kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок биологии в 5 классе «Строение клетки» (по ФГОС)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок в 5 классе по биологии ФГОС по учебнику В.В.Пасечник

Просмотр содержимого документа
«Урок биологии в 5 классе «Строение клетки» (по ФГОС)»

Гильмуллина Л. Р. МОБУ Байкибашевская СОШ РБ

Урок биологии 5 класс «Строение клетки» (по ФГОС)

(для УМК Пасечник В.В. )



Тема урока: Строение клетки.

Тип урока: Урок получения новых знаний.

Технология построения урока: развивающее обучение, здоровьесберегающие технологии.

Цели урока:

  1. Обучающая: изучить строение клетки.

  2. Развивающая: продолжить развитие у учащихся умения самостоятельно работать с информацией, делать выводы, высказывать и обосновывать свое мнение, привлекать информацию из дополнительных источников; развивать образную память, логическое мышление, речь учащегося.

  3. Воспитывающая: продолжить формирование навыков самостоятельной работы с учебником, отработка активного умения слушать выступающего, корректно делать замечания в случае несогласия с выступающим, умение работать в группах.

Задачи:
– показать, что живые организмы состоят из клеток, а клетки, в свою очередь, состоят из более мелких образований;
– дать понятие о том, что живые клетки дышат, питаются, растут, делятся.
– учить анализу, созданию образов и понятий.

Планируемые результаты учебного занятия:

Предметные:

- знать строение клетки;

- рассмотреть клеточные органоиды и их роль в клетке;

- уметь отличать клетки бактерий от растений, грибов и животных.

Метапредметные:

регулятивные:- самостоятельно определять цельучебной деятельности, искать пути решения проблемы и средства достижения цели;

- участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое;

коммуникативные:- обсуждать в рабочей группе информацию;

- слушать товарища и обосновывать свое мнение;

- выражать свои мысли и идеи.

познавательные:- работать с учебником;

- находить отличия;

- составлять схемы-опоры;

- работать с информационными текстами;

- объяснять значения новых слов;

- сравнивать и выделять признаки;

- уметь использовать графические организаторы, символы, схемы для структурирования информации.

Личностные:

- осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию;

- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;

- оценивать собственный вклад в работу группы.

Формирование УУД:

Познавательные УУД

  1. Продолжить формирование умения работать с учебником.

  2. Продолжить формирование умения находить отличия, составлять схемы-опоры, работать с информационными текстами, объяснять значения новых слов, сравнивать и выделять признаки.

  3. Продолжить формирование навыков использовать графические организаторы, символы, схемы для структурирования информации.

Коммуникативные УУД

  1. Продолжить формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе (паре).

  2. Продолжить формирование умения слушать товарища и обосновывать свое мнение.

  3. Продолжить формирование умения выражать свои мысли и идеи.

Регулятивные УУД

  1. Продолжить формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока), выдвигать версии.

  2. Продолжить формирование умения участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое.

  3. Продолжить формирование умения определять критерии изучения строения клетки.

  4. Продолжить формирование навыков в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

  5. Продолжить формирование умения работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.

  6. Продолжить обучение основам самоконтроля, самооценки и взаимооценки.




Личностные УУД

  1. Создание условий (ДЗ) к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и самопознанию.

  2. Осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию

  3. Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом

  4. Оценивать собственный вклад в работу группы.

Формы работы: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Методы: частично-поисковый.

Информационно-технологические ресурсы: учебник, ПК, набор для кабинета биологии «Микролаборатория»

Основные термины и понятия: оболочка, цитоплазма, ядро, пластиды, хлоропласты, вакуоли.



Ход урока

1. Организ. момент

Ребята, добрый день!

Садитесь на свои места. Мы с вами сегодня активно поработаем.

Сегодня нам предстоит изучить очень интересная тема из курса биологии.

Итак, сейчас я хочу задать Вам несколько вопросов.

– Что нужно для строительства красивого кирпичного дома? (Кирпичи – это основа для строительства дома

А из чего состоят тела растений, животных, человека? (Из клеток.)

Посмотрим изображение клетки на таблице.\




Учитель записывает тему на доске, а дети в тетрадях.

2. Целеполагание и планирование 

Тема урока: Строение клетки

  • Цель: изучить строение клетки, выявить роль органоидов клетки.

  • Задачи:

– показать, что живые организмы состоят из клеток, а клетки, в свою очередь, состоят из более мелких образований;

– дать понятие о том, что живые клетки дышат, питаются, растут, делятся.

– учить анализу, созданию образов и понятий.

3. Повторение пройденного материала.

Мы с вами говорили на прошлом уроке:



  • 1. С помощью каких приборов можно изучать клетки?

  • 2. Назовите основные части лупы?

  • 3. Во сколько раз увеличивает лупа?

  • 4. Назовите основные части светового микроскопа?

  • 5. Как можно узнать во сколько раз увеличивает световой микроскоп?

4.Актуализация нового материала

1. Впервые клетки увидел англичанин Роберт Гук более 300 лет назад. Рассматривая тонкий срез коры пробкового дуба, он заметил большое число ячеек. “Взяв кусочек пробки, я отрезал от него острым ножом очень тонкую пластинку и стал разглядывать ее под микроскопом. Я ясно видел, что вся она состоит из очень многих маленьких ячеек…” писал Р. Гук в 1685 году. Эти ячейки получили название “клетки”. Позднее ученые установили, что тела растений, животных и человека состоят из клеток.


2. Клетки различны по форме, размерам и той роли, которую они выполняют в организме

3. Цитология – наука изучающая строение и жизнедеятельность клеток.

Клетка – наименьшая единица живого и основная единица строения и развития всех живых организмов.

Каждая клетка имеет три главные части: оболочку, которая одевает клетку; цитоплазму – полужидкую массу, которая составляет основное содержание клетки; ядро – небольшое плотное тельце, расположенное в цитоплазме. 


Кроме оболочки, ядра, цитоплазмы клетка имеет органоиды: митохондрии, лизосомы, пластиды и др. В будущем об этом вы будите говорить в старших классах.

Какие органы живых организмов вы знаете? Каково их значение?

Органоиды, как и органы, выполняют в клетке определенную работу или функцию. Сейчас мы с вами определим функции главных частей клетки.

Ребята! Вы сейчас будете работать самостоятельно с помощью учебника (стр. 34–36). (таблица)

1. Какие функции выполняет оболочка в клетке,

2.Какие функции выполняет цитоплазма,

3.Какие функции выполняет ядро,

4. Функции вакуоли.  Клетки растений отличаются от клеток животных именно наличием пластид. Все растительные клетки имеют пластиды.

Пластиды: Лейкопласты (бесцветные)

Хромопласты (оранжево – красные)

Хлоропласты (зеленые) содержат зеленый пигмент хлорофилл

Все клетки – живые. Они дышат, питаются, растут и делятся. Из одной клетки получается две. Затем, из каждой новой, когда она вырастет, – еще две. Благодаря этому растет весь организм. Подробно об этих особенностях клетки мы будем говорить на последующих уроках.



5.Подготовка к лабораторной работе.

– Сегодня на уроке мы рассмотрим под микроскопом препарат кожицы лука, который мы приготовим сами.

В начале прослушаем ТБ при выполнении лабораторной работы.

Лабораторная работа “Приготовление и рассматривание препарата кожицы чешуи лука под микроскопом”.

1 – Подготовьте предметное стекло, тщательно протерев его марлей.

2 – Пипеткой нанесите 1–2 капли воды на предметное стекло.

3 – При помощи препаровальной иглы осторожно снимите маленький кусочек прозрачной кожицы с внутренней поверхности чешуи лука. Положите кусочек кожицы в каплю воды и расправьте его.

4 – Покройте кожицу покровным стеклом.

5 – Рассмотрите приготовленный микропрепарат под микроскопом. Отметьте, какие части клетки вы видите.

6 – Сравните с рисунком «Строение клетки кожицы чешуи лука» в тексте учебника.

7 – Зарисуйте в тетради 2–3 клетки кожицы лука. Обозначьте оболочку, поры, цитоплазму, ядро, вакуоль с клеточным соком. 

6.Закрепление новых знаний

Работа по карточкам

Какие утверждения верны?

Поставьте знак “+” или “-”.

1. Клетка – основная единица строения всех живых организмов.

2. Оболочка, ядро, цитоплазма – главные части клеток.

3. Пластиды – есть только у растительных клеток.

4. Лупа – самый сильный увеличительный прибор.

5. Живые клетки только питаются.

6.Клетки одинаковы по форме и размерам.

7.Организм человека состоит из клеток 

Заполненные работы сдаем учителю

Урок подходит к концу. Давайте ответим на вопрос, который поможет нам определить, достигли ли мы цели урока. 

Итак, вопрос: каковы мои главные результаты, что я понял, чему научился на уроке.

Работа по ПК,выполнение заданий.

8. Домашнее задание

Параграф 7, вопросы на странице 38

Творческое задание -  из цветной бумаги вырезать

клетку с ее органоидами.

У нас было изучение новой темы. Я очень довольна вашей работой на уроке. А оценки вам поставлю после проверки ваших тетрадей. Урок окончен, всего доброго!







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Урок биологии в 5 классе «Строение клетки» (по ФГОС)

Автор: Гильмуллина Лилия Рафаэловна

Дата: 26.01.2018

Номер свидетельства: 452664

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(73) "Конспект-урока на тему "Строение клетки""
    ["seo_title"] => string(43) "konspiekt-uroka-na-tiemu-stroieniie-klietki"
    ["file_id"] => string(6) "316538"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1460109136"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(119) "Конспект  урока биологии в 6 классе "Клеточное строение растений" "
    ["seo_title"] => string(71) "konspiekt-uroka-biologhii-v-6-klassie-klietochnoie-stroieniie-rastienii"
    ["file_id"] => string(6) "133381"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416501469"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(114) "Строение растительной клетки, урок биологии в 6 классе по ФГОС "
    ["seo_title"] => string(67) "stroieniie-rastitiel-noi-klietki-urok-biologhii-v-6-klassie-po-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "127036"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415262928"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(152) "Технологическая карта урока биологии в 6 классе, по ФГОС, на тему: " Строение клетки"."
    ["seo_title"] => string(91) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-biologhii-v-6-klassie-po-fgos-na-tiemu-stroieniie-klietki"
    ["file_id"] => string(6) "253320"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447583703"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(83) "Урок биологии "Строение растительной клетки" "
    ["seo_title"] => string(47) "urok-biologhii-stroieniie-rastitiel-noi-klietki"
    ["file_id"] => string(6) "210394"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1431435477"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства