9
Приложение
Урок «Зрительный анализатор»
Приложение: таблица №1. Вспомогательные части глаза
Придатки и части глаза | Строение | Функции |
Брови | Волосы, растут от внутреннего к внешнему углу глаза | Отводят пот со лба |
Веки | Кожные складки с ресницами | Защищают глаза от световых лучей, пыли |
Слёзный аппарат | Слёзная железа и слёзовыводящие пути | Слёзы смачивают, очищают, дезинфицируют глаза |
Придатки и части глаза | Строение | Функции |
Брови | | |
Веки | | |
Слёзный аппарат | | |
Приложение: таблица №2 Строение органа зрения
| Придатки и части глаза | Строение | Функции |
Вспомогательные системы | Брови | Волосы, растущие от внутреннего к внешнему углу глаза | Отводят пот со лба |
| Веки | Кожные складки с ресницами | Защита глаза, равномерное распределение слезной жидкости |
| Слезный аппарат | Слезная железа и слезовыводящий канал | Слезы смачивают, очищают, дезинфицируют |
Оболочки глаза | Белочная 1 мм | Склера - плотная непрозрачная ткань белого цвета (толстая (1 мм), прочная) | Обеспечивает форму глазного яблока и его защиту |
| Сосудистая 0,2-0,4 мм | Средняя оболочка, обильно снабжена кровеносными сосудами и пигментом | Питание глаза |
| Сетчатка 0,15-0,20 мм | Внутренняя оболочка состоит из пигментного слоя и прилегающих к нему фоторецепторных клеток | Пигмент поглощает свет, уменьшает отражение и рассеивание света. Формирование нервных импульсов под действием света |
Оптическая | Роговица | Прозрачная передняя часть белочной оболочки (снабжена чувствительными нервными окончаниями) | Преломляет лучи Защитные рефлексы (слезотечение, моргание, смыкание век) |
| Радужка | Передняя часть сосудистой оболочки | Содержит пигмент, придающий цвет глазу |
| Зрачок | Отверстие в радужной оболочке, окруженное мышцами | Путем расширения и сужения регулирует количество поступающего света |
| Хрусталик | Двояковыпуклая эластичная прозрачная линза, окруженная ресничным телом, | Преломляет и фокусирует лучи света, обладает аккомодацией |
| Стекловидное тело | Прозрачное студенистое вещество | Заполняет главное яблоко, преломляет лучи |
Световоспринимающая | Фоторецепторы (от греч. «фотос» - свет, лат. «реципио» - брать, принимать) - рецепторы, реагирующие на световые лучи , | В сетчатке в форме палочек и колбочек (130 млн. палочек и 7 млн. колбочек) | Палочки воспринимают форму (зрение при слабом освещении), колбочки - цвет. |
3. Сообщение: «Фотограф о фотоаппарате»
Фотоаппарат – один из оптических приборов, созданных руками человека. В 1839 г. французский художник и изобретатель Луи Дагер получил первую в мире фотографию. (Фотограф ведет рассказ с демонстрацией фотоаппарата.)
Одной из основных частей фотоаппарата является объектив, состоящий из нескольких линз и помещаемый в передней части светонепроницаемой камеры. Внутри камеры находится фотопленка. Объектив можно перемещать относительно пленки для получения на ней четких изображений предметов, расположенных на разных расстояниях от фотоаппарата.
При фотографировании объектив открывается при помощи затвора, и лучи света от фотографируемого предмета попадают на фотопленку. Под действием света в ней происходит фотохимическая реакция, получается скрытое изображение. Это негатив – изображение, в котором светлые места сфотографированного предмета выглядят темными, а темные, наоборот, светлыми.
(Показывает фотопленку.)
С негатива получают позитив – изображение, на котором темные места выглядят так же, как и на фотографируемом предмете.
Современная жизнь немыслима без фотографий, но удивительный факт: фотоаппарат создан по образу и подобию человеческого глаза – гениального аппарата, созданного самой Природой. Если знаешь их устройство, то можно найти много общего.
Итак, ответьте, пожалуйста, на вопрос: «В чем сходство глаза и фотоаппарата?»
Фотоаппарат | Глаз |
Объектив как система линз с разной оптической силой | 1. Хрусталик |
2.Роговица |
3.Стекловидное тело |
Отверстие для прохождения света | 4.Зрачок |
Диафрагма | 5.Радужная оболочка |
Фотоплёнка | 6.Сетчатка |
«Наводка на резкость» | 7.Аккомодация |
4. Ход лучей через прозрачную среду глаза.
ССЫЛКА НА ДИСК КМ- 8 КЛАСС : Урок №11
№10 – аккомодация, №3 – зрачковый рефлекс, №4 – содружественная реакция зрачков.
5. Физкульт минутка «Упражнения для глаз»
1. "БАБОЧКА"
Основное упражнение: хлопаем ресничками часто-часто, то есть моргаем. Оказывается, перед монитором глазки ленятся и перестают хлопать, а это вредит вашему драгоценному зрению.
2. "ВОСЬМЕРКА"
Непременное условие выполнения этого упражнения такое же, как в "Бабочке". А теперь глазами плавно опишите горизонтальную восьмерку, или знак бесконечности, максимального размера в пределах лица. В одну сторону несколько раз, а затем в другую. Поморгайте часто-часто, легко-легко.
3. "КАРАНДАШ"
Возьмите карандаш в правую руку, вытяните руку, поднимите карандаш и остановитесь на уровне глаз. Смотрите на кончик карандаша (или ручки или любой палочки) и медленно отведите руку вправо и влево, провожая пишущий предмет глазами
6. «5 ПРАВИЛ ГИГИЕНЫ ЗРЕНИЯ»
1. Научитесь, читая книгу, сидя за компьютером или смотря телевизор, делать перерывы каждые 45 мин на 15 мин.
2. При чтении пользуйтесь верхним светом. При чтении нельзя пользоваться одним только целенаправленным светом лампы, без общего верхнего, так как книга проецируется на глазное дно в уменьшенном виде, и когда в темноте освещена только она, проекция книги на сетчатку представляет собой одно яркое маленькое пятно, из-за чего сетчатка перенапрягается и устает. По этой же причине нельзя смотреть телевизор в темноте. Чем обширнее зона света, тем больше уменьшается диаметр зрачка и глазу становится легче работать.
3. При чтении соблюдайте безопасное расстояние между глазами и текстом — 30-40 см, между глазами и компьютерным монитором — 50-60 см.
4. Если любите читать лежа, то делайте это только в положении на животе, книга прямо перед глазами. Чтение на боку недопустимо — так каждый глаз видит текст под своим углом и на своем расстоянии, от чего нарушается синхронность зрения двумя глазами.
5. Не щурьтесь — это вредно, так как способствует формированию близорукости. Если хочется прищуриться, это верный знак переутомления, поэтому лучше отдохните 15 мин.
7. Строение сетчатки глаза.
Строение сетчатки. Виды фоторецепторов.
Палочки колбочки
Зрительный нерв
8. Состав зрительного анализатора
Периферический отдел Проводниковый отдел Центральный отдел сетчатка зрительные нервы зрительная зона коры
больших полушарий,
затылочная доля
9. Тест на усвоение ключевых понятий урока
Выберите правильный ответ:
1. Зрительная зона коры полушарий большого мозга располагается в:
а) теменной доле;
б) височной доле;
в) затылочной доле.
2. Цвет глазу придает:
а) склера;
б) хрусталик;
в) радужная оболочка.
3. Где расположены светочувствительные рецепторы глаза:
а) в сетчатке;
б) в хрусталике;
в) в радужной оболочке;
г) в белочной оболочке.
4. Что относится к органам вспомогательного аппарата глаза:
а) хрусталик;
б) глазодвигательные мышцы;
в) слезные железы;
г) стекловидное тело.
5. Что является чувствительной частью зрительного анализатора:
а) зрительный нерв;
б) палочки и колбочки;
в) зрачок;
г) зрительная зона коры головного мозга.
10. Тест на закрепление нового материала
Критерии оценки: Задания 1-5 – оценка «3»; Задания 1-6 – оценка «4»; Задания 1-7 – оценка «5» |
ТЕСТ
1. Какая часть глаза является двояковыпуклой линзой?
а) хрусталик;
б) роговица
2. На какой части глаза образуется изображение предмета?
а) на сетчатке;
б) на роговице
3. Способность глаза приспосабливаться к видению, как на близком, так и на более далёком расстоянии называется:
а) аккомодацией;
б) иллюзией зрения
4. При близорукости применяют очки
а) с рассеивающими линзами;
б) с собирающими линзами
5. При дальнозоркости применяют очки
а) с рассеивающими линзами;
б) с собирающими линзами.
6. « Разбейте на группы».
Проводниковый отдел анализатора
Периферический отдел анализатора
Центральный отдел анализатора
а) зрительная зона коры больших полушарий головного мозга
б) фоторецепторы
в) обонятельный нерв
г) слуховая зона коры больших полушарий
д) зрительный нерв
е) обонятельные рецепторы
4)Оболочки глаза 5)Оптическая система глаза 6)Вспомогательная система глаза
а) склера
б) хрусталик
в) веки
г) сетчатка
д) брови
е) стекловидное тело
7. «Два из шести»
В оптическую систему глаза входит:
А. Сетчатка Г. Стекловидное тело
Б. Роговица Д. Склера
В. Водянистая влага Е. Хрусталик
2. К вспомогательной системе глаза относятся такие структуры:
А Конъюнктива Г. Стекловидное тело
Б. Веки Д. Хрусталик
В. Радужка Е. Брови
3. Структуры, не являющие оболочками глаза:
А. Роговица Г. Склера Б. Веки Д. Зрачок
В. Сетчатка Е.Радужка