Сегодня на уроке нам потребуется ваша активность, ваши способности и предстоит изучить очень интересную тему из курса биологии. Какую? Вы позже назовете сами. И у нас с вами все получится.
- отрывок из стихотворения.
Загляните на часок В нашу клетку – теремок, В цитоплазме там и тут Органоиды живут. Там такое происходит - Цитоплазма кругом ходит, Помогает то движенье В клетке чудным превращеньям. Их не видел Левенгук, Удивился б Роберт Гук.
Из чего состоят все живые организмы?
Давайте подумаем и скажем, как же мы назовем тему сегодняшнего урока? Выберем название, которое звучит более научно. Запишем тему урока.
Ребята, какая наука изучает клетку?
Деятельность учащихся
- вступают в диалог с учителем, выполняют задания
- предлагают свои версии
-Отвечают, что все живые организмы состоят из клеток, которые имеют разные размеры и форму.
-Называют тему
-Записывают тему урока в тетрадях и термин «цитология»
3 этап. Актуализация знаний
Деятельность учителя
Мы с вами ранее узнали о клетках живых организмов? ( говорили о том, что все живое на Земле имеет клеточное строение, и что клетки имеют сходное строение, разную форму, размеры, выполняют разные роли в организме. А что общего у них?
Заполните кластер по составу вещества в клетке.
вещества клетки
неорганические органические
вода минеральные соли углеводы жиры белки
Зачем клетке нужны питательные вещества?
Какие это процессы? углеводы
Ребята в домашнем мини проекте вам следует вылепить из пластилина объемную модель строения клетки. Смогли бы вы это сделать? Если нет, то почему?
Какую цель урока нам следует достичь сегодня?
Деятельность учащихся
- вспоминают нужную информацию, делают содержательные обобщения;
- вспоминают, изученный ранее материал (понятия, факты), которые связаны с формулировкой проблемы (в этот момент отрабатывается минимум);
- определяют, каких знаний не хватает, где и как их добыть (открыть)
-на процессы жизнедеятельности.
-рост, развитие, размножение, дыхание.
-думают, спорят, ищут ответ
-называют цель урока
4 этап.Целеполаганиеи планирование
Цель: изучить строение клетки, выявить роль органоидов клетки.
Гимнастика для глаз
5 этап «Открытие» нового знания
Деятельность учителя
Ребята, давайте вспомним с вами царства живой природы
Все живые организмы на земле (кроме вирусов) имеют клеточное строение. Тело растения, животного, человека, грибов, бактерий построено из клеток, словно дом из кирпичей.
Клетка имеет три части: клеточную мембрану, цитоплазму, ядро. Помимо них в клетке имеются органоиды: пластиды, лизосомы, митохондрии и др.
Какие органы находятся в организме человека?
Органоиды, как и органы, выполняют в клетке определенную работу или функции.
Ребята! Сейчас вы будете работать самостоятельно с помощью учебника (стр. 30-31) Какую задачу мы должны с вами решить сейчас?
1.Изучаем строение клетки по учебнику. Рассматриваем, чем отличается растительная клетка от животной, грибной и бактериальной
Давайте вспомним и проверим наши знания.
А) - Какие функции выполняет клеточная мембрана в клетке?
- Какие функции выполняет цитоплазма?
– Какие функции выполняет генетический материал?
Экспериментальная часть:
1.рассматривают с помощью лупы кусочек яблока, томата, картофеля, лепестки комнатных растений, тыквы, лука.
2.выполняют лабораторную работу «Изготовление препарата клеток кожицы чешуи лука» и «Пластиды»
3.Сравните с рисунком учебника (рис 16,стр.33)
А теперь задаем друг другу «тонкие» и «толстые вопросы» по отличительным признакам клеток четырех царств живого.
Деятельность учащихся
- называют 4 царства живой природы
- записывают в тетради
-называют органы организма человека
-роль частей клетки.
- работают с разными источниками информации
- работают над решением учебной задачи
- фиксируют итоги работы на классной доске, размещая части и структурные единицы клетки.
- оценивают правильность своих выводов
- делают выводы о полноте и правильности изученного, сравнивают с изложенным в учебнике
- предлагают свое обобщение и варианты ответов
Обучающиеся проверяют ответы, анализируют их.
Учитель предлагает всем учащимся послушать стихотворение
С лука сняли кожицу – Тонкую, бесцветную, Положили кожицу На стекло предметное. Микроскоп поставили, Препарат – на столик, Объектив направили, Глядь, а лук – из долек! Дольки – это клетки С ядрами внутри, Вакуоли крупные В клетке рассмотри. Снаружи – оболочка, Под нею – цитоплазма. Зеленые пластиды Искать будешь напрасно.
Ответьте на вопросы: - Каким одним словом можно назвать стихотворение? (инструкция) -Почему нельзя найти в клетках чешуи лука зеленых пластид? Оформление работы в тетради на печатной основе упр5, стр. 28
Объясняют отличие клеток растений, грибов, животных и бактерий и моделируют их на доске
6 этап. Включение нового знания в систему знаний (закрепление)
Выполняем задание по контролю после изучения темы «Строение клетки», проверяем умения. Работа по индивидуальным карточкам (тесты).
7 этап Рефлексия
Деятельность учителя
Проверка с помощью сигнальных карточек (Светофор) как прошел наш урок
Красный – урок прошел хорошо, мне все понятно; Желтый – некоторые задания вызвали затруднения; Зеленый – задания были трудными, многое не понял.
Урок подходит к концу. Давайте ответим на вопрос, который поможет нам определить, достигли ли мы цели урока.
Итак, вопрос: каковы мои главные результаты, что я понял, чему научился на уроке.
Деятельность учащихся
Поднимают сигнальные карточки и подводят итог урока
8 этап. Домашнее задание §8, выполнить упр. № в рабочей тетради
Творческий уровень:вылепить из пластилина модель клетки с ее органоидами или сделать модель из цветной бумаги,
сочинить сказку о клетке, составить кроссворд, записать новые термины в словарь.