Урок биологии "Строение растительной клетки", для учащихся 5 класса. Конспект урока разработан в соответствии с ФГОС, где прописаны планируемые результаты на всех этапах урока. На уроке применяются индивидуальная, парная и групповая формы работы. Эти формы работы способствуют: активности учащихся в постижении и передаче знаний в процессе обучения на уроке, выработки у учащихся способности к самостоятельному умственному труду, исследовательской деятельности, умение у учащихся договариваться, конструктивно общаться.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок биологии "Строение растительной клетки" »
Предмет: « Биология. Бактерии, грибы, растения»
Класс: 5
Тип урока: комбинированный
Тема урока: Строение растительной клетки «Изучение клеток растения с помощью лупы».
Цель урока: изучить строение клетки, выявить роль органоидов клетки.
Задачи:
Обучающая: изучить строение клетки.
Развивающая:продолжить формирование навыков самостоятельной работы с учебником, отработка активного умения слушать выступающего, доброжелательно и корректно делать замечания в случае несогласия с выступающим, развивать образную память, логическое мышление, речь учащегося.
Воспитывающая: воспитание интереса к познанию живой природы, воспитание патриотических чувств
Формируемые УУД:
Познавательные УУД:овладение умением оценивать информацию, выделять в ней главное. Приобретение элементарных навыков работы с приборами.
Коммуникативные УУД:умение работать в группах, обмениваться информацией с одноклассниками, планирование учебного сотрудничества с учителем и обучающимися, освоение разных способов коммуникаций.
Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа.
Личностные УУД:потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников, оценивать собственный вклад в работу группы.
Личностные результаты обучения: участие в диалоге, умение слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения, уметь сотрудничать в совместном решении проблемы.
Метапредметные результаты обучения: умение применять навыки работы с лабораторным оборудованием, формируются умения работать с различными источниками информации, схемами, рисунками; умения преобразовывать эту информацию.
Предметные результаты обучения: научиться различать различные структуры клетки. Знать их значение.
Методы и методические приемы: наглядный (таблица, учебник, дополнительная литература), словесный ( инструктаж по технике безопасности при работе с оборудованием), выполнение лабораторной работы,
Оборудование для учителя: ручная лупа, кусочки плодов томата, таблица «Строение растительной клетки»
Оборудование для учащихся: ручная лупа, кусочки плодов томата и вареного картофеля, таблица «Строение растительной клетки», дополнительная литература, цветная бумага, ножницы, клей.
Структурные этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Планируемые результаты
I. Организационно-психологический.
Задачи:
1. Подготовка учащихся к работе на уроке.
Добрый день, ребята!
Приветствуют учителя (тихо садятся за столы)
Регулятивные: эмоционально настраиваются на урок
II. Актуализация знаний и умений
Ребята прежде, чем приступить к изучению новой темы, давайте вспомни с вами материал, изученный на прошлом уроке.
Проверка знаний учащихся
Задание №1. Индивидуальный опрос
Какое строение имеет лупа, микроскоп?
В какой последовательности надо готовить микроскоп к работе?
Как определить увеличение лупы, микроскопа?
Задание №2. (работа в парах. Разгадайте кроссворд «Устройство увеличительного прибора». Один ученик разгадывает кроссворд по вертикал, второй по горизонтали)
4.
1.
2.
1.
4.
3.
2.
3.
5.
По горизонтали:
1. Оптическая часть увеличительного прибора, в которую смотрят.
2. Служит для крепления тубуса и предметного столика.
3. Оптическая часть увеличительного прибора, расположенная на нижнем конце тубуса.
4. Зрительная трубка.
5. То, что рассматривают под микроскопом.
По вертикали:
1. Увеличительный прибор.
2. Помогает направить свет.
3. Служит для размещения на нем объекта исследования
4. Поднимает и опускает зрительную трубку.
Воспроизводят, прежние знания. Отвечают на вопросы
Разгадывают, проверяют, оценивают друг друга.
Познавательные: воспроизводят по памяти ранее полученную информацию.
Коммуникативные: учатся критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его. Слушать товарища и обосновывать свое мнение. Выражать свои мысли и идеи.
Регулятивные: ориентируются в кроссворде; контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи
III. Мотивация.
Сообщение темы, цели и задач урока.
- Мы с вами говорили о том, что все живое на Земле имеет клеточное строение, и что клетки имеют сходное строение. Невидимая простым глазом, клетка настолько мала, что даже трудно вообразить ее размеры. Измерять клетку миллиметрами – все равно, что рост человека
Выражать в километрах. Клетку приходится измерять тысячными долями миллиметра – микрометрами. В одном кубическом миллиметре поместится целый миллиард кубических микрометров. Несмотря на такие крошечные размеры, клетка необычайно сложно устроена. В каждой клетке постоянно идут тысячи разных химических реакций. Недаром ее сравнивают с химическим заводом. И сегодня на уроке мы с вами познакомимся с строением клетки
Учитель объявляет тему. Предлагает учащимся вместе сформулировать задачи урока.
Слушают учителя. Записывают в тетрадь тему, формулируют задачи урока
Регулятивные: формулируют учебные задачи вместе с учителем.
Коммуникативные: умеют высказывать свое мнение, прислушиваться к мнению других.
IV. Формирование новых знаний и умений
Класс делиться на 5-6 групп ( в зависимости от количества учащихся в классе).
Каждому ученику в группе дается индивидуальное задание (приложение 1)
Подходит к учащимся дает рекомендации. Помогает разобраться, если, что-то непонятно.
После того, как учащиеся выполнят задания. Им предлагается создать новые группы. Все кто изучал ядро объединяются в одну группу, оболочку во вторую и т.д.
Затем учащимся предлагается возвратиться в первоначальные группы
После изучения строения клетки и выполнения творческого задания ребятам предлагается выполнить лабораторную работу «Изучение клеток растений с помочью лупы»
Инструкция:
Рассмотрите кусочки мякоти томата, клубня варёного картофеля с помощью лупы. При этом держите её на расстоянии10-12 сантиметров от объекта. Зарисуйте увиденное. Дайте название рисункам
Выполняют задания (используют текст параграфа и дополнительную литературу). Делают записи.
Обсуждают изученный материал. Дополняют друг друга.
Каждый ученик в своей группе рассказывает о той части клетки, которую изучал.
Выполняют задание (приложение 2)
Выполняют лабораторную работу, рассматривают кусочки мякоти томата и вареного картофеля, зарисовывают, дают названия рисункам.
Регулятивные: принимают и сохраняют учебные задачи; добывают знания через включения в новые виды деятельности.
Познавательные:
объясняют значения новых слов, сравнивают и выделяют признаки, работают с учебником, работают с информационными текстами,
осуществляют поиск необходимой информации для выполнения заданий с использованием учебника и дополнительной информации.
Коммуникативные:
добывают недостающую информацию с помощью учебника и дополнительной литературы, проявляют интерес к исследовательской деятельности. Обсуждают в рабочей группе информацию; слушают товарища и обосновывают свое мнение;выражают свои мысли и идеи.
V. Закрепление и обобщение полученных знаний.
- Используя текст параграфа и знания полученные в ходе урока составьте схему строение растительной клетки:
Строение клетки
Заполняют таблицу
Регулятивные: искать и выделять необходимую информацию.
Познавательные: преобразовывают информацию из одного вида в другой (текст в схему)
Коммуникативные: самостоятельно организовывают работу.
VI. Этап информации о домашнем задании
Изучить параграф. Ответить на вопросы
Записывают домашнее задание в дневники
Регулятивные: принимают и сохраняют материал на длительный срок.
VII. Подведения итогов урока
Анализ активности, полноты, логичности ответов учащихся, выставление оценок.
Регулятивные: умеют оценивать свою работу на уроке.
VIII. Рефлексия
Выберите начало высказывания и продолжите его:
Мне было интересно…
Мне было трудно…
Сегодня я узнал…
Я научился…
У меня настроение..
Пишут
Регулятивные: анализируют эмоциональное состояние от деятельности на уроке.
Коммуникативные: формулируют свое мнение.
Приложение 1
Индивидуальное задание для каждого ученика в группе
Первый ученик изучает строение и функции оболочки
Второй ученик изучает строение и функции ядра и ядрышка
Третий ученик изучает строение и функции цитоплазмы
Четвертый ученик изучает строение и функции вакуолей
Приложение 2
Вырезать из бумаги части клетки, на картоне сделать аппликацию клетки