Конспект урока по биологии "Питание животных" на основе здоровьесберегающего подхода.
Конспект урока по биологии "Питание животных" на основе здоровьесберегающего подхода.
Технологическая карта урока и конспект урока по биологии в 6 классе. Структура урока построена на основе здоровьесберегающего подхода. подхода. Тип урока:введения нового знания. В системе уроков по теме «Питание». Цель: помочь учащимся выяснить особенности питания животных. создать условия для развития умений устанавливать причинно-следственные связи, анализировать и делать выводы, развитие кругозора.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по биологии "Питание животных" на основе здоровьесберегающего подхода. »
Конспект урока
Питание животных.
Цели:
Образовательные:
помочь учащимся выяснить особенности питания животных.
Развивающие:
создать условия для развития умений устанавливать причинно-следственные связи, анализировать и делать выводы, развитие кругозора.
Воспитывающие:
содействовать становлению таких проявлений ученика – субъекта, как поисковая активность, рефлективность, самостоятельность, взаимодействие в разных режимах.
Место проведения урока: кабинет географии
Продолжительность занятия: 45 минут
Материально-техническое обеспечение занятия: компьютер, презентация, инструктивные карты для каждой группы.
Тип урока: введения нового знания. В системе уроков по теме «Питание».
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА БИОЛОГИИ
6 класс
Структура урока построена на основе здоровьесберегающего подхода .
№
Этап урока
Цель этапа
Содержание этапа
Деятельность
учеников
Деятельность
учителя
Время
1
Врабатывание
Мотивация на учебную деятельность, формулировка целей урока с использования дифференцированного подхода.
Загадки о животных с разными типами питания. Деление на группы с учетом интересов учащихся и желания.
Отгадывая загадки, называют тему урока. Ставят вопросы, на которые необходимо ответить в ходе изучения темы, формулируя цель урока.
Мотивирующая. Помощь в формулировке вопросов и расположении их от простого к сложному, от репродуктивного к продуктивному
5
2
Максимальная работоспособность
Открытие нового знания.
Работа в группах с разными источниками информации, фиксирование результатов работы других групп в таблицу.
Учащиеся в группах работают над вопросами инструктивной карты
Инициирующая, инструктирующая.
25
3
Конечный порыв
Рефлексия.
Отвечают на вопросы, поставленные в начале урока. Игра, где предложены разные животные, необходимо определить тип питания каждого.
Отвечают на вопросы игры, самопроверка.
Корректирующая.
15
Ход урока.
Врабатывание.
Под корой сосны и ели
Точит сложные тоннели
Только к дятлу на обед
Попадает … (короед)
От зубастых щук таясь,
Стороной проплыл … (карась)
Все жуки, букашки, мушки –
Вкусный завтрак для … (лягушки)
Всех перелетных птиц черней,
Чистит пашню от червей,
Взад, вперед по полю вскачь,
А зовется птица … (грач)
В лесу мне видеть довелось,
Как грыз кору могучий…(лось)
Как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке? (о питании животных)
тема урока: Питание животных.
На какие вопросы вам бы хотелось услышать ответы сегодня на уроке? (учащиеся задают вопросы, я компоную их в определенном порядке от репродуктивных к продуктивным) (Что такое питание? Чем питаются животные? Как происходит питание животных? Какие существуют приспособления для питания у животных?)
Максимальная работоспособность.
Вспомните, на какие группы делят всех животных по способу питания? (растительноядные, хищные, паразиты, симбионты, трупоеды, всеядные).
Сегодня, я вам предлагаю поработать в группах и выяснить особенности питания перечисленных вами групп животных. Каждая группа учащихся выбирает тип питания животных, по которому будут работать, и получают инструктивные карточки.
Инструктивная карточка:
Ознакомьтесь с текстом учебника на стр. 60–62
Выясните, какие организмы относятся к группе животных, предложенной вам для работы. (название группы учащиеся вытягивают у учителя).
Какие приспособления имеют животные к своему способу питания, приведите примеры.
а) Выступление групп. Учащиеся отвечают по вопросам инструктивной карточки.
б) Рассказ каждой группы сопровождается слайдовой презентацией и кратким рассказом учителя. Учащиеся в это время заканчивают оформление схемы.
Растительноядные.
Пищей являются растения – их листья, побеги, плоды, семена, корни и т.д.
Особенностью устройства ротового аппарата является преобладание резцов и коренных зубов (для млекопитающих) или роговых пластин, приспособленных для перетирания растительной пищи. Клопы, тли, цикады обладают колюще-сосущим ротовыми аппаратами – этим обеспечивается питание соками растений. Развиваются дополнительные отделы желудочно-кишечного тракта – слепая кишка, рубец и т.д., формируется симбиоз с бактериями, перерабатывающими клетчатку. Для травоядных млекопитающих характерно относительное развитие периферического зрения. Сравнительно с хищными млекопитающими, у травоядных скелет и мускулатура более грубые и менее координационно развиты, вместе с этим, однако, повышается выносливость.
У некоторых животных развиваются узкоспецифические предпочтения – например, питание листьями и побегами лишь одного вида растения (коала – эвкалипт).
Плотоядные, хищники.
Пищей в этом случае являются другие животные.
Развиваются различные орудия нападения и удержания жертвы: особенности ротового аппарата, в том числе устройство зубов и челюстей – преимущественное развитие получают клыки (для млекопитающих), вытянутая пасть (крокодилы), с несколькими рядами зубов направленными вовнутрь (акула); когти (кошачьи, хищные птицы). Для хищных млекопитающих характерно относительное снижение периферического зрения за счет увеличения его остроты. Для многих хищников характерен засадный метод охоты – выжидание жертвы и относительно короткий бросок – необходимы высокая скорость, точная координация, но это происходит в общем случае за счет снижения выносливости; развиваются различные виды покровительственной (маскирующей) окраски.
Своеобразный метод охоты мы встречаем у представителя иглокожих – морской звезды – она наползает на мидию, выворачивает желудок, оплетая им мидию, дожидается открытия створок и впрыскивает пищеварительные ферменты внутрь раковины.
Дятлы, которых можно отнести к насекомоядным, питаются личинками насекомых, живущими под корой деревьев. Приспособлением к этому служит массивный прочный клюв и особенное устройство лап и хвоста, позволяющих удерживаться на вертикальном стволе дерева.
Трупоеды – питаются остатками организмов.
Падальщики – питаются мертвыми животными. Птицы падальщиков (грифы) обладают длинными шеями, практически лишенными оперенья, млекопитающие падальщики обладают узкими мордами. Для них характерно хорошее обоняние. К падальщикам можно отнести крабов. Личинки мух питаются мертвыми органическими остатками животных и растений. Жуки навозники, питаются экскрементами содержащими большое количество органических остатков.
Паразиты – питаются соками, тканями или пищей своего хозяина.
Адаптации к паразитизму: высокая плодовитость, органы прикрепления (например присоски у паразитических червей), покровы, не переваривающиеся в теле хозяина, особенности ротового аппарата (например, колюще-сосущий), способность переживать неблагоприятные условия среды (образование цист, устойчивые яйца и капсулы с личинками, инкапсуляция в теле хозяина)
Паразитизм близок к хищничеству, однако в отличие от настоящего хищника паразит не убивает хозяина сразу. Обычно он использует живого хозяина как место своего временного или постоянного проживания. Паразитов подразделяют на две основные категории: микропаразиты и макропаразиты.
К микропаразитам относятся те, которые непосредственно размножаются внутри тела хозяина (вирусы, бактерии, простейшие). Микропаразиты растут в теле хозяина, но, размножаясь, образуют особые формы, которые покидают одного хозяина, чтобы заселить другого.
К макропаразитам животных относятся круглые и ленточные черви (главные макропаразиты животных), вши, блохи, клещи, грибы.
В основном паразитами являются животные, стоящие относительно низко на систематической лестнице: типы Плоские и круглые черви, Членистоногие: Паукообразные (клещи), Насекомые (блохи, клопы, двукрылые (комары, москиты, мошки, слепни), вши), Ракообразные. Круглоротые (миксина).
Симбионты – организмы, живущие совместно и помогающие друг другу добывать и усваивать питательные вещества.
Классические примеры симбиоза — сожительство рака – отшельника и актинии, зеленой гидры с одноклеточными водорослями.
Форму симбиоза приобретают взаимоотношения при питании муравьев сахаристыми выделениями гусениц бабочки – голубянки. Муравьи защищают этих гусениц от хищников и паразитов, а гусеницы перед окукливанием зарываются в муравейник. Аналогичные отношения отмечаются у многих муравьев и тли: муравьи защищают тлю от врагов, а сами питаются их выделениями.
В животном мире пример наиболее совершенного симбиоза дают термиты, пищеварительный тракт которых служит приютом для жгутиковых или бактерий. Благодаря симбиозу, термиты в состоянии переварить древесину, а микроорганизмы получают убежище, вне которого они существовать не способны. Или взаимоотношения воловьих птиц и носорогов. Птицы кормятся насекомыми-паразитами на коже носорога, а их взлет служит ему сигналом об опасности.
Всеядные – питание пищей как растительного, так и животного происхождения.
Для таких животных характерен наименее специализированный ротовой аппарат. В общем случае имеются черты свойственные и для хищников, и для травоядных. К всеядным животным можно отнести медведей, крыс, некоторых приматов, сверчков. Из пресмыкающихся это то агамы, синеязыкие сцинки, дневные гекконы и некоторые другие рептилии. Жабы, лягушки-рогатки и многие ящерицы не откажутся от мышонка подходящего размера. К этой группе относится и человек
Конечный прорыв.
Каждый из вас получил телеграммы от представителей разных групп питания животных, к сожалению, подписси пропали и ваша задача – определить , кто является авторами телеграмм. (Детям раздаются телеграммы, они их зачитывают и определяют тип питания)
№ 1. Мы ближе всех к автотрофам. Зря они нас не любят! Ведь некоторые из нас помогают им размножаться! № 2. Мы – самые беспощадные! Нет от нас спасения! Мы бы не были такими, только … № 3. Мы – санитары планеты. Без нас Земля быстро превратится в свалку! № 4. Мы – самые дружелюбные. Мы любим жить в мире и дружбе с другими существами! Мы очень много делаем друг для друга! № 5. А мы – эгоисты! Себя обожаем! Хозяйскою пищей себя мы питаем! Вот только мы хищников не понимаем: хозяев мы видеть живыми желаем!
(Учащиеся на заранее выданных карточках заполняют таблицу, распределяя животных по группам питания, список животных прилагается.)
Растительноядные.
Хищные.
Паразиты.
Трупоеды.
Всеядные.
Учащиеся проверяют и оценивают свои работы.
А сейчас, я предлагаю вернуться к началу урока, когда вы сформулировали вопросы и ответить на них:Что такое питание? Чем питаются животные? Как происходит питание животных? Какие существуют приспособления для питания у животных?
Учащиеся отвечают на вопросы и формулируют выводы:
Все животные обеспечивают себя питанием, используя для этого готовые органические вещества, способы питания разнообразны.
У животных имеются разнообразные приспособления для захвата добычи. Пища – основной источник энергии для жизни животных и человека.
Существуют разные группы животных по способу питания (можно назвать группы)
Домашнее задание: подготовить устные рассказы, о типах питания животных пользуясь схемой в тетради.