kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок биологии на тему "Пищеварение в ротовой полости"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока «Пищеварение в ротовой полости»

Цели урока: - обеспечить усвоение знаний о строении ротовой полости, познакомить с процессом пищеварения в ротовой полости;

- развивать умение самостоятельно работать с дополнительной литературой и учебником, работать в группах;

- воспитывать бережное, ответственное  отношение к здоровью.

Тип урока: комбинированный

Методы: словесные, наглядные, практические.

Оборудование: модели черепа человека и коренного зуба, лабораторное оборудование, ИКТ.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок биологии на тему "Пищеварение в ротовой полости"»

Тема урока «Пищеварение в ротовой полости»



Цели урока: - обеспечить усвоение знаний о строении ротовой полости, познакомить с процессом пищеварения в ротовой полости;

- развивать умение самостоятельно работать с дополнительной литературой и учебником, работать в группах;

- воспитывать бережное, ответственное отношение к здоровью.

Тип урока: комбинированный

Методы: словесные, наглядные, практические .

Оборудование: модели черепа человека и коренного зуба, лабораторное оборудование, ИКТ.



Ход урока

I. Организация класса на урок . Вступительное слово учителя.

На прошлом уроке мы начали изучать новую тему «Пищеварительная система», где познакомились с обменом веществ и строением органов пищеварения. А сейчас посмотрим как вы усвоили материал.

I I. Проверка домашнего задания:

Индивидуальная работа

1. Дидактические задания по карточкам ( выполняют 3 ученика)

Работа с терминами

1. Пища – это …

2.Обмен веществ – это …

3. Пищеварение – это …

4. Продукты питания – это …

5. Пищеварительный канал состоит из (укажите органы по порядку) –

2. Работа с тестами (выполняют 5 учеников)

Фронтальная беседа

Пока часть класса выполняет письменную работу , а у нас есть время поиграть.

Конкурс 1 « Да – нет» В этом задании необходимо найти правильные утверждения.

А. Сыр, масло, молоко, мясо – это питательные вещества.

Б) Питательные вещества выполняют энергетическую и строительную функцию.

В) Глотка является частью пищеварительного тракта.

Г) В ротовой полости пища подвергается механической и химической обработке.

Д) Переход питательных веществ в кровь и лимфу – это всасывающая функция.

Е) Апендикс –это червеобразный отросток прямой кишки. ( слепой кишки)

Следующий Конкурс 2 «Узнай орган по таблице» Один из учеников получает список органов , которые ему нужно показать по таблице, а учащиеся называют этот орган.

1- печень; 2- ротовая полость; 3- желудок; 4- толстый кишечник; 5- пищевод; 6- двенадцатиперстная кишка; 7- аппендикс; 8 – прямая кишка.

Конкурс 3 «Третий лишний» Учитель зачитывает группу слов , а учащиеся находят лишнее слово.

1. Железы пищеварительной системы – печень, слюнные железы, поджелудочная железа, половые железы.

2. Питательные вещества – это сыр, белки, жиры, углеводы и минеральные соли.

3. К продуктам животного происхождения относятся – масло, яйца, творог, сахар, мясо.

4. К продуктам растительного происхождения не относится – фрукты, сахар, овощи, сыр.

Затем учитель собирает письменные работы учащихся.

I I I. Изучение новой темы.

Постановка проблемного задания

… В Индии существовал способ определения виновности подсудимого, ему давали съесть тарелку сухого риса. Если подсудимый ее съедал , его признавали невиновным и наоборот. На основании каких знаний применялось испытание рисом? Ваши версии.

(версии записываются на доске) А кто из вас оказался прав, мы узнаем на нашем уроке.

Зная, в какой последовательности, располагаются органы пищеварительной системы, как вы думаете, с какого органа мы начнем изучение?



Итак, тема нашего урока «Пищеварение в ротовой полости». (запись темы в тетрадь)

Цель урока:

Изучать новую тему мы с вами будем, работая в группах. Класс делится на 5 групп, каждой группе выдается свое задание. Задания необходимо выполнить быстро и дать четкий и ясный ответ.

1 группа «Теоретики»

А) Подготовьте рассказ о функциях языка, его вкусовых зонах, используя материал параграфа 31 статьи «Рецепторы вкуса. Механическая и химическая обработка пищи» и дополнительный материал ( учитель показывает вовремя вашего ответа слайд с изображением языка)

« Язык человека и млекопитающих образован поперечнополосатой мышечной тканью, покрытой слизистой оболочкой. Язык выполняет много функций: жевание, глотание, артикуляция речи, восприятие вкуса. Кончик языка лучше воспринимает сладкое, боковые края языка – кислое, задняя поверхность языка – горькое»

Б) Сделайте вывод о роли языка в пищеварении.



2группа «Анатомы»

А) Подготовьте рассказ о строении зубов, используя материал параграфа 31 статьи «Строение зубов» и (просмотр видеоролика на интерактивной доске во время вашего ответа) и показ модели черепа человека.

Б) Выясните сроки появления зубов у младенцев.

В) Как у человека и млекопитающих животных дифференцируются (подразделяются) зубы.

Г) Сделайте вывод о значении зубов.



3группа «Гигиенисты»

А) Подготовьте рассказ об уходе за зубама, используя материал параграфа 31 статьи «Уход за зубами»

Б) Как правильно ухаживать за зубами?

В) Сделайте вывод о значении правильного ухода за зубами.

4группа «Стоматологи»

А) Проработайте статью «Заболевания зубов» на странице 164.

Б) Расскажите о наиболее распространенных заболеваниях зубов (модель зуба с кариесом) и причинах их вызывающих.

В) Сделайте вывод о необходимости правильного ухода за зубами.



5группа «Лаборанты»

А) Выполните лабораторную работу «Действие слюны на крахмал» на странице 170 учебника.

Б) Результаты покажите классу.

В) Для рассказа используйте дополнительный материал о слюне, который имеется в вашей карточке- задании : «Во рту пища смешивается со слюной, которая выделяется тремя парами слюнных желез: подъязычных, подчелюстных и околоушных. Кроме того , вся слизистая оболочка ротовой полости усеяна мелкими железками. Околоушные железы выделяют самую жидкую слюну, а подъязычные – самую вязкую. В слюне содержатся ферменты - амилаза, расщепляющая крахмал до мальтозы и сахарозы. Так же в слюне содержится вещество – лизоцим , которое обладает бактерицидными свойствами. А слизистое белковое вещество – участвует в формировании пищевого комка, который мы проглатываем. Среда в ротовой полости слабо – щелочная.

Сделайте вывод о роли слюны в расщеплении углеводов( крахмала) ответив на вопрос: Почему, пожевав хлеб некоторое время во рту, он становится сладким?



Учитель: Не зря И.П. Павлов о слюне говорил так «Вот те и госпожа слюна! Ишь какая прелесть! » Как вы думаете, почему?

Таблица «Органические вещества слюны» учащиеся заполняют в тетради

Органические вещества

Функции

1. Амилаза и мальтаза


2.Лизоцим


3.Муцин

Ферменты, расщепляющие углеводы до глюкозы

Фермент, разрушающий бактерии

Слизистое вещество, способствующее формированию пищевого комка и проглатыванию



Изучив пищеварение в ротовой полости, давайте вернемся к началу нашего урока, где я вам говорила о способе определения виновности подсудимого в Индии. Выясним, чья версия более правдоподобна и почему?

IV. Закрепление изученного материала:

V. Задание на дом : параграф 31, подготовьте презентацию по пищеварению в желудке.

VI. Подведение итогов урока

VI. Рефлексия: определение психологического состояния, уровня комфортности учащихся.

1. Что вам было наиболее интересно, а что вызвало определенные затруднения?

2. Какой материал из сегодняшнего урока вы можете использовать в повседневной жизни?

3. Какие теоретические знания помогут вам, на ваш взгляд, в будущей взрослой жизни?


Тест « Органы пищеварения» 8 класс

 1. Где правильно перечисляются органы, в которые последовательно поступают пищевые частицы?

  1. Рот, глотка, гортань, пищевод, желудок, кишечник.

  2. Рот, глотка, пищевод, желудок, толстый и тонкий кишечник.

  3. Рот, глотка, пищевод, желудок, печень, кишечник.

  4. Рот, глотка, пищевод, желудок, тонкий и толстый кишечник.

 2. Какие пищеварительные железы расположены за пределами пищеварительного тракта?

  1. Кишечные железы.

  2. Железы желудка, печень, поджелудочная железа.

  3. Печень, поджелудочная железа, три пары слюнных желез.                 

  4. Кишечные железы, Железы желудка.

3. Что происходит с углеводами в пищеварительном тракте?

  1. Расщепляются до глюкозы.

  2. Расщепляются до глицерина и жирных кислот.

  3. Расщепляются до аминокислот.

  4. Расщепляются до воды, углекислого газа и Q.

  5. Расщепляются до воды, аммиака, углекислого газа и Q.

4. Что происходит с белками в пищеварительном тракте?

  1. Расщепляются до глюкозы.

  2. Расщепляются до глицерина и жирных кислот.

  3. Расщепляются до аминокислот.

  4. Расщепляются до воды, углекислого газа и выделяется энергия (Q).

5. Червеобразным отростком, какой кишки является аппендикс?

1.подвздошной 2. ободочной 3. Двенадцатипёрстной 4.  слепой





























Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Урок биологии на тему "Пищеварение в ротовой полости"

Автор: Иванова Людмила Евгеньевна

Дата: 13.11.2016

Номер свидетельства: 358355

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(129) "Методическая разработка урока по теме "Пищеварение в ротовой полости" "
    ["seo_title"] => string(79) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-po-tiemie-pishchievarieniie-v-rotovoi-polosti"
    ["file_id"] => string(6) "139869"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417805098"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(76) "ТК к уроку "Пищеварение в ротовой полости""
    ["seo_title"] => string(46) "tk-k-uroku-pishchievarieniie-v-rotovoi-polosti"
    ["file_id"] => string(6) "248491"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446734057"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(112) "Урок биологии на тему: "Пищеварение в ротовой полости" 8 класс "
    ["seo_title"] => string(67) "urok-biologhii-na-tiemu-pishchievarieniie-v-rotovoi-polosti-8-klass"
    ["file_id"] => string(6) "164091"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422588332"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(112) "План урока биологии в 8 классе "Пищеварение в ротовой полости""
    ["seo_title"] => string(59) "planurokabiologhiiv8klassiepishchievarieniievrotovoipolosti"
    ["file_id"] => string(6) "279342"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453218420"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(166) "Конструирование технологической карты урока биологии в соответствии с требованиями ФГОС "
    ["seo_title"] => string(97) "konstruirovaniie-tiekhnologhichieskoi-karty-uroka-biologhii-v-sootvietstvii-s-triebovaniiami-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "233334"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1443072414"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства