kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по биологии "Питание животных" на основе здоровьесберегающего подхода.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока и конспект урока по биологии в 6 классе. Структура урока построена на основе здоровьесберегающего подхода. подхода. Тип урока:введения нового знания. В системе уроков по теме «Питание». Цель: помочь учащимся выяснить особенности питания животных. создать условия для развития умений устанавливать причинно-следственные связи, анализировать и делать выводы, развитие кругозора.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по биологии "Питание животных" на основе здоровьесберегающего подхода. »



Конспект урока

Питание животных.

Цели:

Образовательные:

  • помочь учащимся выяснить особенности питания животных.

Развивающие:

  • создать условия для развития умений устанавливать причинно-следственные связи, анализировать и делать выводы, развитие кругозора.

Воспитывающие:

  • содействовать становлению таких проявлений ученика – субъекта, как поисковая активность, рефлективность, самостоятельность, взаимодействие в разных режимах.

Место проведения урока: кабинет географии

Продолжительность занятия: 45 минут

Материально-техническое обеспечение занятия: компьютер, презентация, инструктивные карты для каждой группы.

Тип урока: введения нового знания. В системе уроков по теме «Питание».



















ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА БИОЛОГИИ

6 класс

Структура урока построена на основе здоровьесберегающего подхода .

Этап урока

Цель этапа

Содержание этапа

Деятельность

учеников

Деятельность

учителя

Время

1

Врабатывание

Мотивация на учебную деятельность, формулировка целей урока с использования дифференцированного подхода.

Загадки о животных с разными типами питания. Деление на группы с учетом интересов учащихся и желания.

Отгадывая загадки, называют тему урока. Ставят вопросы, на которые необходимо ответить в ходе изучения темы, формулируя цель урока.

Мотивирующая. Помощь в формулировке вопросов и расположении их от простого к сложному, от репродуктивного к продуктивному

5

2

Максимальная работоспособность

Открытие нового знания.

Работа в группах с разными источниками информации, фиксирование результатов работы других групп в таблицу.

Учащиеся в группах работают над вопросами инструктивной карты

Инициирующая, инструктирующая.

25

3

Конечный порыв

Рефлексия.

Отвечают на вопросы, поставленные в начале урока. Игра, где предложены разные животные, необходимо определить тип питания каждого.

Отвечают на вопросы игры, самопроверка.

Корректирующая.

15

















Ход урока.

    1. Врабатывание.

Под корой сосны и ели

Точит сложные тоннели

Только к дятлу на обед

Попадает … (короед)

От зубастых щук таясь,

Стороной проплыл … (карась)

Все жуки, букашки, мушки –

Вкусный завтрак для … (лягушки)

Всех перелетных птиц черней,

Чистит пашню от червей,

Взад, вперед по полю вскачь,

А зовется птица … (грач)

В лесу мне видеть довелось,

Как грыз кору могучий…(лось)

Как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке? (о питании животных)

тема урока: Питание животных.

На какие вопросы вам бы хотелось услышать ответы сегодня на уроке? (учащиеся задают вопросы, я компоную их в определенном порядке от репродуктивных к продуктивным) (Что такое питание? Чем питаются животные? Как происходит питание животных? Какие существуют приспособления для питания у животных?)

    1. Максимальная работоспособность.

Вспомните, на какие группы делят всех животных по способу питания? (растительноядные, хищные, паразиты, симбионты, трупоеды, всеядные).

Сегодня, я вам предлагаю поработать в группах и выяснить особенности питания перечисленных вами групп животных. Каждая группа учащихся выбирает тип питания животных, по которому будут работать, и получают инструктивные карточки.

Инструктивная карточка:

Ознакомьтесь с текстом учебника на стр. 60–62

Выясните, какие организмы относятся к группе животных, предложенной вам для работы. (название группы учащиеся вытягивают у учителя).

Какие приспособления имеют животные к своему способу питания, приведите примеры.


а) Выступление групп. Учащиеся отвечают по вопросам инструктивной карточки.

б) Рассказ каждой группы сопровождается слайдовой презентацией и кратким рассказом учителя. Учащиеся в это время заканчивают оформление схемы.


Растительноядные.

Пищей являются растения – их листья, побеги, плоды, семена, корни и т.д.

Особенностью устройства ротового аппарата является преобладание резцов и коренных зубов (для млекопитающих) или роговых пластин, приспособленных для перетирания растительной пищи. Клопы, тли, цикады обладают колюще-сосущим ротовыми аппаратами – этим обеспечивается питание соками растений. Развиваются дополнительные отделы желудочно-кишечного тракта – слепая кишка, рубец и т.д., формируется симбиоз с бактериями, перерабатывающими клетчатку. Для травоядных млекопитающих характерно относительное развитие периферического зрения. Сравнительно с хищными млекопитающими, у травоядных скелет и мускулатура более грубые и менее координационно развиты, вместе с этим, однако, повышается выносливость.

У некоторых животных развиваются узкоспецифические предпочтения – например, питание листьями и побегами лишь одного вида растения (коала – эвкалипт).

Плотоядные, хищники.

Пищей в этом случае являются другие животные.

Развиваются различные орудия нападения и удержания жертвы: особенности ротового аппарата, в том числе устройство зубов и челюстей – преимущественное развитие получают клыки (для млекопитающих), вытянутая пасть (крокодилы), с несколькими рядами зубов направленными вовнутрь (акула); когти (кошачьи, хищные птицы). Для хищных млекопитающих характерно относительное снижение периферического зрения за счет увеличения его остроты. Для многих хищников характерен засадный метод охоты – выжидание жертвы и относительно короткий бросок – необходимы высокая скорость, точная координация, но это происходит в общем случае за счет снижения выносливости; развиваются различные виды покровительственной (маскирующей) окраски.

Своеобразный метод охоты мы встречаем у представителя иглокожих – морской звезды – она наползает на мидию, выворачивает желудок, оплетая им мидию, дожидается открытия створок и впрыскивает пищеварительные ферменты внутрь раковины.

Дятлы, которых можно отнести к насекомоядным, питаются личинками насекомых, живущими под корой деревьев. Приспособлением к этому служит массивный прочный клюв и особенное устройство лап и хвоста, позволяющих удерживаться на вертикальном стволе дерева.

Трупоеды – питаются остатками организмов.

Падальщики – питаются мертвыми животными. Птицы падальщиков (грифы) обладают длинными шеями, практически лишенными оперенья, млекопитающие падальщики обладают узкими мордами. Для них характерно хорошее обоняние. К падальщикам можно отнести крабов. Личинки мух питаются мертвыми органическими остатками животных и растений. Жуки навозники, питаются экскрементами содержащими большое количество органических остатков.

Паразиты – питаются соками, тканями или пищей своего хозяина.

Адаптации к паразитизму: высокая плодовитость, органы прикрепления (например присоски у паразитических червей), покровы, не переваривающиеся в теле хозяина, особенности ротового аппарата (например, колюще-сосущий), способность переживать неблагоприятные условия среды (образование цист, устойчивые яйца и капсулы с личинками, инкапсуляция в теле хозяина)

Паразитизм близок к хищничеству, однако в отличие от настоящего хищника паразит не убивает хозяина сразу. Обычно он использует живого хозяина как место своего временного или постоянного проживания. Паразитов подразделяют на две основные категории: микропаразиты и макропаразиты.

К микропаразитам относятся те, которые непосредственно размножаются внутри тела хозяина (вирусы, бактерии, простейшие). Микропаразиты растут в теле хозяина, но, размножаясь, образуют особые формы, которые покидают одного хозяина, чтобы заселить другого.

К макропаразитам животных относятся круглые и ленточные черви (главные макропаразиты животных), вши, блохи, клещи, грибы.

В основном паразитами являются животные, стоящие относительно низко на систематической лестнице: типы Плоские и круглые черви, Членистоногие: Паукообразные (клещи), Насекомые (блохи, клопы, двукрылые (комары, москиты, мошки, слепни), вши), Ракообразные. Круглоротые (миксина).

Симбионты – организмы, живущие совместно и помогающие друг другу добывать и усваивать питательные вещества.

Классические примеры симбиоза — сожительство рака – отшельника и актинии, зеленой гидры с одноклеточными водорослями.

Форму симбиоза приобретают взаимоотношения при питании муравьев сахаристыми выделениями гусениц бабочки – голубянки. Муравьи защищают этих гусениц от хищников и паразитов, а гусеницы перед окукливанием зарываются в муравейник. Аналогичные отношения отмечаются у многих муравьев и тли: муравьи защищают тлю от врагов, а сами питаются их выделениями.

В животном мире пример наиболее совершенного симбиоза дают термиты, пищеварительный тракт которых служит приютом для жгутиковых или бактерий. Благодаря симбиозу, термиты в состоянии переварить древесину, а микроорганизмы получают убежище, вне которого они существовать не способны. Или взаимоотношения воловьих птиц и носорогов. Птицы кормятся насекомыми-паразитами на коже носорога, а их взлет служит ему сигналом об опасности.

Всеядные – питание пищей как растительного, так и животного происхождения.

Для таких животных характерен наименее специализированный ротовой аппарат. В общем случае имеются черты свойственные и для хищников, и для травоядных. К всеядным животным можно отнести медведей, крыс, некоторых приматов, сверчков. Из пресмыкающихся это то агамы, синеязыкие сцинки, дневные гекконы и некоторые другие рептилии. Жабы, лягушки-рогатки и многие ящерицы не откажутся от мышонка подходящего размера. К этой группе относится и человек

    1. Конечный прорыв.

Каждый из вас получил телеграммы от представителей разных групп питания животных, к сожалению, подписси пропали и ваша задача – определить , кто является авторами телеграмм. (Детям раздаются телеграммы, они их зачитывают и определяют тип питания)

№ 1. Мы ближе всех к автотрофам. Зря они нас не любят! Ведь некоторые из нас помогают им размножаться!
№ 2. Мы – самые беспощадные! Нет от нас спасения! Мы бы не были такими, только …
№ 3. Мы – санитары планеты. Без нас Земля быстро превратится в свалку!
№ 4. Мы – самые дружелюбные. Мы любим жить в мире и дружбе с другими существами! Мы очень много делаем друг для друга!
№ 5. А мы – эгоисты! Себя обожаем! Хозяйскою пищей себя мы питаем! Вот только мы хищников не понимаем: хозяев мы видеть живыми желаем!

(Учащиеся на заранее выданных карточках заполняют таблицу, распределяя животных по группам питания, список животных прилагается.)

  1. Растительноядные.

  2. Хищные.

  3. Паразиты.

  4. Трупоеды.

  5. Всеядные.

Учащиеся проверяют и оценивают свои работы.

А сейчас, я предлагаю вернуться к началу урока, когда вы сформулировали вопросы и ответить на них: Что такое питание? Чем питаются животные? Как происходит питание животных? Какие существуют приспособления для питания у животных?

Учащиеся отвечают на вопросы и формулируют выводы:



  1. Все животные обеспечивают себя питанием, используя для этого готовые органические вещества, способы питания разнообразны.

  2. У животных имеются разнообразные приспособления для захвата добычи. Пища – основной источник энергии для жизни животных и человека.

  3. Существуют разные группы животных по способу питания (можно назвать группы)

Домашнее задание: подготовить устные рассказы, о типах питания животных пользуясь схемой в тетради.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока по биологии "Питание животных" на основе здоровьесберегающего подхода.

Автор: Козлова Татьяна Юрьевна

Дата: 24.09.2015

Номер свидетельства: 233308


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства