Предлагаю ознакомиться с возможностями использования учебника в процессе формирования универсальных учебных действий на уроках биологии в 5-м классе в плане конспекта урока.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок биологии "Биология - наука о живой природе".»
Урок биологии по теме "Биология – наука о живой природе". 5-й класс
Несмотря на глобальные изменения общественного развития, учебная книга остается основным средством обучения во всех странах мира. Роль школьного учебника сегодня не только не уменьшилась, но значительно возросла, хотя и принципиально изменилась в условиях ФГОС. В основе Стандарта второго поколения лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию, активную учебно-познавательную деятельность обучающихся.
Что же такое школьный учебник биологии для пятиклассника в условиях внедрения федерального государственного стандарта общего образования второго поколения? Какие же новые задачи ставят все эти изменения перед современным учителем, и как ему в решении этих задач может и должен помочь учебник? Учебник – краткий свод биологических научных сведений, он определяет объём изучаемого материала, уровень и структуру базовых знаний школьников, является методическим пособием по формированию универсальных учебных умений. С помощью универсальных учебных действий учащиеся получают большие возможности на уроках биологии – “умение учиться”, а именно результативно мыслить и работать с информацией, общаться, взаимодействовать с людьми, организовывать свою деятельность, самостоятельно делать свой выбор в мире мыслей, чувств и ценностей, отвечать за свой выбор. Учебник уже не является главным источником информации, но он является навигатором в мощном и противоречивом информационном пространстве, первым помощником учителю в реализации многочисленных задач современного образования особенно на начальных этапах развития самостоятельной деятельности, а также фундаментом организации познавательной деятельности учащихся. Умение работать с ним – важное условие для воспитания самообразования школьников на ступени обучения в основной школе. Особенно важно многократное использование учебника в школьном курсе биологии в пятом классе.
В условиях модернизации российского образования учебный текст выступает одним из средств реализации деятельностного подхода на уроках биологии. В начальной школе учителя закладывают элементы работы с учебником. Задача учителя работающего в 5-м классе – продолжить формировать навык работы с учебником, который помогал бы и был практически использован учеником в системе биологических знаний. В настоящее время, когда учитель имеет возможность выбора учебника, необходимо найти такой учебник и эффективные приёмы работы с ним, которые обеспечат формирование опыта переноса и применения универсальных учебных действий в жизненных ситуациях для решения задач общекультурного, личностного и познавательного развития обучающихся.
Хорошим помощником учителя в учебном процессе является учебно-методический комплекс Cонин Биология. 5 кл., М.:Дрофа. Например, в введении учебника размещена памятка, как составить план к тексту параграфа, предметный указатель, все перечисленное облегчает работу ученику по добыванию познавательного материала, повышает эффективность урока. Составление плана к тексту параграфа развивает мыслительную деятельность, умение выражать точно последовательно свои мысли, развивает монологическую речь, умение слушать и др. Данный вид деятельности повышает уровень понимания текста, что способствует овладению прочными знаниями.
Систематическая работа с текстом создает условия для формирования у школьников информационных компетентностей: умение работать с текстом и иллюстрациями учебника, умение находить и анализировать информацию, умение использовать необходимую информацию при изучении биологии. Существует огромное количество приёмов работы с учебником, но хочу выделить основные, которые чаще всего использую в школьном курсе, которые помогают формировать регулятивные, коммуникативные, познавательные, личностные умения. Наиболее эффективные приемы, которые использую на уроке для усвоения базового уровня – это нахождение в тексте учебника ответов на вопросы; составление схем и таблиц по тексту учебника; работа с иллюстрациями, рисунками; составление плана, рассказа по плану. Овладение умением работать с текстом проявляется в способности учащихся быстро прочитать и понять его – это очень важно для пятиклассников при переходе из начальной в основную школу. Учащиеся выбирают из текста нужные сведения и составляют ответ на вопрос с учётом основного содержания изучаемого материала в соответствии с поставленными целями урока.
В работе с учебником широко использую разные приёмы составления схем, таблиц для усвоения биологических знаний и овладения умениями в процессе организации познавательной деятельности. Сначала предлагаю готовые схемы и таблицы, выполненные учителем. В дальнейшем работа с таблицами усложняется, (увеличивается число граф), при этом учащиеся учатся делать краткие записи. Организация учебной деятельности по составлению схем особенно необходима при изучении вопросов классификации растений и животных, процессов жизнедеятельности, происходящих в клетке, организме, взаимосвязей в экосистеме и др. Подобная работа способствует обобщению и систематизации знаний, учит проводить отбор нужных сведений, позволяет определить место каждой систематической категории в системе органического мира и установить родственные связи между ними.
Большое значение имеет организация работы с иллюстрациями учебника. Иллюстрации в учебнике биологии составляют небольшую часть, но в них наглядно отображается содержание текста, они дополняют и конкретизируют его. Как правило, у школьников вызывают затруднения рисунки, на которых отображены процессы жизнедеятельности, оплодотворение, размножение и развитие. Усложнением поисковой работы с рисунками могут служить задания на нахождение ответов на вопросы в качестве самостоятельного источника знаний. Таким образом, можно сделать вывод, что для пятиклассников основным источником получения знаний и формирования универсальных учебных действий остаётся учебник, несмотря на современные носители информации, в которых также приходится работать с текстовой информацией.
Предлагаю ознакомиться с возможностями использования учебника в процессе формирования универсальных учебных действий на уроках биологии в 5-м классе в плане конспекта урока.
План – конспект урока по биологии
Тип урока: урок “открытия” нового знания.
Тема: Биология - наука о живой природе.
Цели урока:
Деятельностная: создание условий для формирования у учащихся способности к открытию новых знаний через работу с текстом учебника, иллюстрациями, знакомства с учебником и его методическим аппаратом, поиска решений проблемных вопросов, через сотрудничество с одноклассниками при обсуждении.
Образовательная: формирование представлений о биологии как науки, биологических дисциплинах, биосфере, экологии, роли биологической науки в жизни общества.
Задачи:
Образовательная: учить учащихся составлять план к тексту параграфа, делить текст на части (смысловые единицы), выделять главное, существенное в части текста, составлять рассказ по плану, задавать вопросы к тексту, работать с иллюстрациями, схемами.
Развивающая: развивать общеучебные компетенции:
Коммуникативные: (владение всеми видами речевой деятельности и основам культуры устной речи).
Информационные: (умение извлекать информацию из текста учебника, применять).
Организационные: (умение формулировать цель деятельности, планировать ее достижение, осуществлять самооценку).
Воспитательные: воспитывать обучающихся через погружение в содержание текста учебника.
Планируемые результаты обучения:
Предметные: учащиеся имеют представление о биологии как науке, о значении биологических знаний в современной жизни и роли биологической науки в жизни общества; усвоили понятия “биология”, “биосфера”, “экология”.
Метапредметные: формируются умения проводить наблюдения в живой природе, фиксировать и оформлять их результаты, адекватно использовать речевые средства, умение работать с разными источниками биологической информации.
Личностные: формируется любовь и бережное отношение к родной природе, элементы экологической культуры.
Основные понятия урока: биология, биосфера, экология.
Методы:
Основной: наглядные (работа с учебником, рисунками, таблицами), словесные (беседа, диалог, рассказ), практические ( поиск информации, работа с рисунками)
Дополнительные: частично – поисковый.
Основные вопросы: что изучает биология, значение биологии.
Средства обучения:
Учебник Сонин В.В. Биология.. 5 класс. М.: Дрофа, 2012;
3. Введение и отработка понятий “биология”, “биосфера”, “экология”.
6) Выполните задание №1, с.4 в рабочей тетради (на печатной основе). Найдите в тексте учебника с.6 понятия, указанные ниже и закончите предложения 7) Прочитайте текст на с.7, составьте план, используя инструкцию “Требования к составлению плана параграфа” с.18 учебника. Опиши устно по плану строение биосферы, используя рис.2, с.7
Читают текст, выписывают понятия в тетрадь
Читают текст, составляют план, записывают в тетради, используя план, рис.2 с.7 готовят рассказ
П: осуществляют поиск информации;
П: осуществляют поиск информации; составляют простой план
К: готовят устный рассказ;
Р: работают по инструкции
В парах
4.Значение биологических знаний в жизни человека.
8).Рассмотрите рис 3, с.8, ответьте на вопрос: что будет, если человек лишится биологических знаний…..
Учитель просит учащихся, у которых лучшие ответы сделать в своих оценочных листах пометки.
Выдвигают предположения,
Приводятся факты, которые можно найти в тексте, рисунке, личного опыта.
Обучающиеся заносят результаты в оценочный лист (см. приложение № 1)
П: выдвигают гипотезы и их обосновывают;
К: выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации
Индивидуальная
Фронтальная беседа с использование рисунка 3 учебника
IV. Закрепление
Учитель совместно с обучающимися подводит итоги урока. Биология – это наука, которая изучает жизнь. Биологические знания помогают человеку лечить и предупреждать болезни, сохранять и улучшать условия жизни.
Объясни: Экология – это…, Биосфера - это …. Биология – это… Учитель выставляет оценки, называет отличившихся учеников
Учащиеся выполняют упражнение.
Обучающиеся заносят результаты в оценочный лист (см. приложение № 1)
П: мысленное воспроизведение понятий.
К: оформляют свои мысли в устной форме.
Л: подводят итоги своей деятельности
Фронтальная
V. Рефлексия
Учитель просит высказать свои ощущения
Я узнал… Я научился…. Мне понравилось… Я затруднялся ….. Мое настроение…
Все что запланировал, на уроке сделал (да, нет)
Ученики в оценочных листах подводят итоги своей деятельности, соотносят результаты деятельности с целью урока.
Л: подводят итоги своей деятельности: что получилось? Что не получилось?
Р: Что еще следует повторить? Адекватно воспринимают оценки и отметки
Индивидуальная
VI. Задание на дом
В учебнике изучить статью “Как работать с учебником” и § 1 “Биология — наука о живой природе”.
Ответить на вопросы (устно) и подготовить сообщение по заданию в конце параграфа. В рабочей тетради выполнить задания 3, 4 и 5
Записывают домашнее задание, задают вопросы
К: слушают собеседника и вступают с ним в диалог, задают вопросы
Индивидуальная
Оценочный лист к уроку приложение 1
Фамилия, имя ученика________________________________________________________________
Задания
Баллы
Критерии оценки
Задание № 1
3 балла – все правильно
2 балла ответ с незначительными ошибками
1 балл – допущены не грубые биологические ошибки
0 баллов – задание не выполнено
Задание № 2
3 балла – все правильно
2 балла – ответ с незначительными ошибками
1 балл – допущены не грубые биологические ошибки
0 баллов – задание не выполнено
Задание № 3
2 балла – все правильно
1 балл – ответ с незначительными ошибками
0 баллов – задание не выполнено
Задание № 4
2 балла – все правильно
1 балл – допущены не грубые биологические ошибки
0 баллов – задание не выполнено
Задание № 5
2 балла – все правильно
1 балл – допущены не грубые биологические ошибки
0 баллов – задание не выполнено
Задание № 6
2 балла – все правильно
1 балл – допущены не грубые биологические ошибки
0 баллов – задание не выполнено
Задание № 7
2 балла – все правильно
1 балл – допущены не грубые биологические ошибки
0 баллов – задание не выполнено
Задание № 8
2 балла – все правильно
1 балл – допущены не грубые биологические ошибки
0 баллов – задание не выполнено
Итого
Максимальный балл – 18.
Оценка за работу на уроке
16 – 18 баллов – оценка 5.
Оцени свое настроение на уроке
(поставь галочку)
13 – 15 баллов – оценка 4.
8 – 12 баллов – оценка 3.
Меньше 8 баллов – оценка 2.
Приложение 2
Как работать с текстом
1.Прочитайте название параграфа. Оно отражает его главное содержание
2.Прочитайте вопросы перед текстом параграфа. Постарайтесь на них ответить.
3.Это поможет вам лучше понять текст параграфа.
4.Прочитайте вопросы в конце параграфа. Они помогут выделить наиболее важный материал параграфа.
5.Прочитайте текст, мысленно разбейте его на «смысловые единицы», составьте план (см.с.18)
6.Проведите сортировку текста (новые термины и определения выучите наизусть, основные положения запомните, умейте их доказывать и подтверждать примерами