kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок биологии "Инфузория туфелька"

Нажмите, чтобы узнать подробности

урок биологии 7 класс.Урок направлен на изучение одноклеточных животных.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок биологии "Инфузория туфелька"»

Эвглена зелёная

Цель: Сформировать знания учащихся об особенностях строения, жизнедеятельности и образа жизни представителей типа Жгутиконосцы на примере эвглены зелёной и вольвокса. Дать первоначальное представление об обмене веществ и раздражимости.

Ход урока

I. Актуализация опорных знаний

1. Где обитает амеба обыкновенная?

2. Как передвигается амеба?

4. Как дышит амеба?

5. Как происходит процесс пищеварения у амебы?

6. Как называется процесс поступления веществ в клетку и удаление продуктов жизнедеятельности?

7. Какую функцию выполняет сократительная вакуоль?

8. Как называется способность живого организма реагировать ни воздействие
внешней среды?

9.Что происходит с амёбой при наступлении неблагоприятных условий?

II. Изучение нового материала

Сегодня на уроке вы продолжите знакомиться с одноклеточными организмами – эвгленой зелёной и вольвоксом.

1. Среда обитания, строение и передвижение эвглены зеленой

Эвглена зеленая, как и амёба, живет в сильно загрязненных пресных водоемах со стоячей водой.

Тело эвглены вытянуто, имеет веретеновидную форму. Длиной около 0,05 мм. Передний конец тела притуплён, а задний заострён.

Наружный слой цитоплазмы эвглены плотный, он образует вокруг её тела оболочку. Благодаря оболочке форма эвглены практически не изменяется при движении. Но тонкая и эластичная оболочка позволяют ей сокращаться, вытягиваться и изгибаться. В цитоплазме, в передней части тела, лежит сократительная вакуоль, а в задней трети – ядро.

На переднем конце тела эвглены имеется тонкий длинный вырост цитоплазмы – жгутик. Благодаря жгутику эвглена может свободно передвигаться. Вращая жгутиком, эвглена как бы ввинчивается в воду, благодаря чему плывёт тупым концом вперёд. Наличие жгутика определило систематическое положение эвглена зелёной:

Тип Жгутиконосцы Класс Жгутиконосцы

По своему строению эвглена похожа на одноклеточные водоросли. В её цитоплазме содержатся зеленые хлоропласты, несущие зеленый пигмент – хлорофилл.

В: Какова роль хлоропластов?

- на свету в хлоропластах идёт процесс фотосинтеза – превращение неорганических веществ в органические.

Благодаря наличию хлоропластов, на свету эвглена способна к фотосинтезу.

Ещё одна особенность, указывающая на сходство эвглены с растениями, наличие ярко-красного светочувствительного глазка. При помощи глазка эвглена различает изменения освещенности. Благодаря глазку эвглена всегда плывёт в освещённую часть водоёма, где условия для фотосинтеза наиболее благоприятны.

В: О чём говорит сходство эвглены с растениями?

- сходство в строении клеток растений и животных указывает на родство между растениями и животными.

2. Питание

В зависимости от условий среды эвглена способна менять характер питания.

На свету, благодаря способности к фотосинтезу, ей свойственно автотрофное питание – способность самостоятельно синтезировать органические вещества из неорганических. В цитоплазме в виде мелких зёрен скапливаются запасные питательные вещества по составу напоминающие крахмал. Они расходуются при голодании эвглены. Если эвглена длительное время находится в темноте, то хлорофилл исчезает, и она начинает питаться гетеротрофно – усваивает готовые органические вещества, образовавшиеся при гниении отмерших организмов.

Растворённые в воде органические вещества поступают в цитоплазму через оболочку и через клеточный рот, который расположен на переднем конце тела. Благодаря движению жгутика в клеточный рот затягиваются органические микрочастицы.

Переваривается пища в пищеварительной вакуоли. Непереваренные остатки пищи выбрасываются у заднего конца тела.

3. Дыхание

Эвглена дышит кислородом, растворенным в воде. Газообмен происходит, как и у амебы, через всю поверхность тела. Растворенный в воде кислород поступает в клетку, где расходуется в процессе жизнедеятельности.

4. Выделение

В сократительную вакуоль собираются вредные вещества (продукты распада) и избыток воды, которые потом выталкиваются наружу.

5. Размножение

Размножается эвглена бесполым путем: клетка делится надвое вдоль продольной оси тела. Сначала разделяется ядро. Затем тело эвглены продольной перетяжкой делится на две примерно одинаковые части. Если в одну из дочерних клеток не попал какой-либо органоид (например, глазок или жгутик), то впоследствии он там образуется.

6. Циста

При неблагоприятных условиях у эвглены, как и у амёбы, образуется циста. Жгутик отпадает, тело округляется и покрывается плотной защитной оболочкой. В таком состоянии эвглена проводит зиму или переносит высыхание водоёма.

Многообразие простейших класса Жгутиконосцы

Сообщения или самостоятельная работа учащихся с текстом учебника и заполнение таблицы:

Виды Жгутиконосцев

Особенности строения тела

Образ жизни Место обитания

Вольвокс



Трипаносомы



Лейшмании



Лямблии




III. Закрепление.

  1. В каких условиях обитает эвглена зеленая?

  2. Как передвигается эвглена зеленая?

  3. Охарактеризуйте типы питания эвглены зеленой.

  4. Сравните способы размножения амебы обыкновенной и эвглены зеленой.

  5. Какие особенности строения и жизнедеятельности подтверждают сходство эвглены зеленой с растениями?


Вывод:

Жгутиконосцы – это простейшие, имеющие в качестве органоидов движения жгутики. Среди них встречаются одиночные и колониальные организмы.

Эвглена зеленая – организм, сочетающий в себе признаки животного и растения. С одной стороны, эвглене свойственно автотрофное питание благодаря наличию хлорофилла. С другой стороны, эвглена активно двигается, как животное, обладает гетеротрофным питанием – поедает частицы органических веществ, мелких животных, одноклеточные водоросли. Особенности питания эвглены позволяет ботаникам относить её к растениям, а зоологам – к животным.

Пример с эвгленой зеленой показывает, что граница между животными и растениями достаточно условна.














Игра «Горячий стул».

Термины для игры:

ложноножка, амеба Протей, стигма, реснички, сократительная вакуоль, хлоропласты, порошица, фотосинтез, вегетативное ядро, жгутик.

Работа в группах. Ученики делятся на 2 группы.

Давайте, сравним изученные нами простейшие, используя знания об их особенностях, заполним таблицу, поставив знак «+» там, где верный ответ. Ответы затем сверим с таблицей на экране.

«Сходство и различия простейших».

Органоиды

П р о с т е й ш и е


Амеба

Эвглена зеленая

Инфузория-туфелька

1.Оболочка

+

+

+

2.Цитоплазма

+

+

+

3 Ядро

+

+

+(2)

4. Ложноножка

+

-

-

5. Жгутик

-

+

-

6. Ресничка

-

-

+

7.Пищеварительная вакуоль

+

-

+

8.Сократительная вакуоль

+

+

+(2)

9.Ротовое отверстие

-

-

+

10.Порошица

-

-

+

11.Хлоропласты

-

+

-

12.Светочувствительный глазок

-

+

-

Учащиеся обмениваются таблицами, и осуществляется взаимопроверка.

Игра – викторина «Вопросы из бочонка»

Вопрос № 1: Что произойдет с амебой, если поместить её в пробирку с прокипяченной и охлажденной до комнатной температуры водой?

( Амеба или погибнет, или образует цисту, так как кипяченая вода бедна кислородом и в ней отсутствуют микроорганизмы, которыми амеба питается).

Вопрос №2: Какая опасность грозила бы пресноводным простейшим в случае отсутствия у них сократительных вакуолей?

( Сократительные вакуоли удаляют избыток воды из организма, при их отсутствии простейшие могут погибнуть от высокого внутреннего давления)

Вопрос № 3: Некоторые амебы, например, раковинные и лучевики, имеют раковины с отверстиями, через которые выходят ложноножки. Каково значение этих раковин?

( Раковины – средство защиты, кроме того, выросты, шипы обеспечивают плавучесть морских амеб).

Вопрос № 4: В пазухах листьев высокой пальмы скопилась дождевая вода. Через некоторое время в ней обнаружены те же инфузории, что и в расположенном рядом озере. Каким образом инфузории «взобрались» на пальму?

(Неблагоприятные условия, например, пересыхание водоема, инфузории переживают в состоянии цисты. Цист много в пыли на берегу озера. Ветром цисты могли быть занесены на пальму).






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Урок биологии "Инфузория туфелька"

Автор: Хлебникова Елена Анатольевна

Дата: 31.01.2017

Номер свидетельства: 386170

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(67) "Конспект урока "Инфузория- туфелька" "
    ["seo_title"] => string(36) "konspiekt-uroka-infuzoriia-tufiel-ka"
    ["file_id"] => string(6) "125196"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414932111"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(36) "Инфузория-туфелька "
    ["seo_title"] => string(20) "infuzoriia-tufiel-ka"
    ["file_id"] => string(6) "234536"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1443461784"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(106) "Урок биологии ФГОС в 5 классе по теме Животные. Простейшие."
    ["seo_title"] => string(66) "urok-biologhii-fgos-v-5-klassie-po-tiemie-zhivotnyie-prostieishiie"
    ["file_id"] => string(6) "300679"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1456768400"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(116) "Разработка урока: "Царство Животные. Подцарство Одноклеточные"."
    ["seo_title"] => string(65) "razrabotka-uroka-tsarstvo-zhivotnyie-podtsarstvo-odnoklietochnyie"
    ["file_id"] => string(6) "275367"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1452565418"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(251) "Разработка урока по биологии 10 класс (профильный уровень): Лабораторная работа  «Сравнение процессов бесполого и полового размножения». "
    ["seo_title"] => string(141) "razrabotka-uroka-po-biologhii-10-klass-profil-nyi-urovien-laboratornaia-rabota-sravnieniie-protsiessov-biespologho-i-polovogho-razmnozhieniia"
    ["file_id"] => string(6) "174395"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424113388"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства