в тетради, п.6.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок биологии "Питание животных". 8 класс

Автор: Пришлецова Оксана Владимировна

Дата: 07.10.2024

Номер свидетельства: 657266

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(192) "Урок биологии в 7 классе по теме: Понятие о природном сообществе, как биологической системе и экосистеме. "
    ["seo_title"] => string(120) "urok-biologhii-v-7-klassie-po-tiemie-poniatiie-o-prirodnom-soobshchiestvie-kak-biologhichieskoi-sistiemie-i-ekosistiemie"
    ["file_id"] => string(6) "118564"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413190012"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(147) "Технологическая карта урока биологии в 6 классе  по теме "Гетеротрофное питание" "
    ["seo_title"] => string(91) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-biologhii-v-6-klassie-po-tiemie-gietierotrofnoie-pitaniie"
    ["file_id"] => string(6) "151693"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1420732867"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(159) "Конспект урока по биологии "Питание животных" на основе здоровьесберегающего подхода. "
    ["seo_title"] => string(99) "konspiekt-uroka-po-biologhii-pitaniie-zhivotnykh-na-osnovie-zdorov-iesbierieghaiushchiegho-podkhoda"
    ["file_id"] => string(6) "233308"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1443044945"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(105) "презентация для урока биологии"Питание растений", 6 класс "
    ["seo_title"] => string(63) "priezientatsiia-dlia-uroka-biologhii-pitaniie-rastienii-6-klass"
    ["file_id"] => string(6) "225766"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1439883236"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(42) "конспект урока биологи"
    ["seo_title"] => string(22) "konspiekturokabiologhi"
    ["file_id"] => string(6) "270893"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1451303967"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства